Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама

Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама

В

жизни Авраама одно из самых трудных и мистичных мест – первый Завет Бога с Авраамом, Завет рассеченных жертв.

Авраму было указано Богом три рода животных (телица, коза, овен) и еще род птиц – горлица с голубем (Быт. 15:9). Аврам умел понять, как нужно было приготовить эту жертву. Он рассек тела животных в знак рассеченной грехом человеческой природы; голубей же, – эта птица символизировала Дух Божий [1] – не рассек (Быт. 15:10).

Приготовляя жертву, Аврам понял, что это – жертва Заветная… Жертва – самая страшная. Однако это будет жертва примирения с Богом, другое отношение Бога и человека.

Аврам не подвинулся, чтобы самому принести жертву, потому что эту жертву – Завета должен принести Сам Господь. Тот ужас, который как физическая сила потряс все мироздание, когда Христос умер на кресте, – дано было испытать Авраму. Если Аврам выжил, то потому, что он был предварительно ввержен в состоянии «исступления» тардема (Быт. 15:12)[2].

Перед тем, как совершить жертвоприношение Завета, Господь скажет Авраму, что Он ему дает. О чем горевал Аврам? – О семье, о том, что умирает бездетным, и о том, что наследовать ему будет не сын, а домочадец (Быт. 15:2, 3). Бог говорит не о семье Аврама – Исааке, Иакове, сыновьях Иакова, а о народе Израиля. Однако народа еще нет:

Народу надлежит родиться, а перед тем – пройти через плен, выйти из плена как народ сын Божий.

Поскольку Господь говорит Авраму о народе и о выходе из плена Египетского, это больше того, что Аврам имел на уме. Однако и самый выход из плена Египетского – это образ освобождения из другого плена, который держит все человечество… Выход из плена Египетского – образ того, что придет Мессия-Христос, чтобы дать «пленным отпущение», освобождение (Ис. 61:1; Лук. 4:18)

На что в конечном итоге было указано Авраму в Завете рассеченных жертв? На Голгофу – освобождением от плена греха.

А

врама Господь поместил в точку, где Ветхий Завет и Новый Завет совершенно совпали – пророчество сбылось – крест Господень.

Авраам – родоначальник Церкви после Вавилона. От той поры, какую бы форму ни принимала Церковь в истории, в ее основании – историческая личность, праотец Авраам. Тот народ, что произойдет от Аврама, выйдет из плена Египетского и войдет в свободу как «сын Божий Израиль» (см. Исх. 4:22). Другой народ, что произойдет от Авраама по вере, выйдет из плена язычества и иудейства и усыновится Богу, это тоже будет освобождение.

«Сыны свободны» – сказано о Новозаветной Церкви (Мф. 17:26).

При Авраме Церковь была семья. После Аврама Церковь дважды изменялась как общность. Это было возрождение Церкви, а

Возрождение происходит через умирание прежней формы,

как сказано в Евангелии: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).

Семья Аврама как зерно умерла в Египте, а то, что возродилось как Церковь, было уже народ. Это был переход «на ту сторону» исторического бытия, соответствующий имени «еврей»: переходящий «на ту сторону», «потусторонний».

Выйти из плена можно только как Церковь.

Этому учит история Исхода. В противном случае, если народ не удерживает себя как Церковь, он обречен если не на прямое рабство, то на блуждание в пустыне. Это несвобода, и, в конечном счете, умирание, так называемое, «поколение пустыни» – когда большинство тех, кто вышел из Египта, умерло за сорок лет странствий.

Потомство Авраама вышло из плена Египетского как новая Церковь, – народ Божий, сын Божий – Израиль.

Рассеяние готовило вселенскую Церковь, и то же рассеяние готовило борьбу с Церковью по всему миру.

Как семья Адама разделилась на Каина и Авеля, и Церковь – это Авель, так и еврейский этнос разделился на христианство и иудейство, и Церковь – это Христос. Христос вывел все человечество из рабства греху и смерти, – и язычников, и Израиль, – и тем и другим Христос дал усыновление Богу и свободу.

Потомки Авраама превратятся в нищих рабов, но это будет уже народ, который из своего бессилия познает силу Божию.

Народ из рабства пойдет к свободе, народ будет Богом усыновлен. Семья Иакова как церковная общность должна была умереть, а народ, как новая Церковь, должен пройти через «смирение».

Ты же отойдешь [7] к отцам твоим с миром, напитан в старости хорошей.

Быт. 15:15

Кто отцы Аврама, к которым он отойдет с миром? Отцы Аврама не знали истинного Бога… Аврам отойдет к праведникам (Сифу, Еносу, Еноху, Ною) и к тем «отцам» (включая Фарру), кто не сохранил богопочитания, но передал ему «сыновство».

Не к Аврааму – от Авраама идет духовный процесс: Авраам возвращается к своим детям. Предтеча Иоанн пришел, «чтобы возвратить сердца отцов детям» (Лк. 1:17) – возвратить сердце Авраама его детям из каждого племени.

[1]В Новом Завете при крещении «Дух Святой нисшел на Иисуса в телесном виде, как голубь» (Лук. 3:22).

[2]«При захождении солнца исступление напало на Аврама, и се +ужас+ темный великий напал на него» (Быт. 15:12).

[3] Почему-то и из русского перевода Библии (ТМс), и из раввинистических переводов (Йосифона, р. Каплана), также последнего перевода (Селезнева) это удвоение заветного знания, данного Авраму, исчезло. Оно осталось в славянском переводе: «ведый увеси»; и у Шифмана: «Знать ты знай, что» – буквальный перевод.

[4]LXX: «пресельником будет семя твое в земле не своей, и поработят их, и озлобят их, и смирять будут их четыреста лет». В Деяниях апостолов первомученик Стефан почти дословно воспроизводит текст LXX (Деян. 7:6).

[5]Согласно ТМ, сперва египтяне поработают евреям, «поработают им»: ва-авадум ~wdb[w – сказано о первом периоде пребывания евреев в Египте. Ошибочно переводят «поработят их» (ТМс, раввинистические и иные переводы). Ошибка в переводе становится наглядной, если сравнить формы глагола db[ в Быт. 15:13 и в Быт. 29:15,18; 30:26,29.

[6]Второй период пребывания евреев в Египте, выражен глаголом инна hn[: «покорять, угнетать», также «смирять» (Втор. 8:2 сл.). Египтяне «будут смирять их» – евреев, евреи «поработают ему» – народу Египта (Быт. 15:3). Обе фазы жизни евреев в Египте явились в жизни Моисея: вначале «работали ему», когда он жил при дворе фараона, затем его «смирили», – да так, что сказано: «человек Моисей – смиренный: анав wn[ весьма: паче всех человеков, которые на земле» (Числ. 12:3).

[7]Выразительно в ТМ: как «заходит» солнце (Быт. 15:12,17), так «зайдет» Аврам к отцам своим.

[8]LXX: «не исполнились грехи Аморреев доныне».

[9] Впервые термин авон упоминается в истории Каина, когда он сказал Господу: «вина моя больше, чтобы оставить мне» = «наказание мое больше, чтобы снести мне» (Быт. 4:13). См. статья Е.А. Авдеенко. Каинова печать.

[10] Дополнение «они и отцы их» содержится в Александрийском кодексе.

[11] Ап. Павел вспоминает обетование, которое было дано Авраму в первом богоявлении: «И явился Господь Авраму и сказал ему: семени твоему дам землю сию» (Быт. 12:7), – и комментирует: «Аврааму изречены были обетования – «и семени» его. Не говорит [Господь]: «и потомкам (семенам)» его, как о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, – прежде Богом утвержденного, – закон, бывший после 430-ти лет, не отменяет, так, чтобы упразднить обетование» (Гал. 3:16, 17). ― От первого богоявления, которое было Авраму в Ханаане, до Закона, который был дан по исходе из Египта, согласно ап. Павлу, прошло 430 лет.

[12]Рав. А. Каплан, комм к Быт. 15:13, ук. соч., с. 50.

[13] См. статью Е.А. Авдеенко. Язык Откровения и перевод.

[14] Наподобие «Рефаим’ов», только «Рефаим’ов» поминали как великанов и мертвых грешников (обитателей Шеола), а «Аморреев» – как близко живущих и очень опасных и грешных.

[15] Реки Иордан. Говорится о предках Авраама до выхода из Месопотамии.

[16]LXX: волителя.

[17] В этом смысле нужно понимать выражение, когда Господь (изрекая приговор Иудейскому царству) говорит: «Вот Я навожу зло (ТМ = LXX) на Иерусалим и на Иуду» (4 Цар. 21:12). Манассия, царь Иуды, грешил в самом Храме и так «озлобил» ([[r hiphil) Храм и царство (4 Цар. 21:11), что Господь отступился и тем самым «навел зло» (h[r), которое вершил Манассия, на Иерусалим и Иуду. Божественное помышление отразило человеческое: человек остался наедине с собой... Худшая доля для человека остаться наедине с собой, когда он и в горнем мире имеет только отражение своей самости. Первым, кто остался наедине с собой, был Каин: во всех он видел подобных себе убийц (Быт. 4:14).

[18] Иезекииль дает сильный образ того, как дочь Иерусалима связана с землей Ханаана: 1) там «корни» ее: trkm – «то, что раскапывают», то до чего можно докопаться, если «бурить, пронзать». 2) «родины твои в земле Ханаанской». Молéдет (в единственном числе) обозначает «родство». «Родство» – исходное понятие в житии Авраама: ему Бог сказал «выйди из родства твоего». Родство молéдет – это все родовые и родственные связи, а у Иезекииля молéдет (во множественном числе) – это еще и «родины». — Парадоксально, но такое «родство» с землей Ханаанской проявилось у дочери Иерусалимской в Вавилонском плену.

[19]В значении «ужас» в главе 32, где Иезекииль говорит о гибборим’ах в Шеоле (Иез. 32:23, 27, 30). См. статья Е.А. Авдеенко. Революционная интеллигенция.

[20] Оба имени содержат корень lha, обозначающий скинию, первый образ Храма. Этимология обоих имен очень трудная. Охолива – (предположительно) «скиния в ней» (Храм в ней, Иерусалим), Охола – (предположительно) «та, что в скинии» (Самария и 10 колен Израиля).

Четыре эпохи в жизни Церкви от Авраама

В

жизни Авраама одно из самых трудных и мистичных мест – первый Завет Бога с Авраамом, Завет рассеченных жертв.

Авраму было указано Богом три рода животных (телица, коза, овен) и еще род птиц – горлица с голубем (Быт. 15:9). Аврам умел понять, как нужно было приготовить эту жертву. Он рассек тела животных в знак рассеченной грехом человеческой природы; голубей же, – эта птица символизировала Дух Божий [1] – не рассек (Быт. 15:10).

Приготовляя жертву, Аврам понял, что это – жертва Заветная… Жертва – самая страшная. Однако это будет жертва примирения с Богом, другое отношение Бога и человека.

Аврам не подвинулся, чтобы самому принести жертву, потому что эту жертву – Завета должен принести Сам Господь. Тот ужас, который как физическая сила потряс все мироздание, когда Христос умер на кресте, – дано было испытать Авраму. Если Аврам выжил, то потому, что он был предварительно ввержен в состоянии «исступления» тардема (Быт. 15:12)[2].

Перед тем, как совершить жертвоприношение Завета, Господь скажет Авраму, что Он ему дает. О чем горевал Аврам? – О семье, о том, что умирает бездетным, и о том, что наследовать ему будет не сын, а домочадец (Быт. 15:2, 3). Бог говорит не о семье Аврама – Исааке, Иакове, сыновьях Иакова, а о народе Израиля. Однако народа еще нет:

Наши рекомендации