Желательность затягивания молитвы затмения
Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда произошло солнечное затмение, пророк (мир ему и благословение Аллаха) в страхе встал со своего места, опасаясь, что настал Час этот, пришел в мечеть и стал молиться, и я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго”. аль-Бухари 1059, Муслим 912.
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я приступила к молитве затмения вместе с людьми, и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой”. аль-Бухари 86, 1053, Муслим 905.
Имам аш-Шаукани сказал: “Во многих хадисах достоверно установлено удлинение поясных и земных поклонов при совершении молитвы по случаю затмения. И правомочность удлинения поясных и земных поклонов подобно удлинению стояния (къиям) выбрали Ахмад, Исхакъ и аш-Шафи’и в одном из мнений, и это утверждали обладатели знания из числа мухаддисов его мазхаба”. См. “Найлюль-аутар” 7/147.
Имам Ибн Батталь сказал: “Нет разногласия в том, что стояние и поясные поклоны в первом рака’ате должны быть более длинными, чем стояние и поясные поклоны во втором рака’ате”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/50.
Имам ан-Науауи сказал: “Совершая молитву во время солнечного затмения, желательно читать Коран долго. Так, во время первого стояния читается то, что примерно соответствует по объёму суре “аль-Бакъара”, во время второго − около ста аятов, во время третьего − около ста пятидесяти аятов, а во время четвертого − около ста. Совершая первый поясной поклон, желательно прославлять Аллаха столько времени, сколько потребуется для чтения ста аятов, во время второго, равно как и третьего поясного поклона, на прославление желательно потратить столько времени, сколько нужно для чтения семидесяти аятов, а во время четвертого − ста.
Земные поклоны должны занимать примерно столько же времени, сколько и поясные: первый земной поклон по продолжительности должен соответствовать первому поясному поклону, а второй − второму, что и следует считать правильным, хотя, как известно, единого мнения относительно этого у ученых не было. Можно не сомневаться относительно того, что я сказал относительно продолжительного совершения земного поклона, несмотря на то, что в большинстве трудов наших сторонников (шафиитов) указывается, что земной поклон совершать долго не следует. На самом деле подобное сомнение следует считать либо ошибочным, либо необоснованным, правильно же совершать его долго. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводятся передаваемые многими путями сообщения о посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которые подтверждают правильность сказанного мною, а в “Шарх аль-Мухаззаб” я дал соответствующие разъяснения и привел необходимые указания и доказательства. Кроме того, в этом труде я указываю на то, о чем я говорил, чтобы ничто иное никого не вводило в заблуждение. На желательность продолжительного совершения земного поклона неоднократно указывает и аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше.
Наши сторонники также говорили, что сидеть между двумя земными поклонами следует не долго, а столько же, сколько и при совершении обычных молитв, однако этот вопрос является спорным. В одном из достоверных хадисов упоминается о том, что в подобных случаях пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел продолжительное время, и я ясно указываю на это в том разделе “Шарх аль-Мухаззаб”, где говорится о том, что сидеть в этом случае желательно долго. Не следует долго выпрямляться после второго поясного поклона, как не следует долго произносить слова ташаххуда и сидеть после него, а Аллах знает об этом лучше.
Однако молитва человека будет действительной и в том случае, если он не станет совершать долго все вышеупомянутые элементы молитвы и ограничится только чтением суры “аль-Фатиха”. См. “аль-Азкар” 375.
Читается ли Коран вслух в молитве затмения?
Имам ат-Тирмизи сказал: “Ученые разошлись в отношении вопроса чтения Корана в молитве затмения. Некоторые ученые считали, что если молитва совершается в дневное время, то следует читать про себя ее, а некоторые считали, что следует читать вслух, подобно молитве двух Праздников и пятничной молитве. И так говорили Малик, Ахмад и Исхакъ, считая, что лучше читать вслух. А аш-Шафи’и говорил, что не следует читать ее вслух”. См. “ас-Сунан ат-Тирмизи” 2/448.
Что касается большинства имамов, то их доводом на чтение Корана вслух были следующие хадисы:
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Совершая молитву во время затмения, пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал Коран вслух”. аль-Бухари 1065.
Что же касается хадисов о том, что некоторые сподвижники передают, что не слышали чтения пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы затмения, то они не являются достоверными. Но даже если они и достоверны, то вероятно до них не доходило его чтение по причине многочисленности молящихся и нахождения их в задних рядах.
Имам аш-Шаукани сказал: “Вероятно, Самура не слышал чтения по причине того, что стоял далеко, тем более в одной из версий сказано: «Мы пришли, а мечеть была переполнена»”. См. “Найлюль-аутар” 7/163.
Проповедь (хутба) имама во время затмения
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он стал молиться вместе с людьми. Сначала он долго стоял, потом совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а затем совершил еще один долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый. Потом он дважды совершил долгий земной поклон, после чего таким же образом совершил второй рака’ат, а когда солнце показалось снова, закончил молиться и обратился к людям с хутбой (проповедью). Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, он сказал:«Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню». Затем он сказал:«О община Мухаммада! Клянусь Аллахом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллах! О община Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!»”аль-Бухари 1044, Муслим 901.
Некоторые ханафиты и маликиты считали, что нет проповеди после молитвы затмения. См. “аль-Хидая” 1/88, “аль-Мунтакъа” 1/327.
Однако хадисы на эту тему опровергают данное мнение.
Имам ан-Науауи сказал: “После каждой молитвы затмения имаму следует произносить хутбы, внушая людям страх перед Аллахом Всевышним и побуждая их к проявлению повиновения Ему, раздаче милостыни и освобождению рабов, поскольку в известных хадисах сообщается, что так поступал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, во время хутбы имаму следует побуждать людей благодарить Аллаха Всевышнего за Его благодеяния и предостерегать их от небрежения и самообольщения”. См. “аль-Азкар” 376.