Скажите, что страдаю, болею и умираю.
6. В котором представляет душа три нужды, а именно: болесть, муку и смерть. Потому что душа, поистине любящая Бога совершенной любовью, в Его отсутствии страдает обычно тремя способами, соответственно трём потенциям души, которые суть разум, воля и память. В том, что до разума, молвит, яко болеет, потому что не видит Бога, который есть здоровье разума, согласно сказанному Богом через Давида, говорящего: Аз есмь твоё здоровье (Пс. 34,3). В том, что до воли, молвит, яко терзается, потому что не обладает Богом, который есть прохлада и услада воли, согласно также сказанному Давидом, который молвит: Потоком своей сладости нас насыщаешь (Пс. 35,9). В том, что до памяти, молвит, яко умирает, потому что, вспоминая, яко недостаёт ей всех благ разума, которые суть видеть Бога, и сладостей воли, которые суть обладать Им, и что также весьма возможно утратить Его навсегда посреди опасностей и случайностей жизни сей, страдает в этом чувствовании памяти на манер умирания, потому что обращает внимание на то, что ей не хватает верного и совершенного обладания, каковое есть жизнь души, согласно сказанному Моисеем: Он определённо есть жизнь твоя (Втор. 30,20).
7. Эти три вида нужды представил также Иеремия Богу в Плаче, говоря: Напоминаю Тебе о моей нищете и полыни и желчи (3,19). Нищета соотносится с разумом, потому что ему принадлежат богатства мудрости Сына Божия, в котором, как говорит Святой Павел, заключены все сокровища Бога (Кол. 2,3). Полынь, коя есть трава горчайшая, соотносится с волей, потому что сей потенции принадлежит сладость обладания Богом, будучи лишённой каковой, остаётся с горечью. А что горечь принадлежит духовно воле, даёт уразуметь Апокалипсис, когда ангел говорил Святому Иоанну, что поедание сей книги горечью наполнит чрево его (10,9); разумея там под "чревом" волю. Желчь соотносится не только с памятью, но со всеми потенциями и силами души, потому что желчь обозначает смерть души, согласно даваемому понять Моисеем - говорящим с осуждёнными - во Второзаконии, где молвит: Желчью драконов будет вино их и ядом аспидов /неизлечимым/ (32,33); каковое обозначает там нехватку Бога, которая есть смерть души. Сии три нужды и муки основаны на трёх доблестях теологических, кои суть вера, милосердие и надежда, которые соотносятся с тремя сказанными потенциями, в порядке, в каковом они здесь полагаются: разум, воля и память.
8. И следует заметить, что душа в сказанном стихе не творит более того, что представляет свою нужду и муку Возлюбленному; потому что скромная любовь не осмеливается просить, чего ей не достаёт и чего она желает, но только представляет свою нужду Возлюбленному, чтобы он сотворил то, что соизволит; подобно тому, как блаженная Дева, когда обратилась к любимому Сыну на браке в Кане Галилейской, не попросила у него напрямую вина, но сказала: Не имут вина (Ин. 2,3); и сестры Лазаря послали к Нему не для того чтобы сказать, да вылечит брата, но чтобы сказать, яко обратил бы внимание, что тот, кого любил, заболел (Ин.11,3). И это по трём причинам: первая та, что лучше знает Господь нужное нам, чем мы сами; вторая та, что больше сострадает Возлюбленный, видя нужду той, кого любит, и её смирение; третья та, что достигает душа большей уверенности в своей любви и достоянии, когда представляет свою недостачу, чем когда просит, чтобы предстал перед ней тот, кого не хватает. Не больше, ни меньше, представляет душа теперь три своих нужды, и это как если бы сказала: донесите моему Возлюбленному, что болею, и Он единственный есть моё здоровье, да дарует мне моё здоровье; что терзаюсь, и так как Он единственный есть моя радость, да дарует мне мою радость; и что поскольку умираю , и Он единственно есть моя жизнь, да дарует мне мою жизнь.
ПЕСНЯ 3
Любовь свою отыскивая
По холмам и брегам пойду; цветов не сорву,
Зверей не испугаюсь,
Граница и форты пройду.
ИЗЪЯСНЕНИЕ
1. Душа, прозревая, что для отыскания Любимого не довольно вздохов и молитв, ни также помощи добрых посредников - о чём рассказала она в первой и второй песнях - и поскольку желание найти - правдиво и любовь её - велика, не хочет перестать прилагать усердие к тому, что в её силах. Потому что душа, которая взаправду любит Бога, не ленится делать, что может, для отыскания Сына Божия, своего Возлюбленного; и даже после того, как сделала всё, не удовлетворяется и не думает, что не должна уже ничего делать. Итак, в сей третьей песне говорит, что она сама берётся за поиски; и говорит о тех путях, которыми должна она идти, чтобы отыскать Его, а именно: Что должна идти, упражняясь в доблестях и практиках духовных жизни активной и созерцательной, и что поэтому не должна дозволять себе услаждений и каких-либо роскошей, дабы не достало всех сил и ловушек известных трёх врагов души, которые суть мир, бес и плоть, чтобы задержать её или воспрепятствовать ей на сём пути, говоря:
Любовь свою отыскивая,
2. то есть своего Возлюбленного, и т.д. Добре даёт понять здесь душа, что для отыскания Бога поистине не довольно только молиться сердцем и языком, ни также воспомоществоваться благодетельными посторонними; но что также, вместе с тем, нужно со своей стороны трудиться в том, что её; потому что обычно Бог выше ценит работу самой личности, чем многих других трудящихся ради неё. И, через то, припоминает здесь душа сказанное Возлюбленным, который молвит: Ищите и обрящете (Лк. 11,9), этим самым она решается выйти так, как сказано выше, чтобы искать его трудясь, и не оставлять усилий, дабы не остаться ей без него, подобно тем многим, которые не удостаивают Бога большего, чем разговоры, да и те злые, и не хотят сделать для Него никакой вещи, которая бы чего-то стоила, а некоторые даже не подымаются с места своего наслаждения и довольства ради Него, но так, чтобы вкус Бога пришёл бы им на уста и на сердце, без того, чтобы им сделать шаг /навстречу/ и умертвиться в погублении какого-либо из своих смакований, утешений и похотений тщетных. Но, если даже такие выходят, чтобы найти Его, то хотя много призывают Бога, они не найдут Его. Потому что так искала Его суженая в Песнях, и не находила до тех пор, пока не вышла искать; и сказала об этом в следующих словах: На постели моей, в ночи искала того, кого любит душа моя; искала и не находила; поднялась и кружила по городу; по переулкам и площадям искала того, кого любит душа моя. И, затем, после некоторых трудов, молвит там, яко нашла Его (3,1-4).
3.Откуда, ищущий Бога и желающий при этом оставаться в своём удовольствии и отдохновении в ночи поисков, не найдёт его так; однако тот, кто ищет его посредством упражнений и трудов доблестей, оставивший постель своих удовольствий и услад, ищет его при свете дня, и так находит его; ибо то, что ночью не заметно, днём оказывается. Даёт уразуметь это сам Супруг в Книге Премудрости, говоря: Ясна Премудрость и никогда не поблекнет, и легко видима теми, кто любит её, и находима теми, кто ищет её. Упреждает алчущих её, чтобы показаться им первым. Кто встаёт за ней на рассвете, не утрудится, ибо найдёт её сидящей у дверей дома его (6,13). Чем даёт уразуметь, что душа оставившая дом по своей воле, и постель своего удовольствия, только что выйдет, тотчас найдёт там вовне сказанную Премудрость божественную, которая есть Сын Божий, её Супруг. Оттого-то молвит здесь душа: Любовь свою отыскивая.
4. Под холмами, которые суть высоки, разумеет здесь доблести; во-первых, из-за высоты таковых; во-вторых, из-за трудности и усилий, которые прилагает, чтобы подняться на них, /образом этим/ говорит, что идёт, практикуя жизнь созерцательную. Под берегами, кои суть низки, разумеет умерщвления, эпитимьи и упражнения духовные, /каковым образом/ говорит, что идёт, практикуя в них жизнь активную, соединённую с созерцательной, о которой сказано; ибо, чтобы наверняка отыскать Бога и снискать доблести, необходимы обе. Это, стало быть, всё равно, что сказать: Ищущи моего Возлюбленного, пойду, положившись на труд высоких доблестей и усмирял себя в долах умерщвлений и упражнений в смирении. Говорит это, потому что путь поиска Бога означает идти, созидая благо в Боге и умерщвляя в себе зло, способом, о котором рассказывает в следующих стихах, а именно:
Цветов не сорву.
5. Поскольку для того чтобы отыскать Бога, требуется сердце обнажённое и крепкое, свободное ото всех зол и благ, которые не суть чисто Бог, молвит в сём стихе и в последующих душа о свободе и крепости, которые потребны, чтобы отыскать Его. И в сём /убеждении/ говорит, что не сорвёт цветов, которые встречаются на этом пути; под которыми разумеет все смакования и удовольствия, и услады, кои могут предлагаться в жизни сей, так как, если захочет собирать их и дозволять, они способны воспрепятствовать ей на сём пути; и они суть трёх видов: временные, чувственные и духовные. И оттого, что первые и вторые занимают сердце и суть препятствия для обнажения духовного, которое требуется на прямом пути Христовом, если задержится или усядется на них, говорит, что ради отыскания Его не станет собирать всех сказанных вещей. Итак, сие как если бы сказала: не положу сердца моего в богатствах и благах, кои предлагает мир, не попущу удовольствиям и усладам моей плоти, не задержусь в смакованиях и утешениях моего духа, так чтобы задержали бы меня в поисках моей любви на холмах доблестей и трудов. Молвит сие в восприятие совета, который подаёт пророк Давид тем, которые идут сим путём, говоря: Divitae si affluant? Nolite cor apponere; то есть: Ежели предложатся изобильные богатства, не восхочу прилепиться к ним сердцем (Пс. 61,11); под каковыми /богатствами/ разумеет как вкусы чувственные, так и, сверх того, блага преходящие и утешения духовные. Откуда видно, что не только блага преходящие и радости плотские препятствуют и противоречат пути Божию, но также утешения и услады духовные, ежели они присваиваются или ищутся, препятствуют на крёстном пути Супруга Христа. Постольку тому, кто должен продвигаться вперёд, не нужно собирать этих цветов. И не только это, но чтобы также имел бы присутствие духа и крепость, дабы сказать: