Изречения преподобных Оптинских старцев

Изречения преподобных Оптинских старцев

Преподобный Лев (1768-1860)

Воздержания не в том сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но ижденет от сердца всякое памятозлобие и тому подобное; и тому подобное, вот в чём истинный пост, какого от нас паче всего требует Господь.

Преподобный Макарий (1788-1862)

Одно слово «прости», с сердечным сознанием, попаляет врагов и мир дарует.

Преподобный Моисей (1782-1862)

Одно воззрение на всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу.

Преподобный Антоний (1795-1865)

Кто не умеет сам смиряться, того в последствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог.

Преподобный Илларион (1805-1873)

Когда пришла к нам скорбь, нужно ждать утешения, а за утешением нужно ждать опять скорби.

Преподобный Амвросий (1812-1891)

Если христианин, по силе заботящийся об исполнении заповедей Христовых, с верою и упованием всегда ограждает себя молитвою Иисусовой и крестным знамением, то безбоязненно и безопасно проходит, не только бедственные опасные случаи, в сей жизни, но по смерти и самые мытарства.

Преподобный Анатолий Старший (1824-1894)

Смеяться большой грех (…) Смех… есть действие блуда.

Преподобный Исаакий (1810-1894)

Живите по совести и просите помощи у царице небесной, и всё будет хорошо.

Преподобный Иосиф (1837-1911)

Никто до самой смерти не должен отчаиваться своего спасения, а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз не пришлось впасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием.

Преподобный Варсофоний (1845-1913)

Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасает. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть.

Преподобный Анатолий Младший (1855-1922)

Выходи замуж тогда, когда почувствуешь, что жить без него не можешь. Я знаю случай такой: муж был на войне, его убили. Жена в этот же час и умирает дома. Вот тогда только и выходи.

Преподобный Нектарий (1856-1928)

Хорошее житейское общение можно иметь и с неверующими, только молитвенного общения с ними нельзя иметь и споров о религии с ними нельзя заводить, что бы имя Божие в споре не оскорблялось.

Преподобный Никон, исповедник (1888-1931)

Надо терпеть не только постигающие скорби, но и себя терпеть надо.

Священномученик Исаакий (1865-1938)

От креста своего не побегу.

Иисусова молитва:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную).

По благословению монашеского скита Симеона Нового Богослова Мир Вам! Мир Христов

(1904 г.) Тяжкий нравственный вред я причинил себе 2 мая (в воскресенье), без нужды поев яичницы с чёрным хлебом и ухи из свежего налима весьма мало: тягота на сердце и пустота была всю ночь, и не мог я покойно спать. Благодать Божия оставила меня, грешного, за чревоугодие и алчность. Впредь не ужинать никогда. Как легко бывает на душе, когда желудок пуст.

93-94 стр. Воспоминания о святом праведном Иоанне Кронштадтском (Епископ Арсений Жадановский).

Таково уж свойство благодати Божией, что она изливается не на внешнюю праведность, а на смиренное сердце, свободно кающееся и любящее Господа.

143 стр. Воспоминания о святом праведном Иоанне Кронштадтском (Епископ Арсений Жадановский).

Батюшка отец Иоанн Кронштадтский, когда я был у него и в беседе в кабинете спросил, как предохранять себя от самомнения и тщеславия, - взял со своего письменного стола Библию, раскрытую на 14 главе пророка Исаии, в которой говориться о низвержении Денницы, первого ангела , с Неба за гордость, прочитал мне её и сказал:

- Часто я прибегаю, к чтению, сей речи пророка и поражаюсь, как легко пасть с высоты духовной до ада преисподнего, и этим чтением предохраняю себя от самомнения.

156 стр. Воспоминания о святом праведном Иоанне Кронштадтском (Епископ Арсений Жадановский).

Господне поручение

…Какое бы дело, большое или малое, вы ни делали, держите в уме, что его вам повелевает делать Сам Господь Вездесущий и смотрит, как вы его сделаете. Так себя держа, вы и дело всякое будете делать со вниманием, и Господа будете помнить. В этом весь секрет успешного для главной цели действования в вашем положении. Извольте в это вникнуть и так наладиться. Когда так наладитесь, тогда и мысли перестанут блуждать туда и сюда…у вас теперь отчего всё не ладиться? Думаю, что от того, что вы хотите помнить Господа, забывая о делах житейских. Но житейские дела лезут в сознание и память о Господе вытесняют. А вам следует наоборот, о житейских делах хлопотать, но как о Господнем поручении и как перед Господом. Так у вас ни того ни другого не выходит…а здесь то и другое будет исправно.

(Патриарший православный календарь 2011 год, 9 ноября) Свт.Феофан Затворник

Любовь проста

Люби без размышления: любовь проста. Любовь не когда не ошибётся. Также без размышлений веруй и уповай: ибо вера и упование так же просты; или лучше: Бог, в Коего веруем и на Коего уповаем, есть простое Существо, так же как Он есть и простая любовь… Как любить Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостью, всем помышлением? Всем сердцем, то есть безраздельно, не двоясь между любовью к Богу и любовью к миру, и вообще к твари; если, например, молишься,- молись не с раздвоённым сердцем, не развлекайся суетными помыслами, житейскими пристрастиями, будь весь в Боге, в любви Его, всею душою, не одною, какою силою души, не одним умом, без участия сердца и воли,- всею крепостью, а не в пол силы или слегка; когда предстоит исполнить какую либо заповедь, исполняй её всеусердно, до поту крови и положения жизни, если потребуется, а не лениво и вяло или неохотно.

Прав. Иоанн Кронштадтский 30.11.2011г.

(Патриарший православный календарь 2011 год, 30 октября)

Об огорчении и раздражении

Ни на что не должно огорчатся и раздражаться, потому что чрез частое огорчение и раздражение образуется весьма вредная, нравственно и физически, привычка раздражаться, тогда как чрез равнодушие к противностям образуется добрая и полезная привычка всё переносит спокойно, терпеливо. Множество случаев может представиться в этой жизни бесчисленных взаимных несовершенств наших, и если при всяком случае огорчаться, то не станет нашей жизни и на несколько месяцев. Да притом огорчением и раздражением не поправляется дело, а, напротив, более расстраивается чрез наше расстройство. Лучше же быть всегда спокойным, ровным, всегда исполненным любви и уважения к больному и нравственному человечеству, или, говоря частнее, к ближним, к родным своим и подчинённым нам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

(Патриарший православный календарь 2011 год, 5 ноября)

Душеполезные поучения

Не говори: »Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживём ли до завтра.

Кто любит золото, тот не будет оправдан; а кто любит Господа, тот будет благословен. Кто возложил упование на золото, тот падёт; а кто возложил упование на Господа, тот спасётся.

Горе тому, в кого вошли неверие, бесстрашие, неведение, неразумие и бесстыдство, потому что части лисовом будут (Пс. 62, 11). Но блаженна душа, в которой обитает страх Божий.

Кому не нравиться служить одному господину, тот поработает многим, и кто не хочет подчиниться одному настоятелю, тот подчиниться многим в разных местах. Кто не остаётся при одном рукоделии, тот будет завален разными делами.

Прп. Ефрем Сирин

(Патриарший православный календарь 2011 год, 6 ноября)

Душеполезные поучения

Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будет обращены и вся твоя душа и всё твоё сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдёт на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, что бы иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках?

Любовь просвещает мысленные очи, а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает руку свою в нору к аспидам.

Что червь в дереве, то тщеславие в монахе; и что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом.

Не вознесися, да не падёши и наведеши души твоей бесчестие (Сир. 1, 30). Ибо приемляй кроткия Господь, смиряй же грешники до земли (Пс. 146, 6). Кто сам себя возвышает - тот готовит себе бесчестие; а кто служит ближнему в смиренномудрии – тот прославиться.

Прп. Ефрем Сирин

(Патриарший православный календарь 2011 год, 31 октября)

Душеполезные поучения

Гибельная страсть в человеке – сделать клятвы привычными для языка своего. Не делай клятв привычному языку своему, что бы не умножилось твоё неведение, и вместо оправдания не собрать тебе кучи грехов.

Если будешь скрывать в сердце своём страсть памятозлобия, то сделаешься обителью ярости и неведения, а вместе с ними и печали, и вид лица в тебе измениться. Ибо сказано: путие же слопомнящих в смерть (Притч. 12, 28).

Кто скрывает в сердце своём помятозлобие, тот подобен откармливающему змия на груди своей.

Опасно человеку надеяться на себя самого; спасается надеющийся на Господа.

Не люби плотского покоя, чтобы не найти в нём духовного вреда.

Не любопытствуй о чужом, чтобы не погубить своего.

Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать всё в меру и в порядке.

Преп. Ефрем Сирин

(Патриарший православный календарь 2011 год, 24 октября)

Любовь к Богу

Цель христианской жизни – иметь совершенную любовь к Богу. На пути к спасению, целью которого является соединения с Богом, человек неизбежно проходит три состояния, которые святые отцы определяют тремя различными званиями: раб, наёмник и сын. Первое чувство, которое в нём рождается, - страх наказания. Он ещё остаётся рабом. Когда же начинает понимать смысл спасения и своим духовным сознанием постигает нетленную красоту вечных благ, он начинает трудиться над их приобретением. Он стал наёмником. Только сын, а не раб и наёмник, трудиться из любви к своему Отцу. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви (1 Ин.4, 18). Святой Антоний великий говорил: «Я уже не боюсь Бога, но люблю Его».

Иеромонах Иов (Гумеров)

(Православный церковный календарь «дорога к Храму» 12 марта 2012)

Молитва Иисусова

Её начало тесный путь. Душе тревожной негде отдохнуть. Болезни и труды великие страданья. Смущений вихрь, презренья, порицанье Подвижника встречают; видит он, Как скорби восстают со всех сторон, и он стоит исполненный сомнений, Тревожных тяжких дум, недоумений, Томлением объятый и тоской. Неведомы ему ни радость, ни покой, И помощи не ждёт он ни откуда, Как только от Спасителя Христа. Не прекращай великой, тяжкой битвы и поле бранное отнюдь не покидай – Не оставляй божественной молитвы! Пребуди в подвиге до смерти до конца: Победа ждёт тебя, духовного борца.

Духовные наставления

Молодому человеку

Если уж ты принимаешь моё руководство, то я посоветую тебе вот что:

- молиться утром и вечером, хоть одну молитву, хоть 1-2 минуты, но стараться достигнуть полного сосредоточения мыслей на словах молитвы, изгнания из ума всего постореннего, хоть слабой степени (сердечной) теплоты, чувствуемой реально в области сердца, так как мы молимся, прежде всего, сердцем;

- читать, когда сможешь, но каждый день, хоть 1-2 стиха Евангелия, с усилием применить прочтённое к своей жизни, к пониманию окружающего, т. е. с усилием понимать читаемое, как живое слово Бога, направленное именно к тебе;

- человеческая природа так искривлена, что на неё приходиться жестоко нажимать, если хочешь выровнять себя по Евангельским меркам, и выравнивать приходиться каждый день, каждый час; помоги тебе в этом Господь…

О соединении ума с сердцем

Предав себя неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд (молитвы) ради истинного блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во своё ему время, когда Бог Своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит их неподвижно с памятью Божией в сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постоянное, оно носит у отцов название «соединение ума с сердцем»; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечного внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовную жаждою и с новым усердием опять заняться созиданием своего внутреннего дома.

Свят. Феофан Затворник

Православный патриарший календарь 2011 год 8 июня

Духовные наставления

Духовные наставления

В одном из храмов города Соликамска на стене написана икона Спасителя – «Спас Нерукотворный» и замечательная надпись:

Я – СВЕТ, а вы не видите меня;

Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;

Я – УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;

Я – ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;

Я – ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;

Я – ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;

Я – ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;

Я – ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня;

ЕСЛИ ВЫ НЕСЧАСТНЫ, ТО НЕ ВИНИТЕ МЕНЯ.

Дорога к храму (Православный церковный календарь 2012 года 19 октября).

"Золотой святыни свет..." (стр. 168)

Одного известного человека просили назвать: Самое главное событие его жизни, самое важное время и самое значительное из его дел. Он отвечал: «Самое главное для меня в жизни – то, что происходит - теперь; самое важное время – непосредственно – это минута самое значительное дело – то что я сейчас делаю.» - «Мы всё время пытаемся заглянуть в будущее и витаем где-то в прошлом, или вперились во что-то воображаемое…» - говорила матушка. (Елизавета)

"Золотой святыни свет..." (стр. 180)

Господь наш указал нам путь к победе, которая доставляется тремя добрыми делами: покаянием, слезами и Милостыней. Поймите, дети мои, что заповедь Божия не тяжела, если этими тремя делами можно освободиться от грехов и не лишиться Царствия Божия. Ради Бога, не ленитесь, не забывайте, умоляю вас, этих трёх дел, они не тяжки. Ни одиночеством, ни монашеством, ни голодом, коим подвергают себя добрые люди, но малым делом можно заслужить Милость Божию…

(Из завещания Владимира Мономаха - сыновьям)

"Золотой святыни свет..." (213 стр.)

«Господи Иисусе Христе, спаси же, помоги же, не дай погибнуть; вразуми; охрани; подкрепи падающие мои силы; прости греховные движения существа моего; благослови обитель нашу и труды мои; помоги простить всех, любить всех; спаси всех; устрой жизнь мою по Твоей святой воле, благодарю Тебя за всё в моей жизни».

«… Будьте бдительны… Выполняйте Закон Божий. Согрешившие, покайтесь. Без покаяния не узрите Бога. Пока ваша душа в ваших руках. В загробной жизни ваша душа не будет в вашей власти. Молитесь и спасайте ваши души сейчас, ибо приближение грядущего дня есть приближение конца света».

«Радуйся, Николае, великий Чудотворче!»

Ольга Ефимовна Ларькина

с. Державино Бузулукского района Оренбургской области октябрь 1999 год.

Из книги «Никола Милостивый» «Чудеса Николая чудотворца в наши дни»

«Я – немощь, нищета, Бог – сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным»!

Из книги митрополита Вениамина (Федченков) «Отец Иоанн Кронштадтский»:

Батюшка часто назидал родных: «Никогда не надо ничего просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так:

«Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и близких в Твою святую волю»».

(Серафим Вырицкий)

Исаия глава 14

1 Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова.

2 И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими.

3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был,

4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство!

5 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,

6 поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием.

7 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости;

8 и кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, [говоря]: "с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубить нас".

9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.

10 Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам!

11 В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви - покров твой.

12 Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы.

13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера;

14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему".

15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

16 Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства,

17 вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?"

18 Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;

19 а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп,

20 не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не помянется племя злодеев.

21 Готовьте заклание сыновьям его за беззаконие отца их, чтобы не восстали и не завладели землею и не наполнили вселенной неприятелями.

22 И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь.

23 И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф.

24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,

25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.

26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,

27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?

28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:

29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.

30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.

32 Что же скажут вестники народа? - То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.

Отстраняйся от греха

Полезно удалятся от причин греха. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в неё, когда только захочет. Удалённый же от поводов ко греху подобен стоящему вдали от ямы: когда повлечёт его к яме, то он имеет время и возможность воспротивиться, воззвать к Богу, и Бог поможет ему.

Авва Пимен

Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.

Прп. Антоний Великий

(Православный календарь 2013 год 21 мая)

Ф. М. Достоевский

«Постарайтесь любить своих ближних активно и неутомимо. Если будете преуспевать в любви, будете преуспевать и в убеждённости, что существует Бог и бессмертие души. Если же в любви к ближнему дойдёте до полного самоотречения, тогда уверуете непоколебимо, и никакое сомнение не сможет закрасться в вашу душу».

«Утраченный Западом Образ Христов сохранился во всём сиянии своей чистоты в Православии, поэтому ничего иного не нужно, ибо Православие это всё. Россия несёт драгоценность, какой нигде больше нет. – Православие. Она является хранителем Христовой истины, истинного образа Христова, который помрачён во всех иных вероисповеданиях и всех иных народов. И главное призвание у русского народа в судьбе всего человечества состоит только в том, чтобы сохранить в себе этот Божественный Образ Христов в его чистоте и, когда придёт время, показать этот образ миру, потерявшему путь свой».

(стр. 155-156) «Пасхальная память» Автор-составитель Ерофеева Е.В.

«Каждый принадлежит к одной из трёх разрядов людей, как заметил Паскаль: «Одни узнали Бога и всей жизнью служат Ему, эти люди разумны и счастливы. Другие – не нашли и не ищут Его – это безумцы и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Бога – эти люди разумны, но ещё несчастливы».

Бабушка Евгения родилась 7 января «Дочка, - говорила она мне, - не гонись за платьем да за добром, ведь и цари с собой ничего не взяли. Делай добро людям, и оно пред Богом не сгорит и не утонет».

(стр. 140) «Пасхальная память» Автор-составитель Ерофеева Е.В.

Советы духовника Великой княгини Елизаветы Фёдоровны протоирея Митрофана (Сребрянского):

«Сестра помни: если живые люди мало или вовсе не поймут или не поддержат тебя, то у тебя есть целый сонм святых и ангелов – этих вечных друзей твоих…Нет, они не были святые, а стали святыми, благодаря своей вере, любви и подвигу!... Стремись же и ты стать святой подвижницей».

«Сестра, если ты на своём христианском пути заболеешь, или получишь насмешки, оскорбления, даже раны и побои, обеднение, потеряешь земной блеск, величие и славу, даже преждевременно от великого труда твоего сойдёшь в могилу, - смирись, благодари, претерпи до конца. Венец мученичества за Христа обещан и тебе. Если уповая на помощь Господа, смиренно и благодарно претерпеть всё до конца».

«Сестра, старайся побеждать в себе начинающийся грех.

Мысль, воображение, слово (или дело) – вот три фазы греха. Лови себя на мысли и немедленным покаянием уничтожай грех в начале, тогда и воображение твоё будет чисто и слово и работа святы, мирны и плодотворны. Непременно приучи себя к вечернему покаянию т. е. после вечернего правила, осмотри духовным взором прожитый день, стоя внутренне пред Самим Христом... Непременно вспомни о смерти, прототипом которой есть сон».

Стр. 171 «Золотой святыни свет» автор составитель Ерофеева Е. В.

Грех – корень всех зол

Главной причиной почти всех болезней, бед и несчастий, случающихся с людьми, бывают грехи – это величайшее зло, несчастье рода человеческого, этот ужасный корень всех зол. Поэтому-то Господь, врачуя расслабленного, врачует прежде болящую грехами душу его, а потом уже тело.

Чадо! – говорит Он расслабленному, - прощаются тебе грехи твои (МФ. 9,2). А это значит и научает нас тому, что в болезнях наших мы должны смиренно и глубоко сознавать грехи свои и искренно каяться в них, и просить у Господа прощения их, с намерением впредь не согрешать. Ибо главная часть существа нашего – душа, созданная по образу Божию. О ней-то, о спасении её надобно всеми силами заботиться.

(Православный календарь 2013 год 23 мая)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Молитва укрепляет душу

Как железо, соприкасаясь с огнём, делается неприкосновенным, так и частые молитвы укрепляют ум на борьбу с врагом. Поэтому бесы и стараются всеми силами ослабить наше стремление к молитве, зная, что молитва побеждает их.

(из календаря 2 февраля 2008 год) Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Причины всех фальшей Римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительно главою Церкви, да ещё – непогрешимою. Отсюда весь гнёт западной церкви. Папы и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию; и простёрли – под предлогом развития догматов – гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века: например слово о Духе Святом (о происхождении от Отца и Сына); заповедь о чаше Пречистой Крови Его, Которой они лишали мирян», ни во что поставив слова Господа Иисуса Христа (Мф. 2; 26) и Ап. Павла: «Елижды во ясте хлебсей и чашу сию пиете, смерть Гоподню возвещаете, дондеже придет» (1 Кор. 11, 26); вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки.

Придите к нам вы, имеющие себя католиками, а нас порицающие схизматиками, и истяжемся: посмотрим беспристрастно по Божьей Правде, по Божьему цензу на ваших святых, - папою, а не Богом прославленных, и сравним их с нашими святыми, Самим Богом засвидетельствованными бесчисленными чудесами исцелений и разных утешений с верою прибегавших к ним православных! Какая разница! Как истина веры нашей сияет и своим светом помрачает вашу, омрачённую ересями и ложными мудрствованиями, веру! Как пойдёте вы против очевидной истины православной веры, именем и делом православной и спасительной и спасительной?! Или против Самого Бога дерзнёте восставать и говорить неправду?! Смирит вас Бог правды и, если нужно, вооружит тварь месть врагам. Но Он – долготерпив и ждёт обращения заблуждающихся!

Что же касается лютеран и последователей их – разных баптистов, методистов, евангелистов, англикан и др., - то они сами не могут похвалиться по достоянию, по Божьему праву, ни одним истинным святым и богоугодным человеком, который бы получил явное свидетельство неба в своей святости и богоугодности! Ересью и расколом никто и никогда не угождал Богу!

Еретики, раскольники, сектанты! Выведите пред нами на середину хоть одного вашего святого: не найдёте; хотя весь век будете искать его! Разве будете дерзко и нелепо оспаривать действительность нетления и чудес ваших святых? Вы – буии и слепые!». В заключении можно спросить у внецерковных раскольников, еретиков и сектантов: «Как побеждать врагов спасения, сильных своею ложью, хулою, клеветою на Бога и на Его Церковь? Как там спастись? Невозможно! – Разумейте же это, пребывающие в расколах, ересях и сектах: не ратуйте против единой спасающей Церкви и обратитесь к ней!».

Итак, унижение Истинной Главы Церкви – Христа, изобретение догмата о «непогрешимости» папы, о причащении под видом Тела Христова и лишение крови, о неистинных святых или о полном их отсутствии, о непочитании икон, всё это о. Иоанн ставит – католикам, англиканам, лютеранам и последователям их – в недостатки их церквам, или точнее – общинам. А в последние годы своей жизни он особенно нападает на писателя Л. Толстого. В проповедях своих, в дневниках и брошюрах, распространяемых по столице России, Батюшка резко осуждает его и последователей его. За что же именно?

«Граф Л. Толстой посягнул на истину Евангелия и всего Св. Писания и исказил смысл Евангелия, непререкаемо важный и драгоценный для людей всех веков. Отвергся веры во Христа как Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира, и совратил многих вслед за собою и погубил их, отвергся Церкви, основанной Христом, попрал благодать крещения, миропомазания, покаяния, причащения и всех таинств. Себя, по высокоумию, считает судиею слова Божия и высшим критерием его, а не себя им проверяет. Но горе тем, «иже мудри в себе самих и пред собою разумни» (Пр. Исаия).

Здесь сжато, но верно указанны о. Иоанном главные недостатки Л. Толстого. «Вол знает своего хозяина и осёл ясли господина своего (Ис. 1, 3); а ты не хочешь знать своего Творца, Спасителя, Благодетеля, Питателя, Судию своего: чужим стал Ему, одичал, как дикий зверь, и рыкаешь, хулы изрыгаешь на своего Создателя, как Лев Толстой со своими лаятелями. Что же тебя ждет, наконец, если не образумишься? Тебя ждёт отвержение, в огонь вечный, уготованный Диаволу и ангелу его» (Мф. 25, 41).

В особенности сильно стал обличать Толстого о. Иоанн после того, как позволено, было распространять из дневников его критику на знаменитого писателя, - т. е. с 1900-1905 гг. До этого, по-видимому, не дозволялось и печатать всех произведений Л. Толстого, ни проповедей против него.

И он, Батюшка, знал это и ожидал мщения от них. В газетах появилось множество статей против него. Но кто же был во главе «этих» лаятелей о. Иоанна? «Начало всех лжеучений, ересей, расколов – в змие, льстящем вселенную», - т. е. диаволе. «Откуда все ереси, секты и расколы. Хотят быть учителями, но не от Бога, а от себя и по своим страстям. Оттуда – толстовцы, пашковцы, штундисты и др.» За ними пошли и другие последователи. «Характер людей второй половины 19 века – самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие)».

(423-425 стр.) Из книги митрополита Вениамина (Федченков) «Отец Иоанн Кронштадтский»

Изречения преподобных Оптинских старцев

Преподобный Лев (1768-1860)

Воздержания не в том сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но ижденет от сердца всякое памятозлобие и тому подобное; и тому подобное, вот в чём истинный пост, какого от нас паче всего требует Господь.

Наши рекомендации