Похороны и поминальные обряды

Признаком скорой смерти – видели во сне где видели усопших родственников. Во время похорон вещи умерших собирали и после похорон сжигали. Вещи к похоронам готовили заранее. Сейчас вещи покупают. Гроб несут мужчины, но не свои дети. Сейчас продукты выносят после похорон и отдают первому встречному. Раньше хранили через три дня, сейчас рез день. Зимой не хранили, гроб подвешивают на деревьях и ждали весну.

Когда гроб выносят им ударяют об дверные косяки чтобы никто в этой семье не умирал, потом во дворе ставили гроб попрощаться, следующий раз гроб ставят у кладбища и последний раз у могилы.

Несут гроб 6 человек на 12 метровых полотенцах, эти полотенца резали и раздавали тем кто нес и копал могилу. Сейчас используют веревки. Поминки проводят сразу после кладбища. У входа в дом стояла ведро с теплой водой и кружкой, полотенце, мыло и сладкая вода. Те, кто был на кладбище, должен был помыть руки с мыло и выпить сладкую воду (с медом).

Когда пообедают раздают одежду. Готовят место и для покойника. Обедаю до 14 часов. В тарелку где сидел покойник собирают еду что осталась, ее выносят и выкидывают на правый угол дома. На 40 день покойнику меняли одежду. Раздавали 40 ложек.

За день до поминок топили баню. К 5 часам должна баня должна быть истоплена. Сначала шли в баню мужчины, потом женщины. Ужинают и после поют молитвы и зажигают свечи. Поминальные бани устраивали перед праздниками. Те кто был последним должен был оставить тазик с водой, ковш должен был быть перевернутым и веник. Мужчины звали умершего помыться, последний говорил что они помылись. По 11 часов ночи в баню никто ни заходил. В 12 часов ночи готовят полуночный обед – пелевень-корал.Приготовленный обед убирают.

До 12 часов дня должны все прийти и принести собой, кто кашу, песок, конфеты и потом их раздают. Сначала молятся, после садятся обедать, все это делают до 14 часов. После поминального обеда раздают платочки, мыло присутствующим на поминках.

Поминки устраивают на 9, 40, полгода, год, 5 лет и 10 лет.

Троицу, петров день, покров.

Крест ставят сразу, говорят что оградку ставить нельзя.

Божества

Ведь-ава – богиня воды, длинное платье.

Вирь-ава – богиня леса, зеленое платье, хозяйка леса, если кто заблудился просил помощи и переодевал обувь, правую на левую, левую на правую, то человек находил дорогу.

Куда-ава – богиня дома, отвечает за дом и его покой.

Пакса-ава – богиня поля.

Обряд «помочи» есть.

На месте сгоревшего строить нельзя, на углы клали мох или шерсть.

Кошку пускали первой в новый дом.

В советское время в церковь не ходили, но праздники отмечали. Сейчас ходят больше старики.

Михайлова Анисия Владимировна, 1964 г.р., Кармаскалинский район, с. Ильтеряково.

Зимние праздники

Нарождество дети ходили гурьбой, заходил в каждый дом, кидали зерно и пели песни, благословляли хозяев и если хозяева не открывали, то могли что-то и украсть. Дети ходили днем и им дарили конфеты, печенья. Вечером молодежь каталась на лошадях, наряжались ряженными и мазали лицо сажай.

С утра ставили самовар. Ходил в церковь, приходя домой будили детей. Готовили пирог «лестницу» - в знак благополучия. Пекли орешки из сдобного теста, картофельные блины. Делали пироги с соленой рыбой.

На крещение очень рано освещали воду. Кто не мог открывали колодцы и считали что она тоже становилась освещенной. Ее пили с утра. На крещение дети не ходили.

Масленицапроводили в марте. Пекли блины целую неделю. В воскресенье приходили к старикам и просили прощения. В воскресенье масленицу возили по деревне и после ее сжигали в поле, со словами, чтобы этот год был хорошим.

Весенне-летние праздники

Вербное воскресенье

Бабушки собирали вербу, ее освещали и ставили у икон. Ею гоняли скотину в первый раз. Собранная верба стояла у иконы целый год.

Перед пасхоймоют дом. Ставят большие качели. В церкви в ночь проводят службу. К пасхе готовят пироги с творогом и изюмом.

Бабушка будила детей и давала им по яйцу которые они должны съесть. Дети шли по домам и кричали «Христос воскрес» им в ответ кричали «воистину воскрес», давали сладости. Собрав сладости они собирались вместе и ели их. До поздней ночи катались и веселились.

Бабань-салма

Собирались кто мог и готовили салму в поле.

На Петров деньрезали барашка, начинали копать картошку. С этого дня начинали есть ягоды. Если у кого в этом году умирал родственник ходили на кладбище поминать их.

Троица

На троицу украшали березку, ее рубили и ставили на улице. В этот день пели песни. Потом топили березку.

Осенние праздники

На Яблочный спас, собирали яблоки и несли в церковь для освещения, пели песни и пекли пироги с новыми яблоками.

На медовый спас,приходили друг другу в гости. У кого был мед угощал гостей.

Ореховый спас,молодые незамужние девушки гадали, кидали «орех» и куда упадет орех там и будет жених.

Велень-пия был раньше. Делали большие пироги и шли друг другу в гости.

Свадьба

Невеста задолго до свадьбы готовилась к ней, шила 10 платье.

До того как придут сватать приходили сватья договариваться о дне когда можно прийти сватать невесту. И когда невеста соглашалась начинали готовится к сватовству.

В день когда приходили сватать невесту договаривались когда будет свадьба. Сколько людей придут. Какие подарки будут дарить.

Перед тем как невеста одевает фату, ее мать причитает.

В первый день свадьбы сваха освещает свадебный поезд, лошадей должно быть нечетное количество, с молитвами и иконой.

Когда свадебный поезд приезжает к дому невесты у жениха и мужчин со стороны жениха шутливо отбирают шапки. Жених должен спеть песню чтобы его впустили.

Сторона жениха подают пирог, а сторона невесты пробудет его.

Жених должен выкупить приданное.

Крестный делает отметины на матице дома со словами « я даю вам петуха».

После того посидят за столом в доме и молодых поздравят, молодые едут в дом жениха. У дома жениха молодых встречает сваха и ругает невесту. Невеста в доме жениха дарит подарки.

Наутро второго дня невесту отправляют за водой, невеста должна испечь блины.

Ряженные ходят по деревне и снова собирают гостей на свадьбу.

На третий день свадьбы идут на тещины блины, невесте предлагают укусить блин, если невеста укусила с центра, то невеста плохая, если с краю, то хорошая.

Существовал обряд, когда невеста через неделю после свадьбы ехала в дом родителей в гости назывался он – мекейпотама.

Беременным запрещалась ходить на кладбище, но в первый раз можно ходить в первый год после родов.

На крестинах назначались крестные родители.

Люльку опускали в подпол, чтобы домовой принял и защищал нового члена семьи.

Невеста вешала новые занавески, чтобы ее принял домовой.

Ставили белый платок у порога и звали домового. И этот белый потолок везли в новый дом.

Похороны

Звали бабушку, чтобы сидела с умершим, потом приходил священник.

Когда человек умирал, его моют и одевают в новую одежду

В гроб кладут подушку с березовыми листьями.

Длинное одеяло с капюшоном кладут под тело.

Оставшеюся еду после того как вынесли покойника выкидывают за угол дома.

Когда выносят ударяют три раза об косяк у выхода.

Гроб выносят во двор и первый раз прощаются там. Хозяйка сидит дома пока прощаются с умершим во дворе.

Ложку с печеньем дают первому встречному когда прощаются во дворе.

Если умер хозяин дома, белую курицу кидают в чужой двор.

Когда приходят с кладбища приходящие обязательно моют руки и пьют сладкую воду.

Поминают на 3, 9, 20, 40 день, через полгода, год и три года. Перед поминками топят баню, бабушки зовут покойника.

До 40 дней в доме умершего ставят стакан с водой, для того что бы умерший мылся.

Кресты ставят сразу, оградку сейчас ставят, но раньше было не положено. Крест делали из дуба.

Божества

Ведь-ава – хранительница очага, голубое платье.

Вирь-ава – зеленое платье, высокая и роскошная женщина.

Юрт-ава – хранительница дома.

Пакся-ава – богиня поля.

Домового представляли как маленькую женщину.

Строительные обряды

Пятаки или рябиновые палочки ставят на углы дома, служили как оберег дома.

Дома делали из красного леса или осины. Из рябины или яблони дома не делают.

в дом запускали петуха или кошку для благополучия дома.

Наши рекомендации