Географическое положение и природа страны
Лекция 5
Период пятый – От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти
Земля Обетованная
Внешнее политическое положение в древности
Эта небольшая страна располагалась между двумя древними государствами, Египтом на юге и Месопотамии на севере, двумя величайшими центрами Древнего Востока. Это и определяло во многом ее политичискую судьбу. Мы увидем в дальнейшим, что вся последующая история Израиля будет в тесном соприкосновении с обоими этими государствами.
Земля эта была нечтожно мала в сравнении с обширными пространствами, которые занимались такими государствами древнего мира, как Египет, Индия, Ассиро-Вавилония. С некоторым мест Палестины, с вершин гор, можно было одновременно видеть ее границы на востоке и западе: с одной стороны – волны Средиземного моря, с другой – мрачно сверкающую поверхность моря Мертвого с впадающем в него Иорданом и горами Галаадскими.
Палестина соприкасалась тогда со всеми тремя тогда частями света, здесь встречались Азия, Африка и Европа. Конечно, это было промыслительно: страна представляла собой средоточие, из которого в назначенное свыше время свет Христианской веры мог распространяться в окружающие страны.
В Южном Египте были найдены глиняные таблички, относящиеся к исследуемому нами времени – XV век до РХ. Эти таблички содержат письма палестинских царьков к египетским фараонам. Они достаточно емко рассказывают о политической зависимости Палестины от Египта.
Наряду с политической зависимостью от Египта наблюдалась культурное влияние Вавилона. Переписка велась на Вавилонском языке. Этот важный факт говорит по всей видимости о том, что влиянию Египта над Палестиной предшествовало влияние Вавилонского государства.
Несмотря на свою внешнюю незначительность, страна занимала в высшей степени выгодное и важное положение в древнем мире. Благодаря своему своеобразному положению, она находилась посреде могущественнейших монархий. Караванные пути пустыни и моря неизбежно простирались через эту страну, вернее через ее окраины, но никогда не через ее средину.
Вместе с тем, страна эта в сущности была достаточно уеденена: она нигде не соприкосалась непосредственно с большими и великими идолопоклонническими народами и в то же время об этих народов жителем земли Хананской было достаточно известно.
Современное политическое окружение
Книга Иисуса Навина
О книге Иисуса Навина
Книга Иисуса Навина – первая историческая книга Ветхого Завета. По-еврейски она называется “Иошуа”. Она продолжает собой книгу Второзаконие, начинаясь словами “По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву”.
Главная тема всех исторических книг – отношение Израиля с Ягве, его верность или неверность Богу. Вся история народа Израильского есть урок и предупреждение, что благоденствие народа и страны находятся в прямой зависимости от верности истинному Богу. История Израиля есть призыв к покаянию каждого человека и каждого народа.
Вхождение в Землю Обетованную
Соглядатаи в Иерихоне
Теперь нужно было исследовать переход через Иордан и в особенности сам город Иерихон. С этой целью и были направлены два соглядатая, задача которых была тайно проникнуть в Иерихон и разведовать о его состоянии и состоянии окружавшей его страны.
Пробираясь к Иерихону, соглядатаи наверное изумлялись той роскошии и богатству, которые видели. Окружающая местность и теперь поражает щедростью даров своей природы. Великолепные пальмовые рощи и бальзамовые сады наполняли воздух чудесным ароматом.
Город Иерихон по-еврейски произносится Йерихо и означает “благоухающий”, “благовонный”. Но, по мнению некоторых толкователей оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона.
Иерихон, согласно археологическим данным, с 3000 года по 2000 год до Рождества Христова был под властью Вавилона, то есть симитов.
Иерихон 1-й и 2-й 1900–1600 годов под властью хананеев.
Иерихон 3-й с 1580 года по 1400 год – под египетским владычеством.
Иерихон 4-й между 1400–1385 годами был разрушен Иисусом Навином.
Иерихон – вечный город, основанный на заре человечества, может быть, тем же самым великим царем адамитов Иаредом144.
Город Иерихон существует около 7000 лет. Есть ли ему подобный? Только Иерусалим, существовавший еще не известно сколько времени до царствования в нем Мелхиседека, священника Бога всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же существовал 3000 лет.
В этом городе в дальнейшем предстоит произойти многим событиям. С одной из гор у Иерихона пророк Моисей увидел издалека Обетованную Землю. Здесь же, вблизи Иерихона, увидел Иисус Навин архангела Михаила, который велел ему обнести Ковчег Завета. Иисус Навин чудесно взял Иерихон, семь дней обходя его с Ковчегом Завета. Здесь было явление Гедеону Архангела Михаила.
Недалеко от этого места произошло чудесное взятие пророка Илии на небо. Здесь же пророк Елисей чудесным образом очистил воду горького источника.
В Новозаветной истории мы также встречаемся с этим городом. Именно в этом городе умер Ирод Великий, так как во времена римлян он являлся царской резиденцией. Здесь же, у Иерихона, в заиорданской пустыне жил величайший человек из рожденных женами Иоанн Креститель.
Недалеко отсюда, в реке Иордан, крестился Господь наш Иисус Христос и здесь же было великое событие – Богоявление. Здесь же, на горе Сорокодневной, диавол искушал Спасителя мира.
Закхей был жителем Иерихона, тут его увидел Иисус Христос на смоковнице. Выходя из города Иерихона и следуя в Иерусалим, Господь исцеляет от слепоты Вартимея.
Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь. Воистину это было избранное, великое, историческое место домостроительства Божия.
“1 И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.” (Нав. 2).
Итак, чтобы не навлечь на себя никаких подозрений, соглядатаи, тайно проникнув в город, остановились на самой его окраинеи нашли приют у некоей Раавы. Она содержала гостиницу, расположенную в городской стене, но эта гостиница была тыкой грязной и сомнительной, что и сама ее содержательница пользовалась в городе худой славой блудницы.
Но жители города Иерихона были начеку. Они видно были напуганы приблизившимся огромном станом Израильтян, который располагался недалеко от них, за Иорданом. Иерихонцы, бдительно следя за всеми подозрительными личностями, приходящими в город, донесли царю:
“2 И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю.” (Нав. 2).
Так должна была окнчится разведка Израильтян, но Раав, видимо знавшая о великих чудесных событиях, сопровождавших исход и шествие Израиля из Египта и искренне веревшая в истинного Бога, решила спасти пришедших странников:
“3 Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они пришли высмотреть всю землю.
4 Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они;
5 когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их.
6 А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.
7 Посланные гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними.” (Нав. 2).
Раав предчувствовала неминуемое падение города и поэтому, отправляя путников, взяла со соглядатаев обещание пощадить ее и ее родню во время взятия города. Условным знаком была “червленая веревка”, на которой она спустила израильтян через окно своего дома за стену, так как дом ее находился прямо в городской стене.
“8 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю
9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;
10 ибо мы слышали, как Господь [Бог] иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;
11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;
12 итак поклянитесь мне Господом [Богом нашим], что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак,
13 что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти.” (Нав. 2).
И Раав получает просимое:
“14 Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы [ныне] не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину.” (Нав. 2).
В то время, когда погоня направилась по дороге вслед за соглядатаями, Раав научила их три дня скрываться на одной из гор Иерихона, а когда погоня вернется, направиться к себе в лагерь.
Спустя три дня, когда погоня вернулась ни с чем, два соглядатая безпрепятственно смогли дойти до Иордана, переправиться и прейти в свой стан в Ситтиме.
“23 Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось.
24 И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас.” (Нав. 2).
Переход евреев через Иордан
Соглядатаи, благополучно вернувшись в стан, рассказали о том, что Иерихонцы были поражены ужасом от побед израильтян.
На следующий же день Иисус Навин приказал двинуться к Иордану.
Это было время жатвы пшеницы, апрель, время, когда Иордан обыкновенно выступал из своих берегов, благодаря таянию снегов на горах Антиливана. Поэтому переход реки в это время был наиболее затруднительным.
“1 И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя его.” (Нав. 3).
Наступал решительный момент в истории народа Израильского. Чаяния великих Патриархов, слышавших Обетования Божии об этой земле, чаяния людей, десятилетия шедших в пустыне теперь готовы были исполниться.
Стан Израиля был выстроен особым образом, так что впереди шли священники, неся перед собой Ковчег Завета:
“14 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета [Господня] пред народом,
15 то, лишь только несущие ковчег [завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, –
16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.
17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.” (Нав. 3).
Так произошел переход евреев через Иордан.
Название Иордан означает “течение”, “ниспадение” или по другому – “река”. Эта священная река протекает вдоль всей Палестины и разделяет ее на две половины. Впервые в Священной истории эта река упоминается в книге Бытия (13, 10: “Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская”).
Свое начало Иордан берет в горах Ермон и Антиливан. Река образуется от нескольких потоков: один течет в Тель-Эль-Кади на западе от Баниаса. Второй источник находится в 6 километрах к северу от Тель-Эль-Кади. Третий источник находится близ Хазбеи, в 19 километрах к северу от Тель-Эль-Кади (холм судей). Кроме того имеются еще несколько источников. Все эти источники сливаясь образуют озеро Маррон (ныне Эль-Гуле). А в расстоянии чуть меньше часа пути ниже озера Маррон построен мост из базальтовых камней с арками. По верованию местных жителей здесь патриарх Иаков переправлялся через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через четыре километра затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из озера Иордан своим течением образует Иорданскую долину и наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море.
Итак, весь народ переходит через Иордан.
Первое, что делает Израиль при своем соприкосновении с землей Обетованной, было строительство жертвенника. Так повелел Господь.
“4 Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена,
5 и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых,
6 чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: `к чему у вас эти камни?',
7 вы скажете им: `в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась'; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.” (Нав. 4).
Так, на ночлеге, в Галгале, недалеко от места перехода Израиля через Иордан, оказались 12 камней со дна реки, которые стали первым жертвенником в Земле Обетованной после возвращения Израильтян из Египта.
12 других камней были поставлены на дне реки, на месте, где стояли ноги священников:
“9 И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня.” (Нав. 4).
Как только все Израильтяне перешли через Иордан, и перешел Иордан Ковчег Завета, последними из реки вышли священники.
Переход евреев через Иордан (Нав. 3–4):
Нав. 3, 14–17: Начало перехода: воды Иордана разделяются;
Двенадцать камней из Иордана и двенадцать камней в Иордане (Нав. 4, 1–14);
Нав. 4, 15–18: Окончание перехода;
Нав. 4, 19–24: Значение двенадцати камней.
Нав. 5, 13–15: Встреча Иисуса Навина с “вождем воинства Господня”145.
Взятие Иерихона146 (Нав. 6):
Шестидневное обнесение Ковчега вокруг Иерихона (Нав. 6, 1–13);
Крушение стен Иерихонских (Нав. 6, 14–20);
Нав. 6, 21–24: Спасение Раав;
Имя Раав или Рахав означает “широкий”, “обширный” (Отсюда происходит существительное “свобода”). Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида (мать прадеда Давида) и Христа Спасителя (Мф. 1, 5).
В Новом Завете Раав упоминается трижды. Кроме указанного случая упоминания ее имени в родословии Спасителя она упоминается также: 1) “Раав блудница, – пишет апостол Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?” (Иак. 2, 25). 2) “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными” (Евр. 11, 31).
История избавления Раав от смерти, принятие ее в общество богоизбранного народа есть история о том, как ветвь от дикой маслины приносит добрый плод.
Заклятие147 на Иерихон (Нав. 6, 25).
Покорение Гая
Жители Гайские148 обращают Израиля в бегство (Нав. 7, 1–5);
Скорбь и молитва Иисуса Навина (Нав. 7, 6–9);
Обличение Господом Богом в похищении заклятого (Нав. 7, 10–15);
Изобличение Ахана149 во грехе (Нав. 7, 16–21);
Побивание камнями Ахана и семьи его (Нав. 7, 22–26);
Захват Гая (Нав. 8, 10–23).
Ахан из колена Иудина – прообраз Иуды Искариота (Нав. 7, 15). Корыстолюбие – причина страшных бедствий Израильтян).
Завоевание земли Обетованной и разделение ея.
Времена судей
Времена судей продолжаются от окончания событий завоевания земли Обетованной и рождении Гофониила (1175 г. до Р.Х.) до избрания Саула – первого царя Израильского (1030 г. до Р.Х.), то есть охватывают собою время в 145 лет.
Большая часть пятого периода нашей истории относится ко временам Судей.
Времена Судей описаны в книгах Судей, Руфь и в Первой книге Царств.
Книга Судей
О книге Судей
Суд. 2, 1–4: Основная идея книги – зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу.
Судьи – обличители народа Израильского (книга Судей “софетим” – Евр, “крите” – греч. В названии – главный предмет содержания).
Силом150 – столица страны, местонахождение скинии.
Судья Аод
Суд. 3, 12: Очередное падение народа израильского.
Восемнадцатилетний плен у царя моавитанского (Суд. 3, 13–14).
Аод155 убивает поработителя Еглона156 (Суд. 3, 15–26).
Освобождение израильтян на восемьдесят лет (Суд. 3, 30).
Судья Самегар157
Суд. 3, 31.
Девора и Варак
Суд. 4, 1–3: Притеснение Хананеями. Очередное падение народа израильского. Двадцатилетнее рабство от Иавина158.
Девора159 – судья народа израильского. Женщина – избавительница угнетенных колен. (Суд. 4, 4–5).
Призвание Деворой Варака160. Варак собирает войско (Суд. 4, 6–10).
Войско Варака на горе Фавор, битва с Сисарой161, полная победа над Хананеями (Суд. 4, 12–16).
Суд. 4, 17–22: Иаиль убивает Сисару.
Сыны Израилевы истребляют Иавина (Суд. 4, 23–24).
Песнь Деворы (Суд. 5): “Так да погибнут все враги твои, Господи! любящие Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!”
Сорокалетнее спокойствие.
Судья Гедеон
Суд. 6, 1: Очередное падение народа Израильского, семилетнее рабство от мадианитян.
Суд. 6, 6: Вопль Израиля.
Суд. 6, 7–10: Господь о причине падений в народе израильском. Бедствия народа, как наказание за идолопоклонство.
Особое избрание Гедеона162 (Суд. 6, 11–24), уничиженность Гедеона (Суд. 6, 15).
Разрушение жертвенника Ваалова (Суд. 6, 25–29).
Особое избрание воинов на битву (Суд. 6, 34–35).
Чудесное орошение руна Гедеона (Суд. 6, 36–40).
Прообразовательное значение чуда:
1) руно – народ иудейский, сухая земля – языческий мир, а роса – всеоживляющую благодать Божию (Августин163, Феодорит164 и др.);
2) руно – Дева Мария, роса – Христос, сухая земля – весь греховный мир (Ориген165, блаженный Иероним, канон Богородице).
Суд. 7, 1–8: Уменьшение войска Гедеонова до 300 человек (уменьшил Господь войско, чтобы видели израильтяне чей силой избавлены от зла).
Сорокалетняя спокойная жизнь.
Седьмой судья – Фола166
(Суд. 10, 1–2)
Восьмой судья – Иаир167
(Суд. 10, 3–5)
Девятый судья – Иеффай
Усиление идолопоклонства в спокойные времена при судьях Фоле и Иаире.
Суд. 10, 6: Страшное падение в идолопоклонство и оставление Бога истинного.
Суд. 10, 7–9: Теснение народа израильского с двух сторон.
Суд. 10, 10–16: Израиль взывает к Господу об избавлении. Праведный гнев Господень – милость Божия.
Суд. 11, 1–3: Происхождение Иеффая168 (сын блудницы).
Победа над Аммонитянами.
Суд. 11, 29–40: Обед Иеффая.
Два толкования обета Иеффая: прямое и символическое (предпочтительность символического, так как есть прямой запрет человеческих жертв в законе Моисея и фраза “оплакивала девство свое”).
Десятый судья – Есевон169
(Суд. 12, 8–10)
Одиннадцатый судья – Елон170
(Суд. 12, 11–12)
Двенадцатый судья – Авдон171
(Суд. 12, 13–15)
Тринадцатый судья – Самсон
Суд. 13, 1: Седьмое отпадение Израиля и порабощение Филистимлянами172.
Обещание Божие Маною и его жене о рождении сына (Суд. 13, 2–7: Долгое время бесплодны, обещание от ангела).
Самсон173 – зеркало своего народа: с одной стороны – будучи назореем174, то есть полностью посвященным Богу, он был подобным всему народу Израильскому, который был посвящен Господу; с другой, женившись на филистимлянке, отражал пороки своего народа.
Первое проявление чудесной силы – растерзал молодого льва (Суд. 14, 5–9).
Загадка на брачном пире – предательство жены – месть Самсона (Суд. 14, 10–20).
Филистимляне убивают жену и тестя Самсона (Суд. 15, 1–8).
Жители Иудеи предают Самсона Филистимлянам (Суд. 15, 9–13).
Месть Самсона филистимлянам (Суд. 15, 14–20).
Самсон в Газе175 (Суд. 16, 1–3: Врата города занесены на гору).
Далида176 и Самсон, три попытки Далиды узнать источник силы Самсона. Самсон поддается хитрости Далиды (Суд. 16, 4–17).
Самсон в плену у Филистимлян (Суд. 16, 18–22).
Суд. 16, 23–31: Последняя месть и смерть Самсона (гибель языческого капища).
Причина потери силы Самсоном (о важности исполнения обетов, данных Богу).
История Самсона – олицетворение истории народа Израильского (назорейство, необычная сила, блуд, подъемы и падения, смерть под обломками, подобно освобождению народов земли от языческого идолопоклонства через смерть иудейства).
Сила народа заключается только в сохранении им своего завета с Богом.
Левит и его наложница
Яркий пример ужасного нравственного состояния.
Левит едет в Вифлеем за своею наложницей179 (Суд. 19, 1–9).
Ночевка в Гиве Вениаминовой180 (Суд. 19, 10–15).
Гостеприимство старика ефремлянина (Суд. 19, 16–21).
Суд. 19, 22–26: Изнасилование наложницы – знакомое нам описание содеянного в Содоме.
Суд. 19, 27–30: Гнев левита.
Война между Израилем и Вениамином (Суд. 20).
Книга Руфи
Пример добродетели среди хананейского народа.
Голод в народе Израильском, переселение одного семейства из Вифлеема Иудейского на поля Моавитские. Женитьба двух сыновей Махлона181 и Хилеона182 на моавитянках Орфе183 и Руфи184. Смерть мужа Ноемини185Елимелеха186 и ее детей (Руф. 1, 1–5).
Решение о возвращении в Вифлеем (Руф. 1, 6–18). Руфь предпочитает идти вместе со свекровью.
Руф. 1, 15–18: Руфь отказывается оставить Ноеминь.
Руфь собирает колосья на поле Вооза187 (Руф. 2, 1–7).
Руф. 2, 8–16: Вооз хвалит верность Руфи. “Не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда” (Руф. 2, 8а), – пророчество об истинности Христианской веры.
Совет Ноеминипридти к Воозу (Руф. 3, 1–5).
Руфь повинуется совету Ноемини (Руф. 3, 6–13).
Руфь возвращается к Ноемини (Руф. 3, 14–18).
Вооз разыскивает ближайшего родственника. Отказ родственника (Руф. 4, 1–6).
Руф. 4, 13–17: Женитьба Вооза на Руфи. Рождение Овида188.
История Руфи – пример светлой стороны в период мрачной эпохи в истории израильского народа. Руфь, вслед за Раав, есть напоминание о словах Обетования в принятии истины всеми народами земли.
Первая книга ЦАРСТВ
Лекция 5
Период пятый – От вхождения в землю Обетованную до учреждения царской власти
Земля Обетованная
Географическое положение и природа страны
Земля, которую обещал Господь народу Израильскому и к которой теперь привел Он народ свой, представляла собой гористую полосу, которая известна также под названием Палестины.
Эта земля простирается вдоль восточного берега Средиземного моря от отрогов гор Ливанских на севере (Ливан, Антиливан, южные склоны Ермона) до Синайского полуострова на юге (между 31 и 33 гр с. ш. и 34 и 36 гр в. д.).
Общая протяженность Палестины около 250 километров в длину. Ширина Палестины у истоков Иордана не привышает и 70 километров, но на юге эта ширина достигает 250 километров.
Вся территория Палестины разделена на две части долиной реки Иордан.
Внешние природные факторы помогали некоторой обособленности страны. Естественные преграды отделяли Палестину от окружающего мира, разобщали ее с ним, предоставляя своим обитателям свободно выбирать между сохранением отчужденности и полной самостоятельностью и самобытностью и, с другой стороны, сношение с чужими странами.
Самой природой обеспечивалась также и безопасность страны: на юг – безводная пустыня; на север – непроходимые хребты гор; на запад – безбрежное и негостеприимное у этих берегов море; на восток – великая Сирийская пустыня.
По своему внешнему характеру эта страна преимущественно гористая. От северной ее границы начинаются горы Ливана и Антиливана и неприрывными грядами параллельно спускаются до самого юга страны и тянуться по обеим сторонам реки Иордан. Один из этих горных хребтов, склоняясь к западу образует долину, по которой течет река Иордаан, а другой, таким же образом понижаясь к западу до самого Средиземного моря образует равнины Филистимскую и Саронскую.
Западная гряда гор, которая тянется через Палестину, по средине прерывается большой равниной Ездрилонской, которая разделят страну на две части – северную и южную. В обоих этих частях горная цепь расспается на множество холомов, которые перемешиваются плодороднейшими долинами, а среди этих холмов по местам вздымаются горы. К этим горам относятся на севере – Ермон, Фавор и Кармил; а на юге – Гаризим, Гевал, Сион и гора Елеонская.
Из этих гор самая величественная – Ермон, высотой более 2800 метров над уровнем моря. Эта гора имеет снеговую вершину и видна более чем за 150 километров с более-менее возвышенного места. Другие горы не привышают и трети высоты Ермона, но знамениты связанными с ними великими историческими воспоминаниями.
Промежуточные долины располагаюся на разных высотах. Так, равнина Хеврона является плоскогорьем (высота около 1000 метров от уровня моря). Долина же Иорданская представляет собой глубокую впадину (- 150 метров от уровня моря). А некоторые точки достигают еще болшей углубленности. Так уровень Мертвого моря и прилегающих к нему равнин – около 400 метров ниже уровня Средиземного моря. Это самая низкая точка земного шара.
Вследствие такого своеобразного устройства, Палестина включает в себя широкий контраст рельефа и природных особенностей, которые нигде более не встречаются на земном шаре. Снеговые вершины Ливана и Ермона, так сказать, смотрят на долины и пустыни юга, где палит солнце. В близком соседстве растут самые разнородные деревья – пальмы, любищие зной и дуб, предпочитающий умеренный климат.
С севера на юг, почти в прямом направлении течет река Иордан, беря свое начало в недрах Ермона. На своем пути Иордан протекает через два озера – Меромское и Геннисаретское, и наконец впадает в Мертвое море. Общая протяженность реки около 150 километров, ширина в летнее время – около 25 метров, глубина – от двух до четырех метров.
Из двух озер особенно замечательно озеро Геннисаретское. Оно имеет протяженность более 20 километров в длину и более 10 километров – в ширину. Озеро это отличается чрезвычайной прозрачностью своих вод и имеет большое колличество рыбы. По берегам озера растут финиковые и банановые пальмы, смоковницы, виноград, гранат и другие плодовые деревья. Чрезвычайно теплый и влажный воздух делает плода этих деревов особо чудесными. Окружающая озеро местность поражает своей живописностью и плодородием. Недаром иудеи говорили, что если рай еще есть на земле, то здесь именно дверь, которая ведет в него. Именно здесь, в этой Галилейской земле и проведет 30 лет своей жизни Господь Иисус Христос: здесь пройдет детство Божественного отрока, подготовление его к великому делу спасения людей, здесь будут избраны Апостолы, сотворены первые чудеса, сказаны притчи.
Полную противоположность Геннисаретскому (Галилейскому) озеру представляет Мертвое море, куда изливается Иордан. Оно имеет более 70 километров в длину и до 20 километров в ширину. Лежа в глубоком котловане, оно производит тяжелое и подавляющее впечатление. Вода ее настолько пропитаны солью, что в этих водах не может существовать никакая жизнь. Кажется, что сам воздух вокруг этого озера насыщен соленой горечью. Окружающая местность, которая представляет собой камни, местами пропитанные солью, выглядет пустынно и безжизненно.
Кремнистые берега, поднимающиеся от поверхности моря более чем на 500 метров, лишенные всякой растительности, довершают мрачную картину. Все это напоминает нам о том страшном суде Божием, который постиг беззаконные и нечестивые города, расположенные здесь, в некогда цветущей долине.
Впрочем, присмотревшись к камням мы можем заметить небольшую группу газелей142, прягающих по скалам или кружащую над скалами птицу, говорящую о присутствии здесь живности. Следами прежнего великолепного плодородия, ради которого Лот, племянник Аврама, избирает эти земли (Быт. 13, 8–13), являются небольшие оазисы, на которых и теперь произрастают редкие бальзамовые растения и различные пальмы. Они образуют радостные зеленые островки среди палящего зноя, вызжевшего все вокруг.
Благодаря своему географо-астрономическому положению в Палестине продолжительность дней и ночей всегда равна 12 часам, и только в самые жаркие летние месяцы и самые холодные зимние месяцы между днями и ночами наступает разница в 2 часа. Переход от дня к ночи и наоборот происходит с удивительной быстротой.
В Палестине собственно только два времени года – сырое и сухое. В начале осени наступают так называемые ранние дожди. В течение нескольких месяцев дождливые дни перемежаются с солнечными. Иногда водяные потоки обращаются в снежные хлопья и град. К концу сырого времени дождь начинает идти еще обильнее и получает название поздних дождей. Это распределение дождей зависит от двух главных источников влаги: Ливанских гор на севере и Средиземного моря на западе. Тающий в течение леты снег на этих горахнаполняетосенню атмосферу влагой, образует облака.
В сухое время года, то есть летом, коорое продолжается от апреля до октября, небо делается совершенно безоблачными не выпадает ни одной капли дождя на землю.
В это время для растительности Господь дает воды через богатые росы, образующиеся по ночам, которые с достаточностью замещают обилие дождя, а северо-западный ветер, в течении всего лета дующий с моря, значительно смягчает дневной зной.
Кроме обычного ветра с моря изредка свирепствует палящий восточный ветер (кадим), который вгоняет едкую пыль во все поры одежды и тела. Но и этот ветер не имеет той гобиельности, которой отличаеется африканский ветер самум.
В этой земле совершенно нет никаких гнилостных болот. Болезни редки и те, которые приключаются, большею частью заносного характера.
В настоящее время Палестина видится паломнику местами пустынною и бесплодной. Но не такой была она в древности. В те времена, когда народ Израиля вступил в Землю Обетованную, она представляла собой как бы искусственный сад, заботливо насажденный среди окружавших страну пустынь.
Земля эта отличается изумительным плодородием, которое давало ей полное право называться страной “где течет молоко и мед” (Исх. 3, 8). Потому Господь через пророка говорит: “Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель” (Иезек. 20, 6). По описанию Моисея Господь привел Израиля “в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни – железо, и из гор которой будешь высекать медь” (Втор. 8, 7–9).
Самыми плодородными землями Палестины следует считать Галилею. К югу плодородие постепенно падает, по мере того, как долины сменяются сплошными известковыми холмами. Но и здесь земля изобилует хорошими пастбищами для стад. И только к югу от Хеврона местность имеет совершенно пустынный вид, и только по местам видны оазисы, орошаемые ключевой водой.
Вся береговая полоса представляла исключительно плодородную землю. При самой незначительной обработке земли эта местность давала небывалый хлебный урожай. Здесь прекрасно растут пальмы, маслины, лимоны.
Итак, Земля, в которую вступал Израиль была во всем прекрасна. Смотря на нее, человек видел перст Божий. Особое чувство благодарения и благоговения ко Творцу охватывает человека, видящего эти неземные красоты.