Иисус Христос — не Бог, а Сын Божий

1 Вспоминаю разговор с одной набожной журналисткой-католичкой. Она полагала, что Свидетелей Иеговы нельзя считать христианами, так как они будто бы считают Иисуса Христа не Богом, а обычным человеком. Вероятно, это достаточно распространённое предубеждение.

2 Да, Свидетели Иеговы считают, что Иисус Христос не был Богом, но он не был и таким человеком, как каждый другой.

Иисус Христос — не Бог, а Сын Божий - student2.ru

 
Титульный лист книги «Самый великий человек, который когда-либо жил», посвящённой Иисусу Христу и выпущенной Обществом Сторожевой Башни (Пенсильвания) в 1991 г.

3 Жизнь Иисуса можно разделить на четыре периода.

4Первый период — это Его существование на небе в качестве духовного существа — единородного Сына Бога, «рождённого прежде всякой твари» (Послание к Колоссянам, 1:15).

5 Первый период начался задолго до Его рождения на земле и продолжался в течение многих миллиардов лет. В Библии говорится, что Мессия, то есть Иисус Христос, происходит «из начала, от дней вечных» (Книга пророка Михея, 5:2). Сам Иисус неоднократно говорил, что Он пришёл «от вышних», то есть с неба (Евангелие от Иоанна, 8:23; 16:28). Как долго Он жил на небе перед тем, как сойти на землю?

6 Неисчислимые миллиарды лет до сотворения материальной Вселенной Иисус жил как духовное существо на небе и имел близкое общение со своим Отцом. В Библии Иисус называется Словом, которое «было в начале у Бога» (Евангелие от Иоанна, 1:2). Как свидетельствует апостол Иоанн, Слово было у Бога, когда происходило сотворение Вселенной: «Всё чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (1:3). Бог вероятно, обращался к Слову, когда Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему» (Бытие, 1:26), именно поэтому Иегова употребил здесь множественное число и сказал «по образу Нашему», а не «по образу Моему».

7 Кроме того, Слово было Божьей «художницею». Это библейское понятие можно перевести как «искусный помощник», который трудился под руководством Иеговы над созданием всего сущего. В Притчах Соломона есть похвала премудрости, которая, по мнению Свидетелей Иеговы, относится к Иисусу Христу (на древнееврейском языке слово «премудрость» — мужского рода). Если это утверждение правильно, то Сын Божий принимал участие и в сотворении мира в качестве советчика. «Господь имел меня началом пути Своего прежде созданий Своих, искони, — говорится о премудрости в Притчах, — от века я помазана, от начала, прежде бытия земли … Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время» (8:22–23,27–30).

8 Читателю русского перевода Библии трудно соотнести этот отрывок из Притчей Соломона, в котором премудрость названа «художницею» при Боге во время сотворения мира, с личностью Иисуса Христа. Однако изучение библейского текста в сопоставлении с другими местами Библии показывает, что подобная трактовка не лишена основания.

9 Так, например, описывая личность Иисуса Христа, апостол Павел называет его образом Бога невидимого, рождённого прежде всякой твари, «ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стои́т. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство; Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота» (Послание к Колоссянам, 1:16–19).

10Второй период продолжался тридцать три года — это время, проведённое Иисусом Христом на земле.

11 Иисус Христос не был только духовным существом. Около 2 тысяч лет тому назад начался второй период существования Иисуса Христа. Бог перенёс жизнь своего Сына во чрево женщины, Иисус стал человеческим Сыном Бога, рождённым женщиной обычным образом. Когда Иисус достиг зрелого возраста, Ему было дано полностью вспомнить Своё прежнее общение с Богом на небе и ту славу, которую Он имел у Бога «прежде бытия мира» (Евангелие от Иоанна, 17:5).

12 Иисус Христос, как считают Свидетели Иеговы, был самым великим человеком, который когда-либо жил, потому что во время своего пребывания на земле Он в любой ситуации поступал так, как поступил бы Его Отец. «Я … ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю, — свидетельствовал Иисус. — … Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Евангелие от Иоанна, 8:28,29).

13 Иисус всегда проявлял беззаветную преданность Иегове и готов был даже умереть, чтобы люди, страдавшие от последствий первородного греха, обрели надежду на вечную жизнь. Как считают Свидетели Иеговы, Он был приговорён римским правителем Понтием Пилатом к смерти не на кресте, а на «столбе мучений». Его смерть избавила человечество от власти первородного греха. И если Адам, согрешив, передал своим потомкам смерть, то Иисус передаёт им вечную жизнь. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (Первое послание к Коринфянам, 15:22).

14 Почему же Бог допустил, чтобы Его Сын умер мучительной смертью? Потому что Он любил людей. Как сказано в Евангелии от Иоанна, «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (3:16).

15 Иисус спал смертным сном в могиле три неполных дня, а затем Бог воскресил Его, как могущественную духовную личность.

16 Так начался третий период существования Иисуса Христа на небе после воскресения.

17Третий период — это жизнь Иисуса после того, как Он воскрес из мёртвых и воссел по правую руку от своего Отца в ожидании времени, когда Бог даст Ему царскую власть на небе (Псалом 109:1; Послание к Евреям, 10:12,13).

18 Апостол Пётр пишет, что Христос, чтобы привести нас к Богу, был «умерщвлён по плоти, но ожив духом … восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (Первое послание Петра, 3:18,22).

19 В Евангелии от Луки сказано, что, после того как Иисус воскрес из мёртвых и пробыл некоторое время с учениками, Он вознёсся на небо (24:51). Ещё определённее говорит евангелист Марк, указывая, что Иисус «вознёсся на небо и воссел одесную Бога» (Евангелие от Марка, 16:19). Видение, испытанное учеником Стефаном, первым мучеником за христианскую веру, также свидетельствует о том, что Иисус находится по правую руку от Бога: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрел на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деяния святых апостолов, 7:55).

20 Иисус обещал ученикам, что Он будет с ними «во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея, 28:20). Пребывая на небе по правую сторону Бога, Иисус правит своими учениками, руководит ими в их проповеднической деятельности, посылая им излияние Святого Духа. Первое такое сошествие Святого Духа произошло при наступлении праздника Пятидесятницы, когда все апостолы собрались вместе в Иерусалиме (Деяния святых апостолов 2:2–4). С тех пор Иисус воздействует на своих учеников, посылая им излияния святого духа (Свидетели Иеговы считают святой дух «действующей силой» Иеговы, а не особой духовной личностью).

21Четвёртый период, начавшийся в 1914 г., — это воцарение Иисуса в небесном Царстве: Сатана и его демоны сброшены в пределы земли и становятся виновниками всё возрастающего горя людей, а Иисус руководит всемирным делом проповеди благой вести о Царстве Бога.

22 Как считают Свидетели Иеговы, в 1914 г. началось установление царственной власти Иисуса. Как сказано в Первом послании к Коринфянам, Иисусу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (15:25). Затем Иисус передаст Царство Богу Иегове (15:24). Что же это за Царство?

23 Представление об этом Царстве можно получить из библейской книги Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. В ней рассказывается о видениях, которые записал любимый ученик Иисуса Иоанн, когда он был «в духе» перенесён в будущее и воочию увидел возвращение Иисуса в качестве Царя.

24 Повинуясь приказу Своего Отца, Иисус очистил небо, низвергнув Сатану и его демонов на землю (Откровение Иоанна Богослова, 12:7–9). Увидев это в видении, Иоанн услышал голос, говорящий на небе: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его» (Откровение Иоанна Богослова, 12:10).

25 Свидетели Иеговы верят, что мы живём в эпоху, когда на небе уже нет Сатаны и его демонов и безраздельно властвуют Иегова и Христос, но на земле с усиленной яростью действует дьявол, изгнанный с неба. Как сказано в Откровении об этом периоде истории, «веселитесь Небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости зная, что немного ему остаётся времени» (12:12).

26 Свидетели Иеговы считают современную эпоху «последними днями», в течение которых на земле происходит отделение одних людей от других. Те люди, которые воспримут весть о Царстве Бога, войдут в Божий новый мир и будут жить вечно. Другие люди, которые отвергнут весть о Божьем Царстве и встанут на сторону Сатаны, будут уничтожены.

27 В Евангелии от Матфея рассказывается о суде Иисуса Христа над человечеством, когда Он в качестве Царя и Судьи «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (25:32). «Овцы» (праведники) наследуют Царство, а «козлы» разделят участь дьявола и его ангелов (25:34–46).

28 Разумеется, не Свидетели Иеговы будут решать, кто будет признан «овцой» и жить вечно, а кто — «козлом» и погибнет вместе с Сатаной и его демонами. Этот приговор могут вынести только Бог и Иисус. Призвание Свидетелей Иеговы — нести людям весть о том, что они живут в «последние дни» и на пороге — Царство Божие. И от них самих зависит, на чью сторону встать — Иеговы или Сатаны.

Наши рекомендации