Самуил – последний пророк и судия
Рождение и детство Самуила195 (1 Цар. 1, 1 – 4, 1):
Ответ на молитву бесплодной будущей матери Самуила (1, 9–18).
Посвящение младенца Самуила Господу (1, 28).
Песнь Анны (2, 1–10: ср. с песней Богородицы).
Отрок Самуил служит перед Господом (2, 11–26).
1 Цар. 7, 3–4: Посвящение себя делу поднятия религиозного духа в народе (низвержение языческих божеств, проповедь покаяния).
Торжественное собрание народа от всех колен в Массифе196. Совместная молитва, пост и покаяние в содеянных грехах, торжественное жертвоприношение (1 Цар. 7, 5–11: Помощь Божия каждому кающемуся сердцу. О судьбах современной России).
Поставление Самуила судьей Израильским (1 Цар. 7, 15–17: После гибели Илия и восстановлении мира).
Домашнее задание
ПЕРИОД ПЯТЫЙ – От завоевания земли Обетованной до учреждения царской власти.
– Выписать в тетрадь пророческую песнь Анны (1 Цар. 2, 1–10) и песнь Пресвятой Богородицы (Лк. 1, 46–55) и сравнить их (письменно);
– Выписать в тетрадь и выучить наизусть отрывок из песни Анны (1 Цар. 2, 10);
– Выписать в тетрадь и выучить наизусть имена судей народа Израильского;
– Выписать в тетрадь и выучить наизусть последние строки книги Судей: “В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым” Суд. 21, 25.
Повторить вопросы:
1. Соглядатаи в Иерихоне. Раав-блудница.
2. Переход через Иордан. Взятие Иерихона.
3. События при взятии города Гай. Ахан-вор.
4. Гофониил – судья Израильский.
5. Девора и Варак. Битва с Сисарой.
6. Судья Гедеон. Особое избрание воинов на битву. Чудесное орошение руна Гедеона.
7. Судья Иеффай. Обет Иеффая.
8. История жизни судьи Самсона. Смерть Самсона.
9. МихаЕфремлянин и его священник.
10. Левит и его наложница.
11. История Руфи.
12. Первосвященник Илий и его сыновья.
13. Самуил – пророк и судия. Публичное покаяние народа.
14. Характеристика времен Судей.
Контрольный опрос по периоду от вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти
1. Какова главная тема всех исторических книг?
2. В какой город пришли соглядатаи для осмотрения Земли Обетованной?
3. Показать на карте Иерихон.
4. Чем известна в Священной истории Раав?
5. Что означает название города Иерихон?
6. Показать на карте в каком месте евреи перешли Иордан при вступлении в Землю Обетованную.
7. Где берет начало река Иордан?
8. Где завершает свое течение река Иордан?
9. Рассказать обстоятельства перехода евреев через Иордан.
10. С кем произошла встреча Иисуса Навина близ Иерихона перед его захватом?
11. Каким образом был взят Иерихон?
12. Чем в Священной истории известен Ахан?
13. Из какого колена происходил Ахан?
14. Почему Израильтянам не удалось взять город Гай?
15. Назовите исторические границы времен судей.
16. Назовите временные границы времен судей.
17. Какие книги Священного Писания описывают времена судей?
18. Какая основная идея книги Судей?
19. Где была столица Израиля во времена Судей?
20. Как звали первого судью Израиля?
21. В чем причина постоянных падений Израиля во времена судей?
22. Назовите несколько имен судей народа Израильского.
23. От кого спас Израиль судья Гофониил?
24. От кого спас Израиль судья Аод?
25. Кто такая Девора?
26. Где было собрано войско Варака?
27. Показать на карте место сбора войска Варака.
28. Кто такой Сисара?
29. Кто сражается с Сисарой?
30. Что означает имя Гедеон?
31. От кого спасает Израиль Гедеон?
32. Какие знамения дает Господь Гедеону?
33. Раскрыть прообразовательное значение знамений Гедеону.
34. Рассказать о первом подвиге Гедеона.
35. Какова была начальная численность войска Гедеона?
36. Какова была численность окончательного войска Гедеона?
37. Какова была численность окончательного войска Гедеона?
38. Каким образом Гедеон избирает воинов на битву?
39. Каково было происхождение Иеффая?
40. От кого спасает Израиль Иеффай?
41. В связи с чем Иеффай дал свой обет?
42. В чем состоял обет Иеффая?
43. Дать толкование обета Иеффая с необходимыми аргументами.
44. Показать на карте землю Филистимлян.
45. Кем был порабощен Израиль во времена судьи Самсона?
46. Какое первое проявление чудесной силы Самсона вам известно?
47. Кто была жена Самсона?
48. Какую загадку загадал Самсон на брачном пиру?
49. Как Самсон мстит филистимлянам за убийства жены и тестя?
50. Расскажите о чуде, которое сотворил Самсон в Газе.
51. Покажите на карте город Газу.
52. Как звали женщину, предавшую на смерть Самсона?
53. В чем была причина невероятной силы Самсона?
54. Рассказать об обстоятельствах смерти Самсона.
55. В чем состояло безумство матери МихиЕфремлянина?
56. Какое колено забирает у Михи идолов и священника?
57. Куда едет левит за своей наложницей?
58. В каком городе останавливается на ночлег левит со своей наложницей?
59. К какому колену принадлежал город, в котором остановился левит со своей наложницей?
60. В чем состояло преступление жителей города, где остановился левит со своей наложницей?
61. Покажите на карте город Гиву.
62. Как поступил левит в ответ на содеянное жителями Гивы?
63. Дать краткую характеристику периода судей.
64. Как звучат последние строки книги судей?
65. В каком городе жило семейство Ноемини перед переселением в землю Моавитскую?
66. По какой причине семейство Ноемини переселяется в землю Моавитскую?
67. Как звали сыновей Ноемини?
68. Как звали жен сыновей Ноемини?
69. В какой город возвращается Ноеминь с Руфью?
70. Кем Руфь приходится Ноемини?
71. За кого выходит замуж Руфь после смерти мужа?
72. Каким образом Руфь знакомится со своим будущим вторым мужем?
73. Рассказать родословную линию от Руфь к Давиду.
74. О чем рассказывает первая книга Царств?
75. О чем рассказывает вторая книга Царств?
76. О чем рассказывает третья книга Царств?
77. О чем рассказывает четвертая книга Царств?
78. Кто такие Офни и Финеес?
79. Рассказать обстоятельства при которых ковчег Завета попадает в плен.
80. Каким образом умирает Илий?
81. В каком городе оказывается утерянный ковчег Завета?
82. В храме какого языческого Божества оказывается ковчег Завета?
83. Рассказать обстоятельства при которых ковчег Завета возвращается в Израиль.
84. 1 Цар. 2, 10: отрывок из песни Анны – наизусть.
85. Что означает имя Самуил?
86. Почему Самуилу дали такое имя?
87. Как звали мать Самуила?
88. Где получает воспитание Самуил?
89. В каком месте Самуил торжественно собирает весь народ от всех колен для покаяния?
90. Какими словами завершается книга судей?
* * *
142 Автор сам видел этих замечательных грациозных животных на скалах в районе Кумрана.
143 Мы видим, что при частных сношениях друг с другом впоследствии дело обходится без переводчиков и каких-либо трудностей.
144 Иаред был шестым патриархом от Адама.
145 По мнению святых отцов это был Архангел Михаил.
146 Интересно, что археологические раскопки древнего Иерихона показывают, что стены города пали не внутрь, как это бывает при штурме города, а наружу, указывая тем самым на их падение от чудесного землетрясения.
147 Слово заклятие на еврейском звучит “херем”.
148 Название Гай означает “груда развалин”. Город этот назывался также Аиаф, царский город Хананеев с 12 тысячами жителей. Город существовал уже во времена Авраама (Быт. 12, 8) и находился к востоку от Вефиля, близ Беф-Авена.
149 Имя Ахан значит “возмутитель”. Являлся сыном Хармия, из колена Иудина. Долина, в которой был побит камнями Ахан со всем своим семейством, а трупы их сожжены со всем имуществом, находящаяся к северу от Иерихона, отсюда получила свое название – Ахор.
150 Название Силом означает “мир”, “спокойствие”. Город Силом находился в колене Ефремовом, к северу от Вефиля, примерно в 17 километрах от Сихема и 48 километрах от Иерусалима, почти в середине земли Обетованной. Уже Иероним в свое время писал о нем: “Здесь едва видны малые следы развалин, здесь едва заметны основания древнего жертвенника”.
151 Слово Ваал или Вал означает “господин”. Ваалом называли языческое божество, боготворимое в Финикии и Сирии. Первоначально же так некоторые из древних восточных народов, боготворивших солнце, называли свое божество. Это божество было боготворимо вавилонянами, сирийцами, карфагенянами и другими. Возможно, что это то же что Молох, которому Аммонитяне приносили кровавые человеческие жертвы. Позднейшие времена боготворение Ваала господствовало во всей древней Скандинавии и было общим на Британских островах. При служении этому идолу жрецы скакали кругом жертвенника и испускали крики; а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью.
152 Астарта была главным женским божеством у финикиян и сирийцев, подобно тому как Ваал был главным мужским их божеством. Служение этому божеству сопровождалось самыми гнусными оргиями и развратом.
153Хусарсафем – царь Месопотамский. Восемь лет страдали Израильтяне под гнетом ига Хусарсафема.
154 Имя Гофониил означает “лев Божий”. Являлся сыном Кеназа, младшего брата Халева.
155 Имя Аод означает “сильный”, “крепкий”. Являлся сыном Геры, из колена Вениаминова.
156 Имя Еглон означает “сильный телец”. Так звали Моавитского царя, который вступил в союз с Аммонитянами и овладел городом Пальм (Иерихоном), в котором основал свою резиденцию, где и был умерщвлен Аодом. Отличался необычной тучностью.
157 Значение имени Самегар не определено. Являлся сыном Анафа.
158 Имя Иавин значит “разумный”. Иавин был царем Асорским, угнетавший Евреев 20 лет. Его полководца звали Сисарой.
159 Имя Девора означает “пчела”. Была женой Лапидофа. Жила между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Влево у подошвы Фавора виднеется селение Девворы (арабы называют его Дебурия), наименованное по имени пророчицы Девворы, которая, сопровождая судию израильского Варака, воодушевляла его на сражение, доставила победу над Сисарою, полководцем сирийским, и воспела песнь победную Всевышнему (Суд, 4, 5; 5, 1–11). По преданию, именно в этом селении оставались девять апостолов, когда Спаситель с тремя Своими учениками поднялся для светлого Преображения на гору Фавор.
160 Имя Варак означает “блеск”, “молния”. Он был сын Авиноама, колена Нефалимова и жил в КедесеНефеалимовом.
161 Имя Сисара означает “порядок битвы”. Он был военачальником войска Иавинова, царя Асорского. Это первый военачальник, который в Священном Писании означается по имени во время долгих войн Израильтян в это время. Войско под его начальством было многочисленно и хорошо устроено, заключало в себе 900 колесниц и представляло замечательный контраст с небольшим войском Варака, состоявшим только из пехоты. Но войско Сисары было поражено Вараком. Сисара укрылся в куще одного Кенеянина, Хевера, и здесь был убит женой его Иаилью.
162 Имя Гедеон значит “разрушитель”. Он был сын Иоаса из города Офры, колена Манассиина. Являлся шестым судией Израильским. Двое его старших братьев положили свою жизнь в освободительной войне Деворы и Варака.
163 Августин – Аврелий – знаменитый учитель церкви IV в. (353–430 гг.), оказавший огромное влияние на развитие богословской мысли на западе. Память его 15/28 июня.
164Феодорит блаженный – Епископ Киррский (386 или 393 по 457), родом из Антиохии. Известен как самый всесторонний и глубокий писатель V в.
165Ориген – знаменитый философ-богослов христианства, сын грека Леомида, казненного при императоре Септимии Севере. Родился в Александрии около 185 года. Особенно прославился работой, называемой “гекзапла”, то есть список Ветхого Завета на шести языках, поместив каждый в особом столбце: на еврейском, греческом, перевод Акилы, Симмаха, толковников и Феодотиона. Затем Ориген все подверг детальной критике. Эта работа погибла в 633 году во время пожара в Кессарии.
166 Имя Фола означает “червь”. Фола был сыном Фуи, принадлежавшем к колену Иссахарову. Он судил Израиля 23 года. Жил в Шамире на горе Ефремовой, здесь же умер и погребен.
167 Имя Иаир означает “светодавец”. Судьею был 22 года и имел 30 сыновей. Погребен в Камоне, который находился в Галааде.
168 Имя Иеффай означает “Бог откроет”, то есть освободит, сделает свободным. Иеффай – сын Галаада от наложницы. Иеффай был судьей Израиля 6 лет.
169 Имя Есевон значит “блеск”. В семействе у него было 30 сыновей и 30 дочерей.
170Елон был Завулонянин, судивший Израиля 10 лет. Погребен в Аиалоне, земле Завулоновой.
171 Имя Авдон значит “рабский”. Сын ГиллелаПирафофянин. Судил Израиля 8 лет.
172 Имя Филистимляне означает “страна странников”. Впервые они упоминаются в книге Бытие, глава 10, стих 14. Земля Филистимскаятянулсть по берегу Средиземного моря между Яффою и окраиною Египта. Полагают, что Филистимляне были Египетского происхождения и что они пришли в Ханаан из Кафтора или Крита, отчего они называются иначе Кафторимане. Александр Великий разрушил Филистимский город Газа. Начало Церкви Христовой здесь положено самими апостолами. Города Азот, Лидда, Иоппия слышали проповедь учеников Христовых. Со времен Константина Великого до нашествия Сарацин Христианская Церковь здесь процветала.
173 Имя Самсон означает “солнце”. Сампсон был родом из колена Данова. Он был судьей Израильским 20 лет. Святой Апостол Павел упоминает о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (Евр. 11, 32–33).
174Назореи – класс посвященных евреев, давших различные обеты воздержания. Обет Назорейства принимали часто родители за детей, – так Назореями были Самсон и Самуил. Назореи были временные и пожизненные. Во времена Нового Завета были Назореями Иисус Христос и Иоанн Креститель; апостол Павел был верменнымНазореем. Обет Назорейства является прототипом иночества.
175Газа значит “твердыня”, “укрепление”. Город расположен на берегу Средиземного моря, на южной границе Хананеев, в колене Иудином и находится примерно в 100 километрах на юго-запад от Иерусалима. Во времена Нового Завета Газа упоминается всвязи с повествованием о крещении евнуха Эфиопской царицы (Деян. 8, 12). Нынешняя Газа называется Арабами Гуззех (на середину XIX в.). Жители города Газы сообщают путешественникам много преданий о Самсоне и его подвигах; показывают разбросанные столбы храма, которые он ниспровергнул, а равно и холм, на который он внес на своих плечах городские ворота.
176 Имя Далида означает “жалкая”, “бедная”, “несчастная”. Она была Филистимлянкою вольного поведения, живущая в долине Сарек, в колене Дановом.
177 Имя Миха означает “кто как Иегова”.
178Даново колено имело свой удел между владениями колен Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Имя Дан значит “судия”. Он, родоначальник колена, был пятый сын Иакова от Валлы, служанки Рахилиной. Пророчество Иакова относительно Дана: “Дан будет судить народ свой ... Дан будет змием на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня” (Быт. 49, 16–17). Самым известным из потомков Дана был Самсон.
179 “По определению раввинов, – пишет святитель Филарет Московский, – наложница есть жена из рабынь без брачной записи и обручения, коея дети должны пользоваться дарами, но не наследством”. “Евреи, – продолжает святитель, – не только до закона, но и под законом дозволяли себе наложниц. Вероятно, что в сем обычае превращен в правило разрешения пример патриархов Авраама и Иакова” (патриархи Авраам и Иаков имели наложниц Агарь, Хеттуру и др.). Бог терпел эту слабость. Но пример патриархов не дает оправдания от нее.
180Гива Вениаминова лежала на север от Иерусалима, в недальнем от него расстоянии, по дороге в Наблус. В настоящее время этот город полагают выше Шофата и отождествляют его с местностью Тулел-Эл-Фуль.
181 Имя Махлон означает “слабость”, “болезнь”. Махлон был первым мужем Руфи.
182 Имя Хилеон означает “переходящий”, “тленный”.
183 Имя Орфа означает “женские волосы”, “космы на лбу”.
184 Имя Руфь означает “подруга”, “приятельница”, “дружественная”. Руфь была Моавитянка, жена Махлона. Плодом брака Руфи и Вооза был Овид, дед Давида, и таким образом, Руфь Моавитянка, язычница, сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа (Мф. 1, 5).
185 Имя Ноеминь означает “приятность”, “красота”.
186 Имя Елимелех означает “Бог есть Царь”. Он был жителем Вифлиема, мужем Ноемини, родственником Вооза.
187 Имя Вооз означает “крепость”, “сила”. Он был потомок Иуды, отец Овида и дед Иессея, отца Давидова. Он был богатым и благочестивым Вифлеемлянином.
188 Имя Овид означает “служащий”, “услужливый”.
189 Имя Илий означает “Бог есть высок”. Илий был первосвященник и последний судия Израильский из дома Аарона, из рода Ифамара. Илий был судией Израильским 40 лет.
190 Сноску о Силоме смотри на стр. 1.
191 Имя Офни означает “сжатая рука”, “горсть”.
192 Имя Финеес, по Гезению, означает “медные уста”.
193 Название Азот означает “укрепленное место”. Находился на восточном берегу Средиземного моря, примерно в 30 километрах к северу от Газы. Азот можно видеть с одного возвышенного места близ Яффы. Ныне здесь небольшое селение Ездуд, в котором около 500 жителей (на середину XIX в.).
194 Слово Дагон, одни думают, происходит от dagan – рог, другие же производят от слова dag – большая рыба. Так назывался филистимский идол, с головой и руками человеческими, а туловищем рыбы. Его боготворили в городе Газе и Азоте, где храм его был сожжен Ионафаном во времена Маккавеев, и других местах.
195 Имя Самуил означает “испрошенный от Бога”. Самуил жил в 1050 г. до Р.Х. Он был сыном Елкана и Анны, живших в Рамафаим-Цофиме, городе, расположенном на южной границе горы Ефремовой в нескольких километрах на юго-запад от Иерусалима. Недалеко от Вефиля находится селение Рама. Полагают, что это селение есть древний библейский город Армафем (1 Цар. 7, 17) – место рождения святого Пророка Самуила. Христиане, овладев Рамою, открыли гробницу Самуила возле еврейской синагоги, и перенесли его прах в Силом. В Раме показывают дом Самуила. Отец Самуила был потомок Левия, через его второго сына Каафа. В книгах пророка Иеремии (15, 1) и Псалмов (98, 6) пророк Самуил стоит наряду с Моисеем и Аароном. Он поставляется первым в ряду тех лиц, которые предвозвещали исполнение веры во Христе (Деян. 3, 14). Ныне гробницу пророка Самуила указывают недалеко от Иерусалима. Ею владеют сейчас евреи и арабы-мусульмане напополам. Память пророка празнуетсяЦерковью 20 августа/2 сентября.
196Массифа, иначе Масфа, Мицфа, Мицфе (сторожевая башня) – название, прилагаемое ко многим возвышенным и выдающимся по высоте местностям.