Использование псалмов в древнем Израиле
Псалмы были функциональными песнями, сочиненными античными израильтянами для использования при поклонении. Под “функциональными” мы понимаем, что они использовались не просто так, как сейчас используются гимны, отделяя одну часть богослужения от другой, чтобы приготовиться к проповеди. Псалмы, скорее, выполняли важную функцию – объединяя верующего с Богом.
Невозможно с уверенностью датировать большинство псалмов. Но это не столь уж значительная экзегетическая проблема. То, как они использовались в древнем Израиле, является поучительным, но поворачивает нас к служению и молитве прошлых лет. Поскольку они обращаются к сердцу верующего или к группе верующих, собравшихся вместе для прославления, то проявляется межкультурная и межгеографическая ценность Псалмов.
В древние времена псалмы обычно использовались в качестве помощи при ведении служения, когда израильтяне приносили жертвы к храму в Иерусалиме. Вполне возможно, что профессиональные певцы иногда пели псалмы в то время, пока люди молились, хотя это нельзя доказать. Однако, ясно, что знание псалмов широко распространялось за пределами храма, и люди начали петь их в самых различных ситуациях, где слова выражали их собственное отношение и обстоятельства. Псалмы были в конечном итоге собраны в “книги”. Таких книг пять (книга 1: псалмы 1-40; книга 2: псалмы 41-71; книга 3: псалмы 72-88; книга 4: псалмы 89-105; книга 5: псалмы 106-150). Поскольку определенные группы псалмов имеют специфические характеристики, похоже, что они изначально были собраны в подгруппы, которые теперь включены в пять основных книг. Но эти группы незначительны в смысле современной организации Книги Псалмов.
В соответствии с назначениями, которые не являются частью оригинальных псалмов и, следовательно, не считаются вдохновленными, Давид написал почти половину всех псалмов, всего 73. Моисей написал один (Пс. 89), Соломон – два (Пс. 71 и 126), сыновья Асафа написали несколько псалмов и сыновья Кореевы несколько и т.д.
После того, как израильтяне вернулись из плена и восстановили храм, Книга Псалмов стала формальным сборником, почти “храмовым песенником” или “сборником гимнов”, Пс. 1 помещен в начало – как введение в целое, – а Пс. 150 – в конце как заключение. Из Нового Завета мы знаем, что евреи, вообще, а Иисус и Его ученики, в частности, хорошо знали псалмы, и они были частью их молитв. Павел пишет ранним христианам, чтобы они воодушевляли друг друга “псалмами, славословием и духовными песнями”. (Еф. 5,19; Кол. 3,16). Все эти три термина можно отнести к псалмам, хотя, может быть, в своем совете Павел имел в виду и другие типы ранней христианской музыки.
Типы псалмов
Можно сгруппировать псалмы в семь разных категорий. Хотя эти категории некоторым образом взаимопроникающие или имеют подгруппы, они прекрасно классифицируют псалмы и этим направляют читателя к верному использованию их.
Плач (стенания)
Плач составляет большую часть псалмов в Псалтыре. Их более шестидесяти, включая индивидуальные и общие жалобы. Индивидуальные плачи (напр., 3, 21, 30, 38, 41, 56, 70, 119, 138, 141) помогают человеку выразить борьбу, страдание или разочарование Господу. Корпоративные (напр., 11, 43, 79, 93, 136) делают то же от лица группы людей. Вы унываете? Вы – один из группы, большой или малой, размышляющей о том, почему все идет не так хорошо, как должно бы? Если это так, то использование плача – это потенциально ценное дополнение вашим собственным выражениям. Для древних израильтян часто наступали трудные времена, и плач в Книге Псалмов с глубокой и честной страстью выражает их беды.
Псалмы благодарения
Эти псалмы использовались, судя по названию, в ситуациях, прямо противоположных обстоятельствам плача. Эти псалмы выражали радость Богу, когда что-то прошло хорошо, обстоятельства были благоприятны и/или у людей была причина возблагодарить Господа за Его верность, защиту и благодеяния. Псалмы благодарения помогают человеку или группе людей выразить мысли и чувства благодарности. Всего есть шесть общих (групповых) псалмов благодарения (64, 66, 74, 106, 123, 135) и десять индивидуальных (17, 29, 31, 33, 39, 65, 91, 115, 117, 137) в Псалтыре.
Гимны восхваления
Эти псалмы, без упоминания предыдущих страданий или настоящих радостных событий, концентрируются на восхвалении Господа за то, что Он таков, за Его величие и Его благорасположение для всей земли и для Своего народа. Господа можно восхвалять как Творца вселенной как в Пс. 8, 18, 103 и 148. Его можно восхвалять как защитника и покровителя Израиля, как в Пс. 65, 99, 110, 113 и 149. Его можно восхвалять как Господа истории, как в Пс 32, 102, 112, 116, 144-147. Бог заслуживает восхваления. Эти псалмы специально адаптированы для индивидуальных или групповых молитв во время служения.
Псалмы об истории спасения
Эти несколько псалмов (77, 104, 105, 134, 135) в центре внимания имеют обзор истории спасительной работы Божией в народе Израиля, особенно Его освобождение их от плена в Египте и создание Им народа как такового. Израиль, где в определенный момент был рожден Иисус Христос и через Кого передавалось Слово Божие, – конечно, особая нация в человеческой истории, и рассказ о нем прославляется в этих псалмах.
Псалмы празднования и заверения
В эту категорию включаются несколько типов псалмов. Первая группа – это литургии обновления завета, такие как Пс. 49 и 80, созданные для того, чтобы вести народ Божий к обновлению завета, впервые данного Им на горе Синай. Эти псалмы могут эффективно использоваться как направления богослужения для службы обновления. Пс. 88 и 131 часто классифицируются как Давидовы псалмы завета, восхваляющие важность выбора Богом родословной Давида. Поскольку эта родословная ведет в конечном итоге к рождению нашего Господа, эти псалмы дают основу Его мессианского служения. В Псалтыре есть девять псалмов, имеющих дело непосредственно с Царством. Их мы называем царственными псалмами (2, 17, 19, 20, 44, 71, 100, 109, 143). Один из них – 17 – царственный псалом благодарения, а один – 143 – псалом царского плача. Власть царя в древнем Израиле была очень важным институтом, ибо через него Бог давал стабильность и защиту. Хотя большинство царей Израиля были неверны Богу, Он, тем не менее, мог использовать любого из них для добрых целей. Бог действует через посредников в обществе, и восхваление функций этих посредников – это именно то, что мы находим в царственных псалмах.
Близкими царственным псалмам являются так называемые псалмы возведения на престол (23, 28, 46, 92, 94-98). Видимо, эти псалмы отмечали возведение на престол царей в древнем Израиле, церемонии, которая, может быть, проводилась каждый год. Некоторые богословы пытались доказать, что они представляют также и возведение на трон Самого Господа и использовались как литургии в неких церемониях, отмечавших это, но свидетельств тому недостаточно.
И наконец, есть категория, названная Песни Сиона или Песни града Иерусалима (45, 47, 75, 83, 86, 121). В соответствии с предсказаниями Бога через Моисея израильтянам, когда они были еще в пустыне (напр., Втор. 12), Иерусалим стал центральным городом Израиля, местом, где был построен храм и откуда царство Давида набирало власть. Иерусалиму, как “святому городу”, придается особое внимание в этих песнях. Поскольку в Новом Завете многое вкладывается в символ Нового Иерусалима (небеса), эти псалмы остаются полезными в христианском Богослужении.
Псалмы мудрости
К этой категории можно отнести восемь псалмов (35, 36, 48, 72, 111, 126, 127, 132). Можно также отметить, что глава 8 Притч сама по себе псалом, восхваляющий, как и эти, достоинства мудрости и мудрой жизни. Эти псалмы можно читать с пользой вместе с Притчами (см. глава 12).
Песни доверия
Эти десять псалмов (10, 15, 22, 26, 61, 62, 90, 120, 124, 130) концентрируют свое внимание на том факте, что Богу можно доверяться, и что даже во время отчаяния Его доброта и забота о Своем народе должны быть выражены. Бог получает наслаждение от знания того, что те, кто верит Ему, вверяют Ему свои жизни и все то, что Он дает им. Эти псалмы помогают нам выразить свою веру в Бога, хорошо ли или плохо идут у нас дела.
Для тех, кто хотел бы и дальше исследовать различные категории псалмов и понять те характерные черты, которые определяют их классификацию, мы рекомендуем книгу под названием “Из глубин” Бернгарда Андерсона (Philadelphia; Westminster Press, 1974). Эта книга не только содержит дополнительные детали по поводу того, как псалмы действовали в древнем Израиле, но и делает некоторые предположения относительно того, как они могли бы использоваться в жизни верующих сегодня.
Примеры экзегезы
Чтобы проиллюстрировать, как знание формы псалма и его структуры помогает нам оценить его идею, мы выбрали два псалма для тщательного анализа. Один – это личный (персональный) плач, а другой — псалом благодарения.
Псалом 3: плач (стенание)
Тщательно сравнивая все подобные псалмы плача, ученые смогли выделить шесть элементов, которые так или иначе появляются практически во всех их. Эти элементы, в своем типичном порядке, следующие:
1. Обращение. Псалмопевец описывает того, кому направлен псалом. Это, конечно, Господь.
2. Жалоба. Псалмопевец изливает, честно и убедительно, жалобу, определяя, в чем беда и почему требуется помощь Господа.
3. Вера. Псалмопевец тотчас выражает веру в Бога (зачем жаловаться Богу, если не веришь Ему?). Более того, вы должны верить в то, что Он ответит на эту жалобу так, как Он считает нужным, а не так, как вы бы этого хотели.
4. Избавление. Псалмопевец умоляет Бога избавить его от этой ситуации, описанной в жалобе.
5. Уверенность. Псалмопевец выражает уверенность в том, что Бог поможет. Эта уверенность параллельна, некоторым образом, выражению веры.
6. Хвала. Псалмопевец выражает хвалу, благодаря и славя Бога за благословения в прошлом, настоящем и/или будущем.
Псалом 3
1. Обращение.
2. Господи! Как умножились враги мои!
Многие восстают на меня;
3. Многие говорят душе моей:
“нет ему спасения в Боге”.
4. Но Ты, Господи, щит предо мною,
слава моя, и Ты возносишь голову мою.
5. Гласом моим взываю ко Господу,
и Он слышит меня со святой горы Своей.
6. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
7. Не убоюсь тем народа,
которые со всех сторон ополчились на меня.
8. Восстань, Господи!
Спаси меня, Боже мой!
Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих,
сокрушаешь зубы нечестивых.
9. От Господа спасение.
Над народом Твоим благословение Твое.
В этом псалме следующим образом описываются шесть элементов плача:
1. Обращение. Это – “Господи” в ст. 2. Заметьте, что обращение не должно быть длинным или затейливым. Простые молитвы так же эффективны как и красноречивые. Нам не нужно “подмасливать” Бога.
2. Жалоба. Она содержит в себе остаток ст. 2 и весь ст. 3. Давид описывает врагов (которые в этих псалмах являются персонифицированными символами почти любой беды или проблемы), и как мрачна его ситуация. Любую трудность можно выразить таким образом.
3. Вера. В данном случае ст. 4-7 являются частью выражения веры в Господа. Кто есть Бог, как Он отвечает на молитву, как Он защищает Свой народ, даже если ситуация явно безнадежна, – все это представляет собой свидетельство того, что Богу можно верить.
4. Избавление. В ст. 8а (“Восстань Господи! Спаси меня, Боже мой!”) Давид выражает свою (и нашу) мольбу о помощи. Заметьте, как прямое обращение за помощью удерживается до этого момента и идет после выражения веры. Этот порядок не обязателен, но нормален. Соотношение между просьбой и восхвалением кажется характерным для плача, и это должно быть для нас поучительным в наших собственных молитвах.
5. Уверенность. Остальная часть ст. 8 (“ибо Ты поражаешь...” и т.д.) выражает уверенность. Вы можете спросить: “Какая же уверенность может передаваться такой иллюстрацией Бога как боксера?” На самом деле язык, опять-таки метафоричен, нежели буквален. “Ты уже разбил все мои реальные проблемы” – было бы подходящим парафразом, ибо “враги” и “нечестивые” обозначают проблемы и беды, которые чувствовал Давид тогда, а мы чувствуем сейчас. Но этой живописной картиной разгром того, что давит на нас, представлен очень ярко. Помните, что эта часть псалма не обещает, что народ Божий будет свободен от бед. Она выражает уверенность в том, что Бог в Свое время позаботиться о решении наших проблем в соответствии с Его планом.
6. Хвала. Ст. 9 прославляет Бога за Его верность. Он провозглашается тем, Кто спасает, и в просьбе Его благословения Он провозглашается косвенным образом тем, Кто благословляет (Вы же не можете и спрашивать благословения у того, кто не может его дать).
Из такого плача, как Пс. 3, можно многому научиться. Важность уравновешенной молитвы (просьбы должны быть уравновешены признательностью, жалобы – выражениями доверия), возможно, находится в начале списка. Свидетельство честности (отметьте, как свободно и сильно Давид вдохновлен выразить в словах жалобу и обращение) приводит нас к желанию выражать себя Богу более открыто, без сокрытия своих проблем.
Однако, псалом создается не для того, чтобы поучать, но чтобы направлять. Мы можем использовать этот псалом, когда мы находимся в тупике, разочарованы, окружены проблемами, чувствуем себя разбитыми. Он поможет нам выразить свои мысли и чувства и положиться на верность Бога так же, как он помогал древним израильтянам. Бог поместил его в Библию, чтобы он мог помочь нам обращаться с Ним, “возлагая все заботы наши на Него, ибо Он печется о вас” (1 Пет. 5,7).
Групповые псалмы-плача, называемые иногда “общим плачем”, следуют тому же шестиэлементному образцу. Церковь либо другая группа, сталкивающаяся с трудностями, может использовать эти псалмы образом, аналогичным тому, как ими пользуется любой человек (напр., Пс. 3).
Псалом 137: псалом благодарения
Псалмы благодарения имеют другую структуру, как и можно было ожидать, поскольку цель их – в том, что они выражают – другая. Элементы псалма благодарения таковы:
1. Введение. Здесь суммируется свидетельство того, как Бог оказал помощь.
2. Беда. Рисуется ситуация, от которой Бог дал избавление.
3. Обращение. Псалмопевец повторяет обращение, сделанное им или ею к Богу.
4. Избавление. Описывается избавление, данное Богом.
5. Свидетельство. Дается хвала за милость Божию.
Как вы видите из этого плана, псалмы благодарения концентрируются на признательности за прошлые милости. Псалом благодарения обычно благодарит Бога за то, что Он сделал. Порядок следования этим пяти элементам может значительно варьироваться (колебаться). Жестоко фиксированный порядок чрезмерно ограничил бы творчество вдохновленного автора.
Псалом 137
1. Славлю Тебя всем сердцем моим,
пред богами пою Тебе.
2. Поклоняюсь пред святым храмом Твоим,
и славлю имя Твое
за милость Твою и за истину Твою,
ибо Ты возвеличил Слово Твое
превыше всякого имени Твоего.
3. В день, когда я воззвал, Ты услышал меня,
вселил в душу мою бодрость.
4. Прославят Тебя, Господи, все цари земные,
когда услышат слова уст Твоих,
5. И воспоют пути Господни,
ибо велика слава Господня.
6. Высок Господь, и смиренного видит,
и гордого узнает издали.
7. Если я пойду посреди напастей,
Ты оживишь меня,
прострешь на ярость врагов моих руку Твою,
и спасет меня десница Твоя.
8. Господь совершит за меня!
Милость Твоя, Господи, вовек; дел рук Твоих не оставляй.
1. Введение. В ст. 1-2 Давид выражает свое намерение восхвалить Бога за любовь и верность, которые Он оказал, так же, как и за факт, что величие Бога само по себе заслуживает радостного одобрения.
2. Беда. В ст. 3 беда не определена точно. Это может быть любая трудность, в которой Давид воззвал к Господу. Соответственно, псалом полезен любому христианину, желающему поблагодарить Бога за любую оказанную помощь.
3. Обращение. Обращение тоже содержится в ст. 3. Бог славится за то, что Он милостиво ответил на (на определенную) беду Давида.
4. Избавление. Сюда более всего подходят ст. 6-7. Тот факт, что Бог уделил внимание Своему не заслуживающему того просителю, оживил его посреди напастей (возможно, много раз, ибо слово “оживишь” стоит в настоящем времени), спас Давида от его “врагов”, служит для нас выражением нашей собственной признательности за Божью верную помощь нам в прошлом.
5. Свидетельство. Ст. 4-5 и 8 составляют Давидовы характеристики Божьей доброты. Бог так милосерден, что Он заслуживает хвалы даже от великих мира сего (ст. 4-5). На Него можно рассчитывать и к Нему можно обратиться в связи с выполнением Им Своих обещаний и намерений. Его любовь никогда не прекращается (ст. 8).
Какие великие ожидания от нашей связи с Богом содержит такая песня благодарения, как Пс. 137! Каким полезным может быть он в приведении в порядок наших мыслей и чувств, размышляя о той верности, которую Бог показывает нам многие годы.
Если вы хотите исследовать содержание других типов псалмов, кроме
проанализированных здесь, книга Андерсона окажет вам большую помощь. Однако, многие подобные результаты будут достигнуты, если вы просто прочтете несколько псалмов данного типа, а затем самостоятельно проанализируете их общие черты. Самое важное – осознать, что псалмы действительно отличаются друг от друга, и мудрое распознание типов их приведет к мудрому их использованию.
Особое примечание по “псалмам-проклятиям”
Одной из причин того, что псалмы так часто привлекали народ Божий во все времена, является понятность их языка. Здесь можно обнаружить весь спектр человеческих чувств, даже крайних их выражений. Независимо от того, насколько вы печальны, псалмопевец помогает вам выразить вашу печаль, с нужным пафосом, если это необходимо (напр., Пс. 68,7-20 или 87,3-9). Независимо от того, насколько вы радостны, псалмопевец помогает вам выразить это (напр., Пс. 97 или 132 или 22,5-6). Явно преувеличенный язык (гиперболу) трудно превзойти!
Печаль и радость не грешны. Но горечь, ярость и ненависть могут привести к грешным мыслям и поступкам, таким как желание или попытки причинить зло другим. Конечно, верно, что выражение гнева в словах лучше, чем в яростных поступках. Отрывки определенных псалмов помогают нам именно в этом и в еще одном измерении. Они направляют наш гнев словесно по руслу к Богу, а не к кому-либо другому, и не в словах, и не физически. Псалмы, содержащие словесное выражение гнева на других Богу, называются псалмами-проклятиями.
Было бы бесполезно и нечестно пытаться отрицать, что у нас иногда бывают негативные мысли по отношению к другим, грешны ли такие мысли или нет. Бог, через псалмы-проклятия приглашает нас “гневаясь, не согрешать” (Пс. 4,5). Мы должны выполнить учение Нового Завета: “Да не зайдет солнце во гневе вашем; и не давайте место диаволу” (Еф. 4,26-27), выражая наш гнев прямо Богу и через Бога, а не стараться вернуть зло тем, кто его вам причинил. Псалмы-проклятия обозначают наш гнев и помогают нам выразить его (Богу), используя то же явное, целенаправленное преувеличение, известное нам по другим типам псалмов.
Те части псалмов, где содержатся проклятия, почти всегда можно обнаружить в псалмах плача. Псалом 3, детально описанный выше, содержит в ст. 7 проклятие, которое, как и другие, содержащиеся в псалмах, – коротко и поэтому не особо обидно. Но некоторые проклятия длинны и резки (см. части псалмов 11, 34, 57, 58, 68, 69, 82, 108, 136, 139). Рассмотрите, например, псалом 136,7-9:
7. “Припомни, Господи, сынам Едомовым,
день Иерусалима, когда они говорили:
“разрушайте, разрушайте до основания его”.
8. Дочь Вавилона, опустошительница!
Блажен, кто воздаст тебе за то,
что ты сделала нам!
9. Блажен, кто возьмет
и разобьет младенцев твоих о камень!”
Пс. 136 – плач о страданиях, испытанных израильтянами в изгнании. Их столица, Иерусалим, была разрушена, а земли отобраны вавилонянами, которым помогали и которых вдохновляли Едомиты (см. Книгу Авдия). Учитывая Слово Божие, “У Меня отмщение и воздаяние” (Втор. 32,35 ср. Рим. 12,19), создатель плача призывает к справедливому суду в соответствии с проклятиями завета (см. гл. 10). В эти проклятия включаются условия уничтожения порочного общества, включая членов семьи (Втор. 32,35, ср. Втор. 28,53-57). Ничто в Писании, конечно, не учит, что это временное осуждение можно рассматривать, как обозначающее нечто относительно вечной участи этих членов семей.
Псалмопевец в псалме 136 говорит Богу о чувствах страдающих израильтян, используя язык гиперболы такого же чрезвычайного типа, как и тот, который можно найти в самих проклятиях. Тот факт, что псалмопевец прямо обращается к вавилонянам – это просто функция псалма, он также прямо обращается и к Иерусалиму в ст. 5. Реальный слушатель этих злых слов (ст. 7) — Бог, точно так же, как Бог, и только Бог, слышит наши злые слова. Понимаемые в своем контексте как часть языка стенаний и используемые правильно для канализирования и контролирования нашего потенциально грешного гнева, псалмы-проклятия могут действительно удержать нас от греха. Затаивать или проявлять гнев по отношению к другим – это то, чего мы должны избегать (Мф. 5,22).
Псалмы-проклятия не противоречат учению Иисуса о любви к врагам. Мы неправильно уравниваем “любовь” и “теплые чувства”. Учение Иисуса, однако, активно определяет любовь. Это не столько то, что вы чувствуете к определенному человеку, сколько то, что вы делаете для этого человека и что показывает любовь (Лк. 10,25-37). Библейская заповедь – проявлять любовь, а не испытывать любовь. В относительном смысле псалмы-проклятия помогают нам, когда мы испытываем гнев, не проявить его. Нужно честно выразить наш гнев Богу, независимо от того, как горько нам, и позволить Богу позаботиться о справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обращается с нами. Враг, продолжающий делать зло перед лицом нашей выдержки, находится действительно в большой беде (Рим. 12,20). Основной функцией этих псалмов, таким образом, является помощь нам “не быть побежденными злом”, но помочь освободиться от нашего гнева, чтобы мы могли “победить зло добром” (Рим. 12,21).
Заключительное слово: термин “ненавидеть” в псалмах частенько неправильно понимается. Когда псалмопевец говорит: “Полною ненавистью ненавижу их” (Пс. 138,22), он не выражает греха. С другой стороны, слова Бога: “А Исава возненавидел” (Мал. 1,3 ср. Рим. 9,13) обозначали бы, что Он грешник. Древнееврейское слово, переведенное как ненависть, в некоторых контекстах означает “презрение”. Но оно также может означать “нежелание или невозможность мириться” или “отвергать”. Поэтому не может быть и предложения, что язык псалмов-проклятий нарушает где-либо учение Писания, включая и Мф 5,22.