Назначение мастера в том, чтобы напомнить вам о том, что вы позабыли, но что все еще с вами, и требует лишь немного углубления в себя.
Подобно порочным кругам, существуют и блаженные круги. В порочном круге одна ошибка приводит к другой. В блаженном круге одно блаженство, приводит к другому блаженству. Весь вопрос лишь в том, какой круг вы выбираете в своей жизни. Люди живут в порочном круге. Например, если человек не может никак заснуть, то пытается это сделать изо всех сил. Он ворочается, читает мантры, считает про себя. Но что бы он ни делал, это лишь усугубляет его бессонницу, потому что сон невозможно вызвать усилием воли. Человек оказывается в порочном кругу, и чем больше он пытается заснуть, тем больше чувствует себя пробужденным, и чем больше он чувствует себя пробужденным, тем более бессонным он себя чувствует. Тем большее количество новых методов он будет пробовать, - трансцендентальную медитацию и тому подобное, для того чтобы уснуть.
И так продолжается до бесконечности. Наутро он чувствует себя еще более уставшим, чем ночью, потому что сразу не принял тот факт, что сон не приходит, и поэтому лучше просто успокоиться. А если бы он с этим согласился, то очень возможно, что вскоре бы заснул, потому что не находился бы в порочном кругу, который сам и создал.
То же справедливо и относительно состояния блаженства, и вообще всего на свете, необходимо лишь с чего-то начать, пусть с самого небольшого, и затем это порождает явления большие. Из своих наблюдений могу заключить - если в вас может вызвать блаженство одна-единственная вещь в мире, то этого уже достаточно. Она поведет вас в другие измерения, на новые вершины. Поэтому, что бы вы ни любили, что бы вам ни нравилось, продолжайте любить это, наслаждайтесь этим, не думайте о том, величественно или мелко то, что вам нравится. Это не имеет никакого значения, значение имеет лишь, насколько глубоко оно доставляет радость. Если вы можете чем-то наслаждаться самозабвенно, то этим создаете круг блаженства, который приведет к новым отправным точкам, новым вершинам, и вскоре вы удивитесь тому, как совсем небольшое начало, привело к столь высочайшему. Поэтому начинайте с того, что рядом, под рукой. Что бы это ни оказалось, пусть это будет обычное чаепитие. Если наслаждение от него будет полным, тотальным, то оно, в конце концов, приведет вас к самадхи.
В жизни нет ничего значительного или незначительного, есть лишь люди, интеллигентные и неинтеллигентные. Интеллигентный человек все преображает в блаженство, неинтеллигентный — в страдания. Блаженство никогда не считали достоинством, хотя оно самое основополагающее достоинство. Всегда говорили о характере, правдивости, честности, скромности, сострадании, кротости, ненасилии, и еще о тысяче и одном достоинстве, но никогда - и это очень странно - никогда о блаженстве. Ни в одной религии не говорится о нем, как о достоинстве, потому что ни одна так называемая религия, не может позволить человеку быть блаженным, потому что желают видеть вас страдающими, несчастными. И все достоинства религии создают в вас
Еще больше страданий, чем ранее. И вполне очевидно, что вы находите обычных людей более веселыми, чем так называемых религиозных людей, что находите грешников более невинными, чем святых, и все это по той простой причине, что святой создает вокруг себя толстый фасад, наподобие железной стены, за которой живет вместе со своими идеями, словно заключенный. Он и есть заключенный своей собственной глупости.
Я не учу никакому другому достоинству, как блаженству, потому что для меня основным является блаженство, все же остальное является одним из его аспектов. Если человек блажен, то невозможно представить его нечестным, если человек блажен, то он не может никому причинить вреда, если человек блажен, то он не может не быть милосердным. Поэтому для меня все достоинства - лишь производные блаженства. И только блаженство не является производным чего-либо.
Дисциплина существует двух родов. Одна — которая накладывается на нас извне, - я против такой, она создает рабов, а их мы имеем уже достаточно. Нам же необходим дух свободы, который бы принес новые свежие веяния, который бы озарил новые горизонты. Я учу дисциплине другого рода - той, которая возникает из вашего собственного понимания. Дисциплина первого рода содержит установленную структуру, другая же — текучая, она меняется с каждым мгновением, потому что и жизнь меняется. Возможно ли поэтому иметь заготовленные ответы на те ситуации, которые постоянно меняются? В данный момент - что-то может быть истинным, в следующий же - это уже не будет соответствовать истине. В одной ситуации это может оказаться справедливым, в другой - то же самое может оказаться неверным. Поэтому я и повторяю: будьте всегда начеку, всегда сознательны. Будьте блаженны и действуйте, всегда исходя из своего чувства блаженства, из своего осознавания ситуации. Но никогда не действуйте, исходя из каких-то застывших принципов. Действуйте спонтанно, естественно, соответственно ситуации, и тогда что бы вы ни совершали, будет верным, и не потому, что согласно писаниям будет верным ваш поступок, а потому, что будет соответствовать ситуации. Потому что он будет адекватным ответом на ситуацию, а каждый адекватный ответ приносит огромное удовлетворение. Всегда, когда вы сможете действовать с полной энергией, то будете ощущать огромное удовлетворение, а это и есть блаженство.
Счастье длится недолго, рано или поздно оно закончится, блаженство же вечно, оно начинается и уже никогда не кончается. Познать блаженство, значит, познать высочайшее устройство мира, то есть познать то, к чему мы так давно стремимся. Сознавая это, или не сознавая, но каждый стремится именно к этому. До той поры, пока мы не найдем это вечное, мы будем ощущать себя бездомными. Вечное, и только оно, может нас удовлетворить. Так что, удовольствиями человек может наслаждаться, но вскоре начинает ими пресыщаться, уставать от них, они начинают надоедать, кажутся повторяющимися. Человек может радоваться счастью, но сколько можно радоваться игрушкам, игрушки действительно могут быть красивыми, но игрушки остаются игрушками. Человек нуждается в чем-то более существенном, более питательном. И только блаженство может дать ему все это. И самое удивительное в том, что оно уже кроется в вас, что за ним не нужно идти куда-то и отыскивать его, как раз наоборот — нужно развязаться со всем, чтобы на некоторое время, на несколько мгновений оказаться, наконец, в самом себе. Это я и называю медитацией, то есть устранением себя на несколько мгновений от мира, чтобы успокоиться, расслабиться в бездонном океане своего сознания. Когда такое успокоение начнет приносить вам ощущение радости, знайте, что вы стали приближаться к своему дому, к вечному.
Жизнь может походить на историю, рассказанную идиотом или на историю, рассказанную Буддой, все зависит от вас. Если вы пребываете в сонном, неосознанном состоянии, жизнь будет напоминать цепочку случайных событий, она, словно бревно, брошенное в воду, будет двигаться по прихоти ветра и течения, без всякого смысла, с каждым днем дряхлея и темнея. Но если вы немного встряхнетесь от своей спячки, пробудитесь, станете жить более бдительно, более пробужденно, то качество жизни тут же изменится, она перестанет быть случайной, все события в ней начнут приобретать свое скрытое значение. И это значение, этот смысл будет означать блаженство.
И жизнь тогда превратится в прекрасную историю, в притчу с бесконечным числом скрытых значений, и жизнь человека тогда будет таить в себе все священные писания мира. Тогда по ней можно будет читать всю историю существования. Но для этого должно быть выполнено одно условие - человек должен стать более пробудившимся, более осознающим. Состояние блаженства растет в той же пропорции, что и сознание. Оно всегда симметрично по отношению к сознанию. Если человек несчастлив, то это показывает, что он бессознателен; если человек блажен, то это показывает, что он сознателен; если человек пребывает в состоянии абсолютного блаженства, то это показывает, что он уже достиг. Единственное, что можно назвать божественным - это блаженство, единственное, что доказывает божественность жизни - это блаженство. Никаким другим аргументом этого не доказать.
Существует множество аргументов, говорящих в пользу того, что жизнь божественна, но все их можно опровергнуть, что уже и сделали. Человек еще не смог найти ни одного неопровержимого доказательства. Однако в мире было несколько человек, которых можно назвать солью земли, чья жизнь не может быть опровергнута, чье присутствие оставило столько блаженства, что даже тот, кто готов все отрицать, этого отрицать не сможет. И помимо своей воли ему придется принять этот факт, признать, что во всем этом есть нечто такое, о чем мы не знаем, и это нечто мы и пытаемся передать здесь. Это нечто, это качество я называю блаженством, и его можно только передать.
Отсюда и красота взаимоотношений, построенных на любви между мастером и учеником, ведь их взаимоотношения есть не что иное, как любовь. Это стремление навстречу друг другу двух сердец, в глубоком доверии, в тесном общении. В столь тесном, открытом и проницаемом, что огонь от одного сердца может перепрыгнуть на другое. И внезапно незажженная лампа оказывается зажженной — и чудо свершилось, оно свершается внезапно, это не постепенный процесс. Чтобы получать удовольствие, необходимы двое. Счастье также требует двойственности. Для блаженства не нужно, чтобы был другой человек, или присутствовал момент двойственности, достаточно одного, оно происходит в глубочайшем одиночестве, поэтому и называют его
Звуком
Хлопка
Одной Ладони.
Чтобы получить удовольствие, необходим партнер. Если вы любите вкусно поесть, необходима еда, если любите музыку, необходима музыка. Вы всегда от чего-то зависите, а любая зависимость причиняет боль, воспринимается как оковы. Человек не может простить другому человеку, от которого он зависит, свою зависимость. Поэтому влюбленные часто ссорятся. Основная причина ссор в том, что они как бы чувствуют себя заключенными друг в друге, что не могут чувствовать себя счастливыми друг без друга, и это причиняет боль. Человек чувствует, что страдает, что стал зависимым от другого, пристрастился к другому, словно наркоман к наркотикам, человек чувствует себя порабощенным, а можно ли чувствовать себя блаженным в рабстве?