Являются ли Свидетели Иеговы христианами?
1 Нет общепризнанного понимания того, что считать «настоящим» христианством, так как среди тех, кто называет себя христианами, нет единства и в мире насчитываются сотни самостоятельных организаций и течений, считающих себя христианскими. Они ведут между собой острые споры по важнейшим вопросам вероучения, и едва ли не каждая из христианских церквей считает своё учение единственно верным, а верования всех остальных — пагубными заблуждениями.
2 Если говорить в самом общем виде, то главное в христианстве — это признание авторитета Библии и учение о Сыне Божьем Иисусе Христе, который сошёл с неба на землю, принял мученическую смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознёсся на небо. Все христиане согласны с тем, что в будущем произойдёт второе пришествие Христа. Однако наиболее крупные христианские церкви (католическая, православная, большая часть протестантских) считают, что это произойдёт ещё очень не скоро, а когда-то в далёком будущем.
3 Свидетели Иеговы безусловно являются христианами, так как они верят в Бога и Его Сына — Иисуса Христа, а их воззрения основаны на Библии. У них есть разногласия с другими ветвями христианства. Свидетели Иеговы считают ложными учение о Троице, бессмертной душе, адском огне, чистилище, отвергают молитву за усопших, поклонение иконам, изображениям святых, кресту, использование чёток. В чём причина этих разногласий?
4 Свидетели Иеговы признают истинными только те вероучительные установки, которые основаны на Библии. Между тем многое в христианстве взято не из Библии, а из античной философии, языческих верований и обрядов тех народов, которые принимали христианство.
5 Большая роль в формировании христианской догматики принадлежит императору Константину Великому (ок. 275–337). В 313 г. он обнародовал Миланский эдикт, которым был положен конец гонениям на христиан. В 324 г. Константин объявил христианство господствующей, государственной религией Римской империи. Именно Константин исполнял роль председательствующего на I Вселенском Соборе (325 г.) в городе Никее, одобрившем так называемый Никейский символ веры, то есть перечень основных догматов (вероучительных положений), обязательных для всех христиан.
6 Следует учесть, что, председательствуя на Никейском Соборе, император Константин не был христианином и руководствовался, разумеется, не библейскими принципами, которых он не знал и не разделял, а соображениями политической целесообразности. Императору нужна была единая христианская церковь как монолитная идеологическая опора его власти, и Константин решительно боролся за единомыслие на Соборе.
7 Любопытно, что до самой смерти Константин был великим понтификом, то есть верховным жрецом языческой религии. За день до смерти он принёс жертву Юпитеру, как это и подобало великому понтифику. В день своей кончины он принял христианство и крестился, веря, что крещение избавляет от ответственности за все ранее совершённые грехи и преступления. А ему было в чём раскаиваться, ибо, будучи человеком импульсивным и подозрительным, Константин убил своего племянника Лициниана, своего сына Криспа, свою жену Фавсту, многих своих друзей и союзников (см.: Сторожевая Башня. 1998. 15 марта. С. 26–30).
8 Христианство, ставшее в период правления Константина государственной религией Римской империи, впитало многие дохристианские представления и постепенно превратилось в мировую религию, в которой библейские принципы сочетались с верованиями и обрядами, чуждыми библейской традиции, унаследованными от языческого прошлого.
9 Подобное понимание христианства было оформлено в рамках так называемого Священного Предания, в которое вошли решения Вселенских Соборов, а также труды наиболее видных богословов II–VIII вв., получивших название «святых отцов и учителей церкви». Католическая и Православная церкви утверждают, что Священное Предание — это ключ к пониманию Библии, что источник Священного Предания — благодать Святого Духа. Для католиков и православных Священное Предание не менее, а возможно и более важно, нежели Библия.
10 Далеко не все христиане соглашались с тем, что Священное Предание — плод Святого Духа. Ссылаясь на Послание к Галатам (5:19–23), они утверждали, что церкви руководствовавшиеся Священным Преданием, оказались в плену «дел плоти»: идолослужения, вражды, ссор, распрей, разногласий, ересей, а их духовенство погрязло в грехах. Реформация, начавшаяся в XVI в., дала мощный толчок появлению протестантизма, отвергшего Священное Предание и признавшего единственным авторитетом Библию.
11 Протестантские церкви в разной мере провели «очищение» христианства от небиблейских традиций. Одни течения протестантизма были более радикальны, другие проявляли большую осторожность и сохранили значительную часть католических обрядов и догм, среди которых были и имевшие языческие корни. Так или иначе, но развивавшееся в рамках протестантизма стремление строить христианскую жизнь на основе Библии воспитало поколения христиан, которые постепенно созрели для того, чтобы задаться вопросом: а в полной ли мере сами протестантские церкви верны библейским принципам? И если да, то почему они не могут достичь единства, а если нет, то что надо изменить, чтобы следовать библейскому учению без всяких чуждых примесей?
12 Наиболее последовательными, глубокими и основательными в изучении Библии и очищении христианства от всех небиблейских учений и обрядов стали Свидетели Иеговы.
13 Оппоненты обвиняют их в том, что «вместе с водой они выплеснули и ребёнка». На самом деле понимание христианства Свидетелями Иеговы подготовлено всей логикой предшествующего развития религиозной жизни. Не случайно большинство христиан в наши дни в той или иной мере испытывают потребность в большей степени, чем раньше, опереться на авторитет Библии. В католической церкви, особенно со времени II Ватиканского Собора (1959–1965), начался процесс создания новой концепции всей жизни церкви, в значительной мере ориентированной на повышение роли библейских ценностей. В протестантизме усиливается так называемый фундаментализм, стремящийся сделать Библию главной опорой жизни верующих.
14 Можно по-разному оценивать результативность этих усилий, но они явно свидетельствуют о том, что ценность библейских принципов становится всё очевиднее для тех, кому не безразлична судьба христианства.