Не прошёл ли, скажите, вами?
ИЗЪЯСНЕНИЕ
I. После того, как душа дала понять способ приуготовления себя для вступления на этот путь, чтобы не идти уже к усладам и смакам, и силу, потребную для побеждения искушений и трудностей - в чём состоит упражнение познания себя, каковое есть первое, что должна сотворить душа, дабы идти к познанию Бога, - теперь, в сей песне, приступает к путешествию, через рассмотрение и познание твари, к узнаванию Возлюбленного, Творца их. Потому что, после упражнения в познании самого себя первым по порядку на этой дороге духовной, по коей идти к познанию Бога, стоит рассмотрение твари, через которое уясняется Его величие и превосходство, согласно Апостолу, который молвит: Inviisibilia enim ipsius a creatura mundi, per en quae facta sunt, intellecta, conspiciuntur; что есть как если бы сказал: Вещи невидимые Бога душою познаны суть посредством вещей сотворённых, видимых и невидимых (Рим. 1,20). Разговаривает, стало быть, душа в сей песне с тварями, вопрошая их о Возлюбленном. И должно заметить, что, как молвит Святой Августин, вопрос, который душа задаёт тварям, есть значение, кое творит в них Творец. Итак, в сей песне содержится рассмотрение элементов и прочих тварей низших, и рассмотрение небес и остальных тварей и вещей; материальных, что Бог сотворил в них, и также рассмотрение духов небесных, в словах:
О, леса и чащобы!
2. Называет лесами элементы, кои суть земля, вода, воздух и огонь, потому что подобно прелестным лесам заселены /эти стихии/ частыми тварями; каковые называет здесь чащобами, из-за великого числа и многоразличия их в каждой стихии: в земле бесчисленные многообразия животных и растений, в воде бесчисленные виды рыб, в воздухе многое разнообразие птиц, и стихия огня, которая сопутствует всему, ради оживления и сохранения их. Итак, всякого жребия животные живут каждый в своей стихии и суть всажены и поселены в ней, как в своём лугу и местности, где рождаются и размножаются. И, поистине, так велел им Бог при сотворении их, приказав земле, чтобы плодила растения и животных, и морю и воде, да изводят рыб, а воздух сотворил обителью птиц (Быт. I). И через то, душа, знающе, яко так Он повелел, и так сотворил, молвит в следующем стихе:
Любимого дланью всаженные
3. В нём заключено усмотрение, а именно то, что сии различия и величия только лишь рукою Любящего Бога могли быть сделаны и порождены. Где следует заметить, яко дальновидно молвит: дланью Любимого, потому что, хотя многие другие вещи творит Бог рукою чужою, как, скажем, ангелов или человеков, то, что порождается, никогда не делал и не делает иначе, как своею собственной. Итак, душа много подвизается к любви своего Возлюбленного Бога через рассмотрение творений, зная, что они суть вещи, сделанные Его собственной рукой. И молвит далее:
О, зелены луга!
4. Это усмотрение неба, которое называет лугом зелёным, потому что вещи, которые порождены в Нём, всегда пребывают неувядаемо зелёными, так как не прекращаются и не блекнут со временем, и в них как в свежей зелени, отдыхают и радуются праведники. В каковом усмотрении также постигается различие красивых звезд и других планет небесных.
5. Сие имя, зеленя, придаёт также Церковь вещам небесным, когда, вопрошая Бога о душах упокоившихся верных, беседуя с ними, молвит: Constituit vos Dominus inter amoena virentia; чем хочет сказать: Утверди вас Бог среди зеленей восхитительных. И говорит также, что сей луг зелёный есть также
в цветах лазоревых.
6. Под каковыми цветами разумеет ангелов и души святых, которыми устроено сие место и украшено /как/ изящной и тонкой глазурью ваза превосходного злата.
Не прошёл ли, скажите, вами?
7. Это вопрошание есть рассмотрение, о котором сказано выше, и есть, как если бы сказала: поведайте, какие превосходства породил в вас?
ПЕСНЬ 5
Тысячу милостей расточая,
Прошёл по рощам этим, поспешая.
И идучи, их оглядая
О стати своей единственно
Одежд им красоту оставляя
ИЗЪЯСНЕНИЕ
I. В сей песне отвечают творения душе; каковой ответ, как также молвит Святой Августин в том же месте, есть свидетельство, которое даёт в себе величие и превосходство Бога душе, которая вопрошает в рассмотрении его. Итак, в этой песне, содержащееся в ней по существу есть то, что Бог сотворил все вещи с великой лёгкостью и быстротой, и в оставил в них некий след того, каков Он, не только давши им быть из ничего, но ещё даровав им бесчисленные изящества и доблести, украсивши их восхитительным порядком и взаимозависимостью безущербной, которую имеют одни от других, и всё это сотворил Мудростью Своей, которою сотворил их, которая есть Слово, Его Сын единородный. Молвит, стало быть, так:
Тысячу милостей расточая.
2. Под этой тысячью милостей, которые, молвит, шёл, расточая, разумеется множество тварей бесчисленных; ради чего полагает здесь число великое, каковое есть тысяча , чтобы дать понятие о множестве их, кои именует милостями , из-за многих милостей, дарованных тварям; каковые расточая значит весь мир заселяя ими,