Правила совершения молитвы затмения
Количество рака’атов молитвы затмения
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Совершая молитву во время затмения, пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал Коран вслух. Завершив чтение, он сказал:“Аллах велик”, и склонился в поясном поклоне, а когда выпрямился, сказал:“Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе!”− после чего снова стал читать. И молитва в два рака’ата во время затмения включает в себя четыре поясных и четыре земных поклона”. аль-Бухари 1065, Муслим 901.
‘Абду-р-Рахман ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда я стрелял из лука, произошло затмение солнца. Я бросил их (стрелы) и сказал: “Я обязательно должен посмотреть, что произошло нового с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сегодня при затмении солнца!” И когда я пришел к нему, он стоял, подняв свои руки, прославлял Аллаха, восхвалял Его, произносил свидетельство (шахады) и взывал к Нему, пока не показалось солнце. И во время молитвы он прочел две суры и совершил два рака’ата”. Муслим 913.
Количество поясных поклонов в молитве затмения
Следует отметить, что в отличие от всех прочих видов молитв, в молитве затмения поясной поклон совершается не один раз, а два раза, на что указывают множество хадисов. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он совершил молитву. Сначала он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”. Потом он надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего дважды склонился в земном поклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и дважды склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, он завершил молитву”. аль-Бухари 1052, 3202, 5197, Муслим 907.
Также есть хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы затмения в каждом рака’ате совершал по три или по четыре или по пять поясных поклонов. Муслим 901, 908, Абу Дауд 1177, 1182, 1183.
По этой причине имамы разногласили касательно количеств поясных поклонов в каждом рака’ате молитвы затмения. Кто-то выбирал определенное количество, дошедшее до него в хадисах, а кто-то считал, что приемлемы любые количества из числа установленных. Однако многие признанные мухаддисы считали, что хадисы, в которых передается большее число поясных поклонов, нежели два, либо слабые, либо отклоненные по причине ошибке передатчика от достоверных версий. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Самое достоверное в этой главе то, что совершается именно два поясных поклона, а то, что противоречит этому, либо слабое, либо имеет скрытые недостатки (‘иляль)”. См. “ат-Тамхид” 5/288.
Имам Ибн аль-Къайим относительно версий, в которых передается большее количество поясных поклонов, чем два, сказал: “Однако, большие имамы не считают эти версии достоверными, как имам Ахмад, аль-Бухари, аш-Шафи’и. Они считали это ошибкой”. См. “Задуль-ма’ад” 1/453.
Шейх аль-Альбани сказал: “В итоге можно сказать, что достоверным в молитве по причине затмения является то, что совершается два поясных поклона в каждом из двух рака’атов. И это то, что передается от большой группы сподвижников, что приводится в самых достоверных сборниках через известные пути передач. А то, что передается помимо этого, является либо слабым, либо отклоненным, на что не опираются”. См. “аль-Ируа” 3/132.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Молитва по случаю затмения луны совершается так же, как и по случаю затмения солнца”. См. «аль-Икна’» 1/124.
Если кто-то опоздал на первый рака’ат молитвы затмения, однако застал имама во втором поясном поклоне, то ему этот рака’ат не засчитывается, в отличие от обычной молитвы, ибо у молитвы затмения два поясных поклона в рака’ате. Поэтому после завершения молитвы имамом ему следует встать и доделать этот рака’ат с двумя поясными поклонами. См. «Бугъятуль-мутатаууи’ фи саляти-ттатауу’» 112.