Жизнь и труд ловца человеков
Мне кажется, что рассматривать верующих в совокупности как Тело Христово более радостно, чем видеть в них только спасенные души. Говоря это, я не имею в виду ту великую радость спасения, которая заставляет звучать ангельские арфы. Размышляя о муках Спасителя ради их искупления, о работе Святого Духа в каждом обновленном сердце и о любви Отца Небесного, которая простерта ко всякой возрожденной душе, я не мог бы при всем моем желании выразить радость, которая наполняет сердце при виде множества верующих, даже если мы обращаем внимание только на то, что Бог сделал для них, что Он обещал им и что совершит в них. Но есть более широкое представление о том, чем должны быть верующие, о чем мне пришлось немало поразмышлять. Я имею в виду тот потенциал для служения, который кроется в многочисленных группах верующих, та возможность быть благословением для других, которая содержится в сердце каждого возрожденного чада Божьего. Мы не должны увлекаться созерцанием того, кем мы являемся, до такой степени, чтобы забыть о том, что Господь может совершить через нас для других. Если мы будем похожи на горящие уголья, то трудно даже представить, какой большой огонь может разгореться от этих углей!
Мы должны рассматривать христианскую церковь не как роскошную гостиницу, где верующие джентльмены могли бы жить в свое удовольствие каждый в отдельном номере, но как казарму, где солдаты проходят обучение и тренировку для боевых действий.
Мы должны рассматривать христианскую церковь не как общество взаимного почтения и утешения, но как армию со знаменами, которая маршем идет в бой, чтобы завоевать новые победы для Христа, взять штурмом твердыни врага и присоединить новые области к царству Искупителя. Мы можем рассматривать возрожденные души, собранные в поместную церковь, как пшеничное зерно, собранное в житницу. Слава Богу, что это так и что до сих пор верно сбываются слова: "жнущий получает награду". Но намного более вдохновляющим является взгляд на этих же верующих как на самостоятельных распространителей царства Иисуса, ибо тогда они сами становятся добрым семенем, посеянным в плодородную почву, которое должно принести плод в тридцать, в сорок, в пятьдесят, а иное — во сто крат. Зерно имеет огромную жизненную силу, так что за удивительно короткий срок из одного получается тысяча. За короткое время несколько пшеничных зерен могут воспроизвести столько зерна, что им можно покрыть весь земной шар. Точно так нескольких истинных святых достаточно для обращения ко Христу всех народов. Надо лишь собрать посеянный в этом году урожай, сохранить его до следующего года и затем посеять снова, — и тогда процесс умножения пойдет так быстро, что вы не будете успевать подсчитывать количество урожая. О, если бы каждый христианин был таким плодовитым зерном для Господа ежегодно! Если бы все пшеничное зерно в мире вдруг погибло, кроме одного, то не понадобилось бы много лет, чтобы снова наполнить им всю землю и засеять поля. Еще меньше времени понадобилось бы Павлу или Петру, чтобы в силе Святого Духа евангелизировать все народы.
И мы должны считать себя таким зерном, которому предназначено засеять собой весь мир. Какая славная жизнь у христианина, который трудится так, как будто от него зависит само существование христианства, и который твердо решил, что все люди, с которыми он общается, должны узнать через него весть о неисследимых богатствах Христовых.
О, если бы все мы, кого Христос благоволил использовать как Свое семя были должным образом разбросаны и посеяны в мире, если бы мы приносили плод, — сначала зелень, а потом колос с зерном, — то каким великим был бы урожай! О, если бы исполнились слова: "Будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как [лес] на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле"! Пусть же дарует нам Бог хотя бы отчасти почувствовать пробуждающую силу Духа Святого, чтобы мы рассуждали не столько о том, что Бог совершил для нас, сколько о том, что Он может совершить через нас, и в какой мере мы соответствуем тому состоянию, которое нужно, чтобы Он нас употребил.
В нашем тексте подчеркиваются две истины, которые очень ясно выражены в двух фразах, из которых он состоит. Первая истина заключается в том, что жизнь верующего наполнена или должна быть наполнена благословениями для душ: "Плод праведника — древо жизни". На втором месте та истина, что — верующий должен всегда стремиться приобретать души. Вторая мысль весьма похожа на первую, с той разницей, что в первой подчеркивается наше неосознаваемое влияние на души, а во второй — наши усилия, которые мы прилагаем для достижения ясно осознанной цели — приобретения душ для Христа.
Рассмотрим сначала первую мысль, потому что вторую невозможно привести в действие без первой, то есть без полноты жизни внутри нас не может быть избытка жизни для других. Бесполезно пытаться приобретать души, если мы не приносим добрый плод в нашей собственной жизни. Как можно служить Господу устами, если вы не служите Ему своей жизнью? Как можно проповедовать Его Евангелие языком, когда своими руками, ногами и сердцем вы проповедуете евангелие дьявола и изображаете антихриста своей нечистой жизнью? Мы должны в первую очередь прославлять Бога своей жизнью и принесением плода, а затем, вслед за нашим личным примером, последует и обращение других.
I. ЖИЗНЬ ВЕРУЮЩЕГО НАПОЛНЕНА БЛАГОСЛОВЕНИЯМИ ДЛЯ ДУШ. Мы рассмотрим эту истину с помощью некоторых выводов, сделанных на основании нашего текста, и, прежде всего, заметим, что видимая сторона жизни верующего уподобляется плоду, который произрастает из него. Важно запомнить эту истину. "Плод праведника" — то есть его жизнь — не является чем-то прикрепленным к нему извне, но вырастает изнутри. Это не похоже на одежду, которую можно снимать и надевать снова, но это нечто неотделимое от него самого. Вера искреннего человека — это сам человек, а не его маскировочное облачение. Истинное благочестие — это естественный плод обновленной природы, а не искусственно выращенный в теплице подъем благочестивого настроения. Разве не естественно для виноградной лозы приносить гроздья винограда, а для пальмы — финики? Точно так же естественно, если содомское дерево приносит содомские яблоки, а вредное растение — ядовитые ягоды. Когда Бог дает Своим детям новую природу, в ней свободно и естественно начинает проявляться новая жизнь. Если религия не является неотъемлемой частью человека, он рано или поздно обнаружит для себя ее полнейшую бесполезность. Тот человек, который носит благочестие как карнавальную маску и, приходя домой, из святого превращается в дикаря и из ангела — в дьявола, из Иоанна — в Иуду и из благодетеля — в хулигана — такой человек, смею утверждать, прекрасно умеет использовать формализм и лицемерие в своих целях, но у него нет ни малейшего признака истинной религии. Смоковница не приносит в один день смоквы, а в другой день — терновник, все растения остаются верными своей природе в любое время.
Те люди, которые считают, что благочестие связано с облачением в особые одежды, поступают правильно, если они оставляют религию в покое и употребляют ее только тогда, когда одеваются в свою священную помпезность. Но человек, познавший истинную суть христианства, понимает, что оно представляет собой жизнь, а не просто роль, формальность или профессию. Я очень уважаю христианские символы веры, но все же осмелюсь заявить, что истинное христианство представляет собой не столько символ веры, сколько проявление жизни. Да, в нем есть и кредо, и обряды, но большей частью оно все-таки представляет собой жизнь. Христианство — это божественная искра, упавшая от небесного огня в человеческое сердце, которая зажигает огонь внутри человека, и этот огонь сначала проникает в сокровенные тайники души, а затем вырывается наружу и горит небесным пламенем, которое видят и чувствуют окружающие люди. Под действием силы живущего внутри Духа Святого возрожденный человек становится похож на тот куст в пустыне, который пылал божественным пламенем. Бог, живущий внутри человека, дает ему способность сиять, так что земля вокруг него становится священной, и люди, видящие его, ощущают силу его святой жизни.
Дорогие братья, мы должны стремиться к тому, чтобы наша религия все больше и больше становилась естественным проявлением нашей души. Многие формальные верующие огородили себя правилами, вроде: "Ты не должен делать то, ты не должен делать это", и продвигаются вперед с помощью правил: "Ты должен делать то, ты должен делать это". Но есть лучшее правило, в котором, несмотря на злоупотребления, содержится благодатная истина для наших сердец: "Мы не под законом, но под благодатью", а значит, мы повинуемся воле Божьей не потому, что хотим заслужить вход на небо или избежать Божьего гнева, а потому, что мы имеем в себе жизнь, которая жаждет всего святого, чистого, праведного и истинного и не может мириться ни с каким злом.
Поэтому надо делать добрые дела не из-за желания соблюсти закон или от страха наказания за его несоблюдение, но потому что в нас живет святое, рожденное от Бога, и оно в силу своей природы стремится делать то, что угодно Богу. Будем же более и более усердно стараться, чтобы наша религия была подлинной, истинной, естественной, живой. Пусть она не будет искусственной, вынужденной, суеверной, зависимой от времени, дня и места, чтобы не была плесенью, порожденной всплеском эмоций, или брожением умов, возбужденным многолюдным собранием или ораторским искусством. Нам всем нужна такая религия, которая может жить и в пустыне, и среди толпы людей; такая религия, которая проявляет себя на каждом шагу в нашей повседневной жизни и в окружении самых различных людей. Я хотел бы видеть такое благочестие, которое проявляется в семейном кругу, особенно когда семья собирается вокруг камина, ибо нигде оно не бывает таким прекрасным, как здесь. Покажите мне благочестие, которое проявляется в битве жизни, на вашем обычном рабочем месте в окружении насмешников и противников точно так же, как и среди друзей христиан. Покажите мне такую веру, которая не боится, когда мир смотрит на вас хищным взглядом, которая бесстрашно идет вперед, когда люди хмурятся и ненавидят вас, равно как и тогда, когда люди станут вам симпатизировать, и друзья будут вам снисходить. Пусть наполняет вас жизнь Духа Святого и пусть все ваше поведение и образ жизни будут естественным проявлением этого Духа, живущего в вас.
Заметим далее, что плод, который приносит христианин в своей жизни, соответствует характеру христианина: "Плод праведника — древо жизни". Всякое дерево приносит свой плод, по которому и узнают это дерево. Праведник приносит плод праведности, и пусть никто из нас, братья, не обольщается и не заблуждается в этом отношении, ибо только "кто делает правду, тот праведен", а "всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего". Я уверен в том, что мы готовы умереть за учение об оправдании верою и перед всеми врагами будем утверждать, что спасение обретается не по делам. Но мы признаем также и то, что оправдываемся той верой, которая производит дела, и если найдется такой человек, у которого вера не производит дел, то такая вера от дьявола. Спасающая вера усваивает совершенное Господом Иисусом дело спасения, и таким образом сама по себе уже является средством спасения, ибо мы оправдываемся не делами, но верою. Но вера без дел не приносит спасения ни одному человеку. Мы спасаемся не делами, но верой, однако не такой верой, у которой нет дел, ибо истинная вера, спасающая душу, действует любовью и очищает характер человека. Если вы можете обманывать за прилавком, то ваша надежда попасть на небо тоже обман; и хотя вы можете молиться не хуже других и проявлять внешнее благочестие вместе с другими лицемерами, — вы заблуждаетесь, если надеетесь, что это зачтется вам в праведность. Если, будучи слугой, вы ленивы, лживы и уклоняетесь от работы или если, будучи хозяином, вы жестоки, властны, не похожи на христианина в отношениях с вашими людьми, то по вашим плодам видно, что вы представляете собой дерево, растущее в сатанинском саду, и приносите такие плоды, которые пригодны для его зубов. Если вы допускаете обман в торговых сделках, если вы позволяете себе лгать — как много людей каждый день говорят неправду о своих соседях или о своем товаре! — то можете сколько угодно говорить о том, что вы оправданы верой, но участь всех лжецов все равно в озере, горящем огнем и серой.
Притом вы окажетесь среди наибольших лжецов, ибо вы виновны во лжи, когда говорите: "Я христианин", тогда как не являетесь христианином. Ложное вероисповедание относится к наихудшим разновидностям лжи, поскольку причиняет величайшее бесчестие Христу и Его народу. Плод праведника есть праведность; смоковница не приносит терновник, и репейник не родит виноград. Дерево познается по плодам; и хотя мы не можем и не должны судить человеческие сердца, мы можем судить об их жизни. Я молю Бога, чтобы мы все могли судить свою собственную жизнь и видеть, приносим ли мы плод праведности, ибо если плода праведности нет, то мы не являемся праведниками.
Нельзя, однако, забывать, что хотя плод праведности произрастает естественно, ибо рожденная от Бога природа праведника приносит добрый плод послушания, — все же этот плод всегда является результатом действия благодати и даром от Бога. Будем же всегда помнить эти слова: "от Меня будут тебе плоды" (Ос.14:9). Мы не можем приносить плод, если не пребудем во Христе. Праведник цветет, как ветвь и только как ветвь. Каким образом цветет ветвь? Она соединена со стволом и питается его соком.
Точно так и дела, которые делает праведник, с одной стороны являются его собственными делами, однако, с другой стороны, их производит благодать, обитающая в нем, и потому он не приписывает себе никаких заслуг, но поет: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу". Если он падает, то винит себя самого, а если преуспевает, то прославляет Бога. Возьмем и мы это за правило для самих себя. Всякую ошибку, всякую слабость и немощь надо складывать у своих собственных дверей. Если мы в чем-то проявляем несовершенство, — а мы его, конечно же, проявляем — то давайте будем относить его за свой собственный счет без всякого извинения. А если в нас проявляется добродетель, дух благодарения, истинное духовное желание, истинная молитва, и вообще всякое добро, — будем приписывать это Духу Божьему.
Будем помнить, что праведник не был бы праведником, если бы Бог не сделал его праведным, и он никогда не принес бы плод, если бы не питался божественным соком, который только и может производить добрые плоды. Единому Богу пусть будет вся слава и честь.
Главная же мысль нашего текста состоит в том, что это внешнее проявление жизни христианина, являющееся следствием жизни внутренней, этот плод его души становится благословением для других. Так же, как и обычное дерево, жизнь праведника дает тень и пропитание тем, кто находится вокруг него. Эта жизнь называется древом жизни. Данное образное выражение содержит в себе богатые наставления, которые я постараюсь, насколько смогу, объяснить. Итак, то, что для верующего является плодом, для других становится деревом. Такое сравнение может показаться странным, но оно верно. Плод святой жизни детей Божиих растет и падает на землю, как желудь падает с дуба. Эта святая жизнь начинает наилучшим образом влиять на других, подобно тому, как из желудя вырастает новый дуб, и под его тенью укрываются птицы небесные. Святость христианина становится древом жизни. Я полагаю, что здесь имеется в виду живое дерево, предназначенное для того, чтобы давать жизнь и пропитание для других.
Плод становится деревом, и это дерево — древо жизни! Какой удивительный результат! Христос производит в жизни христианина такой характер, который становится древом жизни. Видимое проявление характера является плодом внутренней жизни, и это видимое проявление затем из плода превращается в дерево, а становясь деревом, приносит плод для других во славу и похвалу Божью. Дорогие братья и сестры, я знаю некоторых святых Божьих людей, которые живут в очень близком общении с Ним. Они являются истинным деревом жизни, и их тень дает утешение, прохладу, свежесть для многих утомленных душ. Я видел, как и молодые, и утомленные жизнью, и удрученные приходили к ним, рассказывали о своих бедах, и получали для себя большое благословение, чувствуя их сострадание, слушая их рассказы о верности Господа и получая мудрые наставления. Немного есть в этом мире таких людей, знакомство с которыми обогащает душу. Их можно сравнить с библиотеками евангельской истины, но они лучше, чем книги, ибо истина написана в них на живых страницах. Их характер — настоящее живое дерево. Это не сухой ствол мертвых доктрин, который производит одни только предписания и заодно гниет, но это живое, растущее, плодоносящее дерево, которое насадила десница Господня.
Такие святые люди дают другим не только утешение, но также и духовную пищу. Зрелые христиане становятся кормящими отцами и матерями, которые укрепляют слабых и перевязывают раны сокрушенных сердцем. Совершая такое великодушное, решительное, благородное дело, эти христиане оказывают большую услугу своим собратьям и помогают им подняться на более высокий духовный уровень. Когда мы смотрим на таких христиан, мы всегда получаем ободрение, видя их терпение в страданиях, их смелость в опасности, их святую веру в Бога, их счастливые лица во времена испытаний. Их пример придает силу нам самим выстоять в испытаниях. Тысячами способов пример святого верующего оказывает целительное и утешающее воздействие на братьев, помогая им подняться выше своих тревог и маловерия. Подобно тому, как листья древа жизни созданы для исцеления народов, слова и дела святых являются лекарством от тысячи болезней.
Как сладок для боящихся Бога тот плод, который приносят наученные Богом христиане! Мы не должны полагаться на людей так, как мы полагаемся на Господа, но именно Господь делает так, что одни члены Его тела служат благословением для других, каждый в свою меру, уподобляясь в этом Главе тела. Один лишь Иисус является Древом Жизни, но Он делает Своих слуг маленькими деревьями жизни, и через них дает нам вкушать такие же плоды, какие приносит Он Сам. Это Христос, живущий в Своих святых, дает им способность приносить золотые яблоки, которые радуют наши души. Пусть же каждый из нас уподобится нашему Господу, чтобы на наших ветвях созревали Его плоды!
Многие святые уже ушли от нас в иной мир, и есть среди них такие, (я не стану называть их имен), — жизнь которых, при воспоминании о них, является для меня деревом жизни даже по сей день. Я молю Бога о том, чтобы и мне быть похожим на них.
Многие из вас знали этих людей, и всякий раз, когда вам приходит на память их святая, преданная Богу жизнь, оставленное ими влияние является для вас древом жизни. Они говорят, даже будучи мертвыми: прислушайтесь к их красноречивой проповеди!
Огонь, которым горела их жизнь, все еще находится в их прахе, и вы можете обогреть свои души их теплом. Их благородный пример — богатство церкви, и ее чада облагораживаются и обогащаются, вспоминая их жизнь веры и труд любви. Возлюбленные, пусть же каждый из нас станет истинным благословением для наших церквей, где мы посажены, как деревья в саду! "О! — говорит кто-то из вас, — я думаю, что я не слишком похож на такое хорошее дерево, ведь я так слаб и незаметен". Если у тебя есть вера с горчичное зерно, то ты уже начал расти таким деревом, в ветвях которого будут гнездиться птицы небесные. Те птицы, которые могли бы съесть крошечное зерно, прилетят и найдут приют в ветвях дерева, выросшего из этого зерна; и те люди, которые смотрят на вас с пренебрежением и насмешкой теперь, когда вы молоды и только начинаете свое служение, — впоследствии, когда Бог благословит вас, будут рады получить для себя поддержку через ваш пример и опыт.
И еще одна мысль на эту тему. Помните, что совершенство и зрелость святой жизни будут очевидны даже на небе. Есть небесный город, о котором сказано: "Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни". Древо жизни — небесное растение.
Итак, плод христианина —небесный плод; и хотя он еще не пересажен в славную страну, он уже здесь становится пригодным для своего вечного места обитания. И разве святость не является проявлением неба на земле? Разве жизнь для Бога не представляет собой сущность неба? А что можно сказать о праведности, чистоте, уподоблении Христу? Разве все это не имеет более прямого отношения к небу, чем арфы, пальмы и улицы из чистого золота?
Святость, чистота, красота характера — все эти качества создают небо в сердце человека, и если бы даже не существовало неба, то такое сердце, избавленное Христом от греха и уподобленное Господу Иисусу, все равно обладало бы небесным счастьем. Итак, дорогие братья, обратите ваше внимание на то, как важно быть по-настоящему праведными перед Богом, ибо тогда результатом нашей праведности будет такой плод, который станет деревом жизни для других, а затем — древом жизни на небе, во веки веков.
О, благословенный Дух Святой, сделай же, чтобы все это было так, и да будет вся слава за это единому Тебе!
II. Теперь мы переходим к следующему заголовку: ВЕРУЮЩИЙ ДОЛЖЕН ВСЕГДА СТРЕМИТЬСЯ ПРИОБРЕТАТЬ ДУШИ. Увы! Все человеческие души являются погибшими по своей греховной природе. Вы можете ходить по улицам Лондона и говорить со вздохами и слезами о массах людей на многолюдных тротуарах: "Погибшие, погибшие, погибшие!" Если нет веры во Христа, если Дух Святой не сотворил новое сердце, если душа не пришла к своему великому Отцу Небесному, — значит, она погибшая. Но, по милости Господней, эти погибшие души можно приобрести. Они не потеряны безнадежно, к тому же Бог не предопределил, чтобы они оставались в таком состоянии вечно. Еще не вступили в силу слова: "Нечистый пусть остается нечистым", и для них еще есть надежда обрести милость, ибо сказано, что их еще можно приобрести для Христа. Их еще можно спасти, но наш текст указывает на то, что для этого нам необходимо приложить все усилия: "Мудрый привлекает души".
Что мы имеем в виду, когда произносим слово "привлекает" (приобретает, завоевывает)? Мы употребляем это слово, когда говорим о делах сердечных, например, когда жених "завоевывает" сердце невесты. Иногда для этого требуется проявить очень много любви, сказать много таких слов, которые приобретают благосклонность, много ухаживать, прежде чем сердце возлюбленной расположится к нему. Я пользуюсь этой иллюстрацией, потому что в определенном отношении было бы лучше всего, если бы души приобретались для Христа именно таким образом, чтобы они были обручены с Ним. Мы должны предпринимать своего рода любовное ухаживание по отношению к грешникам, чтобы приобрести их для Христа. Именно таким образом их сердца будут привлечены к Нему. Иисус — наш Жених, и мы должны говорить о Нем, рассказывая о том, как Он прекрасен, подобно слуге Авраама, посланному найти жену Исааку. Он действовал как ухаживатель от его имени. Если вы еще не читали эту историю, то откройте Библию, и посмотрите, как слуга говорил о своем хозяине, о его имении, о том, что Исаак должен все это наследовать, и т.п., и как он закончил свою речь тем, что предложил Ревекке пойти вместе с ним. Родные задали ей вопрос: "Пойдешь ли с этим человеком?" Такова и задача служителя — восхвалять своего Господа и Его богатства, и затем сказать душе: "Не желаешь ли ты соединить свою судьбу со Христом?" Кто сумеет преуспеть в этом столь деликатном деле, того можно считать мудрым человеком.
Мы употребляем данное выражение и тогда, когда говорим о военных действиях. Мы говорим о том, что "взяли" (приобрели, завоевали) город, крепость, или же выиграли в сражении. Битвы не выигрываются, если люди отправляются спать. Поверьте, мне, что крепость не могут покорить люди, которые еще только наполовину проснулись. Чтобы выиграть битву, необходимо применить самое передовое уменье и выучку, проявить величайшую стойкость и мужество. Для покорения крепости, которая считается особо неприступной, военные люди должны меньше спать ночами и больше изучать искусство штурма, чтобы в момент атаки ни один воин не был бездейственным, но чтобы были употреблены все боевые и человеческие ресурсы. Так и для того, чтобы покорить человеческое сердце силой благодати, чтобы взять его в плен, сломив медные запоры и разбив вдребезги железные ворота, требуется такое уменье, которое может дать только Христос. Для того чтобы потрясти тараном каждый камень в совести грешника, чтобы его сердце содрогнулось от страха грядущего гнева — словом, для того, чтобы атаковать душу всей артиллерией Евангелия, — требуется человек мудрый и к тому же полностью посвященный своему делу. Для того, чтобы вовремя поднять белый флаг, как предложение о милости, а если предложение отвергнуто, употребить таран угроз, пока не будет проделана брешь, а затем, взяв духовный меч, захватить город, сорвать вниз черный флаг греха и поднять знамя голгофского креста, — для всего этого проповедник должен применить свои наилучшие способности, и даже намного больше, чем только свои способности. А те, у кого душа холодна, как Арктика, чья духовная энергия едва теплится, вряд ли смогут взять крепость Душу для Царевича Эммануила. Если вы считаете, что ваше призвание — приобретать души, вы должны всеми силами души быть вовлечены в это дело так же, как воин всей своей душой вовлекается в сражение, иначе вы никогда не сможете одержать победу.
Мы употребляем слово "добиться" (приобрести, достичь) также и о людях, которые нажили богатство. Хорошо всем известно, что человек, ставший миллионером, должен просыпаться рано и ложиться поздно, расходовать свои средства с осторожностью, много трудиться и экономить, чтобы накопить большое богатство. Мы должны заниматься приобретением душ с таким же усердием и сосредоточенностью наших сил, как когда-то Астор в НьюЙорке начал накапливать свое многомиллионное имение, которое теперь осталось после него. Это дело поистине похоже на ристалище (состязание в беге), а вы знаете, что в этом состязании никто не сможет победить, если не будет упражнять каждый свой мускул и каждую связку. "Бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду", и этот один обычно тот, кто имеет больше силы, чем у других. В любом случае, это тот, кто приводит в действие все свои силы. Так и мы не сможем приобретать души, если не будем подражать этому бегуну.
Соломон в нашем тексте говорит, что: "Мудрый привлекает души", и такое утверждение тем более ценно, что оно исходит от столь мудрого человека. Разрешите мне объяснить, почему ловец душ является мудрым человеком. Во-первых, потому, что прежде, чем начать этим заниматься, он должен быть научен Богом.
Человек, который не пережил в своей жизни духовного прозрения, который не может сказать: "Я был слеп, а теперь вижу", пусть лучше подумает о своей собственной слепоте, прежде чем пытаться направить ближних на истинный путь. Если вы не спасены сами, вы не сможете послужить средством для спасения других. Тот, кто приобретает души, должен, прежде всего, быть сам "умудрен во спасение верою во Христа Иисуса".
Если же он уже спасен, то его мудрость заключается в том, что он выбрал себе достойную цель в жизни. Молодой брат, выбрал ли ты уже для себя занятие, достойное того, чтобы стать великой целью твоей жизни? Я надеюсь, что ты рассудишь мудро и выберешь благородную цель. Если Бог дал тебе большие таланты, я надеюсь, что ты не растратишь их на разные низменные, грязные и эгоистичные занятия. Может быть, кто-то из тех, к кому я сейчас обращаюсь, имеет великие таланты и может осуществить свои желания, например, стать членом Парламента и содействовать принятию важных государственных решений или стать преуспевающим деловым человеком, и я надеюсь, что такой молодой человек хорошо взвесит призыв Иисуса и вопрос своей бессмертной души, равно как и все другие перспективы. Чему посвятить свою жизнь? Наукам? Бизнесу? Путешествиям? Развлечениям?
Стать ли главным охотником на лис в стране? Заняться ли продвижением политических и социальных реформ? Над всем этим стоит подумать как следует, но если ты, мой дорогой друг, являешься христианином, то ничто другое не принесет тебе столько радости, успеха, чести и достойного вознаграждения, как посвящение себя делу спасения душ. О, я скажу вам, что это действительно великая охота, превосходящая любую охоту на лис, если иметь в виду только подъем чувств и радостное настроение. Сколько раз мне приходилось со слезами ходить через канавы и изгороди за каким-нибудь бедным грешником, пристально наблюдать за каждым его движением и поворотом, пока я, наконец, не настигал его и с помощью благодати Божьей спасал от смерти, и несказанно радовался , когда видел его у ног моего Господа! Наш Господь Иисус называет Своих служителей ловцами человеков, и никакой другой рыболов не прилагает таких кропотливых усилий и не испытывает столько мук и блаженства, как мы. Какое счастье, что вы можете приобретать души для Иисуса, даже находясь на вашем обычном рабочем месте! Некоторые из вас никогда не смогли бы приводить души ко Христу, если бы проповедовали из-за кафедры, — такая попытка была бы плачевной. Но вы можете приобретать души и в мастерской, и в прачечной, и в детских яслях, и в вагоне поезда. Возможность для их поиска есть везде: на обочине дороги, у камина, на углу улицы, среди толпы людей. Темой нашего разговора является Иисус, независимо от того, общаемся мы с простыми людьми или с великими. Мой дорогой брат, ты будешь мудрым, если тобой будет владеть всепоглощающее желание обращать нечестивых с их кривых путей. Ибо за это ты получишь в награду венец, сияющий многими звездами, который ты положишь к ногам Иисуса в день Его явления.
Далее, мудрость заключается не только в том, чтобы сделать приобретение душ главной целью своей жизни, но и в том, чтобы преуспеть в этом деле, потому что у этих душ очень разный характер, чувства и общественное положение, и надо ко всем им найти правильный подход. Охотники в Северной Америке изучают повадки животных, которых они хотят поймать в капкан, так и вам надо учиться иметь дело с разными видами людей. Некоторые люди слишком подавлены, и вам надо будет их утешить. Но если вы дадите им слишком много утешения, они могут стать маловерными, и вам придется употребить острое слово, чтобы вывести их из состояния угрюмости, в которую они впали. А другой человек может быть слишком легкомыслен, но если вы сделаете слишком строгое лицо, то можете вспугнуть птичку; поэтому надо иметь веселый вид, и при этом как бы невзначай ронять слова увещания. Есть и такие люди, которые не дадут вам возможности заговорить с ними, потому что сами будут говорить с вами; но и здесь вы должны суметь вклинить нужное слово. Вам надо быть весьма мудрыми и для всех сделаться всем, и то, насколько вы преуспеете, покажет, насколько вы мудры. Теории о работе с душами могут звучать весьма умно, но на деле они часто оказываются бесполезными, но тот, кто по милости Божией совершает эту работу, является мудрым человеком, даже если не знает никакой теории вообще. Данный труд потребует от вас и остроты ума, и много других качеств, и вам надо будет взывать к великому Спасителю душ, чтобы Он послал на вас Свой Святой Дух.
Заметьте, однако, что тот, кто приобретает души, мудр еще и потому, что само дело, которым он занимается, делает людей мудрее, когда они преуспевают в этом деле. Поначалу у вас ничего не будет получаться, и весьма вероятно, что вы будете отталкивать грешников от Христа своими попытками привести их к Нему. Я однажды пытался всеми силами повлиять на некоторые души, употребляя определенные места Писания, но они поняли эти места совсем иначе, чем я имел в виду, и пошли в ложном направлении. Иногда бывает очень трудно сориентироваться, как вести себя с людьми, запутавшимися в своих исканиях. Некоторых надо тянуть назад, чтобы заставить их идти вперед, а иных надо склонять повернуть направо, чтобы они пошли налево, — только тогда они пойдут в должном направлении. Вы должны быть готовы встретить и такие превратности жалкой человеческой натуры. Я знал одну бедную пожилую христианку, которая была чадом Божьим сорок лет, но находилась в таком состоянии меланхолии и беспокойства, из которого ее никто не мог вывести. Я посещал ее несколько раз, пытаясь ободрить, но когда я уходил, она впадала еще в худшее состояние. Посещая ее в очередной раз, я решил не говорить с ней ничего ни о Христе, ни о вере. Она первая начала разговор на эту тему, и я сказал, что не был намерен говорить об этом сегодня, потому что она не имеет понятия о столь святых вещах, и не является верующей, а только лицемеркой в течение многих лет. Она не выдержала таких обвинений и, защищаясь, стала доказывать мне, что Господь на небесах знает ее сердце лучше, чем я, и что Он — свидетель того, как она любит Господа Иисуса Христа. Наверное, она потом ругала себя за столь откровенные признания, но зато она больше никогда не разговаривала со мной в таком подавленном духе, как бывало до этого. Те, кто по-настоящему любит человеческие души, учатся искусству обращения с ними, и Дух Святой делает их первоклассными хирургами душ во славу Христа. Так получается не потому, что у человека больше способностей, чем у других, но исключительно потому, что Господь дает ему такую чуткую любовь к душам людей, а любовь наделяет поистине непостижимыми способностями, ибо средство приведения грешников ко Христу большей частью состоит из любви к ним, которая привлекает к Нему души.
Возлюбленные братья, я хочу еще раз повторить, что тот, кто приводит души ко Христу — мудр, независимо от того, каким способом он это делает. Некоторые из вас с трудом понимают эту истину. Вы говорите: "Да, я признаю, что брат такой-то трудится весьма плодотворно, но он очень груб". Ну и что же? Его грубость в данном случае не играет никакой роли, поскольку он приобретает души! Кто-то говорит: "Да, но я не получаю назидания от его проповеди". А зачем ты ходишь слушать его проповеди для своего назидания, если Господь послал его обличать грех?
Пусть он занимается обличением греха, а ты иди для назидания куда-нибудь в другое место, но не ропщи на человека, который делает какое-то одно дело, потому что не может делать ничего другого. Мы бываем также слишком склонны противопоставлять служителей друг другу и говорить: "Ты бы послушал нашего пастора!" Может быть, послушать было бы неплохо, но лучше всего слушать проповеди того служителя, от которого получаете духовное назидание вы, а остальные пусть идут и слушают тех служителей, кто назидает их. "Мудрый привлекает души". Я не спрашиваю вас о том, как он это делает. Может быть, он поет евангельские песни, которые вам не нравятся, но если он приводит души ко Христу, то он мудр. Я скажу вам, что не является мудростью, притом не только сейчас, но и в последний день: ходить в церковь, ничего не делать самому и критиковать других Господних слуг, которые находятся в Его употреблении.
Посмотрите на этого дорогого брата, который находится уже на смертном ложе: он наполнен сладкими воспоминаниями о том, как Господь помог ему привести ко Христу многие души, он ждет того момента, когда в небесных воротах многие спасенные выйдут встретить его. Они станут толпой у входа в Новый Иерусалим и будут приветствовать человека, который привел их ко Христу. Эти души будут бессмертным памятником его трудам. Этот человек действительно мудр. А вот вам другой человек, который провел всю свою жизнь в истолковании пророчеств, так что мог распознавать в книге Даниила и в Откровении все, о чем пишут газеты. Некоторые считают, что он мудр, но я бы лучше потратил свое время на спасение душ. Я бы предпочел скорее привести хотя бы одного грешника ко Христу, чем раскрыть все тайны Слова Божьего, ибо спасение душ — это то дело, которому мы должны посвятить свою жизнь. Дай Бог, чтобы я мог понимать все тайны, но больше всего я хотел бы провозглашать тай