Контрольный опрос по периоду от Авраама до переселения еврейского народа в Египет
1. Кто такой Евер, что означает его имя?
2. Кто такой Фарра?
3. Назвать в историческом порядке имена Библейских патриархов от Адама до Иосифа.
4. Показать на карте Ур Халдейский.
5. Куда переселился Фарра со своим семейством из Ура Халдейского?
6. Кто переселился с Фаррой из Ура Халдейского?
7. Быт.12, 1–3: Завет Бога с Авраамом – наизусть.
8. Куда переселяется Авраам со своим семейством из Харрана?
9. Дать краткую историческую справку о Египте.
10. Кем Лот приходился Аврааму?
11. Рассказать обстоятельства при которых Авраам и Лот поселяются в разных местах.
12. Какие земли выбрал Лот для своего житья после расставания с Авраамом?
13. Рассказать обстоятельства при которых Лот попадает в плен?
14. Кто и как выручает Лота?
15. Кто встречает Авраама у врат Салима?
16. Рассказать обстоятельства встречи Авраама у врат Салима.
17. Что означает имя Мелхиседек?
18. Показать на карте местоположение древнего города Салима.
19. Как звали жену Авраама?
20. Кто такая Агарь?
21. Что в переводе означают имена Аврам и Авраам?
22. Что в переводе означают имена Сара и Сарра?
23. Как звали первого сына Авраама?
24. Какое знамение Завета Господь положил Аврааму?
25. Где происходили события Богоявления Аврааму?
26. Рассказать о событиях Богоявления Аврааму.
27. Показать на карте место Богоявления Аврааму.
28. Рассказать о заступничестве Авраама пред Богом за нечестивые города ради праведных людей.
29. Рассказать о пришествии ангелов в Содом.
30. Что означает название Содом?
31. Что означает название Гоморра?
32. Показать на карте Содом.
33. Кто из жителей Содома спасся от гнева Божия?
34. Рассказать о событиях спасения Лота и его семейства.
35. Рассказать о происхождении Моавитян и Аммонитян.
36. Как звали второго сына Авраама?
37. Где находится гора Мориа?
38. Что произошло на горе Мориа с Авраамом?
39. Рассказать обстоятельства событий на горе Мориа.
40. Что означает имя Исаак?
41. Как зовут жену Исаака?
42. Где и при каких обстоятельствах находят жену Исааку?
43. Как звали двух сыновей Исаака?
44. Рассказать обстоятельства, при которых Исав продает свое первородство.
45. Кто такие эдометяне?
46. Каким образом Иаков получает благословение старшего?
47. Быт. 27, 27–29: Благословение Исааком Иакова – наизусть.
48. По чьему совету Иаков бежит из дома?
49. Почему Иаков бежит из дома?
50. К кому бежит Иаков?
51. Куда бежит Иаков?
52. Кем Лаван приходится Иакову?
53. Где снится сон Иакову?
54. Пересказать содержание сна Иакова.
55. Объяснить прообразовательное значение сна Иакова.
56. Как именовались жены Иакова?
57. Как звали старшего сына Иакова?
58. Назвать имена двенадцати сыновей Иакова.
59. Назвать имена сыновей Иакова от Рахили.
60. Рассказать об обстоятельствах сделки Иакова с Лаваном.
61. Показать на карте место, где Лаван догоняет бежавшего Иакова.
62. Рассказать обстоятельства встречи Иакова с Исавом.
63. При каких обстоятельствах умирает Рахиль?
64. Где погребена Рахиль?
65. Каковы были сновидения Иосифа и почему его ненавидели братья?
66. В какой книге описана история Иосифа и его двенадцати братьев?
67. Рассказать о заговоре братьев против Иосифа.
68. Кто из братьев предложил не убивать Иосифа?
69. Кто из братьев предлагает продать Иосифа в рабство?
70. Пересказать историю с Фамарь.
71. В какую страну попадает Иосиф после продажи его братьями в рабство?
72. Как звали хозяина дома, в который попадает Иосиф в рабстве?
73. При каких обстоятельствах Иосиф попадает в темницу?
74. Какие сны, кому и как истолковывает Иосиф в темнице?
75. Как исполнилось истолкование снов Иосифа?
76. Сколько времени находился Иосиф в темнице?
77. Какие сны снятся Фараону и как их истолковывает Иосиф?
78. Какое решение принимает Фараон, когда Иосиф истолковывает ему сны?
79. Какого брата не было на первой встрече Иосифа с братьями в Египте?
80. Рассказать о первой встрече Иосифа с братьями в Египте.
81. Рассказать о втором путешествии братьев в Египет и о их второй встрече с Иосифом.
82. Каким образом Иосиф удерживает Вениамина?
83. Рассказать о Вениамине.
84. Кто из братьев предлагает свою жизнь за брата Вениамина?
85. Откуда переселяется Иаков со своим семейством?
86. Показать на карте место, откуда переселился Иаков со своим семейством.
87. Сколько человек насчитывало семейство Иакова на момент переселения в Египет?
88. Как называлась местность, куда переселяется Иаков со своим семейством в Египте?
89. Показать на карте местность, где поселяется Иаков со своим семейством в Египте.
90. Как звали двух сыновей Иосифа?
91. Рассказать обстоятельства благословения Иаковом двух сыновей Иосифа.
92. Быт. 49, 8–12: Благословение Иаковом Иуды – наизусть.
93. Где Иаков завещает похоронить себя?
94. Каким событием заканчивается книга Бытие?
95. В какой книге описана история праведного Иова?
96. Кто из известных исторических лиц жил в земле Уц?
97. Рассказать коротко историю Иова.
98. Как книга Иова пророчествует о Воскресении мертвых?
99. Дать краткую характеристику религиозного состояния языческих народов.
100.Дать характеристику Патриархальной эпохи.
* * *
35Имя Евер происходит от сиро-халдейского слова “еври”, что значит “переходить”. Он является последним из благочестивых патриархов до разделения и рассеяния народов. При нем было столпотворение Вавилонское и расселение строителей его. Именно от него евреи получили свое имя – евреи. Примечательно, что сиро-халдейское слово “еври” означает то же, что латинское “passah”, от которого происходит слово Пасха.
36Фарра является отцом Авраама (Быт. 11, 27). Жил со своим семейством в Уре, городе Халдейском, между реками Евфратом и верховьями Тигра. Фарра был идолопоклонником (Нав. 24, 2: “И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: `за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам”). Но решимость Фарры в преклонных летах последовать повелению Божию данного сыну его Аврааму – оставить отечество и идти со всем семейством в землю Ханаанскую (Быт. 11, 31), показывают, что в нем была вера в Бога, остатки чистого Богопознания и добродетели. Этим он не был подобен другим идолопоклонникам. В Харране он скончался 205 лет.
37Аврам (с древнееврейского “отец высокий”), позднее Авраам (с древнееврейского “отец множества”) сын Фарры, родившийся в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему. В доброй старости (175 лет) опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра. Махпела (двойная пещера) была близ Хеврона, и находится по одну сторону высокого холма на юго-западе. Над пещерою, считаемою еще доселе фамильным склепом патриархов, воздвигнут памятник, называемый ныне ХаранХевронский. С вершины холма открывается прекрасный вид на долину Мамре.
38Из Ура Халдейского в Харран переселились Фарра, Аврам, Лот и Сара.
39Ур (свет, огонь) находился близ Харрана. Большинство толкователей держатся мнения, что он находился на месте г. Едессы, или Орфа, между реками Евфратом и верховьями Тигра. У сирийских писателей место известно под названием Урхои. Настоящий город Урфа расположен на покатости высокого холма. В стенах его живет до 1800 армянских семейств, а так же 1200 мусульманских семейств. Орфа в новой истории известна как место войны между императором Юлианом и Персами.
40Харан или Харран (степь, место сожженное солнцем) лежал на северо-востоке от Месопотамии, между реками Евфратом и Хавором. Здесь умер и погребен Фарра. Здесь так же жил Лаван, брат Ревекки. По мнению доктора Бэка, город Харан лежал близ Дамаска. Ныне это незначительный и небольшой город Месопотамии.
41Лот был сыном Харрана, племянником Авраама.
42Встреча Мелхиседека с Авраамом произошла на месте нынешнего города Иерусалима или же, по другому преданию на горе Фавор. Ныне, наполовину поднявшись на Фавор, паломникам указывают так называемую пещеру Мелхиседека, хорошо видную с дороги.
43Салим с древнееврейского языка означает “мир”. Так по всеобщему мнению называлось место, впоследствии названное Иерусалимом. Против купели СилоамскойКедрский поток переменяет свое направление, круто поворачиваясь на юго-восток, вдоль лощины называемой Царскою долиною или также именуемою юдолию плачевною. Здесь и произошла встреча Авраама с Мельхиседеком: “Изыде же царь Содомский в сретение ему (Аврааму), повнегдавозвратитися ему от сечаХодоллогоморского, и царей с ним, в юдоль Савину; сия же бяше поле царево, и Мельхиседек царь Салимскийизнесе хлебы и вино; бяше же священник Бога Вышнего, и благослови Авраама” (Быт. 14, 17–18).
44Имя Мелхиседек в переводе с древнееврейского языка означает “царь правды”. Существует позднее еврейское предание, что это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. Но этого предания не было во времена апостольские. “Уподобляясь Сыну Божию, – замечает о нем святой апостол Павел, – он пребывает священником навсегда” (Евр. 7, 3). В Иерусалимском храме Гроба Господня указывают место погребения Мелхиседека.
45Имя Сара означает “госпожа моя”, а Сарра – “госпожа множества”. Сарра умерла 127 лет от роду, и по случаю смерти ее Авраам купил известную пещеру Махпеллу. Сарра есть, по истине, прообраз небесного “Иерусалима, который есть матерь нам всем” (см. Гал. 4, 24–31).
46Имя Агарь означает “бегство”. Она была египтянкой.
47Имя Измаил означает “Бог слышит”. Он был сыном Авраама и Агари. Измаил имел 12 сыновей, которые были князьями или родоначальниками 12 племен Аравийских (Быт. 15, 12–18). Дочь Измаила, по имение Махалафа, была одной из жен Исава (Быт. 28, 9), сверх других жен его. Измаил присутствовал при погребении отца своего Авраама (Быт. 25, 9) в пещере Махпеле. Сам он умер 137 лет от роду (Быт. 25, 17–18).
48Имя Аврам с древнееврейского переводится как “отец высокий”, а Авраам – “отец множества”.
49Древнееврейское слово “мамре” означает “твердый”. Так называлась долина, где и находилась дубрава с исторически известным Мамрийским дубом. Здесь жил долгое время Авраам и здесь он умер. Исаак так же жил здесь. До сего дня еще на этом месте растет громадный и древнейший дуб, принадлежащий православной Палестинской русской миссии (на кон. XIX в.), а в настоящее время Православной Зарубежной Церкви (в 1997 году эта земля вновь была передана Русской Православной Церкви. Московский патриархат). В народе он известен под названием дуба Авраама и находится близ Хеврона. Это место называется Раме, название которого, вероятно, происходит от Мамре. По еврейскому преданию пришествие Божее произойдет к моменту, когда на дубе Мамрийском не останется ни одной живой ветви. Сейчас на сухом дереве находятся несколько зеленых ветвей, приносящих плоды.
50Название Содом в переводе с древнееврейского означает “горящий”. Древний город в долине Сиддим. Лежал в долине Иорданской, бывшей в означенное время очень плодородною. Некоторые из исследователей полагают, что развалины Содома видны до сего дня под водами Мертвого моря. Содомляне отличались своим нечестием и неестественным развратом. Воды Мертвого моря содержат 25 % соли, делая их полностью непригодными для какой-либо жизни. В него впадает сравнительно многоводная река Иордан. Вся живность реки, попадая в Мертвое море, мгновенно гибнет. Но для верующих это не загадка. Печать греха навечно осталась на сем море – оно в буквальном смысле мертвое. Дно моря покрыто смолой и асфальтом.
51Название Гоморра в переводе с древнееврейского означает “погружение”, “потопление”.
52Моав, сын Лота от его старшей дочери, был родоначальником Моавитян. В последующее время Моавитяне были строго наказаны за дурное отношение с Израильтянами. Моав, Моавитяне – страна находившаяся на востоке от Мертвого моря, по обеим сторонам реки Арнон. Страна Моавитская в древние времена, по-видимому, была весьма плодородна, но в настоящее время это дикая пустыня.
53Аммонитяне, или сыны Аммона были потомками Бен-Амми, сына Лота, по кровосмешении его со своею младшей дочерью. Бен-Амми родился вблизи Сура, но потомство его распространилось на север и занимало гористые страны Галаада (сноску о Галааде см. на стр.1). Горы Галаадские составляли восточную границу земли Аммонитской, а страна Моавитская – южную. Сыны Аммоновы предавались глубокому идолопоклонству (Суд. 10, 6). Главным идолом их был Молох. История их наполнена многими проявлениями гнева Божия, который они многократно навлекали на себя своим нечестием. При путешествии из Египта Израиль обошел страну их, а спустя 300 лет после этого царь Аммонитский объявил войну Израильтянам под тем предлогом, что они занимали страну его (Суд. 11, 13). После кровавой битвы Аммонитяне были разбиты с большой потерей. Окончательно Аммонитян разбил царь Давид. В состоянии рабства они оставались до царствования Иосафата, потом они вновь объявили войну Иудее и напали на нее. Господь наказал Аммонитян за их противление народу Божьему – Аммонитяне вскоре исчезли с лица земли. На том месте, где находился их главный город разбросано в настоящее время селение Емман, в 20 км к юго-западу от нового города Исалт.
54Авраам переселился в место между Кадесом (см. сноску на стр. 1) и Суром.
55Имя Авимелех означает “царь”, или “отец царя”. Так звали царя Герарского. Имя Авимелех в последствии стало титулом царей Филистимских.
56Имя Исаак значит “смех”. Дитя Обетования, сына Авраама и Сарры, родившийся когда первому было 100, а второй 90 лет от роду. У Иудеев и Магометян существует несколько особых преданий касательно Исаака. Например, то, что он был один из трех не имевших греха, и один из шести, над которыми ангел смерти был бессилен; что он получил знание Божественного откровения от Сима, что он ввел в употребление утреннюю молитву и т. п.
57Название Вирсавия означает “кладезь клятвы”, ибо здесь Авраам и царь ФилистимскийАвимелех клялись друг другу. Впервые так назывался кладезь, близ которого долгое время жительствовал Авраам, а после него Исаак, впоследствии же здесь образовался значительный город удержавший за собой означенное название. Находился он в 32 километрах к югу от Хеврона, на южной границе земли Ханаанской. Означенный город находился в колене Иудином, а с течением времени отошел в состав колена Симеонова. В Вирсавии жили и были судьями сыновья Самуила. В поздние времена этот город предался идолопоклонству. Название Вирсавии сохранилось в Арабском наименовании одного селения: “Бир-Эс-Себа” – колодезь льва, или колодезь семи.
58Название Мориа означает “видение”. Во времена Давида гора Мориа не входила в состав города Иерусалима и находилась на северо-восток от него. Она составляла часть возделанной почвы ОрныИевуссеянина, у которого Давид и купил ее. На этом месте Соломон впоследствии выстроил храм. Эта гора была поднята искусственным образом более чем на 213 метров и окружена квадратной каменной стеной. На этой горе Авраам совершил свое жертвоприношение, а Давид во время язвы видел явление Ангела и принес Богу умилостивительную жертву на гумне Орны (2 Цар. 24, 15–18). В настоящее время в центре горы стоит мечеть, выстроенная Омаром в VII столетии по Р.Х., и считающаяся второй после Меккской по размеру и великолепию.
59Существует еще одно предание о месте жертвоприношения Авраамом своего сына: в Иерусалиме к югу от храма Гроба Господня находится Абиссинский моастырь, в котором показывают масличное дерево, в ветвях которого, по преданию, запутался рогами агнец, принесенный Авраамом в жертву вместо Исаака.
60Месопотамия – междуречная страна, иначе называемая Падан-Арам, или Долина Арама. Так называлась страна, лежащая между Тигром и Евфратом. Она была первым местопребыванием людей прежде и после потопа, и граничила на север – Армениею, на восток – Ассириею, на юг – Аравиею, и на запад – Сириею, и обнимала собою всю настоящую область Эль-Хезир Азиатской Турции.
61Имя Ревекка означает “узы”, “оковы”, “пленение красотою”. Она была сестрой Лавана и женой Исаака. После двадцатилетнего супружества с Исааком она сделалась матерью Исава и Иакова. Ревекка умерла прежде Исаака и погребена была в пещере Махпеловой, там же, где были похоронены Авраам и Сарра, а в последствии Исаак и Лия.
62Имя Исав в переводе означает “волосатый”, ”косматый”. Иначе его звали Эдом, что значит “красный”. Родоначальник Идумеев.
63Имя Иаков означает “вытесняющий”, “выживающий”. Иаков – родоначальник народа Израильского, называемый иначе Израиль. Выражение Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно верующих на земле.
64Название Герар означает “округ”. Так назывался древний Хананейский царский город. Город Герар, вместе с областью был известен Аврааму и Исааку, которые жили здесь некоторое время. Именно в этой местности рождается Исаак. Что касается долины Герарской, то она по-видимому, тождественна с местностью под названием Вади-Эль-Шариа. Город Герар современен Содому и Гоморре, и впервые упоминается в книге Бытие (10, 19). Последнее Библейское указание на Герар находится во Второй книге Парапоменон (14, 13–14) во времена Асы. Положение означенного города, по-видимому, соответствует положению города Кирбет-Эль-Герар, который находится на юг от Газы.
65Рассказ о судьбах Эдома смотри далее. Теперь на месте древней, некогда славной и воинственной Идумеи тянется широкая дикая и бесплодная равнина.
66Лаван (белый) был братом Ревекки и отцом Лии и Рахили, живший в месопотамском городе Харране. Все библейское повествование об отношении Лавана к своему племяннику (Иакову), без сомнения, читается с невольным чувством грусти и сожаления, как обрисовывающее характер первого в далеко непривлекательном виде. Но образ действия его, очевидно несправедливый и греховный пред Богом и людьми, не служил ли, по устроению Божественного промысла, между прочим и к вразумлению Иакова, что никакой обман не остается без должного возмездия, как и его обман с Исавом, и что мера, которою он мерил, возмерится и ему?! (см. Мф. 7, 2).
67Сноску о Харране смотри на стр. 1.
68Название Вефиль означает “дом Божий”. Ныне этот город называеется Бет-Эль. Он расположен в 19 километрах к северу от Иерусалима. Именно здесь Иаков спасаясь от гнева брата своего Исава остановился на одном месте близ города Луз, где имел видение таинственной лествицы, восходящей до небес. Вследствии сего он назвал это место и близлежащий город Вефилем. Здесь же Иаков имел борьбу с Богом, и получил имя Израиля, что означает богоборец, или крепкий с Богом. На сем святом месте был монастырь; теперь тут одни лишь развалины. Вефиль был расположен на восток от дороги, идущей из Сихема в Иерусалим, почти в равном расстоянии от того и другого города. В Вефиле оставался долгое время Ковчег Завета, а по разделении царства на Иудейское и Израильское Иеровоам поставил здесь одного из золотых тельцов. Вероятно поэтому пророк Осия называет ВефильБеф-Авен, то есть дом идолослужения. В Вефиле некогда судил пророк Самуил. Ныне это развалины под названием Бейтин.
69“Радуйся лествице высокая, юже Иаков виде”, – поет Святая Церковь о Пресвятой Богородице.
70Имя Рахиль означает “млекопитающая”, ”мать-овца”. Она являлась младшей дочерью Лавана и второй женой патриарха Иакова. Именно она явилась матерью будущего патриарха Иосифа, а впоследствии и Вениамина. По смерти была погребена на дороге в Ефрафу, то есть в Вифлееме (см. Быт. 35, 18–19). К ней относятся с большим благоговением как Иудеи, так и Магометяне. Местные арабы собираются сюда для торжественных молитв во время бездождия. Замужние женщины берут отсюда куски камня и носят их во время беременности. Осталась и гробница Рахили. Дети Вифлиемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет (Мф. 2, 18).
71Имя Лия означает “утвержденная”, “слабая”. Являлась старшей дочерью Лавана и одной из жен Иакова. Неизвестно, в какое время скончалась Лия, но в своей прощальной речи на смертном одре Иаков упоминает, что она похоронена в пещере, на поле Махпела, что близ дубравы Мамре (Быт. 49, 37).
72Название Галаад означает “холм”, “свидетель”. Так называется гористая страна за Иорданом от горы Ермона до реки Арнона, а так же и отдельная гора по ту стороу Иордана, где Иаков и Лаван, по своем примирении, воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Во времена Моисея северная часть Галаада принадлежала Огу, царю Васанскому, а южная – Сигону, царю Амморейскому. По завоевании Галаада Израильтянами, он достался в удел коленам Гадову, Рувимову и полуколенуМанассиину. Из судей ИзраилевыхИаир и Иеффай были из жителей Галаадских.
73Название Сеир означает “шероховатый”, “шершавый”. Так называется дикая, извилистая горная цепь, простирающаяся от южного берега Мертвого моря к восточному заливу Чермного моря. Гора Ор составляла с гробницею Аарона одно из ее вершин.
74Рахиль погребена близ Вифлеема.
75Имя Иосиф означает “прибавление”. Родился в Месопотамии в 2256 году до Р.Х.. Набальзамированное тело его, положенное в ковчег, оставалось в Египте до самого выхода Евреев из оного. Моисей перенес тело Иосифа в землю Ханаанскую и похоронил в Сихеме. Среди Египтян сохранилось живое воспоминание об Еврейском правителе Египта, оказавшем столько услуг этой стране. Например, в названии одного из Египетских каналов – канал Иосифа. Многие обстоятельства из жизни Иосифа, по объяснению святых отцов Церкви, служили прообразом некоторых событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
76Здесь в Новозаветное время произойдет исцеление Спасителем десяти прокаженных (см. Лк. 17, 11–19, конспект, стр. 1).
77Имя Ир означает “бодрствующий”. Так звали первенца Иуды и жены его, дочери от Шуи Хананеянина.
78Имя Фамарь означает “пальмовое дерево”.
79Имя Фарес означает “расторгающий”. Фарес и Зара были братьями-близнецами. Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3).
80Имя Зара означает “солнце”. Его имя упоминается в родословии Спасителя (Мф. 1, 3), но он не участвует в ней.
81Имя Потифар означает “принадлежащий солнцу”.
82Вениамин (сын десницы, то есть крепости, счастья) – младший сын Иакова от Рахили. Его мать умерла тотчас же по его рождении, что случилось близ Вифлеема, на пути Иакова из Месопотамии в землю Ханаанскую. В предсмертных родильных муках она назвала его Бенони, что значит “сын скорби моей”, но отец дал ему другое имя – Вениамин. Известна воинственная наклонность колена Вениаминова по предсказанию Иакова на своем смертном одре: “Вениамин хищный волк, утром будет есть ловиту, и вечером будет делить добычу” (Быт. 49, 27).
83Имя Иуда означает “хвала Иеговы” или “Хвалите Господа”. Являлся четвертым сыном Иакова от Лии. Родился в Месопотамии около 2249 года до Р.Х. Колено Иудино было из наиболее многочисленных и могущественных и получило первый удел по жребию при разделе земли Обетованной. Пророческое благословение, преподанное Иаковом Иуде (Быт. 49, 8–12) очень замечательно. “Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Поклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель и Ему покорность народов”. В этом пророческом благословении Иакова заключается такой смысл: Иуде должна принадлежать правительственная царская власть пока не придет Примиритель, то есть Мессия Христос, Который примирит всех грешников с Богом и воцарится над всем человеческим родом.
84Семейство Иакова на момент переселения из Вирсавии в Египет насчитывал 70 (75) человек.
85Слово Гесем означает “земля дождя”. Так называлась область в Нижнем Египте, в которой фараон по просьбе Иосифа поселил Иакова с его сыновьями и в которой жили Израильтяне 430 лет до своего исхода из Египта. Означенная плодоносная, пастбищная страна лежала между Чермным морем и рекой Нилом, или, точнее, между Пелузийским рукавом моря, на южной границе Ханаана. Ныне землю Гесем полагают в провинции Эль-Шаркиех, которую считают лучшею в Египте.
86Потомство Ефрема впоследствии занимало одну из лучших частей земли Обетованной, в самой середине оной, и было средоточием народа Израильского. Город Силом, где была поставлена Скиния, остававшаяся там около 300 лет, до времени первосвященника Илия, находился в пределах колена Ефремова. Там отечество и место погребения Иисуса Навина. Из судей народа Израильского Авдон и пророк Самуил были из Ефремлян.
87Имя Манассия означает “заставляющий забыть”. Первенец Иосифа от Асинефы. Имя объясняется тем, что при рождении Манассии, Иосиф, отец его, сказал: “Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего”. Племя Манассиино отличалось особенно воинственным духом.
88Имя Иов означает “угнетенный” или “враждебно преследуемый”. Прежнее имя его было Иовав. Происходил он от отца Зарефа, сынов Исавовых сын, матери же Воссоры, так что был он пятым от Авраама. Женой Иова была Аравитянка. Жизнь его продолжается 140 лет.
89Слово Уц означает “песчаная земля”. Уц – Аравийская область, вероятно занятая в древности потомками Уца или Хуца, потомка Симова (Быт. 10, 23), известная как место жительства Иова, который несомненно управлял ею вроде настоящих Аравийских бедуинов-шейхов. По всей вероятности, это была область очень обширная и лежала между Сирией на север и Идумеею на юг. По древнему преданию она находилась в Гауране, в местечке “Макам-Эйюб”, где показывают путешественникам могилу Иова и каменное корыто, называемое корытом Иова, потому что, по преданию, Иов здесь купался по своем выздоровлении. В недалеком расстоянии здесь показывают источник Иова, а за ним камень Иова или скалу, к которой он приклонялся во время тяжких своих испытаний и к которому мусульмане подходят босыми ногами и целуют как священное место. Близ Макама на четверть часа к югу находится здание, называемое у Арабов “Дер-Эйюб”, монастырь Иова, представляющее теперь вид развалившегося четырехугольного здания.
90Елифаз – сын Софана, от сынов Исавовых, царь Феманский. Есть так же мнение, что Елифаз был сыном Исава. В разговоре с Иовом он является самым старшим из друзей и потому говорит всегда первым.
91Валдад – сын АммонаХоварского, савхейский властитель.
92Имя Софар означает “чирикающий” или “веселящий”. Он был Минейским царем. Судя по его речам он был самым язвительным к Иову среди друзей.
93Имя Елиуй обозначает “Бог мой – Он (Иегова)”. В книге он называется Вузитянином, следовательно происходил из поколения Вузи, сына Нахорова (Нахор – один из братьев Авраама. Он женился на Милке, своей племяннице. Имел 12 сыновей. Быт. 22, 21). Он был в момент спора с Иовом молодым человеком, в сравнении с остальными друзьями Иова.