Древние храмы Успенского мужского Отроч монастыря

В Заволжье, при слиянии рек Тверцы и Волги, еще в начале XX века возвышались постройки старинного мужского Успенского Отроч монастыря. В древние века, обитель играла роль щита прикрывающего Тверь с востока.

Точное время основания Отроч монастыря не известно. Впервые в письменных источниках Отроч монастырь упоминается в 1205 – 1206 гг. уже как благоустроенная обитель. В летописях говорится, что «епископ Смоленский с игуменом Отроч монастыря в марте 1206 года приезжал во Владимир и упрашивал Всеволода (Георгиевича), великого князя Суздальского, чтобы он простил своего родственника (свата) Смоленского князя Мстислава Ростиславича, за союз его с Ольговичами»4.

Согласно монастырским преданиям, Отроч монастырь основали иноки Киево-Печерской Лавры и нарекли во имя Успения Божией Матери. Неизвестные киевские подвижники не зря для основания нового монастыря выбрали место слияния двух судоходных рек - Тверцы и Волги. Отроч монастырь стал оплотом христианства в Северо-Восточной Руси, отсюда свет Христовой веры проникал дальше, в глухие уголки Тверского края.

Отроч монастырь самая древняя и таинственная тверская обитель, породившая множество загадок и легенд. Одна из древних легенд повествует о возобновлении Отроч монастыря после татарского нашествия 1238 года и о женитьбе первого тверского князя Ярослава Ярославича на дочери бедного причетника из села Едимоново. Сохранилась монастырская запись этой легенды, подробно повествующая об особенностях местности, где происходили легендарные события, с названием окрестных селений и храмов в этих селениях, с упоминанием храма в селе Едимоново, где происходило венчание князя.

Монастырское придание рассматривает эту легенду как подлинную историю, аппелируя к тому факту, что в летописях нет никаких указаний на княжеское или боярское происхождение Ксении, что нисколько не умаляет достоинства великой княгини. В пользу достоверности древней легенды говорит и живое участие, которое принимали в жизни обители князь Ярослав Ярославич и его супруга. В 1269 году в Отроч монастыре, раньше чем в самом детинце, был построен каменный Успенский собор.

С Отроч монастырем историки связывают создание первого общерусского Тверского летописного свода 1305 года, собранного по повелению святого князя Михаила Ярославича Тверского 5.

Отроч монастырь всегда играл важную роль в жизни Твери. Именно настоятеля Отроч монастыря Александра, выбрал своим духовником святой благоверный князь Михаил Тверской. Игумен Александр сопровождал князя Михаила во время его последней поездки в Орду и написал повесть о мученической кончине святого.

Настоятели Отроч монастыря: Моисей, Геннадий, Вассиан каждый в свое время, были тверскими архиепископами. Отроч монастырь часто брал на себя заботу о престарелых тверских архиереях, уходивших на покой в эту обитель.

Во второй половине XVIII и в первой половине XIX веков на территории Отроч монастыря располагалась Тверская семинария и настоятели Отроч монастыря, по совместительству, были ее ректорами, что возвышало их над другими настоятелями монастырей.

В 1885 году, при архиепископе Савве, Отроч монастырь стал местопребыванием викарных епископов Тверской епархии 6 .

Согласно описи Отроч монастыря, составленной в 1626 году:

«в Отроч монастыре были: а) церковь соборная каменная в честь и славу Успения Божией Матери с приделом митрополита Петра и б) другая тоже каменная теплая во имя святителя Петра митрополита», построенная, согласно клировым ведомостям, в XIV веке.

Построенный в 1269 году при князе Ярославе Ярославиче каменный Успенский собор в начале XVIII века сильно обветшал, его разобрали и в 1722 году, при архиепископе Феофилакте (Лопатинском), возвели новое здание собора, которое существует и в настоящее время.

Отдаленный Отроч монастырь, в средние века, часто использовался московскими властями как место ссылки для неугодных людей. Начиная с 1531 года, в его стенах провел 20 лет в заключении греческий богослов и переводчик Михаил Триволис, известный как преподобный Максим Грек. Около 1568 года в Отроч монастырь привезли из московской обители Николы Старого, закованного в кандалы, митрополита Московского Филиппа.

В старых монастырских бумагах сохранилась запись о том, что до литовского разорения неподалеку от теплого храма святителя Петра митрополита Московского, стояло полуразрушенное каменное здание с сырым и затхлым подвалом, предназначенным для хранения овощей. В это мрачное подземелье и был брошен опальный митрополит Филипп, здесь он прожил почти год и принял мученический конец от рук Малюты Скуратова.

Во второй половине XVII века полуразрушенное здание с погребами восстановили и над местом кончины митрополита Филиппа решили устроить церковь. Сделать это оказалось невозможно, подвал весной заливало водой, и на первом этаже было очень сыро. Церковь оборудовали на втором этаже восстановленного здания. В новом храме освятили придел в честь митрополита Петра, с северной стороны, а с южной - придел во имя митрополита Филиппа.

Когда Отроч монастырь стал местом пребывания викарного епископа и зимой в нем часто проводились архиерейские службы, возникло неудобство при свящннослужении. Архиерейская кафедра стояла посреди храма, а служба проходила в одном из приделов. Чтобы устранить неудобство, преосвященный Гавриил соединил два престола в один во имя Московских святителей Петра и Филиппа, и поставил его посреди алтаря. На месте прежних приделов была устроена с одной стороны ризница, с другой – архив и библиотека. Места прежних престолов несколько приподняли над полом и на них водрузили небольшие кресты, чтобы святые места не попирались ногами.

В 1833-1834 гг., имея в наличии более совершенные средства благоустройства зданий, устроили нижнюю церковь на первом этаже. Алтарь нижней церкви располагался как раз над местом заключения и гибели святителя Филиппа. В стене алтаря показывали дверцу ведущую в мрачное подземелье, где содержался митрополит Филипп. Поскольку верхняя церковь имела посвящение святителю Филиппу, нижний храм освятили во имя Великомученицы Варвары. Согласно монастырскому преданию икона великомученицы Варвары была келейной иконой опального митрополита во время его пребывания в Отроч монастыре. Эту икону долгие годы хранили и почитали в обители 7 .

После мученической кончины святителя Филиппа похоронили около северо-западного угла Успенского собора. Здесь его тело пролежало 21 год, а затем иноки Соловецкого монастыря перенесли раку с мощами святого на Соловки. В 1652 году, по приказу царя Алексея Михайловича, тело святителя Филиппа торжественно перенесли с Соловков в Москву и положили в Архангельском соборе Московского кремля. В Отроч монастыре над опустевышей могилой святителя Филиппа, устроили часовню.

В 1865 году в нижнем храме великомученицы Варвары, с северной стороны, устроили придел во имя святителя Тихона Задонского. Новый придел освятили после открытия мощей святителя Тихона и в память о пребывании Тихона Задонского в Отроч монастыре в 1760-1761 гг., в должности настоятеля обители и ректора Тверской семинарии. Средства на устройство нового придела предоставила зажиточная тверитянка О.К. Кобелева.

В 1655-1656 гг. в Твери свирепствовала моровая язва. Умирало столько людей, что некому было хоронить мертвых. Архиепископ Лаврентий отправился в Москву к патриарху Никону с просьбой о возвращении раки святителя Филиппа, в которой его мощи пребывали в Твери, а затем были отвезены на Соловки. По преданию в этой же раке мощи святого Филиппа были перевезены из Соловков в Москву. Раку доставили в Желтиков монастырь и переложили в нее мощи святителя Арсения Тверского. В воспоминание об этом событии в первое воскресенье после дня памяти святых апостолов Петра и Павла, был установлен крестный ход из кафедрального Спасо-Преображенского собора в Желтиков монастырь.

При императрице Анне Иоанновне, на деньги тверского купечества, для мощей святителя Арсения, была устроена серебряная рака. Деревянная рака святителя Филиппа, простояв 60 лет в церкви Алексия Человека Божия Желтикова Успенского монастыря, вернулась на место своего первоначального пребывания в Отроч монастырь. Раку поместили «в самом приличном и видном месте» Успенского собора.

В описи монастыря за 1686 год, составленной при архимандрите Иосифе уже не упоминается теплый храм митрополита Петра Московского, построенный в XIV веке.

В описи указана «соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, о трех главах. О приделе святителя Петра, митрополита Московского, бывшем прежде в соборном храме, теперь не упоминается. Опись 1686 года упоминает теплый храм митрополитов Петра и Филиппа: «Да на монастыре ж церковь с трапезою – теплая; построена вновь на старых погребах, во имя Петра митрополита; а другой придел – Филиппа митрополита, Московских чудотворцев», «А в монастыре архимандрит Иосиф, да казначей Иринарх, да два попа черных, шесть братий» 8.

В 30-е годы XX столетия при строительстве канала Волга – Москва и Иваньковского водохранилища почти все постройки Отроч монастыря были снесены. От обширного монастырского комплекса уцелел только Успенский собор. На месте древней обители построили здание Речного вокзала.

В небольшом сквере, напротив уцелевшего Успенского собора, установлен гранитный памятник митрополиту Филиппу. Руки святителя бессильно опущены вдоль туловища, горестно наклонены плечи и голова, наверное, святому митрополиту тяжело взирать на деяния своих потомков.

На берегу Волги, напротив Волжских ворот Тверского кремля, в 1626 году стоял холодный деревянный храм Воскресения Христова, рядом располагался теплый храм во имя Великомученицы Параскевы Пятницы. Церковь Параскевы Пятницы построили на месте более древнего храма, носившего название «святые Киликеи». Киликейский храм дал название протекающему рядом Киликейскому ручью 9 .

В 1728 году архиепископ Феофилакт на месте двух обветшавших храмов: Воскресенского и Параскевы Пятницы, построил и освятил новую деревянную Воскресенскую церковь. Рядом с Воскресенской церковью возвышался деревянный храм в честь исповедников и хранителей домашнего очага: Гурия, Самона и Авива. Церковь Параскевы Пятницы затерялась во времени, в писцовых книгах сведений о ней ее дальнейшем существовании не сохранилось.

В 1767 году возвели каменный Воскресенский храм. В 1805 году церковь перестроили усердием богатого горожанина Макария Блохина и в ней освятили придел во имя: Гурия, Самона и Авива. В 1815 – 1822 гг. городской глава Егор Зубчанинов, по проекту архитектора К.И. Росси, пристроил к храму придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» 10 .

В 1930-е годы Воскресенскую церковь закрыли. В годы советской власти в ней разместились различные советские учреждения. В 1993 году Воскресенский храм передали Тверской епархии и после реставрации в нем начались богослужения. В Твери храм Воскресения Христова за Волгой более известен как церковь «Трех Исповедников».

На месте современного Троицкого храма за Волгой в древние времена стоял деревянный Пречистенский храм «круглых дверей». На его месте построили деревянную Троицкую церковь.

В1734–1737 гг. в Твери свирепствовал голод. Чтобы помочь голодающим землякам и дать им работу и пропитание, купцы Матвей и Алексей Арефьевы начали строительство каменного Троицкого храма. Деревянную Троицкую церковь разобрали и свезли в село Бор Тверского уезда.

В 1930-е годы Троицкую церковь закрыли, здание отдали под ремонтные мастерские. Главы над храмом и алтарем разобрали. Разобрали и ярус колокольни с шатром. В1986–1991 гг. был восстановлен шатер колокольни, возведена и позолочена главка. В 2010 годы храм передан Русской Православной Церкви, сейчас в нем проходят богослужения 11.

В Тверцу в границах Заволжского посада впадали ручьи Ильинский и Сомиток. Между Ильинским ручьем и болотом Бухань располагалась слобода ловчего пути и вторая псарская слобода. Многочисленное четвероногое население псарской слободы оглашало своим громким лаем окрестности, сокольничие, кречетники обучали ловчих птиц. На Ильинском ручье располагался храм Ильи Пророка, давший название ручью, выше по течению Тверцы, стояла церковь Ивана Воина. На посаде находился также храм Рождества Богородицы. Неподалеку располагались слободы «Выползиха» и «Волынь».

21 мая 1903 г. в Заволжье, на Санкт-Петербургском шоссе, состоялась торжественная закладка Владимирской церкви Московского лейб-драгунского императора Александра III полка. На торжествах присутствовал августейший шеф полка Великий князь Сергей Александрович. Храм освятили 12 октября 1907 года. В годы советской власти храм закрыли, в здании церкви располагался клуб «Заря». В 2002 году здание Владимирской церкви передали епархии. На сегодняшний день церковь полностью восстановлена и является Тверским гарнизонным храмом. При храме планируется создание музея Лейб-Гвардейского драгунского полка 12.

В 1852-1901 гг. усадьбой в сельце Сахарово владел генерал-фельдмаршал Иосиф Владимирович Гурко, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, герой России и Болгарии. В 1895-1898 гг. в имении генерала построили церковь – музей семьи Гурко. После смерти И.В. Гурко церковь освятили в честь Иосифа Волоцкого, небесного покровителя фельдмаршала. Под полом церкви устроена родовая усыпальница семьи Гурко. Храм Иосифа Волоцкого возвращен епархии в 1997 году. Богослужения в храме совершаются с 28 июля 1998 года. В 2004 году поселок Сахарово включен в состав городской территории Твери 13.

На северной окраине Твери, при слиянии рек Тверцы и Соминки, в 1786 году построили храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм имел крепкий приход и в советское лихолетье прихожане долго не давали закрыть свою церковь. Поблизости находилась староверческая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее построила община старообрядцев в конце XVIII – начале XIX веков. Закрыли Успенскую церковь в 1930-е годы.

Между Благовещенским и Успенским храмами располагалось Волынское кладбище XVII века. Во время боев Великой Отечественной войны Благовещенский храм попал в сектор артиллерийского обстрела и был разрушен. На месте уничтоженной Благовещенской церкви силами прихода храма Ксении Петербургской построена деревянная церковь Серафима Саровского. При создании чертежей Серафимовского храма, использовались обмеры древней деревянной Введенской церкви (1671 г.), некогда стоявшей под Кумордино в монастыре Нектарьева Пустынь14.

Успенская единоверческая церковь в военные годы уцелела, ее одно время открывали для богослужений. Разрушили Успенский храм в 1964 году во время хрущевских гонений. В наши дни в Заволжье, на пересечении улиц Грибоедова и Скворцова – Степанова, открыта молельная, на месте которой планируется постройка старообрядческого храма во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской.

Наши рекомендации