Период третий – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет
Лекция 3
Период третий – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет
Начало истории еврейского рода
Сим – Арфаксад – Каинан – Сала – Евер35 – Фалек – Рагав – Серух – Нахор – Фарра36 – Авраам37 (Быт. 11, 10–26: Родословие (Толедот) Сима).
Призвание Авраама
Быт. 11, 31–32: Переселение семейства38 из Ура39 Халдейского в Харран40.
Быт. 12, 1–3: Призвание Авраама. Завет Бога с Авраамом.
Авраам с семейством в Египте (Быт. 12, 10–20).
Исход Авраама с семейством из Египта (Быт. 13, 1).
Краткая историческая справка – Египет
Египет (Мицраим) – одна из древнейших стран на земле.
Египет граничит на юг с Эфиопией, к северу со Средиземным морем, к востоку с Чермным морем, к западу с песчаною возвышенностью Сахары и Ливийской пустыней.
Страна представляется путешественнику в виде громадной равнины простирающейся на около 1000 км в длину и окруженной на восток и запад рядом холмов и обширной пустыней.
Первые египтяне, которые поселились в долине реки Нил, назывались тасо-бадарианцы и имели африканское происхождение, то есть являлись хамитами. Первый Египетский фараон носил имя Нармер. Он покорил неприятельское царство в дельте Нила и основал первую династию.
Что касается происхождения названия страны, то мнения об этом различны. В Ветхом Завете слово Египет переводится еврейским словом Мицраим, именем одного из сыновей Хама (Быт. 10, 6), который мог быть родоначальником Египтян. Иногда он называется землею Хамовой (Книга Псалтырь).
Около 96 % нынешнего Египта занимает пустыня и 99 % населения живет на 4 % всей территории страны.
Авраам и Лот
Спор между пастухами Лота41 и пастухами Авраама (Быт. 13, 2–7).
Лот избирает себе Содом (Быт. 13, 8–13).
Быт. 13, 14–18: Повторение Обетования Аврааму. Поселение Авраама у дубравы Мамре, что в Хевроне.
Война царей. Захват Содома и Гоморры. Лот в плену (Быт. 14, 1–12).
Авраам освобождает Лота из плена (Быт. 14, 13–16).
Мелхиседек, царь Салимский
Быт. 14, 17–24: Встреча42 Мелхиседеком Авраама. Царь и пророк Салима43Мелхиседек44 – прообраз великого Первосвященника Нового завета. Пример благочестия в ином народе.
Завет Бога с Авраамом и Обетование сына
“Благословятся в тебе все племена земные” (Быт. 12, 1–3 – см. стр. 1).
Быт. 15, 1–6: Обетование сына.
Жертвоприношение Авраама (Быт. 15, 7–11).
Обетование земли (Быт. 15, 17–21).
Рождение Исмаила
Сара45 отдает Агарь46 Аврааму. Агарь изгоняется Сарой (Быт. 16, 1–6).
Быт. 16, 7–14: Обетование Божие Агари.
Рождение Исмаила47 (Быт. 16, 15–16).
Знамение Завета
Быт. 17, 1–8: Подтверждение Завета. Наречение имени Авраам48.
Быт. 17, 9–14: Знамение Завета – закон об обрезании мужеского пола. Прообраз святого крещения.
Обетование Исаака. Наречение имени Сарра (Быт. 17, 15–21).
Совершение обрезания (Быт. 17, 22–27).
Краткая историческая справка – обряд обрезания:
Обрезание – обряд Иудейской религии, который состоял в обрезании крайней плоти всех младенцев мужеского пола в восьмой день по рождении их. Этот обряд был установлен в знамение завета Бога с Авраамом (Быт. 17, 10 – 12). Повеление об обрезании было повторено Моисею (Исх. 12, 44; Лев. 12, 3).
Из несомненных свидетельств видим, что обрезание употреблялось даже прежде времен Авраама. Египтяне совершали этот обряд в очень раннюю эпоху. Приккард свидетельствует, что обряд был в употреблении между народом Амакосою, составляющим очень значительную часть южноафриканского народонаселения. Кафры доселе совершают этот обряд и, вероятно, он был общим между первобытными жителями земли Ханаанской, потому что Филистимляне позднейшего времени первоначально именуются необрезанными.
От Евреев многие другие восточные народы приняли этот обряд и он составляет главное условие вступление в религию Магомета.
Орудиями для совершения обрезания служили: нож, бритва, и даже острый каменный нож.
Новейшие Иудеи доселе совершают этот обряд с большою торжественностью: дитя приносят в синагогу и известное лицо, называемое Баал-Берифом, принимает его на свои руки и раввин совершает над ним обрезание со многими обрядностями.
Богоявление у дуба Мамрийского
Быт. 18, 1–8: Явление Бога Аврааму в виде трех странников. Образ Пресвятой Троицы у дуба Мамрийского49. Прообраз новозаветного Богоявления.
Обетование рождения сына. Смех Сарры (Быт. 18, 9–15).
Извещение Божие о конце Содома и Гоморры (Быт. 18, 17–21).
Быт. 18, 22–33: Заступничество Авраама. О силе молитвы праведника.
Содом и Гоморра
Быт. 19, 1–11: Лот принимает двух ангелов. Суть содомского греха.
Быт. 19, 12–14: Зятья Лота не верят ему.
Быт. 19, 15–23: Семья Лота покидает Содом. Путь нечестивца погибнет. Об ангельской помощи. Необходимость решительности при оставлении нечестия.
Быт. 19, 24–28: Разрушение Содома50 и Гоморры51.
Грех дочерей Лота. Происхождение Моавитян52 и Аммонитян53 (Быт. 19, 30–38).
Авраам и Авимелех
Переселение54 Авраама. Грех неведения Авимелеха55 (Быт. 20, 1–7).
Молитва Авраама об Авимелехе (Быт. 20, 8–18).
Рождение Исаака
Быт. 21, 1–7: Рождение и обрезание Исаака56.
Изгнание из дома Авраама Агари и Исмаила (Быт. 21, 15–21).
Авраам переселяется в Вирсавию57 (Быт. 21, 33–34).
Женитьба Исаака
Наказ Авраама рабу своему относительно женитьбы Исаака (Быт. 24, 1–9).
Раб следует в Месопотамию60. Молитва раба о помощи Божией в выборе невесты (Быт. 24, 10–14).
Встреча раба с Ревеккой61 (Быт. 24, 15–33).
Раб сватает Ревекку за Исаака (Быт. 24, 34–49).
Ревекка соглашается пойти с рабом Авраама (Быт. 24, 50–61).
Ревекка делается женой Исаака (Быт. 24, 62–67).
Быт. 25, 7–11: Смерть Авраама.
Рождение Исава и Иакова
Быт. 25, 19–26: Рождение Исава62 и Иакова63: “больший будет служить меньшему”.
Быт. 25, 27–34: Исав продает свое первородство. О пренебрежении к отеческому благословению. Исав – начальник рода Идумеян.
Исаак и Авимелех
Быт. 26, 1–5: Исаак переселяется в Герар64. Подтверждение завета Исааку.
Исаак обманывает Авимелеха о Ревекке (Быт. 26, 6–11).
Богатство Исаака. Засыпание колодцев. Зависть Филистимлян (Быт. 26, 12–16).
Спор Исаака с Авимелехом о колодцах. Союз между Исааком и Авимелехом. Исаак поселяется в Вирсавии (Беэршива) (Быт. 26, 17–33).
Сон Иакова
Быт. 28, 10–22: Иаков в Вефиле68. Сон Иакова на камне. Лествица69 – чудесный символ божественного промышления о земле, прообраз Пресвятой Богородицы. Повторение Иакову Обетования, данного некогда Аврааму и Исааку.
Иаков и Лаван
Иаков встречается с Рахилью у колодезя (Быт. 29, 1–12).
Иаков встречается с Лаваном (Быт. 29, 13–14).
Иаков семь лет работает за Рахиль70 (Быт. 29, 15–20).
Лаван обманывает Иакова и дает ему в жены Лию71 (Быт. 29, 21–25а).
Иаков наконец получает в жены Рахиль и работает еще семь лет (Быт. 29, 15–30).
Рождение сыновей Иакова:
Рувим, Симеон, Левий, Иуда – сыновья от Лии (Быт. 29, 31–35).
Дан и Неффалим – сыновья от служанки Рахили Валлы (Быт. 30, 1–8).
Гад и Ассир – сыновья от служанки Лии Зелфы (Быт. 30, 9–13).
Иссахар и Завулон – последние сыновья Лии (Быт. 30, 14–20).
Дина – дочь Лии (Быт. 30, 21).
Иосиф – сын Рахили (Быт. 30, 22–24).
Сделка Иакова с Лаваном (Быт. 30, 25–43).
Иаков намеривается вернуться домой. Господь призывает Иакова к возвращению (Быт. 31, 1–16).
Бегство Иакова
Иаков уходит незаметно. Рахиль похищает идолов отца (Быт. 31, 17–22).
Лаван догоняет Иакова на горе Галаад72 (Быт. 31, 23–32).
Лаван ищет похищенных идолов (Быт. 31, 33–42).
Иаков и Лаван заключают союз друг с другом (Быт. 31, 43–55).
Встреча Иакова с Исавом
Послы Иакова отправляются навстречу к Исаву (Быт. 32, 1–5).
Возвращение послов. Сообщение о том, что Исав с 400 воинами идет навстречу к Иакову (Быт. 32, 6–8).
Быт. 32, 9–12: Молитва Иакова при переходе через Иордан.
Быт. 32, 13–21: Иаков отсылает подарки Исаву.
Быт. 32, 22–32: Иаков получает имя Израиль.
Быт. 33, 1–11: Встреча Иакова с Исавом. Молитва и смирение умягчает сердце врага.
Исав возвращается в Сеир73 (Быт. 33, 12–16).
Иаков поселяется близ Сихема (Быт. 33, 18–20).
Краткая историческая справка – страна Идумея:
Идумея, страна Эдомская, Идумеяне – страна, народ получившие свое название от Исава, или Эдома. Эта страна лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе земля или гора Сеир, в Библейские времена составляла небольшую полосу земли между пустыней Син на запад и Каменистою Аравией на восток. Климат в ней был превосходный и она отличалась особенным плодородием почвы.
Царство Едом имело около 100 км в ширину и 180 км в длину, то есть его площадь составляла около 18000 кв. км.
Древней столицей Идумеи был город Восора, вероятно нынешний Бессеира, упоминаемый в книге пророка Исаии (53, 1). Другими городами были:
После смерти Саула едомиты при первой же возможности показали свою ненависть к Израилю. Когда Давид воевал в северной Сирии с Адраазаром, царем Сувским, Едом, по всей видимости, напал на южную часть Иудеи и даже угрожал Иерусалиму. Однако по возвращении Давида более древнее царство Едом значительно уменьшилось в размерах, уступив часть территории более молодому Израилю; восемнадцатитысячное войско Едома было разбито в Соляной долине у южной оконечности Мертвого моря.
Давид покорил Едом, который оставался под владычеством Иудеи даже во времена разделенного царства вплоть до прихода к власти Иорама (середина IX в. до Р.Х.).
Села сделалась в последствии столицей Идумеи. Более известна она в греческом переводе под названием Петра. (Села означает камень по-древнееврейски, Петра – по-гречески). Лет через пятьдесят после смерти Иорама царь Иудейский Амасия (875–800 гг. до Р.Х.) захватил Едом и крепость Селу. Развалины этого древнего города со множеством пещер, гробниц, дворцов, триумфальных ворот открыты в 1812 году Буркгардтом, в местности Вади-Муза, к востоку от горы Ор, на которой скончался первосвященник Аарон. Этот город, как известно (4 Цар. 14, 7) был взят царем Амасией, причем 10 тысяч Идумеян пало в сражении и 10 тысяч пленных Идумеев были низринуты победителями с утесов.
“Петра, столица земли Едомской, была одним из чудес древнего мира, – пишет Дейвис. Этот город был воздвигнут на гигантской скале, и многие здания были выдолблены в камне. Поразителен вид Петры, с ее домами, уходящими вглубь скальной породы – красивого розового камня. Город был практически неуязвим для вражеского нападения”.
Пророчество о Едоме завершилось с падением Ассирии. “Свобода, полученная Едомом от Иудеи, – пишет ГовардВос, – обернулась лишь передышкой перед тем, как царство попало под еще более сильный гнет, на этот раз Ассирийский”. “Когда ослабела Ассирия, – продолжает ученый, – Едом, наряду с другими народами был поглощен ордами халдеев, налетевшими из Трансиордании”.
Набеяне, видимо, и есть те самые “сыны Востока”, упомянутые в книге Иезекииля (25, 4) где-то в VI веке до Р. Х. вытеснили едомлян из их горных укреплений и заняли город Петру.
Ко времени рождения Господа нашего Иисуса Христа город Петра была процветающим городом, являясь конечным пунктом одного из великих торговых путей Азии. В Петре арабы сбывали свои пряности и благовония.
Во времена Римской империи, согласно “Библейскому словарю Уингера”, “едомляне составляли одно целое с еврейским народом, и вся область нередко называлась римскими и греческими авторами Идумеей. Непосредственно перед осадой Иерусалима императором Титом (70 г. по Р.Х.) около 20 тысяч идумейцев были впущены в Священный Город, наполнив его грабежом и кровопролитиями. С этого времени едомляне, как отдельный народ, исчезаают со страниц истории.
И даже в наши дни, когда слава о Петре распространилась по всему миру, число людей, которые видели этот город, остается ничтожно малым. Он остается затерянным и заброшенным, являя собой один из самых странных и прекрасных пейзажей в мире: огромный живописный некрополь, охраняемый орлами...”
Третий древний Идумейский город Феман упоминается еще в книге Бытия (36, 34). По всей видимости это нынешний город Маан, к югу от Петры. Жители Фемана славились особенной мудростью (Иер. 49, 7). Некогда расположенный на восточной границе земли Едомской, он остался единственным поселением этой земли, избежавшим рарушения.
Последующая жизнь Иакова
История с Диной (Быт. 34).
Иаков переселяется в Вефиль (Быт. 35, 1–4).
Устройство жертвенника в Вефиле (Быт. 35, 5–8).
Быт. 35, 9–15: Подтверждение Обетования Иакову.
Рождение Вениамина и смерть74 Рахили (Быт. 35, 16–21).
Смерть Исаака в Хевроне (Быт. 35, 27–29).
Продажа Иосифа в рабство
Сновидения Иосифа75: ненависть к нему братьев (Быт. 37, 1–11).
Дофан76
Быт. 37, 12–24: Заговор против Иосифа.
Быт. 37, 25–28: Продажа Иосифа купцам. Страдания Иосифа как прообраз земных страданий Христа.
Отчаяние Рувима и безысходное горе Иакова (Быт. 37, 29–36).
Грех Иуды
Рождение Ира77 и женитьба его на Фамари78 (Быт. 38, 1–11).
Иуда и Фамарь (Быт. 38, 12–23).
Пощада Фамари. Рождение от Фамари и Иуды Фареса79 и Зары80(Быт. 38, 24–30).
Иосиф в доме Потифара
Преуспевание Иосифа в доме Потифара81 (Быт. 39, 1–5).
Искушение Иосифа в доме Потифара (Быт. 39, 6–18).
Иосифа безвинно заключают в темницу. Иосиф становится распорядителем в темнице (Быт. 39, 19–23).
Иосиф и Фараон
Быт. 41, 1–8: Сон фараона.
Виночерпий вспоминает об Иосифе (Быт. 41, 9–13).
Фараон рассказывает свой сон Иосифу (Быт. 41, 14–24).
Быт. 41, 25–36: Иосиф истолковывает сон Фараона и подает совет.
Иосиф поставлен правителем над Египтом (Быт. 41, 37–45).
Исполнение сна (Быт. 41, 46–57).
Братья Иосифа в Египте
Иаков посылает в Египет десять сыновей своих (Быт. 42, 1–5).
Встреча Иосифа с братьями (Быт. 42, 6–17).
Иосиф выдает им хлеб (Быт. 42, 18–28).
Десять сыновей рассказывают свою встречу Иакову (Быт. 42, 29–38).
Израильтяне в Египте
Переселение в Египет
Быт. 46, 1–4: Испрашивание воли Божией о переселении.
Быт. 46, 5–7: Иаков с семейством из Вирсавии переселяется84 в Египет.
Иосиф научает братьев просить у Фараона землю Гесем (Быт. 46, 28–34).
Иосиф извещает Фараона о прибытии его семейства из земли Ханаанской (Быт. 47, 1–6).
Иосиф и Иаков встречаются с Фараоном. Иаков благословляет Фараона. Фараон дает во владение Израилю землю Гесем85 (Быт. 47, 7–12).
Смерть Иосифа
Быт. 50, 15–21: Милость Иосифа к своим братьям.
Быт. 50, 22–26: Смерть Иосифа.
Книга Иова
История Иова
Иов. 1, 1: Происхождение Иова88 из земли Уц89 и его богобоязненность.
Клевета сатаны на Иова:
Иов. 1, 6–12: Сатана пред Богом. Первое испытание.
Иов. 1, 13–19: Гибель детей и богатства.
Иов. 1, 20–21: Терпение Иова.
Сатана пред Богом. Второе испытание (Иов. 2, 1–6).
Проказа на Иова (Иов. 2, 7–8).
Жена призывает к хулению Бога. Терпение Иова (Иов. 2, 9–10).
Скорбь трех друзей Иова (Иов. 2, 11–13).
Сетования и скорбь Иова:
Иов. 3, 3–5: Иов проклинает день своего рождения.
Иов. 3, 20–23: Вопль души с прошением о смерти.
Друзья увещевают Иова. Законнический взгляд друзей на суд Бога.
Из разговора с друзьями – Елифазом90, Валдадом91 и Софаром92:
Иов. 22, 6–9: Елифаз перечисляет грехи Иова.
Иов. 27, 1–6: Иов утверждает, что он праведен.
Иов. 33, 12–13: Елиуй93 гневается на Иова за оправдание самого себя.
Иов. 34, 10–15: Представление об употреблении Богом страданий в наказание людям.
Голос Божий к Иову:
Иов. 38, 1–19: О неспособности человека исследовать тайну творения Божия.
Иов. 39, 31–35: Покаянное смирение Иова.
Иов. 42, 7–9: Молитва Иова за друзей своих. Ложность законнического подхода к суду Божию.
Иов. 42, 10: Награда Иову.
Исчисление удвоенного богатства Иова (ср. Иов. 1, 3 с Иов. 42, 12).
Причина, почему не стало вдвое, по обещанию Божию, детей у Иова (ср. Иов. 1, 2 с Иов. 42, 13), – пророчество о Воскресении из мертвых.
О подлинной и внешней религиозности.
Иов явил собой пример истинного богопочитания вне избранного рода.
Лекция 3
Период третий – От избрания Авраама до переселения еврейского народа в Египет