Положение Церкви в I половине XVI века.

Митрополит Иона II

Благоприятное изменение отношения к Православной Церкви выразилось в том, что избрание и утверждение Александром (который был уже королем польским в это время) нового митро­полита производилось в соответствии Елены, а Елена, вполне очевидно, следовала мнению православного духовенства. Новой главой Западной русской митрополии стал Иона II, до этого ар­химандрит Минского Вознесенского монастыря. Это произошло в 1503 году. Иона не отличался книжностью, но был благочестив и усерден в вере. Иона происходил из вдовцов и имел сына. При Ионе король Александр издал ряд грамот, в целом благоп­риятных для Церкви, поскольку они подтверждали права православного духовенства. При нем продолжалось строительство Супрасльского монастыря, причем король Александр совершил небы­валый акт: он послал от себя письмо цареградскому патриарху Иоакиму с извещением о создании этого монастыря (между тем, папа называл Иоакима в одной из своих грамот к Александру еретиком, незаконно поставленным на патриаршество). Патриарх утвердил устав Супрасльского монастыря, в котором было уста­новлено вечное поминовение благотворителей, избрание игумена из собственной среды, запрещение хмельных напитков, запреще­ние выходить из монастыря без благословения игумена, полное общежитие.

Война с Москвою принесла значительные убытки и разоре­ние многим церквам и монастырям. Король Александр не пре­пятствовал восстанавливать разоренные войной храмы и обите­ли, несмотря на известный закон Казимира. Находились и бла­готворители, жертвовавшие на святое дело свои имения. Так был восстановлен Колошский монастырь около Гродно на средс­тва некоего Боговитиновича, королевского писаря. Иона же от­казался от всех доходов с этого монастыря. Благотворитель­ность аристократии и богатых людей в этот период имела вооб­ще широкие размеры. Митрополит Иона умер в 1507 году, расп­ределив свое имущество между Церковью, королем, подчиненными и сыном.

Западно-русской митрополии "не везло" в смысле продол­жительности управления ее митрополитов: до сих пор почти все они, как мы видели, возглавляли церковь всего лишь по нес­кольку лет. Это невольно осложняло течение дел, возникали перерывы, перемены административного порядка и всякого рода невольные затруднения, связанные с частой сменой возглавителей при неблагоприятной внешней обстановке.

Митрополит Иосиф II Солтан

Более долговре­менным оказалось возглавление преемника Ионы II - митрополи­та Иосифа II Солтана одного из лучших митрополитов за все время существования митрополии.

Иосиф Солтан был хорошо образованный и благочестивый иерарх, знатного происхождения. Он был епископом смоленским, пользовался благорасположением короля Александра и проявил преданность королю во время его войны с Москвой. Невидимому, он был близок митрополиту Ионе. Иосиф был наречен в митропо­литы в конце 1508 года, а в сентябре 1509 года получает бла­гословение цареградского патриарха Пахомия. Сразу же по ут­верждении на кафедре Иосиф начинает активную деятельность по упорядочению церковной жизни. Несмотря на благоприятное от­ношение короля к Церкви последние несколько лет, трудности ряда предшествующих десятилетий привели Церковь в состояние значительного расстройства. 25 декабря 1509 года, в первый день Рождества Христова, Иосиф созывает б Вильне собор "о церковных вещех и о исправлении дел духовных". Открывая со­бор, Иосиф воспользовался речью митрополита св. Кирилла на владимирском соборе 1274 года, содержание которой он приме­нил к обстоятельствам своего времени. Иосиф говорил: "... я видел много нестроения и бесчиния в духовенстве и много о том слышал. Все это мы должны исправлять и очищать по пра­вилам святым, о всем должны скорбеть и болеть. Ибо, какой прибыток получили мы через умножение грехов наших? Не рассе­ял ли нас Бог по лицу всей земли? Не разведены ли сыны и дщери наши во многие страны поморские, плененные от поганых? Не взяты ли в были грады наши, не пали ли сильные князья на­ши от острия меча, не запустели ли святые Божий церкви, не томимся ли всякий день от безбожных поганых агарян? Все это бывает нам за то, что мы ходим не по правилам св.апостолов и не по заповедям св. отцов наших..." Эти слова о татарском нашествии Иосиф применял к положению православия в католи­ческом государстве.

На соборе присутствовало семь епископов (кроме митропо­лита), архимандриты, игумены и прочее духовенство. Собор постановил 15 правил, суть которых сводится к следующему:

первые четыре правила касаются постановления на священ­ные степени. Запрещается покупать кафедры при жизни занимаю­щих их епископов. Не поставлять на священство из чужих епар­хий. Проверять кандидатов: отказывать и великому князю, если он просит за недостойного. Утаившего грех при посвящении в иерейский или архиерейский сан — отлучать.

Епископы должны собираться на соборы регулярно. У бесчинных священников отнимать церкви и отлучать на время или совсем. Монахам из своих монастырей своевольно не исходить. Вдовым священникам не служить. Священников и мирян не разре­шать без вопи их епископа.

Князья и паны не должны отнимать у священника церковь без ведома епископа. "Пусть объявят вину (священника) писа­нием, и мы ее соборне рассмотрим. Если князь или боярин (или пан) самовольно отнимет у священника церковь, не давать той церкви священника. Но через три месяца послать для хвалы Божьей и блага христиан. Если по приказу князя или пана ка­кой-либо священник начнет священствовать без нашего благасловения, то да будет лишен сана. Если князь или боярин отни­мет церковное имение, обослать нашим листом и благословением, если не послушает, то да будет отлучен."

Последнее правило гласило: "Если (сам) господарь или вельможи захотят нарушить хоть одно и сих определений, то никому из нас не дерзать (своим согласием), а всем нам съ­ехаться, на собственный счет, к митрополиту и бить челом господарю и непоколебимо стоять чтобы закон нашей православ­ной веры не был нарушен".

Основное содержание правила - защитить церковь от про­извола светской власти и подчинить церковную жизнь твердому порядку. Характерно запрещение покупать кафедру — это было страшное зло литовской митрополии.

В 1510-1511 годах Иосифу удалось добиться от короля Сигизмунда (Александр умер в 1506 году) грамоты, подтверждаю­щей права Православной Церкви от начала христианства на Руси. Король также подтвердил более ранние запрещения светеким лицам римского закона вмешиваться в дела Православной Церк­ви. Обращение Иосифа поддержали все епископы и православный патронат во главе с великим гетманом князем Константином Ивановичем Острожек им.

В 1514 году Иосиф созвал еще один собор для канонизации преп. Елисея Лавришеского. Это был подвижник XIII века, осно­вавший монастырь и закончивший жизнь насильственной смертью. У гроба его происходили исцеления. В начале XVI века, во время нашествия татар, монастырь единственный уцелел в разо­ренной татарами местности: татарам казалось, что монастырь наполнен конницей, хотя там не было ни одного воина, и они отступили. После этого чуда митрополит Иосиф с собором уста­новили праздновать преп. Елисею 23 октября. Митрополит Иосиф был хорошим пастырем и следил за духовно-нравственным состо­янием своей паствы. Так, лиц, живущих в незаконном браке, он заставлял подчиниться требованиям и правилам Церкви. Он так­же разрешил православным жителям Вильны, по их желанию, участвовать в наблюдении за сохранностью церковного имущест­ва. Особенное внимание уделял митрополит Иосиф устроению Супрасльского монастыря. При нем монастырь был освобожден от пошлин, был построен каменный храм, монастырь стал имено­ваться лаврой. Митрополит делал богатые вклады в него день­гами, утварью, книгами и т. д.

Строительство и обновление храмов практически не встречало препятствий со стороны короля Сигизмунда. Так, в 1514 году перед битвой под Оршей с московскими войсками кн. К. И. Острожский дал обет в случае успеха выстроить два ка­менных храма. Битва закончилась полной победой литовцев, и князь выполнил свой обет, не встречая противодействия коро­ля.

Из отрицательных явлений можно отметить подаванье ка­федр в качестве вознаграждения за королевскую службу. Это показывает, как мало считался король с постановлениями Пра­вославной Церкви.

Благоприятное, в целом, отношение к Православию в Ли­товской Руси не распространялось на Православную Церковь в Галиции, которая входила в состав Польского королевства. Б Галиции проводилась политика полонизации: земли раздавались полякам, управление городов принадлежало только полякам и немцам. Король Сигизмунд столь толерантный, как мы видели в отношении литовско-русского Православия, здесь провел неслы­ханную по беззастенчивости реформу. Дело в том, что правос­лавными монастырями и приходами в Галиции со времени ликви­дации здесь православной кафедры управляли наместники киевс­кого митрополита. Но весной 1509 года Сигизмунд, желая "по долгу христианского государя, чтобы схизматики в Галиции удобнее могли быть привлекаемы к истинной вере", передал право назначать наместников православного митрополита во Львове и других местах - львовскому архиепископу. Что каса­ется митрополита, то ему король предоставил с этого же вре­мени право именоваться "галицким". Таким образом, митрополит стал именоваться "киевским и галицким", а делами Православ­ной Церкви в Галиции распоряжались католики через своих ставленников. Понятно, какие последствия происходили для православных. Притеснения были многочисленны и разнообразны. Так, православный не мог быть свидетелем в суде. Назначение православных священников в городах зависело от магистратов, состоящих из одних католиков, которые могли не обращать вни­мание на представление русского общества. Православным свя­щенникам было запрещено посещать больных в городе для прича­щения в церковном облачении. Провожать тело умершего через город в церковном облачении православным священникам также было запрещено. Эти и некоторые другие ограничения для пра­вославных были частично отменены только в 1521 году по хода­тайству князя К. К. Острожского, без влиятельной поддержки ко­торого жалобы православных не достигали цели. Благочестивый князь пользовался уважением и любовью всего православного народа, в том числе и митр. Иосифа. В 1521 году митрополит Ио­сиф скончался, и князь Острожский был поставлен опекуном имущества митрополии до избрания нового митрополита.

Митрополит Иосиф III

В 1522 году нареченным митрополитом избран архиепископ Полоцкий Иосиф III. Считается, что он происходил из дво­рянского рода, был женат и имел двоих детей. Во время его правления отмечается некоторое обострение отношений с като­ликами. Под давлением последних на виленском сейме 1529 года король формально подтвердил запрещение православным занимать высшие государственные должности. На этом же сейме на Православную Церковь была возложена обязанность выставлять ополчение с принадлежащих ей земель во время войны. Большие трудности для Церкви создавало, как и раньше, право подаванья которым король Сигизмунд широко пользовался, раздавая "хлебы духовные" светским лицам.

Наиболее яркие события при митрополите Иосифе III про­исходили в Галиции. В 1522 году митрополичьим наместником в Галиции король назначил с согласия львовского католического архиепископа некоего дворянина Иакинфа Гдашицкого, поручив ему наблюдение над "синагогами русского обряда" во всей Га­лиции. Гдашицкий принял монашество с именем Исаакий и сумел так понравиться католическому епископу, что тот разрешил возвести его в сан архимандрита, дал право производить суд и, вообще, значительно расширил его права. Получив столь важные привилегии, Гдашицкий отказался исполнять приказы ка­толического архиепископа, стал усердно проповедывать правос­лавие, возвращая в Церковь совратившихся в латинство. Он об­ратился к митрополиту с просьбой принять его в свое подчине­ние, и митрополит утвердил Гдашицкого своим наместником в Галиции. Таким путем положение православных в этой части ки­евской митрополии стало постепенно улучшаться.

В 1530 году умер выдающийся защитник и покровитель пра­вославных князь Константин Иванович Острожский. Он был похо­ронен в великой церкви Киево-Печерской Лавры, где были пог­ребены его предки. В 1534 году скончался митрополит Иосиф III.

Митрополит Макарий II.

В том же 1534 году на митрополичью кафедру возведен епископ луцкий Макарий II. По сохранившимся сведениям, пер­воначально он был духовником королевы Елены, был женат и имел детей; овдовев, принял монашество. Согласно королевской грамоте, Макарий сам просил назначить его на митрополию, заручившись поддержкой еще живого митрополита Иосифа и като­лички королевы Боны с виленскими воеводами. Это был первый случай, когда епископ открыто запрашивал себе митрополию, что, конечно, свидетельствует о значительном упадке нравствен­ных принципов.

В Галиции при Макарий II продолжали развиваться собы­тия. Православная ревность наместника Гдашицкого вызвала ожесточенное сопротивление католического архиепископа, кото­рый чувствовал себя уязвленным. Он сумел добиться отстране­ния Исаакия и назначил другого наместника, который действо­вал во враждебном православию духе. Это вызвало возмущение православных. После некоторой борьбы православные сами выб­рали кандидата в наместники, некоего Макария Турчанского и обратились к королю. Король утвердил Макария наместником вопреки желанию католического архиепископа, который заявил протест королю и пытался арестовать нового наместника. Ко­роль стал на сторону архиепископа. Тогда православные обра­тились к королеве Боне, предложив ей двести волов. Королева тотчас сдалась и привилегия на имя архиепископа была уничто­жена, а Макарий вновь утвержден наместником. Через некоторое время, когда король был. во Львове., снова возник вопрос о на­местничестве, и православные дали ему еще 50 волов, но архи­епископ все же упросил короля вернуть ему власть над правос­лавными. Православным пришлось раздать еще сто десять волов влиятельным лицам. Но дело все тянулось. Раздав еще сто со­рок волов, православные добились, наконец, утверждения Мака­рия наместником. В ответ архиепископ потребовал перенести рассмотрение дела на сейм. Зная об этом, король сам посове­товал православным возвести Макария во епископа, что и было сделано в 1540 году. При таких необычных обстоятельствах была восстановлена православная кафедра в Львове, Но католики еще долгое время не могли успокоиться. Через два года они потребовали от короля уничтожить православную кафедру в Львове, запретить строительство православных церквей, коло­кольный звон и крестные ходы; тех русских, которые прежде перешли в католичество, а затем вернулись в православие, заставить вернуться в католичество и заново крестить их. Пос­ле смерти еп. Макария (1548) католический архиепископ вновь потребовал вернуть ему право назначать наместника для пра­вославных. Но православные это предусмотрели: еще при жизни еп. Макария король утвердил его преемником львовского дворя­нина Марка (в монашестве Арсения) Балабана, которого король и рекомендовал представить митрополиту, как наместника для посвящения в архиерейский сан.

При митрополите Макарии наблюдается известное оживление монашеской жизни. Было основано несколько новых монастырей, из которых наиболее известным является Жировицкий монастырь, основанный в 1549 году в связи с явлением чудотворной иконы Божией Матери. В Киево-Печерском монастыре, который периоди­чески переживал трудности своей внутренней жизни, было восс­тановлено общежитие и получен устав.

Митрополит Макарии II скончался в 1556 году. С его смертью заканчивается относительно спокойный и благополучный период жизни на Юго-Западной митрополии.

Показателем духовной жизни являются, в первую очередь, монастыри. В Юго-Западной митрополии их было около пятидеся­ти, причем, до двадцати из них было основано в это время. Увеличивается также и число храмов. Отпадений от Православия в этот период было немного, даже аристократия, в основном, сохраняла верность Православию. Так, посол короля в Москве Юрий Тышкевич берет благословение у московского митрополита в 1555 году. Однако, главная болезнь, подтачивавшая литовс­кую митрополию - право подавания, - незаметно нарастала в своем отрицательном качестве. Другим злом являлись протест­антские ереси, начавшие появляться в это время. В 1539 году в Вильне появились лютеране, а вслед за ними проникли каль­винисты. В 1553 году канцлер Николай Радзивилл принял каль­винизм. Годом позже из Москвы в Литву является Феодосии Ко­сой, который, по словам Зиновия Отенского, развратил всю Литву. Почти одновременно с ним появляется ересь антитринитариев, занесенная из Италии Лелием Социном.

Начало упадка

Митрополит Сильвестр

При преемнике митрополита Макария - митрополите Силь­вестре - отрицательные вления в жизни Православной Церкви в Польше и Литве начинают все более развиваться. Злоупотребле­ние "правом подавания." все более становится нормой при полу­чении кафедр и настоятельских мест. Митрополит Сильвестр - в миру королевский скарбник и ключник в Вильне пан Стефан Анд­реевич Велькевич. Еще, будучи мирянином, он выпросил у короля в управление Виленский Троицкий монастырь, обладавший боль­шими доходами. Митрополия ему была обещана еще за пять лет до смерти митрополита Макария, причем Велькевич оставался мирянином. После смерти митрополита Велькевич был объявлен "нареченным" митрополитом, но по прежнему оставался светским лицом до самого последнего момента и лишь непосредственно перед рукоположением принял монашество. Такой путь достаточ­но говорит о качествах этого первосвятителя. Больше всего он заботился об увеличении имений митрополичьей кафедры и сво­евременном поступлении доходов. Не отказывался и от подарков за поставление на церковные должности. В 1561 году он пы­тался отнять у Киево-Печерской Лавры принадлежавший ей Нико­лаевский пустынный монастырь с его имениями. Братия Лавры была вынуждена обратиться к королю-иноверцу с жалобой на своего митрополита, и король стал на сторону Лавры.

При Сильвестре борьба между искателями "хлебов духов­ных" за наиболее богатые места и кафедры принимает циничный и откровенный характер. Яркий пример упадка епископата - борьба за Владимиро-Волынскую кафедру, которую король в 1565 году обещал почти одновременно двум лицам: шляхтичу Ивану Борзобогатому-Красненскому и холмскому епископу Феодосию Ло­зовскому, Иван Борзобогатый раньше получил королевскую гра­моту и именовался "нареченным" епископом еще до смерти Владимиро-Волынского епископа (в 1565 году). При этом он оста­вался мирянином. Когда кафедра освободилась, Борзобогатый первый прибыл во Владимир и был введен королевским чиновни­ком в управление епархией и во владение архиерейским домом. Приняв дела, он оставил за себя своего сына Василия, а сам уехал в Краков к королю. Во время его отсутствия о своих правах на кафедру заявил и Феодосии Лозовский, имевший как и Борзобогатый королевскую грамоту. Василий, конечно, отказал­ся уступить кафедру новому претенденту, сославшись на от­сутствие своего отца. Тогда владыка Феодосии явился под сте­ны Владимира через несколько дней с вооруженным отрядом в 500 человек, в том числе 200 конных и вновь потребовал от Василия освободить кафедру. Василий снова отказался. На сле­дующий день Феодосии увеличил свой отряд до 2,5 тыс. человек при 9 пушках, окружил город и начал вести обстрел, а затем приказал взять город штурмом. Василий защищался; бой продол­жался целый день. С обеих сторон были убитые и раненые; ядра артиллерии Феодосия попадали в дома и соборную церковь. С наступлением темноты военные действия приостановились; пан Василий, подсчитав свои потери, убедился в бесполезности сопротивления, ночью бежал, а победитель утром вступил в уп­равление епархией.

Обычным делом было получение "духовных хлебов" в нас­ледство, как если бы это было частное имение. Киевский про­топоп, некий Яков Гулькевич, получил в пожизненное владение киевский "Флоровский монастырь, и митрополит Сильвестр бла­гословил его совершать там службу, но Гулькевичу этого было мало: он решил, что нужно обеспечить доходами и своих детей и обратился к. королю с просьбой утвердить за ним монастырь не только в пожизненное, но и потомственное владение. И ко­роль дал ему грамоту, разрешающую держать монастырь в своей власти и служить в нем его детям и потомкам, какие будут священниками. Так, монастырь обращался, фактически, в част­ное владение.

Многочисленные беззакония подобного рода совершались в это время при короле Сигизмунде Августе не потому, что ко­роль преднамеренно наносил ущерб Православию, наоборот Сигизмунд Август был одним из наиболее терпимых и широких ко­ролей Польши и стремился осуществлять политику равенства ре­лигий. Сам он питал склонность к протестантизму, что осво­бождало его от католического фанатизма. Ради протестантов он отменил в 1563 году Городельское постановление 1413 года, запрещавшее некатоликам занимать государственные должности. Этот акт веротерпимости облегчил положение православных. Сигиэмунд Август разрешал православным строить и возобновлять храмы. Так, в 1560 году он разрешил в Вильне соорудить две церкви на месте сгоревших; Православному госпиталю в Гродно он назначил ежегодное пособие; жаловал имения православным монастырям и т. д. Но еще больше благодеяний получали от ко­роля протестанты, которые в это время широко распространяют­ся в Польше и Литве. Протестанты вели пропаганду не только против католиков, но и против православных. В короткое вре­мя они сумели привлечь к себе столько православных, особенно из высших слоев, сколько католики не могли привлечь за целое столетие. Особенно много отрекшихся от Православия было в епархии самого митрополита, который, по существу, нисколько не заботился о защите своего стада от расхищения. Впрочем, и Сильвестр иногда принимал меры по исправлению нравственности духовенства и укреплению дисциплины. Есть сведения, что при нем состоялся собор в 1558 году, но постановления этого со­бора не сохранились. Конечно, редких отдельных мер было да­леко недостаточно для защиты Православия во все более ослож­нявшейся обстановке. В конце 1567 года митрополит Сильвестр скончался.

Митрополит Иона III Протасович

После смерти митрополита Сильвестра на митрополичью ка­федру претендовал воинственный Феодосии Лозовский. Но, к счастью для Церкви, возведен был епископ Пинский и Туровский Иона III Протасович. Это произошло в I половине 1568 года. Иона III показал себя ревностным пастырем, решительным в де­ле защиты Православия, насколько это было в его силах в этот период все нараставшей церковной разрухи. Он сразу же обра­тился к королю с рядом просьб о нуждах Церкви и духовенства. Из них особенно существенны две:

1. Митрополит просил, чтобы духовные достоинства не по­лучали светские люди. Если же кто из светских получит духов­ное достоинство, должен в течение трех месяцев принять ду­ховный сан. Тот, кто в течении этого времени не примет ду­ховного сана, лишается полученного достоинства.

Эта мера была вызвана страшными злоупотреблениями пра­вом подавания, примеры которых мы уже видели. Король изъявил согласие с просьбой митрополита.

2. Другая просьба состояла в том, чтобы православные архиереи занимали места в сенате на равных правах с католи­ческими епископами. Такое желание православных, открыто вы­раженное , было неслыханной дерзостью. Возможно, митрополит решился на эту просьбу под влиянием тех проявлений веротер­пимости, которые король позволял себе в предшествующие годы. Но в данном случае претензия православных выходила за преде­лы возможного для католического государства, и просьба была отклонена.

Митрополит просил также запретить светским лицам вмеши­ваться в церковный суд: вернуть расхищенные при его пред­шественнике церковные имения и обеспечить защиту имеющимся церковным имениям. Последнее было актуальным, поскольку бо­гатства Церкви привлекали взоры самых разных людей. Так, в Вильне горожане под предлогом охраны церковного имущества забирали из церквей деньги и ценности. Митрополит обратился к королю и добился расследования.

Во время митрополита Ионы III состоялся Люблинский сейм (1569 год), на котором Польша и Литва окончательно объедини­лись в одно государство - Речь Посполитую, что на деле озна­чало поглощение Литвы Польшей. Это политическое событие ог­ромного значение оказало влияние на последующую судьбу русского народа и Православной Церкви б пределах Польско-литовс­кого государства. Формально на сейме была под твержена поли­тика веротерпимости, однако на деле объединение Польши и Литвы означало стремительное усиление католического давления на всех некатоликов, в первую очередь православных. Обраще­ние некатоликов в католичество представлялось для польских политиков верным путем к преодолению всех противоречий внут­ри разнородного в национальном и религиозном отношении,

При этом, основное внимание уделялось обращению пра­вославных, которые были многочисленны, влиятельны и ближе других к католикам по содержанию вероучения,

В этот период ослабела для православных и поддержка Московской Руси, где Иван Грозный искоренял "изменников", обескровливая государство.

Возможно, неслучайно Люблинский сейм совпадает с появ­лением в пределах Литвы представителей самой мощной пропа­гандистской силы католицизма - ордена иезуитов. Первоначаль­но их было всего лишь пять человек. Иезуиты были призваны в Литву с целью борьбы против стремительно усилившихся там протестантов, с которыми они повели весьма успешную борьбу. Но вскоре они направили свои усилии против православных, Вновь зародилась идея осуществления унии, которую иезуиту начали насаждать настойчиво и планомерно. Уже через год ие­зуиты открыли в Вильне коллегию и гимназию, в которые стали привлекать детей не только католиков, но также детей протес­тантов и православных. Насаждение католичества иезуиты вели по следующим основным направлениям. Во-первых, через образо­вание, причем, в первую очередь, обращалось внимание на де­тей знатных и влиятельных лиц. В иезуитских школах детям не­католиков оставляли внешнюю свободу их вероисповедания. Ие­зуиты хорошо понимали, что прямое принуждение вызывает сопро­тивление и отпугивает. Они стремились создать такую внешнюю обстановку и такую духовную атмосферу, находясь в которой, человек невольно проникался духом католицизма и сам желал перейти в католичество. Во-вторых, через проповедь. Иезуитс­кие проповедники были прекрасно образованы и красноречивы, хорошо чувствовали потребности момента. Проповеди в храмах были содержательны, доходчивы, увлекательны. Они проповедовали и на городских площадях, устраивали диспуты, и если никто из противников, менее образованных, менее красноречи­вых, не решался принять вызов на диспут, иезуиты не уходили с видом победителей, а разыгрывали своего рода "спектакли", в которых роль проповедников "схизмы" играли сами же иезуи­ты. Разумеется, в таких "диспутах" спор заканчивался блес­тящей победой католической стороны, и потрясенная толпа спе­шила в католический храм каяться в своих заблуждениях. В-третьих, иезуиты придали богослужению небывалую красоту и торжественность, привлекая народ музыкой, процессиями и про­чим великолепием.

Нельзя при этом не признать, что действовавшие в это время в Литве иезуиты нередко превосходили своих противников в некоторых нравственных проявлениях, заметных для народа. Так, в 1571 году в Вильне распространилось моровое поветрие, и все, кто мог, бежали из города. Но иезуиты остались, про­должали совершать богослужения, оказывали медицинскую по­мощь, приобщали умирающих. Это производило огромное впечат­ление. Еще одной силой в руках иезуитов оказалось книгопеча­тание. Они стали активно издавать как популярные, так и бо­гословские сочинения в пользу унии и католичества.

В 1576 году митрополит Иона III добровольно уступил кафедру нареченному митрополиту Илье Куче, Избрание Ильи сос­тоялось по указанию самого Ионы, При этом Иона удержал за собой право решать наиболее важные духовные вопросы. Таким образом, короткое время митрополией согласно управляли два лица. В 1577 году митрополит Иона III скончался, но митропо­лит Илья пережил его ненадолго - он управлял митрополией лишь до 1579 года.

Митрополит Онисифор Девочка

После его смерти кафедру занял митрополит Онисифор Девочка, нареченный в июне 1579 года. Дворянского рода, он был возведен на высшую ступень иерархии прямо из светского состояния. Более того, Онисифор был двоеженцем, и поэтому его назначение прямо противоречило церковным кано­нам. Таким образом, в момент особенно тяжелый и ответствен­ный во главе Церкви оказывается человек, неспособный управ­лять ею. Под стать митрополиту мы видим епископов и священ­ников. Так, Феофан, архиепископ Полоцкий довел богатейший Онуфриевский монастырь, находившийся в его собственном уп­равлении, до разорения. Владимиро-Волынской епархией продол­жал управлять известный Феодосии Лозовский. Иона Борзобогатый управлял Луцкой епархией, причем он не стеснялся выво­зить церковное имущество в свое имение. И он, и другие епис­копы применяли силу при разрешении имущественных конфликтов. В то же время благотворения православным монастырям и церк­вям становятся все реже и незначительнее, а их раздача с целью награждения доходами совершается по-прежнему. Среди священников было много двоеженцев и даже троеженцев.

После 1582 года Литовская митрополия испытала гонение в связи с введением в католическом мире нового календаря. Ко­роль Стефан Баторий потребовал, чтобы новый календарь приня­ли все его подданные, независимо от вероисповедания. Правос­лавные не могли на это согласиться и по сомнительности аст­рономических вычислений, положенных в его основу, и в силу противоречия с постановлением 1-го Вселенского собора о вре­мени празднования Пасхи, и наконец, потому, что патриарх его не принял. Тогда католики попытались силой принудить правос­лавных к принятию нового календаря. Во Львове, накануне праздника Рождества Христова (1583) католики совершили напа­дения на православные храмы, выгнали духовенство и молящих­ся, не дав им возможности дослужить литургию в некоторых храмах, заперли и запечатали храмы и забрали ключи. Столкно­вения произошли также в Вильне и других местах. Убедившись в твердости православных, Стефан отменил свой указ в 1587 году. Митрополит Онисифор возглавлял Литовскую митрополию до 1589 года, когда был низложен патриархом Иеремией II за дво­еженство.

Братства

Впервые братства в Литовской Руси упоминаются в XV ве­ке. Но тогда они имели цеховой характер. К концу XVI столе­тия, в процессе обострения борьбы с католиками братства превращаются в такие объединения, основной целью которых становится просвещение и распространение православной веры. Новое понимание задач братств закреплялось в уставах. В 1584 году оформилось Виленское братство, а в 1585 году - Львовское братство. Это были два крупнейших братства, которым при­надлежала руководящая роль в отношении других братств. Зна­чение братств чрезвычайно возрастало по причине полной пас­сивности иерархов в деле защиты православия. Особенно острым было по-прежнему положение в Галиции. Оно осложнялось тем, что к постоянным нападениям на православных со стороны като­лического архиепископа прибавился длительный конфликт Ль­вовского братства с епископом Гедеоном Балабаном.

В 1586 году Литву посетил антиохийский патриарх Иоаким, Братство воспользовалось его приездом и через голову своего епископа обратилось к патриарху с просьбой утвердить устав братства. Иоаким действовал в Литве с ведома и согласия Ие­ремии.

Содержание устава Львовского братства сводилось к сле­дующему. Каждый новый член братства при вступлении делает денежный взнос. Каждый год братство избирает четырех стар­шин. Один раз в месяц бывает "сход". На заседаниях после рассмотрения очередных дел полагалось чтение священных книг и духовные беседы. Члены братства обязаны были оказывать друг другу материальную помощь. В их обязанности входило напоми­нать и мирянам, и духовенству о нормах христианской жизни. Если напоминания не действовали, следовало сообщить епископу,

В уставе Львовского братства имелся один пункт, явно вызванный обстановки внутри Церкви. Он гласил: "Если епископ пойдет против закона и станет править Церковью не по прави­лам св. апостолов и св. отец, то такому епископу да проти­вятся все, как врагу истины". Львовское братство имело право цензуровать деятельность других братств в южной части стра­ны. В северной части таким правом обладало Виленское братство.

Братство имело свои церкви и свое духовенство. Два раза в год служились молебны в братстве с присутствием по возмож­ности всех членов братства. Бедных членов братство хоронило на свой счет. Провинившийся член братства судился братством и мог быть присужден к штрафу или заключению. Братство имело школу и типографию, госпиталь. Этот устав был утвержден пат­риархом Иоакимом. Патриарх Иеремия II подтвердил все акты Иоакима в послании, где, в частности, говорилось: "если же кто явится разрушителем всего этого, тот, как враг Божий и убийца и ненавистник добра, да будет отлучен от святой Церк­ви, проклят и не прощен до смерти."

Виленское братство имело свой устав, несколько отличный от устава Львовского братства.

Оба братства вели надзор за епископами, поскольку пос­ледние не вызывали доверия. Они также выступали против унии, издавали полемические сочинения. По их образу организовыва­лись братства в других городах. Рядовое духовенство, не имея опоры в епископате, было увлечено братствами. В рядах братств было много преданных Церкви, которые имели и доста­точное образование.

Столкнувшись с силой братств, католики стали создавать в противовес им свои братства. Так, еще в 1575 году они соз­дали "братство Тела Христова", увлекавшее народ пышными це­ремониями.

Виленское Троицкое братство напечатало свой устав в 1588 году. Устав Троицкого братства стремился составить из верующих такой же живой союз, в котором его члены, связанные клятвенным обещанием, данным в храме перед священником о соблюдении верности "святому братству" и о подчинении всем его правилам и повинностям, и находящиеся в постоянном обще­нии друг с другом для совершения добрых дел, могли перевос­питывать себя в христианском духе.

В уставе было поставлено не допускать до нищеты своего брата и помогать ему из личных и общих братских средств, а долящего навещать и, если бы он отказался без призора, то нанять особого человека для ухода за ним. Тело умершего братчика должно было провожать все братство до могилы, при­чем шесть братчиков несли на руках гроб, а остальные с возженными братскими зелеными свечами шли попарно впереди про­цессии. Расходы по погребению бедного братчика, а равно и всех бездомных и1безродных бедных, братство принимало на свой счет.

Понимая высокое значение общественной молитвы в храме, братство требовало в уставе отправления по крайней мере че­тырех в году торжественных заздравных и заупокойных Литур­гий, на которых присутствовали все братчики, и после этих обеден следовали трапезы для всех убогих, нищих и маломощ­ных, устраиваемые вскладчину членами братства. Во все боль­шие праздники раздавалась милостыня нищим и заключенным.

Братство было всесословным и принимало в свою среду лиц обоего пола (сестры братства) с уплатою вступительных взно­сов по желанию и возможности (минимум взноса был определен в 12 грошей польских); ежемесячные братчики собирались на об­щеобязательную сходку в братский дом, - путем обсылания по околотку креста, - для обсуждения и решения текущих дел,

Наши рекомендации