Что происходит с маяками сегодня?
Увеличение механизации и совершенствование технологии сделали смотрителей ненужным. Сегодня все маяки автоматизированы (которые используются). Многие из маяков больше не нужны из-за появлений новых технологии (GPS-навигация и система Глонасс).
Про Маяк в Балтийске
Маяк Пиллау, расположенный на живописной набережной Морского бульвара, является главным ориентиром для кораблей, идущим в гавани Балтийска.
Полюбоваться окрестностями города, морским заливом, Балтийской косой и побережьем можно, поднявшись на самый верх в застекленное фонарное сооружение. Именно здесь находится лампа, заключенная в сверкающие кольца линз. Общая высота балтийского маятника составляет 33,2 м. Свет маяка виден на расстоянии более 16 морских миль.
Первый деревянный маяк в Пиллау появился в 1741 г., но со временем стало понятно, что он не справляется со своими прямыми обязанностями, поэтому было принято решение построить новый большой каменный маяк. Его строительство началось в 1813 г. и закончилось в 1816 г. Согласно одной из версий, маяк Пиллау построил архитектор Карл Шинкель, а по другой - гидроинженер Шульц.
Маяк неоднократно перестраивался и совершенствовался. В довоенные годы последняя крупномасштабная реконструкция была проведена в 1902 г. До Второй мировой войны балтийский маяк представлял собой круглую 32-метровую башню с двумя галереями и конусообразной крышей. Сверху башня была красной, а снизу белой. Первоначально световой луч маяка создавали за счет горения растительного масла, после, в 1874 г., стали использовать керосин, затем - газовые лампы, а с 1913 г. - электрическое освещение.
В 1945 г. во время апрельских боев маяк подвергся незначительным повреждениям. В ходе разгрома немецкой группировки противника «Земланд» в апреле 1945 г. Пиллау захватили советские войска Третьего Белорусского фронта. Немцы были вынуждены отступить, однако при отступлении они вывели маяк из строя.
Поскольку порт Пиллау (сегодня Балтийск) стал местом размещения кораблей Балтийского флота, нерабочий маяк пришлось немедленно восстанавливать. Сначала здесь был зажжен временный огонь. В 1953 г. завершилось строительство нового технического здания, и маяк был полностью восстановлен.
В марте 2011 г. маяку Пиллау присвоили статус объекта культурного наследия и взяли под государственную охрану.
Приложение 3. Беседа о флажковой азбуке.
Военно-морской свод сигналов — набор сигнальных флагов, применявшийся наряду с семафорной азбукой в военно-морском флоте СССР для передачи информации (сигналов, приказов) между кораблями и береговыми службами. Свод сигналов военно-морского флота СССР происходит от аналогичного свода сигналов военно-морского флота Российской империи и с незначительными изменениями сохраняется в военно-морском флоте России.
Для передачи сигналов флаги поднимаются на мачтах или реях в последовательности, соответствующей последовательности букв и цифр в передаваемом сообщении. В некоторых случаях передача сигнала осуществляется подъёмом одного сигнального флага — в этом случае флаг обозначал не букву, а приписанную ему стандартную фразу.
Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов.
Распространённое выражение «дать добро» в смысле «разрешить какое-либо действие» происходит от флага, который обозначает букву «Д». В дореволюционной азбуке эта буква имела собственное имя «добро». А в своде сигналов соответствующий этой букве флаг также имел специальное значение «да, согласен, разрешаю».
Приложение 4.Полный свод сигналов – на сайт.
Приложение 5. Маяк в Балтийске.
Приложение 6. Храм св. Георгия Победоносца
Снопок В.А., педагог центра во
имя св. вмц. Екатериныпри храме
св. ап. Андрея Первозванного, г.Калининград.