Зависть — одна из главных страстей

- Геронда, я завидую одной сестре.

- Я знаю, какой сестре ты завидуешь... А ещё я узнал, что она тебе тоже завидует! Желаю вам, чтобы вы обе завидовали ревностному Илии и он изгнал бы из вас зависть и дал бы своей Божественной ревности. Аминь.

- Геронда, когда я начинаю завидовать, то стараюсь взглянуть на вещи логически.

- А не лучше ли с самого начала стараться не завидо­вать? Зависть смешна Человеку нужно чуть-чуть пора­ботать головой, чтобы преодолеть зависть. Не требуется великих подвигов, потому что зависть - это душевная страсть. Смотри, никогда не позволяй зависти тобой возобладать, потому что она одна из главных страстей. Знаешь, до чего может довести человека зависть? До не­доброжелательства и клеветы. А клевета - зло гораздо большее, чем недоброжелательство.

- А из чего состоит зависть?

- Чего только в ней нет!. Гордость, эгоизм есть, само­любие есть... Нет любви и нет, естественно, смирения.

- Значит, геронда в том, кто завидует, не может быть любви?

- Конечно, не может! Невозможно, чтобы в одном че­ловеке уживались одновременно зависть и любовь. Если даже у него есть немного любви, любовь его нечистая, по­тому что в этой любви есть его "я". Зависть портит, делает негодной любовь и доброту, как дохлая мышь делает не­годным масло, когда упадёт в глиняный горшок.

- Геронда, я думаю, что завидую из-за того, что не ощу­щаю в себе полноту.

- Как ты можешь почувствовать полноту, когда хо­чешь, чтобы всё принадлежало тебе?

- А если я желаю чего-то, что есть у сестры?

- Если Бог сказал: "Не пожелай... всего, елика суть ближняго твоего" (Исх.20,17), то как: мы можем желать чего-то, что принадлежит другому? Что же, даже основных запове­дей не будем соблюдать? Тогда наша жизнь превратится в ад. "Кийждо же искушается от своея похоти..." (Иак.1,14), - гово­рит святой Иаков, брат Господень. Эти похоти будут му­чить души в аду. И если Бог возьмёт нас в рай, а мы не бу­дем свободны от зависти, то и там не найдём успокоения, потому что будем иметь те же безрассудные пожелания.

Ревность отравляет сильную любовь женщины

- Геронда, почему страсть ревности присуща женщи­нам в большей степени, чем мужчинам?

- Женщина от природы имеет много доброты и люб­ви, и диавол сильно на неё нападает, он подбрасывает ей ядовитую ревность и отравляет её любовь. А когда её лю­бовь будет отравлена и станет злобой, тогда женщина из пчелы превращается в осу и жестокостью превосходит мужчину. И если для мужчины достаточно, чтобы с глаз исчезло нежелательное лицо, то женщине, которую Бог сотворил более эмоциональной, этого недостаточно, ей бы хотелось, чтобы оно умерло. То есть... чтобы уж на­верняка!

Злоба женщины, когда в неё входят ревность и упрям­ство, может достичь демонической степени. Женщина должна бояться ревности. Она обязана удалить своё "я" из своей любви, чтобы её сильная любовь была чистой.

- Как этого можно достичь?

- Если преодолеть мелочность и взрастить духовное мужество, духовное благородство и жертвенность. Благо­родство - это противоядие ревности. Но, к сожалению, у немногих есть благородство.

Зависть нас ослабляет

- Геронда, у меня совершенно нет дерзновения.

- Завидуешь, вот и нет у тебя дерзновения. Когда че­ловек завидует, он переживает, не может есть, чахнет и теряет дерзновение, а другие думают, что он великий подвижник! ,

- Я чувствую себя духовно очень бедной и слабой.

- У тебя много сил, но ты их расточаешь на глупую зависть, и хотя в тебе есть прирождённое благородство, ты мучаешься, как последняя нищенка Ты бы очень пре­успела в духовной жизни, если бы не буксовала в зависти. Осторожно, потому что зависть высасывает у тебя все ду­шевные и телесные силы, которые ты могла бы принести в дар Богу. Если бы ты отогнала зависть, то и молитва твоя имела бы силу.

Из-за зависти человек теряет духовные силы. Почему, думаете, апостолы не могли изгнать беса из бесноватого мальчика (См. Мф. 17,16; Мк. 9,18; Лк. 9,40), хотя приняли от Христа власть изгонять бесов и уже изгоняли бесов из людей? Потому что завидовали Петру, Иакову и Иоанну, потому что только их Христос взял на гору и преобразился перед ними (См. Мф. 17,1; Мк. 9, 2; Лк. 9,28). Христос мог бы взять с Собой всех учеников, но не все были в состоянии вместить такое таинство, поэтому Он взял только тех, ко­торые могли вместить. Может, вы скажете, что Он не лю­бил других учеников? Или любил Иоанна больше других? Нет, но Иоанн любил Христа больше других учеников и потому чувствовал любовь Христову лучше. Он обладал большей вместимостью, его "батарея" была больше. Ви­дите, как зависть удалила Благодать Божию от апостолов, и они не смогли исцелить бесноватого отрока? Поэтому Христос сказал: "О, роде неверный и развращенный, до­коле буду с вами? Доколе терплю вам?" (Мф. 17,17.СмМк.9,19;Лк.9,41)!



Наши рекомендации