Говорит имам Аль Барбахари: «“это джама’а”. Сказали - “о посланник Аллаха, кто эта община? Он сказал - “это те, кто на том на чем сегодня я и мои сподвижники”».

В общем, этот хадис о разделении общины на 73 течения, является принимаемым, достоверным, исходя из поддерживающих цепочек, и некоторые моменты в этом хадисе являются слабыми, некоторые определенные отрывки или некоторые риваяты являются слабыми, а в общем этот хадис является достоверным.

[Примечание от редактора стенограммы]:

От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения».

В другом хадисе от Му’ауии сказано: «Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». И ещё в другой версии от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сказано: «И разделится моя община на семьдесят три группы: все они окажутся в Огне, кроме одной». Люди спросили: «Кто же они, о, посланник Аллаха?»На что он ответил: «Следующие тому же, чему следую я и мои сподвижники».


В другой версии хадиса, рассказанном со слов ‘Ауфа ибн Малика сказано, что на вопрос, «Кто же они, это спасшаяся группа?» – пророк ответил: «Это – джама’а».
Эти хадисы содержатся в сборниках Ахмада 4/102, Абу Дауда 2/503, Ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджи 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хакима 1/128, и Ибн Абу ‘Асыма 63.


Что касается степени достоверности, хадис достоверный, передается многими путями, от таких сахабов, как абу Харайра, Му’ауя ибну аби Суфьян, Анас ибну Малик, ‘Ауф ибну Малик аль-Ашджа’ий, абу Умама аль-Бахилий, Са’д ибну аби Уаккас, ‘Амр ибну ‘Ауф аль-Музаний, ‘абдуЛлах ибну ‘Амр ибнуль-’Ас, абу Дарда да будет всеми ими доволен наш Господь!
Многие из этих иснадов достоверные, есть же в некоторых из них слабость, которая не влияет на хадис в совокупности, и принимается как довод, и поступается в соответствии с ним.
Достоверность его подтвердили такие имамы как Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479. Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.


Так же сказал аль-Хаким в отношение передачи от абу Хурайры: «Сахих, удовлетворяет условиям имама Муслима». Т.е. передатчики надежны, иснад крепкий.


Что касается передачи от Му’ауии, да будет доволен им Аллах, то аль-Хаким так же сказал: «Эти иснады соответствуют тому, чтобы брать этот хадис в довод, и подкреплять его достоверность». С ним же согласился имам аз-Захаби.


Хафиз ибну Хаджар сказал в «тахридж аль-ахадис аль-кяшшаф», стр. 63: «хасан» (хороший хадис).


О достоверности этого хадиса так же говорил ибну Касир в «тафсире», 2/482, аш-Шатыбий в «аль-и’тисам», 2/186, имам аль-Багдадий в «фирк бейналь-фирак», стр. 7 и др.


Это подтверждается другим известным хадисом: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»
Сказал абу ‘Асым: «избегайте новшеств, ибо каждое нововведение – заблуждение!»
(хадис приводит абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, ибн Маджах 42. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, хафиз ибн ‘абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макдиси, шейх аль-Альбани. Версия хадиса от ад-Дарими, 96 из «сунан»).
Так же его приводят Ахмад, аль-Бейхаки, ат-Табараний, аль-Хаким, имам ан-Науауи, абу Ну’айм, аль-Багауий, ибну Хиббан и др.

Вот так же понимание другого хадиса, в котором говориться о спасшейся группе:
«Иудеи разделятся на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два. И разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили: “Кто же они, это спасшаяся группа?!” На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это – аль-джама’а».
В другой версии сказано: «Это – сауадуль-а’зам».


Смысл слов “аль-джама’а” и “сауадуль-а’зам” разъяснил в другой версии хадиса сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». Которая приводилась выше.
(Хадис приводит имам Ахмад 4/102, абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128. Обе версии хадиса достоверные).


Имам аль-Аджурри сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос: «Кто спасшаяся община?», отвечал: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». В другом хадисе: «Это Сауадуль-а’зам».А в другом хадисе «Это аль-Джама’а». Все эти названия имеют один смысл!” (См. “аш-Шари’а” 1/14).

Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах защитил членов моей общины от объединения на заблуждении». Этот хадис передал Ибн Абу ‘Асым 82, 83 со слов Анаса ибн Малика.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1786, «Тахридж Китабу-с-Сунна» 82, 83, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1331.

Сообщается, что Анас ибн Малик сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, моя община не объединится на заблуждении, а если вы увидите разногласия, то придерживайтесь Великой общины/савадуль-а’зам/*”». Этот хадис передали Ибн Маджах 3950, Ибн Абу ‘Асым в «ас-Сунна» 84, ‘Абд ибн Хумайд в «аль-Мунтахаб миналь-муснад» 2/133 и аль-Лялякаи в «Усуль ахлю-с-Сунна» 1/105/653. Шейх аль-Албани назвал хадис очень слабым исключая первую его часть, которая является достоверной. См. «ас-Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2896, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1815, «Сильсиля ас-сахиха» 3/319.

*«Савадуль-а’зам» — Великая община. Исхакъ ибн Рахавайх сказал: «Если ты спросишь у джахилей (невежественных людей) о Великой общине (савадуль-а’зам), они скажут: “Это джама’а людей (т. е. община, сборище обычных людей)” А они не знают, что джама’а это – ‘алим(ученый), который следует пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), и те, кто с ним, тот и в джама’а, а тот, кто противиться ему, тот и оставил джама’а». См. «Хильятуль-аулия» 9/239.

Имам аш-Шатыби сказал: «Ученые – это и есть Великая община (савадуль-а’зам), не смотря на их малочисленность». См. «аль-И’тисам» 2/776.


Имам аш-Шатыби также сказал: «Те, кто считает, что “аль-джама’а” – это просто община людей, не смотря на то, что среди них нет ученого, те ошибаются, и это понимание глупцов, а не ученых!» См. «аль-И’тисам» 2/267.


Ибн аль-Къаййим сказал: «Поистине, и иджма’ и худжа (довод) и савадуль-а’зам (Великая община) – это ‘алим, следующий истине, даже если он будет один, и даже если все обитатели земли будут ему противоречить!» См. «И’лямуль-муваккъи’ин» 3/397.

В хадисе переданном от Анаса ибн Малика сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, моя община не объединится ни на одном из заблуждений, и когда вы увидите разногласия среди мусульман, следуйте по пути большинства*». ат-Табарани в «Муснаду-ш-шамийин» 2069, ‘Абд бин Хумайд в «аль-Муснад» 1220.

*(Так переводят термин «савадуль-а’зам» суфисты-аш’ариты. Здесь этот и последующие два хадиса приведены в их варианте перевода, а затем даётся ответ на их ошибки. прим. пер.).


В другом хадисе говорится: «Всевышний Аллах не допустит, чтобы моя община объединилась даже на одном из заблуждений, и милость Аллаха с большинством мусульман, и вы следуйте по пути большинства мусульман, поистине, тот, кто отделился от него, тот отделился в Ад». Абу-Ну’айм «Хульятуль-аулияъ» 3/37.


«Поистине, моя умма не объединится ни на одном из заблуждений (пока перед Судным днем не дунет приятный ветерок, который заберёт души всех, у кого в сердце есть частица веры), и когда вы увидите разногласия, следуйте по пути большинства (ибо, единое мнение большей части мусульман является близким к иджма’ — единогласие всех учёных, который наряду с Кораном, хадисами и суждением по аналогии является основой Шариата). См. «Хашия ас-Синди ‘аля Ибн Маджах» 7/320.

В иснаде этих хадисов полно проблем, о чем говорил хафиз аль-‘Иракъи. Например, Абу Халяф, которого зовут Хазим ибн ‘Аттар. Это очень слабый передатчик, чьи хадисы являются отвергаемыми, как сказал хафиз Ибн Хаджар. А имам Ибн Ма’ин вообще назвал его лжецом. См. «ад-Да’ифа» 6/436.


Также в иснаде присутствует ‘Утба ибн Аби Хаким, который является слабым передатчиком, допускавшим множество ошибок.


Также иснад первой версии от Анаса, прерывается между Абу ‘Ауном и Самурой ибн Джундубом.
По этой причине этот хадис называли слабым многие мухаддисы, среди которых хафиз Ибн Хаджар в «Мухтасар ат-тахридж», хафиз аль-Бусайри в «Мисбах аз-зуджаджа».


В другой версии этих хадисов также от Анаса ибн Малика сообщается, что когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о расколе уммы и сказал, что все течения в заблуждении, кроме савадуль-а’зам, его спросили: “О посланник Аллаха, а кто такие савадуль-а’зам?!”На что он ответил: «Это те, кто следует тому, на чем был я и мои сподвижники!»ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 8/178.


Несмотря на то, что иснад этого хадиса слабый, его смысл является достоверным, что подтверждается другими хадисами, как например:
«Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю».Сподвижники спросили: «Кто же они?!» На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники». Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128. Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа в «Маджму’уль-фатава» 3/345, Ибн аль-Къаййим в «Мухтасар ас-Сава’икъ» 2/410, имам аш-Шатыби в «аль-И’тисам» 1/189, хафиз аль-‘Иракъи в «аль-Мугъни ‘ан хамалиль-асфар» 3/199 и шейх аль-Албани в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5343.


Таким образом, понимание термина «савадуль-а’зам», как то, чему следует большинство мусульман – не является правильным!


Более того, такое понимание этого хадиса противоречит тому, как понимали этот термин саляфы.

Абу Гъалиб рассказывал, что Абу Умамасказал: «Эта община разделится на 73 течения и все они в Огне, кроме савадуль-а’зам, а это аль-джама’а!» Ибн Наср в «ас-Сунна» 2/23. Иснад хороший.


Сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, истолковал нам этот термин, что «савадуль-а’зам» означает «аль-джама’а». А термин «аль-Джама’а» истолковал сам посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший: «Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!».

Более того, нет никаких указаний на то, что большинство – это истина! Наоборот, все доводы указывают на обратное!
Например, хадис о том, что умма разделится на 73 течения, что указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно в Раю.


Также и известные хадисы: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!» аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52.


То, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит именно о группе из его уммы, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство.


Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во многих хадисах упоминал о «аль-гъураба» (чуждых).

‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал: “Туба (дерево в Раю) для чуждых /гъураба/”. Его спросили: “А кто такие эти гъураба?” Он сказал: “Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться”». Ахмад 2/177, Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 775. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Албани подтвердили достоверность данного хадиса.


Все это ясные доводы тому, что большинство – не указывает на однозначную истину! Большинство — это не иджма’, и они часто ошибаются!


Также ясное опровержение их пониманию — это известные слова Ибн Мас’уда, который сказал: «О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!» аль-Лялякаи 160. Иснад достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 1/61.


Ну’айм ибн Хаммад говорил: «Если испортится джама’ат (т.е. община), то следуй тому, на чем был аль-джама’а до того, как он испортился. И даже если ты будешь один, ты и будешь в то время аль-джама’а!» См. «И’лямуль-муваккъи’ин» 3/338.


Имам Абу Шама говорил: «Все тексты, которые указывают на обязательность следовать аль-джама’а, под этим подразумевается следование истине и тем, кто придерживается её, даже если придерживающихся истины мало, а противоречащих ей много! Ведь истина – это то, на чем был первый аль-джама’а во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников. Поэтому нет смысла смотреть на многочисленность заблудших, которые после них!» См. «аль-Ба’ис» 91.


Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо одного человека, который говорил: «О Аллах, сделай меня из числа малочисленных!»И удивленный ‘Умар спросил: «Что это?!» Он сказал: «О амир — правоверных, ведь Аллах Всевышний говорит: “Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие”(Нух 71: 40). И Он также говорит: “И лишь не многие из Моих рабов благодарны” (Саба 34: 13). И Аллах также говорит: “Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало!”(Сад 38: 24). И ‘Умар сказал: “Поистине, ты прав!”» Ахмад в «аз-Зухд» 1/114.


Что же касается версии хадиса: «Поистине, Аллах не соберет общину Мухаммада целиком на заблуждении!» без упомянутой аш’аритами добавки, то некоторые ученые считали её достоверной, как например хафиз ас-Суюты и шейх аль-Албани. Именно ту версию, что приводят Ахмад 5/145, аль-Хаким 1/115 и др. от Ибн Умара.


Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: «Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью погибших!» См. «аль-Азкар» 238.


Шейх Ибн аль-Къаййим говорил: «Верующих мало среди людей, а среди верующих мало ученых. Так остерегайся же впасть в заблуждение, как это случилось с людьми времен невежества, которые говорили: “Если бы эти люди были на истине, то их не было бы мало!”» См. «Мифтаху дари-с-са’ада» 1/147.


Имам аль-Муваффакъ аль-Макъдиси говорил: «Из числа удивительных вещей, это то, как приверженцы нововведений в качестве подтверждения своей правоты по отношению к приверженцам истины приводят свою многочисленность! И они в качестве довода на ошибочность Сунны приводят то, что её последователей мало и они слабы. И то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал доводом в отношении истины и признаком Сунны, они делают доводом на их ложь! Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, известил о том, что приверженцев истины в конце времён будет мало». См. «Хикая аль-муназыра филь-Къуран» 57-58.

Спросили имама Ибн аль-Мубарака: «Насколько разделится эта община?» Он ответил: «Основой являются четыре группы: это шииты, хариджиты, кадариты и мурджииты. Шииты разделятся на 22 группы, хариджиты на 21, кадариты на 16 и мурджииты на 13». Тот, кто его спросил, сказал: «Я почему-то не слышу упоминание о джахмитах?» Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Потому что ты спросил меня про течения мусульман!» Источник: Ибн Батта в «аль-Ибана аль-кубра» 1/379.

Имам аль-Хаттаби относительно хадиса: «Разделится моя община на семьдесят три течения и все они окажутся в Огне, кроме одной», сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что все эти группы являются мусульманами, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что все они будут из его общины!” Источник: “Ма’алиму-Ссунан” 4/273.

Имам аш-Шатыби сказал: “Несмотря на заблуждение этих групп, они не выходят из общины Ислама, и на это указывают слова пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Разделится МОЯ община». И если бы они за совершение нововведения вышли бы из Ислама, он не причислил бы их к своей общине!” Источник: “аль-Мууафакъат” 4/194.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Тот, кто сказал, что все 72 течения впали в неверие, которое выводит из Ислама, тот пошел в противоречие Корану, Сунне и единогласному мнению (иджма’) сподвижников, да будет доволен ими Аллах! Более того, сказавший это пошел в противоречие иджма’у имамов четырех мазхабов и других имамов, поскольку никто из них не говорил, что все эти 72 течения являются неверными!» Источник: «Маджму’ аль-фатауа» 7/218.

[Конец примечания].

Наши рекомендации