Послание к евреям святого апостола Павла
Предисловие блаженного Феофилакта Болгарского
Святой Павел был апостолом язычников, как он и сам говорит об этом в Послании к Римлянам (Рим.11:13–14). Ибо евреи не терпели его проповеди к ним и были враждебны к нему более, чем к прочим апостолам, так как он своим неожиданным обращением доказал непобедимую силу Христа, привлекшую к Нему такого сильного гонителя. Но в том и состоит великое доказательство истины евангельской проповеди, что Павел, самый строгий ревнитель закона, внезапно обратился ко Христу. Посему евреи сильно враждовали против него и даже не могли слышать его голоса. Впрочем, и уверовавшие из евреев не совсем внимательно относились к нему, так как он совершенно отвлекал от закона и освобождал от обрезания. Тем не менее хотя он и послан был проповедником к язычникам, однако пишет и к евреям. Ибо, как не велено было ему крестить, однако он крестил, потому что это и не было запрещено ему: так точно, делая сверх должного, он посылает это Послание к Евреям, ибо он сильно заботился о тех, за которых молился даже быть отлученным (Рим.9:3). Он пишет послание к живущим в Палестине и в Иерусалиме. Ибо от неверующих евреев они лишаемы были имущества и подвергаемы были бесчисленным бедствиям. Вот почему апостол сильно заботился также о милостыне для них, побуждая к этому и коринфян, и македонян. И, разделивши с Петромпроповедь
Глава 11; 9-10, 17-23, 32-40
Гл.11; 9-10
Евр.11:9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах
с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
Евр.11:10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Гл.11 ; 17-23
Евр.11:17. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
Евр.11:18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
Евр.11:19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить,
Почему и получил его в предзнаменование.
Евр.11:20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Евр.11:21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова (Ср.Быт.48) и поклонился на верх жезла своего.
Евр.11:22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
Евр.11:23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
Гл.11; 32-40
Евр.11:32. И что еще скажу?
Недостанет мне времени, чтобы повествовать
О Гедеоне (ср. Суд.6:11–26), о Вараке (ср. Суд.4:4–9), о Самсоне (ср. Суд.14–16) и Иеффае (ср. Суд.11–12), о Давиде (ср. 1Цар.16–31, 2Цар.1–24 и др.) , Самуиле (ср.1Цар.1–10) и (других) пророках,
Евр.11:33. которые верою побеждали царства, (ср. Суд.7)