Зверей не испугаюсь сквозь форты и границы пройду
6. В каковых стихах выставляет трёх врагов души, кои суть мир, бес и плоть, они суть те, кто воинствуют и затрудняют путь. Под зверьми разумеет мир; под фортами - беса; и под границами - плоть.
7. Называет зверьми мир, потому что душе, вступающей на Путь Божий, мнится, будто представляется в воображении мир на манер зверей, пугающих и угрожающих ей. И, в основном, тремя способами. Первый состоит в том, что ей приходится утратить расположение мира, потерять друзей, кредит, доход и даже имение. Второй, который есть зверь не меньший, - в том, что она может страдать, оттого что уже никогда больше не будет иметь удовольствий и услад мирских, и будет испытывать нехватку роскошей его. И третий ещё худший, а именно, что воздвигнутся на неё /злые/ языки, и будут творить насмешку, и будет о ней множество пересудов и глумлений, и станут держать её за ничтожную. Каковые вещи предстоят душе обычно таким образом, что делают труднейшим для неё не только упорствовать противу сих зверей, но даже сподобиться вступить на путь.
8. Однако некоторым благородным душам полагаются обычно другие звери, более внутренние и духовные - трудностей и испытаний, огорчений и тягот многих видов, через которые они обычно проходят; кои посылает им Бог; тем, которые хотят подняться к высокому совершенству, пробуя и проверяя их, как золото в огне, согласно Давиду, который молвит: Multae tribulaciones iustorum; то есть Скорби верных многи суть, но ото всех освободит их Господь (Пс. 33,20). Душа, однако, вельми влюблённая, которая ценит своего Любимого более всех вещей, уверенная в любви и благосклонности Его, не укоснит молвить: зверей не убоюсь и пройду сквозь форты и границы.
9. Бесы, которые суть второй враг, называются фортами, потому что они с великой силой стараются схватить идущего сим путём; потому также, что их искушения и коварства много сильнее и устойчивее к побеждению их, и более трудны для разумения, чем /исходящие/ от мира и плоти; и потому также они усиливают тех двух врагов - мир и плоть, чтобы сотворить душе сильную войну. И оттого-то Давид, говоря о них, называет их сильными, молвя: Fortes quasierunt animam meam, что значит: Сильные претендуют на душу мою (Пс. 53,5). О каковой силе молвит также пророк Иов, яко нет такой мочи на земле, чтобы поравняться с бесом сим», яко соделан так, чтобы никого не убоялся (41,24); то есть, никакая мощь человеческая не возможет поравняться с его, итак, только мощь божественная достаточна для победы над ним, и только свет божественный достаточен, чтобы смочь уразуметь его лукавства. Постольку душа, употребляющая для побеждения свою силу, не возможет сего без молитвы; ни обманы его сможет уразуметь без умерщвления и без смирения. Оттого молвит Святой Павел, извещая верных, сии слова, говоря: Induite vos armaturam Dei, ut possitis stare adversus insidias Diaboli, quoniam non est nobis colluctatio adversus carnem et sanguinem что значит: Облачитесь доспехами Бога, да возможете супостать противу коварств вражьих, ибо сия борьба не как против плоти и крови (Эф. 6,11-12); разумея под кровью мир, а под доспехами Бога, молитву и крест Христов, в коем смирение и умерщвление, о которых сказали.
10. Молвит также душа, яко пройдёт через границы, под каковыми разумеет, как мы сказали, антипатии и мятежи, которые естественно подымает плоть противу духа; подобно тому, как молвит Святой
Павел, caro enim concupiscit adversus spiritum; то есть похотение плоти противно духу (Гал. 5,17), и полагает себя как бы рубежом сопротивления на пути духовном. И эти рубежи должна пройти душа, пробиваясь сквозь трудности и предавая земле, с крепостью и решимостью духа, все желания чувственные и привязанности естественные, потому что, через имение их душой, бывает дух парализован ими, так что не в состоянии пройти к истинной жизни и радости духовной.-Сие добре дал уразуметь нам Святой Павел, говоря: Si spiritu facta carnis mortificaveritis, vivetis; то есть: Ежели умерщвляете духом склонности плоти и похотения, оживаете (Рим. 8,13). Таков, стало быть, обычай, о котором говорит душа в сказанной песне, коего нужно держаться, чтобы на сём пути отыскать Возлюбленного. Это, в целом, есть такое постоянство и мужество, которое позволяет не нагибаться, чтобы срывать цветы, и духовитость, чтобы не бояться зверей, и крепость, чтобы пройти рубежи и форты, думая единственно о том, чтобы идти по холмам и берегам доблестей, способом, уже изъяснённым.
П Е С Н Ь 4
О, чащи и леса
Любимого дланью всаженные
О, зелены луга
с цветами лазуровыми!