Так как только любовью уже занимаюсь.
8. Как если бы сказала: что уже все эти обязанности вложены в исполнение любви Божией; а именно, что все навыки моей души и тела, память, разум и воля, чувства внутренние и внешние, и вожделения частей чувственной и духовной, всё это движется любовью и в любви, сотворяя всё, что творят, с любовью и претерпевая всё, что претерпевают, со вкусом любви. Это хотел дать уразуметь Давид, когда говорил: Крепость мою охраняю ради тебя (Пс. 58,10).
9. Примечательно здесь то, что когда душа достигает этой стадии, вся деятельность части духовной и части чувственной, хоть в делании, хоть в претерпевании, смотря по тому, в чём пребывает, всегда, в главном, причиняется любовью и лаской Божией, как мы сказали. И вплоть до того, что та же практика молитвы и общения с Богом, которые раньше обыкновенно имела в прочих рассмотрениях и расположениях, целиком есть уже осуществление любви. О способе, коим теперь осуществляется, как общение с преходящим, так и общение с духовным, такая душа всегда может сказать, что уж только в любви есть моё упражненье.
10. Блаженная жизнь и блаженное состояние, и блаженна душа, которая достигла сих!, в коих всё её есть уже субстанция любви и ласки и блаженства венчания, в коем поистине может супруга сказать божественному Супругу те слова чистой любви, которые говорит Ему в Песнях, говоря: Все яблоки новые и старые сберегла для тебя (7,13); что есть как если бы сказала: Любимый мой, всё тернистое и трудное люблю ради тебя и всё нежное и вкусное люблю ради тебя. Но прозаически истолкованный смысл этого стиха заключается в том, что душа в этом состоянии брака духовного обычно идёт в союзе любви с Богом, каковое есть общее и обыкновенное присутствие любящей воли в Бозе.
ПРИМЕЧАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕЙ ПЕСНЕ
1. Истинно душа теперь пропала во всех вещах и захвачена единственно любовью, и дух не прилагается уже к другим вещам. Оттого, даже активная жизнь и прочие внешние практики ослабевают, чтобы исполниться поистине единой лишь вещью, о коей говорил Жених, яко одна она есть на потребу (Лк. 10,42), и есть присутствие и непрекращающееся свершение любви в Бозе. Каковую Он так ценит и так ею дорожит, что, как попенял Марте за хотение поднять на ноги Марию, ради того чтобы занять её иными действиями служения Господу, подразумевая, что она всё делает, а Мария не делает ничего, так как отдыхает с Господом (там же ст.41), понимая это превратно (ибо нет лучшей и более нужной работы, чем любовь), так же в Песнях защищает супругу, заклиная все творения мира – каковые подразумеваются там под дщерями Иерусалимскими – яко не мешали бы сну духовному любви супруги, и не заставляли бы её бодрствовать, да не отверзались бы очи её ни на что, кроме того, что любит (3,5).
2. Где следует заметить, что, пока душа не достигла ещё сей стадии союза любви, ей нужно проявлять любовь так же в жизни активной, как в созерцательной. Но, когда она уже достигла её, не нужно ей заниматься другими делами и упражнениями внешними, которые могли бы помешать в точке сказанного присутствия любви в Бозе, хотя бы и были от великого служения Богу; ибо более драгоценно пред Богом и для души крошечка той чистой любви, и более пользы приносит Церкви, хотя кажется, что не делает ничего, так как соединяет в себе все прочие труды. Оттого-то Мария Магдалина, хотя своей проповедью принесла великую пользу и сделала бы ещё больше потом, ради великого желания угодить своему Супругу и принести пользу Церкви сокрылась в пустыне на тридцать лет, чтобы по-настоящему отдаться любви, представляя себе, что стяжает таким образом много больше, через то многое, что прибавляет и привносит в Церковь маленький кусочек сей любви.
3. Откуда, когда некая душа обладает чем-либо из этой ступени уединённой любви, великое оскорбление наносится ей и Церкви, если, хотя бы и на малое время, её хотят занять вещами внешними или занятиями, хотя бы и о многом имении. Потому что, ежели Бог заклинает не будить её от этой любви, кто же осмелится на такое и останется без упрёка? Наконец, ради этой цели любви созданы творения. Предупреждаются, стало быть, здесь слишком активные, которые думают препоясаться миру с проповедями и трудами внешними, которые много больше принесли бы пользы Церкви и много более угодили бы Богу, не считая доброго примера, который явили бы собой, если бы потратили по крайней мере половину времени на общение с Богом в молитве, - хотя не достигли бы такой высокой стадии как та душа. Тогда наверняка содеяли бы больше и с меньшими трудами, одной работой вместо тысячи, заслуживши оное своей молитвой, и имея духовные силы свои собранными в ней; потому что иным способом делается и выковывается немногим больше, чем ничего, а иной раз ничего, а ещё другой раз и вред. Потому Бог освобождает вас от того, чтобы вы начали превозноситься как соль земли, так как, хотя и кажется большим извне то, что творите, в существе есть ничто, поскольку верно, что добрые дела не могут свершиться иначе, чем в доблести Божьей.
4. О, сколько бы мог написать здесь об этом! Но для этого нет места. Сказанное же служит тому, чтобы дать уразуметь следующую песню; ибо в ней душа отвечает от себя всем тем, которые оспаривают этот святой досуг души и хотят, чтобы работала всё то, что бросается в глаза извне и застит их; не разумея сокрытой жилы и корня, откуда рождается влага и происходит всякий плод. Итак, износит песнь:
П Е С Н Ь 2 9