И соку гранатового отведаем.
7. Гранаты знаменуют здесь таинства Христовы и суды премудрости Божьей, и доблести и атрибуты Бога, кои разумением сих таинств и судов узнаются в Бозе, и которые бесчисленны. Ибо, как гранаты содержат множество зерен, рождённых и заключённых в единой круглой полости, так каждый из атрибутов и судов, и тайн, и доблестей Божьих содержат в себе великое множество чудесных упорядочений и восхитительных эффектов Бога, содержащихся и сохраняемых в полости [сферической] доблести и таинства, и т.д., которым принадлежат те эффекты. И отмечаем здесь круглую или сферическую форму граната, потому что под каждым гранатом здесь разумеем какую либо доблесть или атрибут Бога, каковые атрибут или доблесть есть сам Бог, который знаменуется сферической или круглой фигурой, ибо не имеет ни начала, ни конца. О чём, через обретение в мудрости Божьей столь бесчисленных судов и таинств, молвила супруга Супругу в Песнях: Живот твой – слоновая кость, отделанная сапфирами (5,14); под каковыми сапфирами знаменуются сказанные таинства и суды божественной Премудрости (которая здесь знаменуется животом), ибо сапфир есть камень драгоценный цвета неба, когда оно ясно и прозрачно.
8. Сок, о коем молвит здесь супруга, которого отведали она и Супруг из этих гранатов, есть наслаждение и удовольствие любви Божьей, которая в понятиях и сознании их переливается в душу. Ибо, как из множества зерен гранатовых получается один сок, когда их едят, так изо всех тех чудес и величий Бога внушённых душе, наливаются в неё наслаждение и удовольствие любви, кое есть питьё Духа Свята; которое она тут же предлагает своему Богу, Супругу Слову с великой нежностью любви. потому что сие питьё божественное обещала она ему в Песнях, если ввёдёт её в эти высокие понятия, говоря: Там познаешь меня, и дам тебе питьё из вина пряного и сока моих гранатов (8,2); называя их своими, то есть божественные понятия, хотя суть Божьи, даны ей через обладание Им. Веселье и усладу таковых в вине любви даёт она, как питьё, своему Богу. И это хочет сказать: соку гранатового отведаем. Ибо, вкушаемое Им даёт вкусить ей, а вкушаемое ею возвращается во вкушение Ему; и так есть вкус, общий обоим.
ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ
1. В двух предыдущих песнях воспела душа блага, кои даровал ей Супруг в той счастливой вечности, а именно: что Супруг действительно преобразил её в красу своей Мудрости, тварной и нетварной, и что там она преобразилась также в красу союза Слова с Человечностью, в коем уже познала Его, так же с лица, как раньше со спины. И теперь, в следующей песне говорит о двух вещах: во-первых, о способе, которым вкушает тот божественный сок сапфиров или гранатов, о коих сказано; во-вторых, несёт перед Супругом славу, которую должен ей даровать по её предназначению. Здесь нужно отметить, что, хотя об этих благах души она высказывается последовательно, по частям, все они содержатся в единой сущностной славе души. Молвит, стало быть, так:
П Е С Н Ь 3 8
Там мне покажешь
На что претендует душа моя,
И тут же мне подаришь
Там ты, жизнь моя,
То, что мне давал другого дня.
РАЗЪЯСНЕНИЕ
2. Цель, ради которой душа желала войти в те пещеры заключалась в том, чтобы быть съеденной любовью Божьей, на что она всегда претендовала, то есть войти в любовь к Богу с чистотой и совершенством, за которые любима она Им, чтобы разом отплатить ему. Итак, она говорит Супругу в этой песне, что там он покажет ей то, на что она так всегда претендовала во всех своих актах и упражнениях, то есть покажет ей любовь к Супругу с совершенством, с которым Он любит. И второе, о чём говорит, что там подарит ей славу сущностную, которую предназначил ей от века. Итак, молвит:
Там мне покажешь
На что претендует душа моя.
3. Эта претензия души есть равенство любви с Богом, которого всегда естественно и сверхъестественно страстно хочет, потому что влюблённый не может удовлетвориться, если не чувствует, что любит настолько же, насколько сам любим. И как душа видит, что с преображением, кое имеет в Бозе в жизни сей, хотя любовь её безмерна, не может достичь равенства с совершенством любви, с коей Бог любит её, желает ясного преображения славой, в коей достигнет равенства со сказанной любовью. Потому что, хотя на сей высокой ступени, которой достигла здесь, имеет подлинное единение воли, не может достичь пробы и силы любви, которую в том крепком союзе славы заимела бы. Ибо, как говорит Святой Павел, узнает душа тогда, как известна она Богу (1Кор. 13,12), тогда также полюбит Его так, как любима Богом; потому что тогда, как разум её будет разумом Бога, воля её будет волей Бога, так любовь её будет любовью Бога. Потому что, хотя там не будет потеряна воля души, будет она так крепко соединена с крепостью воли Божьей, с коей любима Им, что полюбит Его так же крепко и совершенно, как любима Им, в соединении двух воль в одну единственную волю и одну любовь Бога, и так полюбит душа Бога с волей и силой самого Бога, соединённая с Ним той же силой любви, с коей любима Богом; каковая сила есть Дух Свят, в который душа преобразится там; так что Он, отданный душе силой этой любви, предположит и добавит в неё, чего её не достаёт, по причине того преображения славой. Каковая ещё в совершенном преображении брака, которого душа достигает в жизни сей, в коем вся превратится в любезность, некоторым образом любит так Святым Духом, которого Он даровал ей (Рим. 5,5) в этом преображении.
4. Посему, примечательно, что не говорит здесь душа, яко подарит там ему свою любовь, хотя истинно даёт ему её, потому что этим даёт понять только, что Бог полюбит её ею, что там покажет ей, как должна она любить его с совершенством, на которое претендует. Поскольку Он дарует ей там свою любовь, тем самым показывает ей образчик любви, чтобы она любила бы его так, как любима Им, так как, кроме того, что научает Бог там душу любить чисто и свободно, без корысти, как Он нас любит, побуждает её любить с силой, которой Он её любит, преобразовав её в свою любовь, как мы сказали, в каковой дарует ей ту самую силу, с которой она могла бы любить Его, что подобно тому, как если бы вложить в руки инструмент и рассказать, как действовать им, работая им совместно с нею; что означает показать ей, как надо любить, и даровать к тому способность. Пока душа не достигнет сего, не будет она довольна, ни в другой жизни пребудет, если, как молвит Святой Фома (в опусе О Блаженстве), не почувствует, что любит Бога столько же, сколько Им любима. И, как уже сказано, в этой стадии духовного брака, о которой говорим в сём рассуждении, хотя не имеет душа совершенства любви Славной, имеет, однако, живой образ и облик такового совершенства, которое абсолютно несказуемо.
И тотчас мне даруешь
Там ты, жизнь моя,