Становление христианства на Тверской земле
Благодатная Тверская земля расположена в западной части обширной Восточно-Европейской равнины. Она богата лесами, реками и озерами. Но уникальным делает этот край Валдайская возвышенность – колыбель трех крупных европейских рек – Волги, Днепра и Западной Двины. На Валдае бассейны трех великих рек почти соприкасаются между собой. Обширная сеть водных дорог, позволила нашим предкам, используя десятки переходов между Волгой, Двиной и Днепром, держать связь с различными уголками не только европейского, но через Волгу и Азиатского континентов.
С древних времен был известен водный путь «из варяг в греки», соединяющий Балтийское море со Средиземноморьем.
Благодаря обилию разветвленных речных дорог территория Валдайской возвышенности и прилегающие к ней земли рано начали осваиваться и обживаться людьми.
Задолго до образования русского государства в пределах Тверского края проживали финно-угорские племена. Во второй половине I тысячелетия н.э. в Поволжье, по Днепру из Причерноморья и Приднепровья, пришли славяне и расселились в верховьях Западной Двины и Волги, вытеснив к северо-востоку, коренное финно-угорское население. В освоении Тверского края участвовало многочисленное и сильное славянское племя кривичей. До наших дней сохранились данные древними финнами названия поволжских рек, озер и поселений: Волга, Селигер, Орша, Цна, Мста, Весьегонск, Корчева - эти слова ничего не значат на русском языке, они имеют дославянское происхождение. Сохранение этих топонимов в русской речи, служит ярким доказательством того, что славянизация местного населения проходила мирным путем. В средние века финны почти полностью растворились среди славян.
Благодаря ранней славянизации Поволжья и родственным связям поволжских славян с Приднепровьем и Киевской Русью в Тверской край рано пришло христианство. Ученые предполагают, что христианское учение распространилось в Тверских приделах почти сразу же после крещения Руси Святым Владимиром.
В Новгороде существовало предание, занесенное в летопись, о том, что князь Владимир крестил финские племена Меря, Весь 1. Сохранились летописные известия о путешествии князя Владимира в 989 году из Киева в Суздальскую землю: «И пришед из Киева в Суздальскую землю, и постави град в свое имя; бе же с Володимером два епископа патриарха Фотия; и постави церковь соборную Пресвятыя Богородицы, и крести все люди русские» 2. Наиболее ревностным распространителем христианства был сын Святого Владимира - Ярослав Мудрый, владевший Ростовским уделом, к которому принадлежали местности современных Калязинского и Кашинского районов Тверской области. После своего старшего брата, дело распространения Христовой веры, продолжил святой князь Борис.
При описании походов Юрия Долгорукого, летописи сообщают, что в 1134 году «Юрьи Володимеричь Мономах заложи град на Усть-Нерли на Волзе и нарече имя ему Костянтин и церковь в нем созда и много каменных церквей созда по Суздальской власти».
В 1159 году, возвращаясь из-под Чернигова князь Юрий Владимирович Долгорукий «многия церкви созда на Нерли св. Страстотерпцев Бориса и Глеба» 3.
В 1053 году почил Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря под Торжком. Святой Ефрем пришел в новгородские края из Киева. В Житие святого Ефрема не упоминается о существовании язычников в Новгородских приделах в XI веке.
Сохранилось свидетельство об основании Успенского Старицкого монастыря. В помяннике монастыря, относящемуся к 1110 году, говорится: «Пришеды на се место, зовомое Старый Бор, от Киевских пещер два инока. Трифон и Никандр, и зде нача жити и слову Божию люди учити, приходящия к нима».
В 1206 году в летописях впервые упоминается о существовании под Тверью мужского Отроч монастыря 4. Судя по наречению, можно предположить, что Отроч монастырь основали киевские монахи. Иноки Киево-Печерской обители, в память о родном монастыре, основанные ими монастыри, всегда нарекали во имя Успения Пресвятой Богородицы.
В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле, во многом этому способствовали миссионерские труды епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исаии 5.
В Тверском музее в XIX веке хранилась коллекция древних нательных крестов, собранных по берегам рек Волги и Тверцы. Ученые археологи относят предметы коллекции к IX-X вв. 6.
В 1884 году была создана Тверская Ученая Архивная Комиссия (ТУАК), объединившая тверских историков, археологов, краеведов. В 1885 году при ТУАК был открыт исторический архив. Учреждение Архивной Комиссии, положило начало научному изучению истории Тверского края и в том числе его архитектурных памятников, к которым принадлежат тверские храмы.
Наиболее весомый вклад в изучение православного наследия Тверской земли внесли краеведы: Д.И. Карманов (1740-1795), В.Ф. Владиславлев (1821-1895), В.С. Борзаковский (1834), В.И. Колосов (1854-1919), И.А. Виноградов, (1866-1935).
В работу по сбору и изучению памятников старины: древних храмов, икон, богослужебных книг, еще в середине XIX века, были вовлечены епархиальные власти и приходские священники. Первым, в 1863 году был образован Подольский епархиальный историко-статистический комитет. Тверской епархиальный историко-археологический комитет возник в 1902 году и много преуспел в деле сохранения православных святынь Тверского края.
1Тверские Епархиальные Ведомости №14 15 Июля1895 года.
2 Тверские Епархиальные Ведомости №15 1 августа 1895 года
3 Борзаковский В.С. 1994 С 21, 22
4 Православие. Полная энциклопедия. 2008 С.25
5 Тверские Епархиальные Ведомости № 15 1 августа 1895 года.
6Тверские Епархиальные Ведомости № 15 1 августа 1895 года