Урок 3.6. Последнее пристанище. Свята благоверная великая княгиня Анна Кашинская.
(Приложение №3)
Великая княгиня Анна Дмитриевна, супруга святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского, была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Родилась она в октябре 1280 г. в Кашине.
Ростовский княжеский дом имел глубокие духовно-нравственные корни. Предком Анны Дмитриевны являлся Михаил Черниговский, святой Русской Православной Церкви, в 1246 г. убитый в Орде, за отказ исполнить татарские языческие обычаи. Одним из предков княжны Анны, по отцовской линии, значился князь Юрий Всеволодович, первым поднявший Русь на борьбу с татарами в 1238 г на реке Сить. Прадедом ростовской княжны был Василий Константинович Ростовский, легендарный князь Василько, особенно любимый народом за красоту и отвагу, геройски сложивший голову в битве на реке Сить в 1238 г. 1.
В 1294 г. Анну Дмитриевну выдали замуж за тверского князя Михаила Ярославича. Венчание молодых состоялось в Твери, в только что построенном Спасо – Преображенском кафедральном соборе.
Прижизненная судьба княгини Анны была очень печальной. За свою долгую жизнь она похоронила почти всех своих родных. В младенчестве умерла единственная дочь княгини, Феодора. В 1318 г. в Орде был казнен ее супруг, тверской князь Михаил Ярославич, причисленный к лику святых. Долгие месяцы Анна Дмитриевна находилось в неведении относительно участи князя Михаила и сына Константина, пребывавшего в Орде вместе с отцом. Потом последовали изнурительные переговоры о выкупе и возвращении в Тверь тела князя и о возвращении в родной дом, Константина, увезенного князем Юрием из Орды во Владимир.
В 1326 г. в Орде был казнен ее старший сын Дмитрий. В 1339 г. татары казнили ее второго сына Александра и внука Федора. В 1345 г. в Орду уехал третий сын Анны Дмитриевны, Константин и в 1346 г. умер в Орде. Княгине пришлось пережить междоусобную борьбу младшего любимого сына Василия с родными внуками Всеволодом и Михаилом.
В 1365 г. во время эпидемии чумы, за короткий промежуток времени, умерли восемь членов княжеской семьи. Поражает бесконечное терпение этой женщины, ее несгибаемая сила воли и стойкая гражданская позиция. Анна Дмитриевна мыслила в первую очередь как княгиня, как жена и помощница правителя крупного княжества, как христианка, полностью отдающая свою судьбу в руки Бога. Придание гласит, что отправляя Михаила Ярославича в логово врага, княгиня Анна наказывала супругу быть стойким, высоко нести свое княжеское достоинство и не отступить от веры христианской в угоду врагу. Первыми словами, произнесенными княгиней Анной, после сообщения об обстоятельствах гибели князя Михаила, были слова горячей благодарности Богу за достойную и праведную кончину ее супруга.
Вся жизнь святой княгини являлась примером бескровной жертвы Господу. Она жила, твердо следуя евангельской заповеди: «Претерпевший до конца, спасется» 2 .
После смерти Михаила Ярославича, Анна Дмитриевна приняла монашеский постриг в Тверском Афанасьевском девичьем монастыре и долгие годы была игуменьей этой обители. Точная дата принятия ею пострига не установлена. Летописи упоминают княгиню в 1358 г. уже как монахиню Ефросинью (в Тверской летописи, написанной в XV веке, в местном тверском и кашинском предании), Софию (в Никоновской летописи под 1358 г. и Татищевской летописи под 1568 г.)3.
В 1367 г., младший сын Василий Михайлович, увез 87 – летнюю мать в свой удельный город Кашин, в основанный для нее Успенский монастырь. В Кашине монахиня Ефросинья (София) приняла схиму с именем Анна. Скончалась схимонахиня Анна 2 октября 1368 г., прожив всего один год в Кашине, но в памяти людей навсегда осталась Анной Кашинской, хранительницей и покровительницей этого города.
После смерти имя Анны Кашинской было забыто. Место ее погребения обретено в 1611 г. Старая Успенская церковь сильно обветшала, пол провалился и гроб святой княгини, находившийся под полом, оказался наружу. В Кашине уже не помнили, кто покоится в этом гробу.
Раскрытию тайны неизвестного захоронения способствовали события, развернувшиеся в Кашине, в самом начале XVII века. При наступлении польско - литовских войск, захватчики три раза пытались взять Кашин и каждый раз, без видимой причины, отступали. Вскоре в городе вспыхнул сильный пожар, но отчего-то так и не разгоревшись, погас. Через некоторое время, в Кашине появились случаи заболевания холерой, ждали эпидемии, как это и должно было случиться, но болезнь сама по себе затихла, не дав массовой вспышки. Кашинцы призадумались о том, что кто-то их город хранит и защищает. Вслед за этим тяжело больному пономарю Успенской церкви Герасиму, в тонком сне, явилась княгиня Анна в схимническом одеянии и грозно уличила болящего пономаря: «Почему гроб мой ни во что не ставите и меня презираете? Сколько мне быть попираемой вашими ногами?». Княгиня повелела рассказать о ней настоятелю храма и возобновить ее почитание. У гроба княгини Анны стали происходить многочисленные чудеса, которые фиксировались служителями Успенской церкви. До начала прославления святой их было уже 41 4.
В 1645 г. родственник царя Михаила Федоровича, боярин В.И. Стрешнев, проездом в Александро – Свирский монастырь, побывал в Кашине и узнал о новоявленной кашинской святой. Стрешнев подал царю прошение о прославлении княгини Анны Кашинской. Царь Михаил Федорович умер в 1647 г, не успев принять решение по этому вопросу. Освидетельствование мощей Анны Кашинской состоялось в 1649 г. уже при государе Алексее Михайловиче. При вскрытии гроба нашли нетленные мощи княгини-инокини. Небольшие следы тления были только на лице и стопах. Комиссия отметила что, «указательный и большой пальцы правой руки, сложены двуперстным крестом». Досмотр оказался благоприятным и Анну Кашинскую причислили к лику святых 5.
Прославление Анны Кашинской и перенесение ее мощей из обветшавшего Успенского собора в каменный Воскресенский храм состоялось 12 июня 1650 г. В город Кашин прибыла царская семья: царь, царица, царские сестры-царевны и до 1000 придворных. В Кашине, царский поезд, встречал митрополит Ростовский Варлаам и духовенство.
Царь и бояре подняли гроб на плечи и понесли из ветхого Успенского храма, в каменный Воскресенский собор. Занося гроб в храм, никак не могли преодолеть порог, и тогда царь дал обет построить новый Успенский собор с приделом Анны Кашинской, и принять участие в перенесении в него мощей святой.
С 1650 г. почитание святой благоверной княгини Анны Кашинской совершалось по обычному чину: с поклонением мощам и ее иконе, с молебным пением, с празднованием дней памяти святой. В 1652 г. Московский Серебряный Приказ получил заказ на изготовление серебряной раки для мощей святой княгини.
В 1675-1676 гг. был создан комплекс агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской: «Житие Анны Кашинской», «Повесть о явлении Анны Кашинской пономарю Герасиму», статья об обретении мощей Анны Кашинской, «Слово о перенесении мощей», «Повесть о чудесах Анны Кашинской» и описание самих чудес. Оставалось только построить новый Успенский собор с приделом во имя новой святой.
Успенский собор строили десять лет, потом пятнадцать лет он стоял неосвященным и пустым. На освящение собора обещал приехать царь, но не ехал. В ответ на челобитные, отправляемые в Москву, пришло разрешение на освящение Успенской церкви и извещение о приезде царя. Готовили для перевозки серебряную раку, изготовленную в Москве для мощей Анны Кашинской. Все приводилось в порядок, готовилось к торжествам. Но вышло все не так, как думалось 6.
24 февраля 1677 г. в Кашин прибыла патриаршая следственная комиссия с чрезвычайными полномочиями. Был вскрыт гроб Анны Кашинской, комиссия нашла, что пальцы благоверной княгини сложены двоеперстно и объявила Анну Кашинскую «несвятой, ее мощи несвятыми и недостойными поклонения и целования». Решение патриаршей комиссии утвердил Собор 1678- 1679 гг. Придел во имя Анны Кашинской в Успенской церкви был переименован в честь «Всех святых».
В 1650 г. началась церковная реформа патриарха Никона, приведшая к расколу в Русской Православной Церкви. Московский собор 1656 г. объявил всех крестящихся двоеперстно еретиками и предал анафеме. Развенчание блаженной княгини Анны - один из эпизодов борьбы Русской Церкви с расколом.
Начались жестокие гонения на людей, не пожелавших принять троеперстие. При патриархе Иоакиме был инициирован процесс пересмотра житий русских святых на предмет их принадлежности к древней вере. Было исправлено житие преп. Ефросина Псковского, Макария Желтоводского 7.
В Кашине, несмотря на запрет, почитание благоверной княгини Анны никогда не прекращалось и чудеса, происходящие у ее раки, продолжались. Тверские епископы, знали о местном почитании святой, но не противились этому. Семь раз посылали кашинцы в Свешенный Синод просьбы о восстановлении церковного почитания святой княгини. В 1818 г. было разрешено печатать месяцесловы, с указанием памяти Анны Кашинской.
При Александре III русская Церковь изменила свое отношение к старообрядчеству. В конце XIX века тверские архиереи Филофей, Савва, Дмитрий открыто проявляли свое благожелательное отношение к почитанию Анны Кашинской и поминали ее имя на литиях на всенощной.
В 1901 г. Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин), в очередной раз, обратился в Священный Синод с просьбой о восстановлении совершения служб Анне Кашинской. 11 апреля 1909 г. Синод опубликовал официальный документ – «Послание к чадам Русской Православной Церкви о восстановлении почитания святой благоверной княгини Анны». И вновь в Кашине были великие торжества, связанные с вторичным прославлением святой княгини 8.
В советские годы имя Анны Кашинской было вновь забыто, Успенский собор большевики уничтожили в 1936 г. Рака с мощами блаженной княгини переходила из одной кашинской церкви в другую, по мере их закрытия. В наши дни святые мощи Анны Кашинской покоятся в Вознесенском соборе города Кашина.
В 2009 г. в Кашине состоялись торжества, посвященные 100-летию второго прославления Анны Кашинской. Началась подготовка к торжествам с возвращения верующим Воскресенского собора, в котором в годы безбожной власти располагался городской Дом культуры. Площади, на которой расположен собор, вернули имя «Соборная» и на ней открыли памятник святой благоверной княгине Анне Кашинской 9.
Память святой преподобной Анны Кашинской совершается трижды в год: 15 октября в день преставления (н. ст.), 25 июня (н. ст.) в день вторичного прославления в 1909 г. и 3 августа (н. ст.) в день обретения честных мощей.
1 Манухина Т.И. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Тверь 2009 С70,71
2 Евангелие от Марка гл. 13 Святое Евангелие М: Новая книга , Ковчег. 1998.
3 Манухина Т.И. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Тверь 2009С 135
4 Манухина Т.И. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Тверь 2009 С 147
5 Святая Благоверная княгиня Анна Кашинская М: Пента 2009 С.53
6 Манухина Т.И. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Тверь 2009 С154-156
7 Манухина Т.И. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская Тверь 2009 С 172
8 Святая благоверная княгиня Анна Кашинская М: Пента 2009 С.79
9 Святая благоверная княгиня Анна Кашинская М: Пента 2009 С.161-164