Булуг Аль Марам. Хадис 631. Пожертвования не полагаются ни Мухаммаду, ни роду Мухаммада.
Передают со слов ‘Абда аль-Мутталиба ибн Раби‘а ибн аль-Хариса, что однажды Раби‘а ибн аль-Харис и аль-‘Аббас ибн ‘Абд аль-Мутталиб собрались и сказали: «Клянемся Аллахом! Нам следует отправить этих юношей (они имели в виду ‘Абд аль-Мутталиба ибн Раби‘а и аль-Фадля ибн ‘Аббаса) к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы они поговорили с ним и попросили его назначить их собирать пожертвования. Они бы отдавали столько же, сколько отдают люди, и получали столько же, сколько получают люди». В это время к ним подошел ‘Али ибн Абу Талиб. Они поведали ему об этом, но ‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Не поступайте так! Клянусь Аллахом, он не сделает этого!» Раби‘а ибн аль-Харис отвел его в сторону и сказал: «Клянусь Аллахом! Ты поступаешь так, потому что завидуешь нам! Ты стал зятем Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но мы все равно не завидуем тебе». ‘Али сказал: «Тогда пошлите их!» Они расстались, а ‘Али прилег. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил полуденный намаз, ‘Абд аль-Мутталиб и аль-Фадль раньше других подошли к его комнате и встали перед ней. Когда он подошел к ней, то взял их за уши и сказал: «Говорите, зачем пришли!» Затем он зашел внутрь, и они зашли вслед за ним. Тот день он проводил у Зейнаб бинт Джахш. Каждый из них предложил право говорить другому, после чего один из них сказал: «О Посланник Аллаха! Ты являешься самым добрым человеком и лучше всех заботишься о родственниках. Мы достигли того возраста, когда нам пора жениться. Поэтому мы пришли к тебе, чтобы ты назначил нас собирать пожертвования. Мы будем отдавать то, что отдают люди, и получать то, что получают люди». Он смолк и молчал настолько долго, что юноши решили первыми заговорить с ним. Но Зейнаб, которая находилась за занавесью знаками повелела им не заговаривать с ним. Затем он сказал: «Пожертвования не полагаются роду Мухаммада, ибо это - нечистоты людей. Позовите ко мне Махмийу (он распоряжался хумсом) и Науфаля ибн аль-Хариса ибн ‘Абд аль-Мутталиба». Когда они пришли, он сказал Махмийе: «Выдай свою дочь замуж за этого юношу». Он имел в виду аль-Фадля ибн ‘Аббаса. Махмийа выполнил его повеление. Затем он сказал Науфалю ибн аль-Харису: «Выдай свою дочь за этого юношу». На этот раз он имел в виду аль-Фадля. Он также выполнил его повеление. Затем он сказал Махмийе: «Заплати за них калым из средств хумса в таком-то размере». Этот хадис передал Муслим. В одной из версий говорится: «Пожертвования не полагаются ни Мухаммаду, ни роду Мухаммада».
Комментарий:
Мусульманские богословы разошлись во мнениях относительно того, какие пожертвования запрещается раздавать семейству Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа считал, что они имеют право принимать пожертвования из средств закята. Однако подавляющее большинство мусульманских богословов запрещало это. Абу Талиб и Ибн Кудама утверждали, что богословы единодушны по этому поводу. Причина этого запрета заключается в том, что хашимиты являются самым славным и достойным семейством, тогда как очистительная милостыня представляет собой нечистоты людей. Некоторые богословы разрешали хашимитам принимать пожертвования из средств закята, если они сражались на пути Аллаха, выплачивали чужие долги или относились к числу тех людей, сердца которых следует завоевать. Однако это мнение является слабым, потому что содержащийся в хадисе запрет имеет самый широкий смысл.
Мусульманские богословы также высказывали различные мнения относительно того, могут ли хашимиты раздавать закят друг другу. Согласно одному из сообщений, Абу Ханифа разрешал хашимитам принимать пожертвования из закята других хашимитов, потому что они не уступают друг другу по родословию. Этому мнению также отдал предпочтение Ибн Теймийа. Однако это мнение является слабым, потому что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, назвал закят нечистотами людей и не сделал исключения для пожертвований хашимитов. Но если хашимит будет вынужден принять помощь из средств закята для того, чтобы спастись от смерти, то ему предпочтительней принять закят от другого хашимита.
Здесь уместно вспомнить, что в настоящее время хашимиты не обеспечиваются из средств хумса. Большинство богословов ханбалитского толка считали, что это не является основанием для того, чтобы они принимали пожертвования из средств закята. Однако многие другие богословы считали, что хашимитам позволительно принимать средства из закята, если они не получают жалования из средств хумса. Этого мнения также придерживался Абу Йусуф. Оно является обоснованным, ибо если хашимит лишен постоянного источника дохода, то он вынужден воспользоваться помощью, оказываемой из средств закята. Этому мнению также отдал предпочтение шейх-уль-ислам Ибн Теймийа.
Что же касается добровольных пожертвований, то хашимитам разрешается принимать такие пожертвования, поскольку они не являются нечистотами людей, а являются проявлениями совершенства. Из всего сказанного следует, что хашимиты делятся на две группы. К первой группе относится только Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, которому запрещалось принимать добровольные и обязательные пожертвования. Ко второй группе относятся остальные хашимиты, которым запрещается принимать искупительные и другие обязательные пожертвования, но разрешается принимать добровольные пожертвования. К ним относятся семейства ‘Али ибн Абу Талиба, аль-‘Аббаса ибн ‘Абд аль-Мутталиба, Джа‘фара ибн Абу Талиба, ‘Акиля и аль-Хариса ибн ‘Абд аль-Мутталиба и Абу Лахаба. См. “аш-Шарх аль-Мумти‘”, т. 6, стр. 254-258.