Положение Церкви во второй половине царствования
Ивана Грозного
Конец жизни и первосвятительского служения митрополита Макария был отягощен учащавшимися проявлениями деспотизма Ивана Грозного. После смерти св. Макария, в феврале 1564 года, состоялся собор Русской Церкви. Прежде чем приступить к избранию нового митрополита, собор постановил митрополиту носить белый клобук. Преемником Макария был избран инок Чудова монастыря Афанасий, бывший протоиерей Благовещенского собора Андрей. Он являлся духовником Ивана Грозного, и отцы собора надеялись, по-видимому, что он будет иметь влияние на царя. Однако, первосвятительство Афанасия совпало с развитием самых мрачных свойств Ивана Грозного. В 1565 году последовало учреждение опричнины. Все государство было разделено на две части: опричину и земщину. Лучшие земли отошли к опричнине. На боярство и служилых людей царь наложил опалу и потребовал от духовенства, чтобы оно не вмешивалось в суд государя и не препятствовало казнить его противников. Фактически, Иван IV лишил духовенство традиционного права печалования. Начались казни и преследования, неслыханные на Руси. Полились потоки крови, каких не было со времен татарского нашествия. Центром опричнины стала резиденция царя - Александрова слобода. Зловещий характер опричнины подчеркивался формой опричника: они носили черные кафтаны, черные шапки, ездили на вороных лошадях. К поясу было привязано изображение собачьей головы и небольшая метла - символ преданности царю в борьбе с врагами. Опричнина приобрела кощунственный характер: в Александровой слободе Иван Грозный создал якобы монастырь, в котором будто бы был игуменом (вместе с тем, Иван был женат и монашества, связанного с отречением от власти принимать не собирался). Совершались продолжительные богослужения, между которыми царь вместе с палачами пытал подозреваемых в измене. Вместе со зверствами царил разврат.
Среди мрачных деяний Ивана Грозного прослеживается также идея власти царя и над Церковью, горячо защищаемая Иваном Грозным. Такое понимание власти было воспитано в нем с юности при поддержке его известных духовных руководителей: "Иван Васильевич имел множество оснований, главным образом данных ему представителями Церкви, чтобы смотреть на свою власть как на теократически абсолютную... В лице Ивана IV представители Церкви идейно воспитали власть московского государя до такой высоты и абсолютизма, внушив ему, сверх того, мысль о пастырских правах в делах Церкви, что, в случае какого-либо столкновения носителей высшей церковной власти с государями, первые не были гарантированы от катастроф самых неожиданных" - писал видный историк Церкви Картащов. (А. В. Карта-шов, указ. соч. 1. С. 441). Это и подтвердилось о время правления митрополита св. Филиппа
В этих страшных условиях митрополит Афанасий отказался управлять Церковью и в 1566 году ушел по болезни на покой. Следующим митрополитом стал в 1566 году выдающийся подвижник и деятель, один из самых великих святых русской Церкви св. Филипп.
Св. митрополит Филипп
Св. Филипп, в миру Феодор, родился в 1507 году в семье знатного боярина Василия Ивановича Стефана Колычева. Аристократическое происхождение позволило будущему святителю получить лучшее образование и развитие, какое было возможно. Он был взят ко двору, и Иван Грозный знал его с малолетства. В 1537 году 30-летний Феодор решает порвать с блестящей придворной карьерой и тайно бежит из Москвы на далекий Север в Соловецкий монастырь, где и принимает постриг. Через 10 лет Филипп возведен в сан игумена. Его 18-летнее управление монастырем привело обитель в состояние расцвета. Он воздвиг две великолепных каменных церкви Успения Божией Матери и Преображения Господня, завел колокольный звон, построил келий и больницу, осушил болота, соединил каналами озера, проложил дороги. Сам Филипп был строгим подвижником, предававшимся уединению и умному деланию. Став в 1566 году митрополитом, св. Филипп в течение года пользовался уважением и расположением царя. Казней не было. Воцарившийся мир, однако, был неустойчив. Через год началась новая серия расправ. Никто не смел заступиться за казнимых безо всякого суда и следствия. Св. Филипп перед восшествием на митрополичий престол выговорил себе право "советовать" царю. Помня об этом праве, митрополит пытался воздействовать на совесть царя, беседуя с ним наедине. Однако это на принесло никаких результатов. Тогда св. Филипп решился публично обличить Ивана, В одно из воскресений Великого поста он прямо обратился к царю с речью в которой, в частности, говорил: "От века не слыхано, чтобы благочестивые цари волновали свою державу, и при твоих предках не бывало того, что ты творишь; у самих язычников не случалось ничего такого... " Это выступление привело царя в ярость, но он не посмел тронуть митрополита. В следующий св. Филипп снова произнес обличительную речь: "У татар и язычников есть правда; в одной России нет сострадания даже к невинным и правым. Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская... " говоря многое в таком роде, святитель отказался благословить Ивана. Царь пришел в крайний гнев и решил расправиться с обличителем, но не находил для этого достаточного предлога. Филипп продолжал свои бесстрашные обличения, готовый принять мученическую смерть.
Главными советниками царя в деле против св. Филиппа были Малюта Скуратов и духовник Ивана IV Евстафий, запрещенный митрополитом за недостойную жизнь. Чтобы найти повод к расправе с Филиппом, решено было направить специальную комиссию на Соловки для расследования его жизни. Комиссия состояла из врагов святителя. Среди братии нашлись клеветники во главе с игуменом Паисием, которому обещали епископский сан. По возвращении комиссии, взявшей с собой Паисия и его приспешников, состоялся собор для суда над митрополитом. Все епископы, присутствовавшие на соборе, безропотно согласились с заранее вынесенным приговором о низложении митрополита. Царю, однако, этого было недостаточно: он велел святому продолжить служить. В день арх. Михаила (8 ноября) опричники во время богослужения с оскорблениями и поруганием арестовали митрополита, и отвезли в темницу, наложив на него цепи. В ярости царь казнил десять родственников митрополита из рода Колычевых и голову одного из них прислал страдальцу в темницу. Затем св. Филипп был сослан в заточение в Отрочь монастырь в Тверь. Это было в конце 1568 года. Там он провел около года. Начался поход Ивана Грозного на Новгород, который был по существу истребительной войной против мирного населения: уничтожалось население целых городов. Проходя через Тверь, Иван послал в Отрочь монастырь Малюту Скуратова, который задушил святого подушкой.
Значение подвига святителя Филиппа в том, что он не убоялся обличать нечестие среди всеобщего молчания и бесстрашно отдал свою жизнь за правду Христову, уподобившись древним мученикам. Иван Грозный убил также св. Корнилия Псково-Печерского.
Помимо мучеников XVI век знает замечательных святых-юродивых. Иван Грозный, поднявший руку на святого митрополита, не посмел тронуть св. Николая Салоса, запретившего царю громить Псков и резко обличившего царя. В Москве прославился юродивый Василий блаженный. На юродивых смотрели как на пророков Божиих,
Преемником св. Филиппа явился архимандрит Троице-Сергиева монастыря Кирилл, возведенный на митрополичий престол через два дня после низложения св. Филиппа. Митрополит Кирилл не решался вслух обличать царя и молчал. Именно при нем состоялся опустошительный поход на Новгород, причем царь не щадил и духовенство: до 500 новгородских священнослужителей забили до смерти, остальных ежедневно пытали, требуя денег (по 20 рублей с каждого). Архиепископ Пимен, клеветавший на св. Филиппа по зависти, подвергся тюремному заключению, поруганию и ссылке, в которой скоро умер.
В 1571 году разразилось новое бедствие: пользуясь неурядицами и отсутствием в Москве царя, крымский хан Девлет-Гирей вторгся в Россию, дошел до Москвы, грабя и истребляя и пленяя жителей. С большим трудом удалось отогнать татар от Москвы. В 1572 году митрополит Кирилл скончался. Он успел все же вызвать неудовольствие царя и был похоронен не в Кремле, а в митрополичьем Новинском монастыре,
В мае 1572 года московским митрополитом был избран архиепископ Полоцкий Антоний. При нем получило продолжение ограничение церковного землевладения. На соборе 1573 года были запрещены земельные пожертвования в большие монастыри. Передача земель в бедные монастыри дозволялась только с разрешения царя. В 1580 году состоялся новый собор, на котором вновь был поднят вопрос о церковном землевладении. Разоренное тиранической политикой государство нуждалось в средствах, и взор царя вновь обратился к церковным имуществам. Собор запретил отдавать в монастыри земли "на помин души" и велел заменять их стоимостью сел, отдаваемых дальним родственникам или государю. Также запрещено было монастырям и епископату покупать земли и брать под залог и вообще увеличивать земли. В случае необходимости земель для пропитания (например, при основании нового монастыря), велено было обращаться к царю - "бить челом государю".
Таким образом, собор 1580 года знаменателен тем, что он существенно ограничил экономическую независимость Церкви: "Соборный приговор 15 января 1580 года является поворотным моментом в истории монастырского землевладения". (Законодательные акты Русского государства II пол. XVI I пол. XVII века) Комментарии, Л., 1987, С, 60). Это было связано, с одной стороны, с возрастающими притязаниями государства, с другой - с имевшими место злоупотреблениями духовенства церковным имуществом. Так или иначе, был сделан крупный шаг вперед и к подчинению Церкви государству, и характерно, что это произошло при властолюбивом и жестоком Иване Грозном. В начале 1581 года митрополит Антоний скончался. На его место был поставлен митрополит Дионисий, до этого - игумен новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Соборное решение состоялось в феврале 1581 года. При нем Иван Грозный скончался (в марте 1584 года), приняв монашество с именем Коны, Митрополит Дионисий венчал на царство в мае того же года Феодора Иоанновича. Новому царствованию досталось тяжелое наследство. Летом 1584 года был созван церковный собор, целью которого было помочь государству. Подтвердив решения собора 1580 года, иерархи пошли далее. Были введены платежи государственных податей с церковных земель, которые ранее их не платили, "ради оскудения воинского чина пока земля не по-устроится" (Мак., С. 320). Также был введен государственный налог и на церковную торговлю. Правда, вскоре эти налоги были отменены. Митрополит Дионисий вступил в конфликт с всесильным при царе Феодоре Борисом Годуновым, выступал против его злоупотреблений властью. Это столкновение церковной и светской власти кончилось, как обычно, поражением митрополита, лишенного кафедры в 1587 году. На его место взошел архиепископ ростовский Иов, вскоре получивший титул патриарха. Проповедь веры племенам, населявшим окраины Русского государства, составляла постоянную заботу Русской Церкви. Этот апостольский подвиг совершался непрерывно, из века в век, с постепенным проникновением русских на север, восток и юг.
В Перми в середине XV века благовествовал св. епископ Питирим. Этот епископ известен своей просвещенностью. Ему принадлежал древнейший сохранившийся русский список творений св. Дионисия Ареопагита; сам он составил службу и житие митрополита московского Алексия. При его дворе велось летописание. Св. Питирим постоянно объезжал край и усердно проповедовал. Однажды, когда он возглавлял крестный ход из города Усть-Вымь к реке, произошло внезапное нападение язычников, которые и умертвили епископа в 1455 году. Его преемником был св. епископ Кона, правивший епархией с 1455 по 1470 год. Ему удалось значительно распространить веру, обратив к ней князя великой Перми. Труды св. Ионы достойно продолжал епископ Филарет (годы правления 1471-1501), он проповедовал сам на пермском языке, рассылал грамоты, но его усердие тормозилось нерадением низшего духовенства. С пастырскими посланиями к пермскому князю и населению обращался и митрополит Симон в начале XVI века. Постепенно язычество отступало, благодаря непрекращающимся усилиям Церкви. По свидетельству Герберштейна, (в 1526 году) идолопоклонники еще встречались кое-где в лесах, но туда постоянно отправлялись миссионеры для их обращения.
Не менее усердно совершалась проповедническая деятельность и на Севере. Особенно большое значение для просвещения Севера имел Новгород. Форпостом миссионерской деятельности являлся Соловецкий монастырь с самого момента его основания свв. Германом, Савватием и Зосимой в 30-х годах XV века. Начиная, с 1526 года, по сохранившимся сведениям, местные племена по побережью Белого моря неоднократно сами обращались в Москву и Новгород с просьбой о крещении и создании храмов.
Выдающимся миссионером был св. Феодорит, именуемый просветителем лопарей. Он родился в г. Ростове и в 14 лет принят постриг в Соловецком монастыре. После многих лет подвижничества он решил удалиться в пустыню и ушел за реку Колу в дремучие леса. Там он встретил другого искателя безмолвия пустынника Митрофана, с которым вместе прожил 12 лет. Около 1540 они пришли в Новгород. Феодорит был рукоположен в сан иеромонаха и стал духовником архиепископа Макария; когда же тот отъехал в Москву на митрополию, Феодорит вернулся на Колу и создал там Троицкий монастырь. С этого времени местное население начало массами обращаться к православной вере. Был случай, когда в один день крестились около двух тысяч человек. Но иноки созданного им монастыря изгнали своего настоятеля. Несколько позднее св. Феодорит был поставлен архимандритом суздальского Евфимиева монастыря; затем был оклеветан и осужден вместе со старцем Артемием, но через два года освобожден. Остаток жизни он провел в вологодском Прилуцком монастыре, откуда еще дважды посещал свою паству.
Другим замечательным подвижником на поприще миссионерской деятельности был св. Трифон Печенгский. Он родился в 1495 году в новгородских пределах. В поисках уединения он удалился на крайний север за реку Печенгу, где проповедывал местным племенам с опасностью для жизни. Через несколько лет Трифон пришел в Новгород, где получил благословение архиепископа Макария на построение храма, воздвигнутого им на Печенге в честь св. Троицы. Позднее он создал там монастырь. Ходил св. Трифон в Москву, и получил от царя богатые дары и грамоты для своей обители. Скончался он 88-летним старцем.
Из других миссионеров Севера известно имя иеромонаха Илии с двумя помощниками, посланного архиепископом Макарием около 1534 года в земли Вотской пятины для истребления идолопоклонства и укрепления христианской веры. Впоследствии преемник Макария на новгородской кафедре архиепископ Феодосии также посылал священника Никифора с такими же задачами.
На юге проповедь христианства была распространена до Каспийского моря вслед за покорением в 1554 году Астраханского ханства. Вскоре туда был послан игумен Кирилл, который устроил в 1568 году монастырь во имя Пресвятой Троицы. Этот монастырь стал оплотом и центром проповеди, которая успешно распространялась. На протяжении 50-х годов XVI века к дружбе с русскими, к принятию православной веры стали склоняться северокавказские народности - черкесы и кабардинцы, к которым русская Церковь также посылала своих служителей. Несколько позже, в 80-х годах, русские проникают в Сибирь, куда уже в 1582 году было послано десять священников с семействами.