Дуй, австро, яко оживляешь любови.
4. Австро – это юго-западный ветер, который в просторечии зовётся «абрего». Се дуновение кроткое, причиняющее дожди и проращивающее травы и растения, и раскрывающее цветы, и расточающее запахи их; действует противоположно борею. Итак, под сим дуновением разумеет душа Дух Свят; о коем молвит, яко передаёт приветы любимым, потому что, когда это божественное дуновение налетает на душу, так всё воспламеняет, и ласкает её, и живит, и бодрит волю, и воздымает хотения любви Божией, кои ранее были вялыми и спящими, что душа может право молвить, яко оживляет любови Его и её. И то, чего просит у Духа Свята, высказывает в следующей песне:
Устремись к моему саду.
5. Каковой сад есть сама душа, как выше та же душа звалась виноградником цветущим, оттого что цвет доблестей, принадлежащих ей даёт Ему вино сладкое, так здесь она зовётся также садом, ибо в ней насаждены и рождаются и растут цветы совершенства и доблестей, о коих мы сказали. И следует здесь заметить, что не говорит супруга: устремись в мой сад, но – устремись по мой сад, потому что велика разница между устремлением Бога в душу и устремлением по душу. Потому что устремиться в душу значит утвердить в ней милость, дары и доблести, а устремиться по душу означает что Бог творит касание и подвижку доблестей и совершенств, которые он уже даровал, обновляя и подвизая их таким образом, что они источают душе восхитительные аромат и приятность; точно так, как бывает, когда шевелят ароматические специи, которые в то время как это делают, разливают обилие своего запаха, каковой до этого ни был таким, ни чувствовался в такой степени. Ибо не всегда душа ощущает и действительно вкушает доблести, приобретённые или внедрённые, кои имеет в себе, потому что (как мы после скажем), в жизни сей они пребывают в душе, подобно цветам, затворённым в почке, или как специи ароматические, закрытые в сосуде, чей запах не ощущается, доколе их не откроют и не пошевелят, как мы сказали.
6. Однако иной раз оказывает Бог такие милости душе супруге, что, устремляясь со своим Духом божественным по сад её цветущий, раскрывает все эти почки доблестей и отворяет эти специи ароматические даров и совершенств, и богатств души, и, демонстрируя сокровище и изобилие внутреннее, открывает всю красоту её. И тогда есть вещь восхитительная видеть и нежная ощущать богатство, которое открывают душе её дары и красота цветов доблестей, уже целиком раскрытых в душе. И нежность запаха, который каждая из доблестей даёт ей согласно своему характеру, неоценима. И это называет здесь, пробежать запахами сада, когда в следующей строфе молвит:
И пробеги его ароматами.
7. Каковые суть в таком изобилии иной раз, что кажется душе, будто она оделась радостями и купается в славе неоценимой; такой, что не только ощущает её внутри, но столь переливается наружу, что об этом узнают обратившие внимание, и такая душа представляется им восхитительным садом, полным прелестей и богатств Божиих. И сие заметно в тех святых душах не только тогда, когда раскрываются (в ней) сии цветы, но обыкновенно несут в себе нечто не своё, от величия и достоинства, которые рождают в прочих смущение и уважение, ради сверхъестественного действия, которое вносится в личность близостью и тесным общением с Богом, каковое описано в Исходе Моисея, яко не могли взирать на лице его, ради чести и славы, которые запечатлелись на нём от общения с Богом лицом к лицу (34,30).
8. В сём устремлении Духа Свята по душу, кое есть посещение Его любви её, возвышенным образом сообщается Супруг Сын Божий; который ради сего посылает вперёд своего Духа (как апостолов), который является Его Квартирмейстером, чтобы тот приготовил гостиницу души супруги, подъявши её в радость, подготовить сад для хозяина, раскрывши цветы его, открывши дары его, расстеливши ковры его милостей и богатств. Итак, великим желанием желает всего этого душа супруга, то есть, чтобы удалился сиверко и пришёл австро и дохнул по саду, потому что тогда обретает душа разом многие вещи; ибо обретает удовольствие от доблестей, помещённых в место сладостного упражнения (как мы сказали); обретает радость Возлюбленного в них, так как посредством их (как мы уже сказали) сообщается в ней с более прямой любовью и творит ей более конкретные милости, чем ранее; и обретает то, что Любимый много более услаждается в ней актуальным упражнением доблестей, каковое есть наибольше ублажающее её, а именно, что её Возлюбленный радуется; и обретает также продолжение и длящесть этого вкушения и наслаждения в своих доблестях, о чём, соответственно, молвит в Песнях следующим образом: Меж тем как пребывал король в молельне свой (сиречь в душе), моё древо цветущее и благовоние источали запах нежный (1,11) ; разумея здесь под древом цветущим саму душу, которая цветами доблестей, имеющихся в ней, источает аромат нежности Возлюбленному, который обитает в ней в этом способе единения.
9. Постольку многожеланно есть божественное сие дуновение Духа Святого, которого всякая душа молит, да дохнёт по саду её, чтобы пробежали (по нему) чудные запахи Бога. И поскольку оно так необходимо и славно и благостно для души, супруга в Песнях желала и просила его в тех же словах, что и здесь, говоря: Снимись отсель сиверко и приди «абрего», и дохни по саду моему, и потекут его запахи и драгоценные ароматы (4,16). И всего этого желает душа, не ради услады и славы, которые отсюда следуют ей, но ради того, что знает, яко в сём радуется Супруг её, и потому что сие есть расположение и предзнаменование того, что Сын Божий входит, радуясь, в неё. Так что через это молвит тут же: