Прелесть и красоту во мне оставлял.

7. То, что сказала душа в двух предыдущих стихах, служит тому, чтобы дать понять то, что сказал Святой Иоанн в Евангелии, а именно, что Бог даёт благодать ради благодати (1,16), потому что, когда Бог видит душу прелестной в очах Своих, много подвизается к тому, чтобы одарить её большей благодатью, через что обитает в ней добре благодарствуя. Ведая о сём, Моисей просил у Бога больше благодати, желая обязать Его к этому той благостью, которую уже имел в себе, молвя Богу: Ты говоришь мне, что знаешь меня по имени, и что обрёл аз привлекательность пред Тобой; поэтому, если обрёл прелесть в присутствии Твоём, теперь же яви лик Твой, да узнаю Тебя и обрету прелесть пред очами Твоими (Исх. 33, 12-13). И, поскольку этой прелестью стала она пред Богом возвеличена, почётна и украшена (как мы сказали), через то возлюблена богом несказанно. Таким образом, что если раньше, пребывая в Своей милости, любил её только ради Себя, теперь, яко она уже пребывает в Его милости, любит её не только ради Себя, но также ради неё, и так, влюблённый в красу её, посредством деяний и трудов ея, теперь (уже) без них, Он всегда сообщает ей больше любви и милостей, и, поскольку она всё больше чествуется и возвеличивается, всегда больше пленяется ею и влюбляется в неё. Ибо так даёт уразуметь сие Бог, беседуя со своим другом Иаковом через Исайю, говоря: После того, как сделался в очах Моих почестным и славным, возлюбил Аз тебя (43,4); что есть то же самое, как сказать: после того, как мои очи даровали тебе прелесть взглядом своим, через что соделали тебя славным и достойным чести в присутствии Моём, заслуживаешь большей милости любезностей моих; потому что для Бога любить больше значит оказывать больше любезностей. Это самое даёт уразуметь супруга в божественных Песнях другим душам, говоря: Смугла, но красива, дщери Иерусалимские; оттого любит меня царь, и вводит меня вовнутрь ложа своего (1,4). Это всё равно, что сказать: Души, не знающие и не постигающие сих милостей, не дивитесь тому, что Царь небесный оказывает мне такие великие, что помещает меня во внутреннее своей любви, ибо, хотя смугла я, так вложил в меня свои очи, после того, как воззрел на меня впервые, что не удовлетворится до тех пор, пока не обвенчается со мной и не перенесёт меня на внутреннее ложе своей любви.

8. Кто сможет высказать, до какой степени Бог величит душу, когда одаривает будучи прельщённым ею? Никто не сможет ни высказать, ни даже вообразить; потому что, в конечном счёте, делает это как Бог, чтобы показать кто Он. Единственно, можно получить некоторое понятие об этом из [характера] Бога, который даёт больше тому, кто больше имеет; и даваемое им многократно больше того, что имела душа до того, соответственно, это даёт уразуметь Евангелие, говоря: Который имеет, ему дастся больше, вплоть до изобилия; у неимущего и то, что имеет, отнимется (Мт. 13, 12) . Итак, состояние, кое раб имел не по милости своего Господина, у него отнимется и дастся тому, у кого больше денег, которые все по милости его Господина. Откуда, лучшие и главнейшие блага дома его, то есть его Церкви, как воинствующей, так и победившей, собирает Бог в том, кто Его наибольший друг, и распоряжается, чтобы его чествовали и прославляли; подобно тому, как один великий свет абсорбирует в себе многие малые светы. Как также даёт Бог уразуметь в вышесказанном авторитетном свидетельстве Исайи, сообразно духовному чувству, беседуя с Иаковом, молвя: Аз твой Господь Бог, святый Израилев, спаситель твой; Египет отдал за твоё искупление и Сабу за тебя; и отдам людей ради тебя, и народы ради души твоей (43,3-4).

9. Вполне можешь, стало быть уже, Бог мой, смотреть и ценить высоко душу, на которую взираешь, так как с воззрением твоим полагаешь в ней драгоценность и пленяешься тем, что ты сам ценишь и чем очаровываешься. И, через то, уже не один только раз, но многажды взираешь на неё, после того как воззрел однажды. Оттого, как молвит в Книге Эсфирь через Духа Свята, достоин есть чести, кого хочет чествовать Царь (6,11).

ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ

1. Любовные ласки, которые Супруг творит душе на этой стадии, неоценимы, а хвалы и любезности божественной любви, кои с великой частотой проходят между двумя, несказанны. Она тратится в похвале и признательности Ему, Он в возвеличивании, похвале и признательности ей, согласно находимому в Песнях, где, беседуя с нею, молвит: Разглядел, яко прекрасна ты, подруга моя; разглядел, яко прекрасна, и очи твои – очи голубки; и она отвечает и молвит: Усмотрела, яко ты прекрасен, возлюбленный мой, и красив (1, 14-15); и другие многие любезности и хвалы, кои один другому на каждом шагу говорит в Песнях. Итак, душа в предыдущей песне перестаёт презирать себя, называясь смуглянкой и уродиной, и восхвалять его, как красивого и прелестного, потому что взглядом своим даровал ей прелесть и красоту. А он, по привычке восхвалять того, кто принижается, поместив в неё очи, как она просила, в песне следующей занят восхвалением её, не называя её (больше) смуглянкой, как звала она себя, но – голубкой белой, восхваляя её за добрые качества, как голубку и горлицу. Итак, молвит:

П Е С Н Ь 3 4

Голубка белая

в ковчег с веткой воротилась;

И уже горлинки

Общества желая

Наши рекомендации