Слова «четыреста лет» не могут относиться к Египетскому плену. От переселения Иакова в Египет до Исхода прошло 215 лет.

Откуда взялось число – 215 лет пребывания народа в Египте? Из простого вычисления, которое делается на основании книги Исход:

Обитание же сынов Израилевых, какое <они и отцы их>[10] обитали в земле Египетской и земле Ханаанской, – 430 лет.

Исх. 12:40 LXX

Всей жизни в Ханаане и в Египте – 430 лет. То есть, от переселения Аврама в Ханаан до исхода из Египта – 430 лет. В земле Ханаанской «отцы» пребывали ровно половину этого срока – 215 лет, потому что Авраам родил Исаака через 25 лет пребывания в Ханаане (Быт. 21:5), Исаак родил Иакова в 60 лет (Быт. 25:26), а Иаков переселился в Египет 130-ти лет (Быт. 47:9). Таким образом (25 + 60 + 130), 215 лет семья Аврама обитала в Ханаане, другие 215 лет народ Израиля провел в Египте, итого: 430 лет.

И апостол Павел говорит, что от Завета о Христе, который был дан Авраму в Ханаане, до Закона, который был по Исходе, прошло 430 лет [11].

Апостол Павел прямо утверждает, что Бог дал Авраму обетования и Завет о Христе, и при этом хронология Павла согласуется с греческим текстом книги Исход.

Масоретам было важно показать, что никакого обетования о Христе Аврааму дано не было, что хронология апостола Павла неверная, а слова Книги Бытия 15:13 о «четырехстах годах» должны быть отнесены исключительно к плену Египетскому. Игнорировать Павла иудеи могли, но остается свидетельство книги Исход 12:40 в Септуагинте, что сыны Израиля и отцы их обитали в Египте и Ханаане 430 лет.

В Самаритянском Пятикнижии читаем то же, что в Септуагинте:

Обитание сынов Израиля и отцов их, какое они обитали в земле Ханаан и в земле Египта – 430 лет.

Иное в Масоретском тексте книги Исход 12:40:

И [время] обитания сынов Израиля, которое они обитали в Египте – 430 лет.

Никакого Ханаана Масоретский текст не упоминает: в Египте обитали все 430 лет. Однако в пророчестве о Египетском плене было сказано об освобождении из плена: «И поколение четвертое – [они] возвратятся сюда» (ТМ Быт. 15:16). А не много 430 лет начетыре поколения?

Ответ иудеев. 1) Поколения нужно считать от Левия (ведь Левий уже жил в Египте): Левий – Кааф – Амрам – Моисей. 2) А годы изгнания нужно считать от рождения Исаака, «хотя он никогда не покидал страну, в которой родился»[12].

Трудно согласиться с таким рассуждением. То, что сказал Бог Авраму при рассеченных жертвах о «четырехстах годах» и о «четырех родах (поколениях)», нельзя читать как относящееся к одному плену Египетскому: концы не сходятся…

Дело в том, что Бог говорит Авраму: 1) и о плене Египетском, смирении, освобождении из рабства; 2) и о пленении греху всего человечества, конец которого Христос.

Читая Писание, переходим на символический язык, во-первых, потому, что время в четыреста лет не совпадает с жизнью четырех поколений, во-вторых, потому, что пророчества о Мессии могли быть даны только на символическом языке, а не иначе. О Христе Церковь говорит, что он «Самообетован прииде»: пришел, как Сам обещал о Своем пришествии… Вот о чем Бог говорит Авраму в Завете рассеченных жертв: 1) обещает освобождение из рабства Египетского, 2) также обещает Свой приход как Мессии Спасителя. После сказанного Господь Сам совершает жертвоприношение, которое указывает на Голгофу.

Чему соответствуют «четыреста лет», о которых Авраму сказал Господь? Пребыванию в Египте даже приблизительно не соответствуют. И ничему в точности, если считать годы, «четыреста лет» не соответствуют.

«Четыреста лет» (Быт. 15:13) – это по-еврейски «четыре сотни лет»: арба меот шана. Сто лет – век. От Завета с Аврамом до Христа должно пройти четыре «века», четыре исторические эпохи.

В четвертой эпохе (когда придет четвертый род сынов Авраама) – исполнится мера греха и произойдет исполнение пророчеств: «сюда»: ад-хéнна – на место Завета с Аврамом – придет, как Сам обещал, Христос, «семя Авраама» (Гал. 3:16, 17).

«Четыре сотни лет», «четыре рода» потомков Авраама, четыревида жертвенных животных, которых только, а не иных, использовали для жертвоприношений, – все это символизирует четыре исторические эпохи в жизни Церкви от Авраама.

Из плена Египетского в Палестину евреи придут в «четвертом поколении», считая от Левия: Левий – Кааф – Амрам – Моисей. Из плена греху и смерти Христос выведет всех людей в четвертую от Авраама – эпоху…

Признак исторического времени, когда придет Христос – в том, что станет «полной вина (=наказание) Аморрея».

Здесь Писание оставляет нам ориентир, загадочный знак – Аморреи: «Четвертый же род – [они] возвратятся сюда, ибо не полна вина (= наказание) Аморреев до сих (пор)».

Почему говорится об исполнении греха Аморреев, – не Кадмонеев, не Кенезеев, не Ферезеев и никого другого народа; из Ханаанских племен упомянуты одни Аморреи? Это тем более странно, что Аврам во время данного ему откровения селится у Мамре с братьями, а Мамре был Аморреянин (Быт. 14:13).

Очевидно, что «Аморрей» упомянут и как историческое племя (см. «Таблица народов», Быт. 10:16), и в символическом значении. Если мы поймем этот символ, то сможем приблизиться к пониманию того, что Господь говорит Авраму в Завете рассеченных жертв: это больше, чем выход из плена Египетского, пред нами мессианское пророчество. Бог обещает верующему человеку весь мир как историю и Самого Себя. Бог говорит Авраму о четырех эпохах, «веках» мировой истории до Своего пришествия.

Св. Писании заставляет читать себя как целое. Книги Св. Писания будут содержать в себе нечто, что является принципиально невозможным с точки зрения научного исследования: это то, что относится к Откровению [13].

Тема о четырех эпохах от Авраама до Христа уясняется из исторических книг Ветхого Завета, из пророческих книг Ветхого Завета и из книг Нового Завета. Есть пронзительные, сквозные символы в Священном Писании – от Ветхого Завета до Нового Завета.

Ветхий Завет вопиет о Христе…

П

еред тем, как Сам Господь принес жертву Завета рассеченных жертв (прообраз Голгофской жертвы), Он сказал Авраму о четырех эпохах в жизни Церкви, начиная от самого Авраама, поскольку в нем произошло обретение веры в Единого Бога после Вавилонского столпотворения. Для различения четырех эпох в жизни Церкви оставлен знак – «Аморреи». Значение Аморреев для потомков Аврама было историческим и символическим, оно менялось от эпохи к эпохе, за ним и будем следить, чтобы понять пророчество:

– «вина (=наказание) Аморрея исполнятся»,

– «четвертый род» сынов Авраама «возвратится».

Четыре века в жизни Авраама и сынов Божиих после Авраама – таковы: 1) Эпоха Авраама и патриархов. 2) Эпоха Иисуса Навина и судей Израилевых. 3) Эпоха царей и плена Вавилонского. 4) Боговоплощение.

Наши рекомендации