До тех пор, пока вы не избавитесь от эго, вы никогда не увидите Бога.

Эго есть то, что я имею в виду, когда говорю, что ваши глаза закрыты. Эго — те шоры, которые их закрывают. Отбросьте шоры и вы об­наружите, что с самого начала ничего не было скрыто и нет ниче­го, что не было бы священно, какой же смысл вносить такое разде­ление? Я не вношу. Я не священник, не Махатма, не святой. Я со­вершенно обыкновенный человек, такой же обыкновенный, как все.

Вся моя работа состоит именно в этом: провозглашать, что обыкно­венное человеческое бытие — божественно. Обыкновенные челове­ческие существа, подобные мне, — божественны. Вы божественны тоже.

ВОПРОС: Бхагаван, вы меня запутываете.

ОТВЕТ: Все, что я говорю, вы не слышите, отсюда и замешательство. Вы не слушаете, вы интерпретируете, вы вносите в это ваш рассудок. В вашем уме не прекращается постоянный комментарий: пока я говорю, вы постоянно комментируете это внутри себя. Ваш ком­ментарий не позволяет мне достигнуть вашего сердца. Не все, что я в вас вливаю, достигает цели, достигают только фрагменты, многое теряется, отсюда и замешательство.

Понимание — не от интеллекта, это не сопутствующий результат мыш­ления, обдумывания. Понимание возникает, когда вы слушаете меня целиком, как если бы все ваше тело стало ушами: ум, тело, душа — все вместе — прямо впитывают меня. Тогда возникает по­нимание. А понимание никогда не запутывается, оно не имеет возможности запутываться.

Вы должны усвоить один основной закон: чтобы ни случилось с вами, вы в ответе за это — и никогда кто-то другой — всегда вы. И это способ стать хозяином своей жизни. Если вы несчастны, помни­те: вы сами себя делаете несчастным. Возможно, есть внешний повод, но повод никогда никого не делал несчастным, пока он сам не хотел этого. И когда вы счастливы, тоже есть внешний по­вод. А если вы это поняли, вы обнаружите, что есть миллион внешних поводов, вы должны выбирать. Если вы хотите быть не­счастным, если вам нужно страдание, если вы любите страдать, вы всегда можете найти предлог, — это очевидно. Мир дает воз­можности для любого настроения, для любого состояния созна­ния. Вы можете выбирать, но выбранное будет вашим.

ВОПРОС: Я хочу быть святой.

ОТВЕТ: Сама идея быть святой — нелепа. Амида, будь уверена, что это происки эго. Сама идея "быть святой" означает быть выше других — это противопоставление. Самой идеей вы хотите возвыситься над другими, другие не святые — Амида святая. Поэтому естественно, это всегда оборачивается "хорошей девочкой" — это неизбежно. Вы будете сладенькой-сладенькой, а это одна из самых ужасных ве­щей, которая может случиться с личностью. Вся ваша жизнь мо­жет быть потеряна. Вы станете святой, но святой — это мертвый человек, это просто голое эго, благочестивое эго и ничего больше.

Поэтому не стремитесь быть хорошим, не стремитесь быть тем или другим, просто будьте, кем бы вы ни были. Помните это и живи­те этим. Если вы можете жить целиком, полно, не цепляясь ни за что позади, если вы безоглядно отдадитесь течению, ваша жизнь обретет аромат, и этот аромат я называю "религией". Не надо ни­чего делать с праведным или не праведным, с добродетелью или грехом, — ничего. В этом аромат жизни текущей, жизни динами­ческой; он принадлежит тому, кто не косен; тому, кто не разде­лен, у кого нет будущего, нет прошлого; тому, кто в одном насто­ящем, в едином мгновении — живет в нем. Живите каждым мгно­вением, как если бы в следующем вы могли умереть, и тогда воз­никнет огромная интенсивность, огромная страсть. Вы будете ох­вачены пламенем жизни. Эта жизнь в пламени и есть то, чем для меня представляется божественная жизнь.

Если вы спросите, каким у меня будет определение святого, я отвечу: святой — воспламененный жизнью, будто факел, горящий с обоих концов сразу. Великая страсть, великий огонь... Это мгновение последнее, почему же не жить в нем целиком? Если Бог подарит вам еще мгновение, оно будет опять последнее. Не ждите, не от­кладывайте.

В чем мое учение? В чем состоит Дао? В принятии жизни во всей ее полноте, Дао в том, чтобы не делить ее. Нет ничего плохого, ни­чего хорошего. Что бы ни случилось, пусть случается. Позвольте ему быть, не сопротивляйтесь.

Слово "святой" происходит от слова "целый". Целый означает всеоб­щий. Корень очевиден: святой означает живущий цельной жиз­нью. Не старайтесь быть благочестивым, позволяйте себе все, тогда ваша жизнь будет богаче. Благочестивые люди приторны. Человеку тоже нужно немного соли, немного горечи, немного кислоты — это делает жизнь богаче. Человеку нужно немного от дьявола, тогда он живет более полно.

Если вы хотите рисовать, вы должны использовать много красок. Если вы пользуетесь только одной краской, ваша картина будет монотонной и скучной. Чем больше красок, тем более богатой будет картина. А если вы положите всего одну белую краску, ваша кар­тина лишится всего. Даже черный цвет нужен, потому что сквозь черное, белый проступает звонко и ясно.

Наши рекомендации