Последняя волна репрессий против Свидетелей Иеговы (1982–1983 гг.)
1 Приход к власти Юрия Андропова привёл к усилению репрессий против Свидетелей Иеговы. Разумеется, Свидетели Иеговы не особенно интересовали Андропова. Однако новый Генеральный секретарь делал ставку на репрессивные возможности КГБ в самых разных областях.
2 Так, например, при Брежневе очень слабой была трудовая дисциплина.
3 Юрий Андропов пытался укрепить трудовую дисциплину, начав силами сотрудников КГБ проверки посетителей кафе, магазинов, кинотеатров, для того чтобы выявить тех, кто должен был быть на работе, а вместо этого совершил прогул и находился в рабочее время, например, в очереди за дефицитными товарами или в кафе.
4 Андропов вёл решительную борьбу не только против нарушителей трудовой дисциплины, но и «диссидентов» — как политических противников коммунизма, так и верующих, чьи общины действовали без регистрации. Эти верующие были объявлены «религиозными экстремистами», получающими поддержку от западных спецслужб.
5 КГБ получил от Андропова указание покончить с «религиозным экстремизмом», одним из проявлений которого власти считали и Свидетелей Иеговы.
6 Впрочем, период правления Андропова был непродолжительным. Через несколько месяцев он смертельно заболел и с осени 1983 г. перестал появляться на людях. 9 февраля 1984 г. Андропов скончался.
7 Со времени начала тяжёлой болезни Андропова прекратились и активные репрессии против Свидетелей Иеговы.
8 Какие же идеологические мотивы побуждали власти использовать КГБ для борьбы со Свидетелями Иеговы при Андропове?
9 В 1982 г. по решению ЦК КПСС Институт научного атеизма Академии общественных наук начал выпуск Информационного бюллетеня, который направлялся руководителям партийных органов. Это издание выходило с грифом «для служебного пользования». Каждый экземпляр имел свой номер, и партийный руководитель, получавший его, расписывался в особой ведомости. Все эти меры предосторожности предпринимались для того, чтобы избежать «утечки» информации.
10 Информационные бюллетени содержали достаточно откровенные оценки религиозной ситуации и отдельных религиозных организаций, в том числе и Свидетелей Иеговы.
11 Уже в первом номере, вышедшем в 1982 г., отмечается что формируется новый тип верующего. Это молодёжь или люди среднего возраста со средним или даже высшим образованием, с высоким уровнем общей культуры и производственной квалификации. «Особенно заметным этот новый тип верующего становится в христианском сектантстве, так как процент молодёжи в общинах баптистов, пятидесятников, иеговистов, меннонитов и т.п. в 2–3 раза выше, чем в других религиозных организациях» (Информационный бюллетень. № 1. С. 7).
12 Специальная статья посвящена так называемому «религиозному экстремизму». Отмечая, что «религиозный экстремизм» не связан с каким-либо определённым религиозным направлением, автор статьи Эдуард Филимонов считает базой деятельности экстремистских элементов прежде всего незарегистрированные религиозные общины Совета Церквей Евангельских христиан-баптистов, Адвентистов-реформистов, крайних пятидесятников, Свидетелей Иеговы. Таким образом, Свидетели Иеговы объявлялись экстремистской религиозной организацией.
13 Отличительными особенностями «религиозного экстремизма» признаются «стремление к крайним, нередко провокационным действиям, направленным на укрепление и возрождение религиозности, стремление рядиться в тогу борцов за права верующих в Советском Союзе … Речь идёт об отказе от регистрации религиозных обществ, о клеветнических кампаниях, порочащих советский общественный и государственный строй, о религиозной пропаганде за пределами молитвенных домов, о попытках создавать нелегальные типографии, школы для коллективного обучения детей религии» (с. 19).
14 Пытаясь объяснить причины существования религиозного экстремизма в СССР, Информационный бюллетень видит их во влиянии буржуазной клерикальной пропаганды из-за рубежа, а также в ошибочных действиях отдельных представителей местных органов власти, ущемляющих законные права верующих и вызывающих у них озлобление (с. 27).
15 Намечая пути борьбы с «религиозным экстремизмом», Информационный бюллетень Института научного атеизма предлагает добиваться отрыва рядовых верующих от главарей экстремизма, ликвидации экстремистского подполья путём регистрации, в том числе автономной, религиозных общин, готовых признать законодательство о религиозных культах. «В последние годы, — отмечается в Информационном бюллетене, — благодаря настойчивой разносторонней разъяснительной работе, проведённой советскими, партийными и административными органами, удалось вывести из подполья и зарегистрировать на автономных началах несколько десятков обществ сторонников Совета Церквей Евангельских христиан-баптистов, пятидесятников и других» (с. 28).
16 Примечательно, что Свидетелей Иеговы нет в этом списке, так как попытки КГБ и властей добиться автономной регистрации общин Свидетелей Иеговы (добившись их разрыва с «Бруклинским центром») провалились.
17 Несмотря на то что Информационный бюллетень подробно описывает различные формы идейно-воспитательной работы по преодолению «религиозного экстремизма», авторам очевидна необходимость участия в этой деятельности милиции, прокуратуры, применения административных и уголовных мер воздействия к тем верующим, которые не поддадутся на уговоры (с. 30).
18 С целью усиления борьбы с религией и «религиозным экстремизмом» Информационный бюллетень настоятельно рекомендовал партийным органам создать специальные советы по атеистической работе при партийных комитетах, которые должны были изучать «враждебную религиозную пропаганду из-за рубежа и осуществлять целенаправленную контрпропаганду» (Информационный бюллетень. 1982. № 2. С. 22).
19 Как правило, ссылки на зарубежную враждебную пропаганду, стимулирующую развитие «религиозного экстремизма» в СССР, служили своего рода дымовой завесой для оправдания репрессий против верующих. В Информационном бюллетене № 3 (1982 г.) опубликована статья «О разоблачении враждебной религиозной пропаганды», которая призвана оправдать уголовные преследования верующих, объявляемых экстремистами. Автор её, уже упоминавшийся Э. Филимонов, пишет о стремлении империалистических пропагандистских центров и спецслужб использовать религию для достижения антисоциалистических и антисоветских целей, о психологической войне, ведущейся против СССР под руководством президента США Рейгана (с. 3).
20 Партийным работникам, на которых рассчитан Информационный бюллетень, внушается, что «религиозные экстремисты» — это орудие империалистических спецслужб: «Делая ставку на религиозных экстремистов, империалистические спецслужбы занимаются подстрекательской деятельностью, провоцируют верующих на борьбу с советским законодательством о религиозных культах, оказывают им моральную и материальную поддержку, снабжают религиозной литературой, множительной аппаратурой, деньгами и т.д.» (с. 6).
21 Таким образом, партийные руководители должны были видеть в «религиозных экстремистах», в том числе и в Свидетелях Иеговы, людей, которые действуют по указке иностранных спецслужб и являются их платными агентами.
22 Несмотря на стремление властей усилить атеистическую работу и развязать своего рода идеологическое наступление против верующих, большая часть населения оставалась глуха к этим попыткам. Люди не могли не видеть, что верующие, особенно те из них, кто твёрдо придерживался библейских принципов, добросовестно работали, не воровали, не были пьяницами, имели прочные семьи. Для хозяйственных руководителей было очевидным, что верующие — это те работники, которые заслуживают доверия. Естественно, эти руководители переставали верить в то, что религия приносит вред, а атеизм — пользу.
23 Информационный бюллетень № 4 (1983 г.) был вынужден посвятить специальный материал вопросу «О вреде религии сегодня». В нём утверждалось, что особый вред приносят сектантские организации (баптисты, адвентисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы и др.), в которых культивируется отчуждение от мира, практикуются различные формы религиозного обособления: отказ от браков с неверующими и инаковерующими, от чтения мирской литературы, посещения театров, кино, от участия в общественной жизни, от службы в армии, в выборах органов власти (с. 45).
24 В Информационном бюллетене № 6 (1983 г.) был помещён анализ литературы, выпускаемой Свидетелями Иеговы. Автор, доктор философских наук П. Л. Яроцкий (Киев), имел возможность знакомиться с журналами «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!» (он называет его «Пробудись!»), которые были запрещены в СССР.
25 По мнению Яроцкого, анализ этих журналов, изданных в 1980–1983 гг., свидетельствует о том, что они имеют ярко выраженное негативное содержание. «Иеговистская доктрина особо опасна, — говорится в Информационном бюллетене, — поскольку она построена на завуалированной подмене религии политикой» (с. 27). «Руководители Бруклинского центра, — делает вывод Яроцкий, — выполняют идеологический заказ своих покровителей из военно-промышленного комплекса США».
26 Кажется странным, что человек, читавший издания Свидетелей Иеговы и имевший возможность убедиться в их политической и идеологической нейтральности, обвиняет Свидетелей Иеговы в том, что они выполняют идеологический заказ американского империализма. Однако следует иметь в виду, что коммунисты вслед за Владимиром Лениным утверждали, что всякий, кто не поддерживает коммунизм, тем самым оказывается союзником буржуазии. И что всякий, кто призывает к отказу от участия в политической борьбе на стороне коммунистов, тем самым помогает буржуазии укрепить её власть.
27 По этой схеме нередко строится и анализ литературы, издаваемой Свидетелями Иеговы. В утверждениях «Сторожевой Башни», что Свидетели Иеговы не принимают участия в политической борьбе, Информационный бюллетень видит особо изощрённую и коварную попытку внушить верующим антикоммунистические идеи под видом религиозных.
28 Сейчас, по прошествии двух десятилетий, ясно, что в журналах «Сторожевая Башня» и «Пробудитесь!» справедливо говорилось о положении дел в области прав человека, в том числе прав верующих на свободу совести. В частности, критические оценки политики СССР давались в ряде публикаций Общества Сторожевой Башни, на которые ссылается Информационный бюллетень: «Коммунистический вызов западному миру» («Пробудитесь!», май 1981 г.), «Коммунизм: каким видит его Бог» («Сторожевая Башня», февраль 1981 г.), «Нет мира врагам мира с Богом» («Сторожевая Башня», октябрь 1982 г.).
29 Однако, давая оценку с библейских позиций социалистического строя, основанного на отрицании Бога, Свидетели Иеговы достаточно резко критиковали и пороки, свойственные Западу. Их целью не было заменить социализм капитализмом или втянуть верующих в политическую борьбу.
30 После смерти Андропова к власти пришёл смертельно больной Константин Черненко. Он управлял СССР чуть больше года, с 10 февраля 1984 г. по 10 марта 1985 г. К моменту прихода к власти Черненко чувствовал уже себя настолько плохо, что был удобной фигурой для тех, кто не хотел продолжения андроповской политики.
31 Недолгое правление Черненко, на короткий период вернувшее страну в «эпоху застоя», побудило руководство СССР выдвинуть на пост Генерального секретаря ЦК КПСС молодого и динамичного Михаила Горбачёва, провозгласившего политику «перестройки».