О сердце и его изменчивости.
Хвала Аллаху, благословенен Он и возвышен, в первую и в последнюю очередь, и Ему возносим благодарность явно и скрыто. Мы просим Его, велик Он и возвышен, Того, Кто облегчил нам эту встречу и это собрание, чтобы Он довел для нас до конца милость и благословение, пользу и благо, чтобы Он сделал это собрание доказательством в нашу пользу, а не против нас, полезным для нас и ведущим нас к прямому пути Аллаха, благословенен Он и возвышен.
Да отблагодарит Аллах тех, кто организовал этот полезный и благословенный конкурс, если пожелает Аллах, за их стремления и организацию этого собрания и этой встречи, в которой мы просим Аллаха, могущественен Он и велик, чтобы Он наделил нас в ней пользой и благом, и чтобы воздал благом организаторам за это организацию этого и подобного этому полезных мероприятий и конкурсов.
Дорогие собравшиеся! Разговор на нашей этой встрече пойдет о путях и средствах для достижения стойкости в религии. Нет никаких сомнений, что изучение подобных тем является крайне важным, и мусульманин иногда нуждается в их изучении. Это потому, что пути и средства, которые уводят человека направо и налево и сбивают его с блага и прямого пути, множественны и разнообразны. Искушения и смуты, сбивающие с истины и прямого пути, приходят к человеку с разных сторон. Поэтому человек в такой ситуации обязан уделять большое внимание тому, как достичь стойкости на прямом пути и пути истины. Вдобавок к упомянутому, сердце сына Адама подвержено следованию таким вещам, как сомнения и страсти, которые уводят его от прямого пути Аллаха, благословенен Он и возвышен. От нашего дорогого Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) достоверно передается, что он сказал: «Сердце сына Адама переворачивается сильнее, чем кипящий котел» [«аль-Муснад» Имама Ахмада, Муснад ансаров, хадисы аль-Микдада ибн аль-Асвада, 23816].
Также от него (салла Ллаху `алейхи уа салам) достоверно передается, что он сказал: «Сердце подобно перу, которое ветер носит по пустыне»[«ас-Сунан» Ибн Маджи, Предисловие, глава о предопределении, 88; «аль-Муснад» Имама Ахмада, Муснад куфийцев, хадисы от Абу Мусы аль-Ашˋари, 32/529, 19757].
Сердце («аль-кальб») называется так только потому, что оно постоянно изменяется и переворачивается («ат-такаллюб»). Поэтому одной из наиболее частых молитв нашего Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) были слова: «О Переворачивающий сердца! Укрепи мое сердце на Своей религии!»От матери верующих Умм Салямы, передается, что она сказала: «Самой частой молитвой Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) были слова: «О Переворачивающий сердца! Укрепи мое сердце на Своей религии!» Она сказала: «Я спросила: «Неужели сердца переворачиваются?» Он сказал: «Каждое из сердец находится между двумя из пальцев Милостивого, которые Он переворачивает, как хочет: если Он захочет, то исправит его, а если захочет, то совратит». [«аль-Муснад» Имама Ахмада, Муснад женщин, хадисы Умм Салямы, жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 44/200, 26576; «ас-Сунан» ат-Тирмизи, глава о молитвах Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, 3522].
Просим у Великого Аллаха, чтобы Он укрепил нас на истине и прямом пути и уберег нас от отклонения, заблуждения, гибели и порчи.
Также необходимо помнить, что смут и искушений, окружающих со всех сторон и накрывающих друг друга, великое множество. Они накрывают людей, уносят их и идут с ними туда и сюда, сбивая их с прямого пути Аллаха. Это не касается тех, кого Аллах, благословенен Он и возвышен, обезопасил и защитил. В «Сахихе» Муслима приводится, что Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Сердца подвергаются искушениям, будто циновка, стебель за стеблем. На всяком сердце, впитавшем ее, появится черная точка, и на всяком сердце, оставившем ее, появится белая точка, и так (будет продолжаться), пока сердце не станет белым, и возникнут два сердца: белое и подобное гладкому камню, и ни одно искушение не повредит ему, пока существуют небеса и земля; и чёрное»,- то есть то, что впитало в смуту, и Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) дал ему описание: «…пепельного цвета, подобное перевёрнутому кувшину, и оно не будет знать одобряемого или отвергать порицаемого, а будет только погружаться в свои желания». [«ас-Сахих» Муслима, Книга Веры, глава о том, что Ислам начался чуждым и он вернется чуждым, 231; «аль-Муснад» Имама Ахмада, Хадисы сподвижников Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)хадисы Хузейфы ибн аль-Йамана, 23280, 23440].
Просим у Аллаха спасения и прощения. Это дает нам понять опасность смут и то, что смуты представляются сердцам. Один из ученых сказал, что «представление смут» означает, что смуты как будто бы прилипают к ним, подобно циновке, на которой если спит человек, то она прилипает к его телу и оставляет на нем след. Точно так же и со смутами и сердцами, но сердце мусульманина отвергает их и не принимает. Что касается остальных, то они впитывают эти смуты. Это означает, что они укрепляются в сердце, и сердце позволяет им овладеть собой, прибегаем к Аллаху от этого.
Смуты, проникающие в сердце, бывают двух видов: смуты сомнений и смуты страстей. Что касается смуты сомнений, то она возникает от неправильных представлений, недостаточности знаний и слабости благоразумия. Что же касается смуты страстей, то она возникает от нерешительности, низких желаний, опущении в стремлениях, а также от склонения души к потаканию своим желаниям и страстям и игнорирования границ Шариата и религии. Смуты сомнений – это порочность знаний, а смуты страстей – порочность деяний. Человек никогда не сможет прямо следовать религии Аллаха, благословенен Он и возвышен, без следования полезным знаниям и праведным деяниям. Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями» [9:33, 48:28, 61:9].
Верное руководство – это полезные знания, а религия истины – это праведные деяния. Поэтому человек не сможет прямо идти по пути истины и руководства и быть в безопасности от сомнений и страстей, если не будет держаться за эти вещи и заботиться об их сохранении: полезные знания и праведные деяния. И по той причине, что эти две вещи доводят человека до самой высокой степени и являются высшей целью, Аллах, пречист Он и возвышен, приказал Своим рабам и призвал их просить у Него, велик Он и возвышен, о том, чтобы Он направил их на прямой путь. Более того, Он вменил им это в обязанность читать их днем и ночью, каждый день семнадцать раз. В обязательных намазах человек говорит: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» [1:6-7].
Те, кого Он облагодетельствовал – это те, кому Аллах дал полезные знания и праведные деяния. Те, на кого пал гнев – это те, кто обладает знаниями, но не совершает деяния. Аллах сказал об иудеях: «Те, кому было поручено придерживаться Таурата и которые не придерживались его, подобны ослу, который везет на себе много книг» [62:5].
«Не придерживались его» - то есть, не совершали деяния в соответствии с ним. Заблудшие же – это те, кто совершает деяния и усердствует в поклонениях без знаний о религии Аллаха, благословенен Он и возвышен. Победа и спасение заключается в воплощении каждой из этих составляющих: полезные знания и праведные деяния. Посредством полезных знаний человек, с позволения Всевышнего Аллаха, спасется от уносящих с собой сомнений. Посредством же праведных деяний человек, с позволения Аллаха, благословенен Он и возвышен, спасется от губительных страстей.