Жизнь должна оставаться становлением, а не бытием. Она должна все время прогрессировать, расти от неба к небу, от одной вершины к другой.

Богом они называли то, что противостояло им и мучило их: и поистине, немало героического было в этом поклонении!

У Заратустры очень тонкое чувство юмора, что для ме­ня является признаком любого подлинно религиозного че­ловека. Действительно религиозный человек не серьезен, он игрив; и в нем есть очень важное качество - юмор. Он говорит: Богом они называли то, что противостояло им и мучило их. Если Бог был творцом этого мира, почему су­ществует столько несчастья? Почему люди умирают от го­лода? Неужели Бог забыл о вселенной, которую создал?

Если Бог создал вселенную, то Он отвечает за нее - за всех грешников, за всех преступников - ведь Он создал се­мена преступлений и греха; иначе, откуда они взялись? Ведь Он - единственный Создатель.

Если человек убивает кого-то, то кто создает желание убивать? Если человек насилует, кто создает желание наси­лия? Если Бог - единственный творец, то Заратустра прав: Богом они называли то, что противостояло им и мучило их... и до сих пор противостоит и мучает. Тогда кто в от­вете за ядерное оружие? Кто отвечает за Адольфа Гитлера и Вторую мировую войну? На ком лежит ответственность за смерть пятидесяти миллионов человек во Второй миро­вой войне? И кто будет отвечать, если произойдет Третья мировая война и вся жизнь на этой прекрасной планете бу­дет уничтожена?

Бог должен нести ответственность. Если Он создатель, то Он же должен быть разрушителем, это совершенно яс­но.

Поистине, немало героического было в этом поклонении! И эти идиоты, тем не менее, поклоняются Богу - они на­стоящие герои! Немало героического было в этом поклоне­нии, в поклонении Богу, который препятствовал своим собственным созданиям, Адаму и Еве, стать мудрыми, жить вечно. И все же священники продолжают поклонять­ся ему, а люди слепо следуют священникам. Он просто смеется над их глупостью.

И пригвождая людей к кресту, не знали они, как по-другому еще любить им Господа своего! Во имя Бога было убито больше людей, чем во имя чего бы то ни было. Странный Бог, странный создатель; и странные у него представители, если они только и делают, что убивают лю­дей, разрушают людей. И странны все эти так называемые религиозные священники, все учение которых сводится к отречению от мира - а мир создан Богом. Вы не видите тут противоречия? Если Бог создал мир, то отречься от мира - значит, отречься от Бога.

Георгий Гурджиев часто говорил, что все религии против Бога. Он тоже шутил; он говорил: они против Бо­га, потому что все они учат: «Отрекитесь от мира». Бедня­га Бог создал мир за шесть дней и так устал, что его поне­дельник все еще не наступил. Его так больше нигде и не видели. Возможно, он полностью истощился и с ним все кончено; в воскресенье он отправился спать и никогда больше не проснется. А эти люди продолжают учить:

«Отрекитесь от мира». Отречься от мира - значит, отречься от Бога, потому что мир - его создание.

Лучше должны петь они, чтобы поверил я в их спасите­лей: что-то непохожи на спасенных ученики их! Они не ка­жутся спасенными. Вы только взгляните на учеников так называемых религий. Пойдите и посмотрите на монахов-джайнов! Их глаза не говорят о разуме, их лица не сияют светом и славой. Они истязают себя, это их упражнение. А если вы мучаете себя, вы не можете быть прекрасным цвет­ком.

Все религии... посмотрите на Папу, чувствуете ли вы, что в нем есть что-то божественное, какая-нибудь аура бо­жественного? Папа, который ему предшествовал, был го­мосексуалистом. Разве гомосексуализм божественен? Может быть, ведь христианская Троица тоже кажется ком­панией гомосексуалистов: Бог Отец, Бог Сын и этот стран­ный парень, Святой Дух - ни одной женщины.

Эти Папы за много веков сожгли заживо тысячи жен­щин, осужденных как ведьмы. Что для них было критери­ем, чтобы решить, кто ведьма? Сейчас совсем не стало ведьм; они вдруг появились и внезапно исчезли. Никаких критериев не было, любой человек мог сообщить Папе о ведьме. Папа назначал специальный суд. Простое подозре­ние: такая-то женщина похожа на ведьму... любой мог за­подозрить.

Не требовалось никаких доказательств, эту женщину немедленно хватали и пытали многие дни так сильно, мо­рили голодом, жаждой... били. Они изобрели машины для пыток, и, в конце концов, поскольку это казалось един­ственным способом избавиться от мучений, ей приходи­лось сознаться в том, что она ведьма. Ее признание было единственным критерием; а вы можете любого заставить признаться, если хорошенько будете его мучить и другого выхода не будет. Они диктовали ей, что она должна ска­зать суду: что она ведьма и имела сексуальные отношения с дьяволом.

Дьявол не существует, но женщине приходилось гово­рить это в суде; иначе пытки могли возобновиться. Стоило ей признаться в суде, что она ведьма и была в сексуальных сношениях с дьяволом, как суд был удовлетворен. Больше никаких доказательств не требовалось. Приговор был прост: эту женщину нужно сжечь заживо в центре города, чтобы все видели, что бывает, когда вы вступаете в сексу­альные отношения с дьяволом. Тысячи женщин сожгли просто так, и отвечали за это Папы.

В этих Папах незаметно никакой радости, никакого блаженства, никакого творчества, никакой тишины. Да, они все время делают глупость: целуют землю. Когда сюда приехал Папа-поляк, он поцеловал землю в аэропорту Де­ли. Я сказал: «Он впервые попробовал на вкус индийскую религию, потому что здесь вся земля полна навоза, навоза священных коров». Но, целуя землю, вы просто показы­ваете свою глупость и больше ничего.

Заратустра говорит: Лучше должны петь они, чтобы по­верил я в их спасителей... Они должны показать, что они спасены, что они пробудились, что они свободны... Что-то непохожи на спасенных, ученики их! Но это не так: они все больше и больше похожи на рабов.

Нагими хотел бы увидеть я их, ибо одна только красота смеет проповедовать покаяние. Зачем они прячутся? Они должны выйти нагими, на открытое пространство; им не­чего скрывать. Однако, как вы думаете, если этот поляк выйдет нагим, он покажется красивым? Он будет похож на карикатуру, и уж конечно, не руки великого художника, а какого-нибудь захудалого любителя.

Из брешей и пустот состоит дух их спасителей; но в каждую пустую раму, вставили они химеру свою - Богом зо­вется у них эта затычка.

Если взглянуть сквозь увеличительное стекло на жизнь Иисуса, на жизнь Гаутамы Будды, Махавиры или любого другого основателя религии, в ней обнаружится множество дыр, ведь никто не совершенен. Они заполнили эти дыры своей иллюзией, своей затычкой, которую они называют Богом.

Я слышал, что в раю Моисей с Иисусом отправились на рыбалку. Иисус спросил Моисея:

- Правда, что ты разделил океан и проложил дорогу своему народу? Моисей сказал:

- Насколько мне помнится, да.

- А ты можешь сделать это еще раз? - спросил Иисус.

- Не уверен, но попробую.

Он попробовал и разделил озеро на две половины. Ста­рик Иисус удивился и сказал:

- Ну и память у тебя! Моисей спросил:

- А ты? Я слышал, ты ходил по воде. Можешь сделать это сейчас?

Иисус ответил:

- Могу попробовать. Когда-то у меня получалось. - С этими словами он шагнул из лодки и начал тонуть. Моисею пришлось вытаскивать его. Он спросил:

- Что случилось, сын мой?

- Я забыл одну вещь, - ответил Иисус, - в те времена у меня не было дырок в ногах. Они все продырявлены, и работа священников состоит в том, чтобы постоянно заполнять эти пустоты добрыми историями, выдумками, мифами, всевозможной ложью, чудесами.

С ретивыми криками гонят они стадо свое по узкому мостику: как будто нет больше других путей в будущее!

Здесь Заратустру нельзя сравнить ни с одним другим мистиком. Он говорит, что есть множество мостов в буду­щее. Жизнь многомерна.

Поистине, недалеко от овец ушли сами эти пастыри! Они притворяются. Они называют себя пастырями, но принадлежат к тому же самому стаду, поскольку не осоз­нают одной простой вещи: есть множество мостов в буду­щее. У человека так много возможностей. Он может стать сверхчеловеком так по-разному, и нам нужно, чтобы каж­дый сверхчеловек в этом мире был уникален, чтобы разно­образие и та красота, которую приносит разнообразие, всегда жили на земле. Если все станут одинаковыми, жизнь превратится в скуку.

Кровавые знаки оставляли они на пути, которым прохо­дили, и их безумие поучало, что истина доказывается кро­вью.

Но кровь - наихудшее свидетельство истины; ибо отрав­ляет она самое чистое учение, превращая его в заблуждение и ненависть сердца.

Но тысячи лет кровь была единственным аргументом. Тот, кто мог отрубить вам голову, доказывал, что его ре­лигия права. Меч не может быть аргументом, но он был ар­гументом тысячи лет. Это показывает, насколько священники остановили человеческий рост, любым спосо­бом мешая ему взлететь в открытое небо - они не давали ему свободы.

И вам, братья мои, должно обрести спасение от других, более могущественных, если жаждете вы найти путь к свободе!

Наши рекомендации