Кризис семьи в современной России
1 Для сопоставления будет полезно посмотреть, как обстоят дела с проблемами семьи в России, где большая часть населения далека от религиозных ценностей и не учитывает библейские принципы в семейной жизни.
2 До поры до времени, пока значительную часть населения составляли люди, родившиеся и воспитанные до революции 1917 г., в обществе ещё были живы нормы, основанные на вере в Бога, и признавалась святость семейного очага, кризис семьи не ощущался как острая проблема. Но по мере того как в жизнь вступали всё новые поколения, воспитанные на основах безрелигиозной морали, в сфере семейных отношений дела шли всё хуже и хуже.
3 Настоящая катастрофа разразилась после крушения тоталитарного режима и распада СССР. Выяснилось, что библейская истина «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Книга пророка Иеремии, 31:29) применима и к сфере семейной жизни в нашей стране. Современная Россия оказалась практически беззащитной пред кризисом семьи и последствиями «сексуальной революции».
4 Население России сокращается, что свидетельствует о глубоком кризисе семьи. Начиная с 1992 г. впервые за всё послевоенное время число смертей, зарегистрированных за год, превысило число рождений. Только за период с 1992 по 1995 г. постоянное население России, несмотря на приток эмигрантов и беженцев, сократилось на 387 тысяч человек. Наряду с возрастанием смертности и сокращением продолжительности жизни происходит падение рождаемости. В целом за последние шесть лет уровень рождаемости снизился на 30%. Сегодня сокращение рождаемости происходит за счёт отказа от рождения даже не второго, а первого ребенка.
5 Сокращается число желающих вступить в брак. Если резкое сокращение рождаемости началось с 1988 г., то обвальное снижение числа желающих вступить в брак началось в 1992 г. Оно проявляется в первую очередь в откладывании браков. Вероятность вступления в первый брак к 1994 г. резко уменьшилась почти во всех возрастных группах. Уровень окончательного безбрачия, который в демографии обычно определяется как доля никогда не состоявших в браке к 50 годам, к 1994 г. достиг у женщин 7,9% (увеличение по сравнению с 1989 г. в 3,6 раза), у мужчин — 13% (увеличился в 2,8 раза). Происходит рост фактического безбрачия и одиночества (см.: Семья в России. 1997. № 1. С. 145).
6 Российская семья вступила в сложный период развития. Число разводов приближается к числу браков. Сегодняшний высокий уровень разводов говорит о нестабильности семьи, её уязвимости. Судя по данным социологических исследований, примерно 22% женщин хоть раз в жизни разводились (причём некоторые разводились два и три раза). С 1991 г. начался новый рост числа разводов, и в 1995 г. на каждые 100 браков приходилось примерно 62 развода. Каждый третий ребёнок воспитывается без отца или матери, в неполной семье. Ежегодно производится более 3 миллионов абортов — в два с лишним раза больше, чем рождается детей. Увеличивается число детей, оставшихся без попечения из-за пьянства, алкоголизма, наркомании родителей (см.: Человек. 1997. № 1. С. 19–33).
7 В России начинает получать распространение тип семьи с официально не оформленным браком. Растёт число семей, нуждающихся в особом внимании и поддержке, усиливается обнищание семей, имеющих нескольких детей. Так, по данным официальной статистики, в России среди семей, имеющих одного ребёнка до 16 лет, являются бедными, то есть их уровень жизни ниже прожиточного минимума, — 34%. При двух несовершеннолетних детях в семье коэффициент бедности повышается до 47%, а при трёх и более детях он уже более 72% (см.: Современная семья в зеркале социологии. Татарстан, 1997. № 1. С. 15).
8 Негативно воздействуют на воспитательный потенциал семьи рост отчуждённости детей от родителей, обусловленный увеличивающимся разрывом между ценностями младшего и старшего поколений.
9 В настоящее время в конфликте с родителями находится до 3/4 детей. Больше половины опрошенных (51%) считают, что за последние пять лет увеличилось число случаев жестокого обращения членов семьи по отношению друг к другу. Почти пятая часть родителей применяет по отношению к своим детям физические наказания.
10 Происходит снижение уровня занятости женщин и увеличение числа семей с неработающей матерью. Её добровольный или вынужденный уход из сферы общественного производства в домашнее хозяйство позволяет ей значительно больше времени уделять детям, их воспитанию. Это явление весьма противоречиво и неоднозначно. Во многих случаях женщины, теряя работу, деградируют как личности и не в состоянии оказывать позитивное воспитательное воздействие на детей. Мужья же не могут одни прокормить семью. Между супругами нарастают конфликты, что пагубно сказывается на воспитании детей.
11 Семейная жизнь родителей является образцом только для 25% девушек и юношей. Лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на своих родителей.
12 О половом воспитании в семье серьёзно говорить пока не приходится. Вопросы предохранения от беременности обсуждают с детьми родители лишь 16,5% родителей девочек (7,1% родителей мальчиков), а вопросы сексуальных отношений подростков — 13,1% родителей девочек (14% родителей мальчиков).
13 Растёт число подростков, вступающих в половые контакты. В возрасте 14–17 лет 22,5% девочек и 43,7% мальчиков уже имеют опыт сексуальных отношений. При этом увеличивается разрыв между началом половой жизни и вступлением в брак (см.: Семья в России. 1997. № 1. С. 145–152).
14 Кризис семьи мешает принять действенные меры, ограничивающие распространение СПИДа, венерических болезней, наркомании, других негативных явлений. В 1996–1997 гг. значительно обострилась эпидемиологическая обстановка по ВИЧ-инфекции и СПИДу. Число ВИЧ-инфицированных стремительно растёт, по мнению специалистов, в России начинается (или уже началась) эпидемия СПИДа. Эпидемия ВИЧ-инфекции вступила в новую фазу, обусловленную распространением среди лиц, употребляющих наркотики. По этой причине в Калининградской, Саратовской областях, Краснодарском крае имели место случаи группового заражения ВИЧ-инфекцией наркоманов, которые пользовались одним шприцем, с числом пострадавших от 100 до 500 человек.
15 В Россию эпидемия ВИЧ-инфекции и СПИДа пришла десятилетием позже, нежели в США и Западную Европу. Однако это время было упущено и современная Россия не располагает необходимой медицинской базой и экономическими возможностями для борьбы с этой эпидемией. Неблагоприятно сказывается на ситуации и продолжающаяся в России «сексуальная революция», мода на свободный секс, захватившая значительную часть молодёжи.
16 Заболеваемость сифилисом с 1989 по 1996 г. выросла в 41,3 раза и составила в 1995 г. 177 случаев на 100 000 населения (1994 г. — 85,8). По регионам Российской Федерации показатель заболеваемости сифилисом колеблется от 13,9 (Республика Ингушетия) до 423,1 на 100 000 населения (Калининградская область). Отмечается значительный рост заболеваемости сифилисом у детей, увеличение числа случаев врождённого сифилиса.
17 Прогноз ситуации с потреблением наркотиков в России, по мнению экспертов, также весьма неблагоприятный, что будет способствовать дальнейшему распространению эпидемии ВИЧ-инфекции и СПИДа. Экономический кризис, нестабильность социальной и экономической ситуации, кризис семьи и системы образования провоцируют дальнейший рост спроса на наркотики. Это весьма опасно для государства со слабым законодательным контролем, ростом преступности и недостаточной медицинской и социальной помощью потребителям наркотиков. В связи с этим по-прежнему будет крайне незначителен процент лиц, злоупотребляющих наркотиками, которые получат эффективное лечение.
18 По мнению многих специалистов, если не удастся изменить эти негативные тенденции, снижение численности населения России будет продолжаться до середины XXI в. и далее. Возникнет угроза уменьшения количества и снижения качества населения, его деградации, катастрофического снижения трудового и экономического потенциала России.
19 К сожалению, у государства нет необходимых ресурсов для оказания эффективной помощи семье. Так, например, в решении Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации от 19 ноября 1996 г. «О реализации президентской программы „Дети России“ и перспективах её действия до 2000 года» отмечается, что при неудовлетворительном положении дел с финансированием реализация этой и других программ находится под угрозой срыва. Во многих регионах России приняты местные программы социальной защиты населения, включающие меры по оказанию помощи семье. Однако на них, как правило, не хватает средств (см.: Семья в России. 1997. № 1. С. 27–54 и 137–144).
20 Как известно, ещё в конце 80-х годов в США получила распространение идеология, ставящая семью на вершину ценностной иерархии. Схожая постановка вопроса была популярна в России и находилась в центре общественного внимания в последние годы существования Советского Союза. Появление идеологии Nеw Familialism в Америке можно рассматривать как новое течение, направленное против радикального феминизма. Её религиозной основой является система христианских нравственных ценностей протестантского толка.
21 В современной России феминизм не имеет массового распространения. Обращение к ценностям семьи было порождено кризисом социализма и присущей ему модели семьи, в которой и муж и жена трудятся на производстве, дети воспитываются в государственных воспитательных учреждениях с младенческого возраста, а груз домашних обязанностей лежит на женщине. В противовес этой модели стала пропагандироваться точка зрения, что женщине предназначено главным образом воспитывать детей и вести домашнее хозяйство, а не участвовать в политической, экономической и культурной жизни.
22 Однако современная экономическая ситуация и растущая безработица показали утопичность надежды на возрождение традиционной для дореволюционной России структуры семьи, где жена, как правило, имела возможность не работать на производстве. Знаменательно, что даже такой сторонник возрождения российских традиций, как Александр Солженицын, вынужден был отметить в брошюре «Как нам обустроить Россию» (1990), что, несмотря на то что женщина должна иметь право вернуться в семью и воспитывать детей, это вряд ли будет возможно, ибо некоторые семьи будут счастливы тем, что хотя бы жена работает.
23 Что касается перспектив распространения идеологии ценности семьи в современной России, то будет большим преувеличением говорить о скором переходе к традиционной семье, основанной на принципах православной морали. Православная Церковь в отличие от других христианских церквей пока слабо разрабатывает и распространяет идею семьи, соответствующую ситуации, сложившейся в обществе конца XX в. Таким образом, поворот к семейным ценностям, который необходим современной России, существенно затруднён отсутствием у государства необходимых для поддержки семьи экономических ресурсов, а также недостаточной разработанностью этой проблемы на её современном уровне в Русской Православной Церкви.