Преподобный Лаврентий Черниговский
"Как, батюшка, спастись?"- спрашивает женщина старца. "Ходи да пой: "Слава в вышних Богу и на земли мир". Нужно, чтобы в душе был мир. Спасение не тяжелое, но мудрое. При этом времени нужно быть мудрым, и спасешься",- сказал старец.
Протоиерей Алексей Мечев
И в миру, и в монастыре есть отречение от мира; в миру - чтобы нас не захватывало то, что делается кругом нас: нет Бога и пр. И в миру, и в монастыре есть общение с людьми, поэтому и тут, и там надо бороться со своим "Я". Молитесь внимательно утром и вечером, представляйте себе, что вы стоите перед Господом; это заставит вас и днем чаще обращаться ко Господу с сердечной молитвой. Как какой соблазн, какой-нибудь случай ко греху, вспомните: "А как же я вечером буду молиться, какими глазами взгляну на икону?"- и вам захочется удержаться от греха и днем чаще сердечно будете обращаться ко Господу: "Господи, помоги мне", "Владычице, помоги мне быть Твоим чистым сыном или дочерью", а потом эта работа над собой, эти труды вас завлекут, что вы не будете уже жалеть, что вы не устроились замуж... и куда бы вы ни пришли, везде будет хорошо... Может быть, и в монастырь из вас кого-нибудь Господь благословит, и туда вы пойдете уже готовые, и там будете солнышками, которые всех согревают, всех объединяют. Хотя теперь монастырь должен быть в миру. Мирской должен быть монастырь. Я над этим давно работаю и думаю, что у нас стена уже есть... остается внутреннее устройство.
Батюшка добавил к тому, что говорит авва Дорофей о хранении совести в отношении к Богу, людям и вещам: "Еще надо хранить совесть и в отношении к духовному отцу".
Воспитывая в жизни духовной, батюшка любил, чтобы внешне человек не изменялся, оставался бы таким, какой он есть. Нужно смиряться, нужно иметь почтение к старшим, можно говорить слово "простите", "благословите", а в остальном надо оставаться таким, как прежде. "Не одежда делает монаха",- говорил он.
Нужно избегать плохих товарищей, а то можно привыкнуть к плохому. Сначала для вас будет казаться странным, как это люди делают худое, а потом привыкнете и не станете замечать, что сами плохо делаете, а отвыкнуть будет очень трудно. Вот у одних богатых родителей сын попал в дурную компанию, его затащили на Хитровку, и он привык там болтаться. Родители разыщут его, домой привезут, оденут, обуют, а он недели две поживет и опять туда сбежит. Говорит: "Я там привык и никак не могу измениться".
Когда при отношении с ближними начинается злоба на них, или что-нибудь в этом роде, или обуревает блудный помысел, тотчас же необходимо обратиться с молитвой к Иисусу Сладчайшему, Трифону мученику, святителю Николаю и к своему святому. А в тяжелых случаях тотчас погрузиться в чтение Евангелия и других святых книг и постараться пережить то, что в них написано, - и так направить мысли в другую сторону. Очень полезно призывать в это время имена родителей и духовного отца.
Старец иеросхимонах Сампсон
Как нужно беречь каждый день, как нужно выжигать из себя гордыню, как нужно следить за своей ревностью и совестью, как нужно себя прибрать, себя подобрать, чтобы быть готовой для вечности; знать, что малейшая гордыня - и нас задержат. Какое должно быть тщание и как нельзя отставать! Иначе бесы прибьют. Пример - военнопленные. Когда их гонят - проходят до ста километров в день, и, если кто отстает, его убивают, записывая: "Убит за попытку бежать". Так точно и бесы поступают.
Чтобы блюсти себя от греха - все надо делать пред лицом Божиим.
Если кто-то что-то спросит, надо ответить с любовью, очень кратко. Идешь по улице, встретится кто-нибудь - тут же спроси себя, а как это будет пред Богом; всегда говорить, всматриваясь в себя, чтобы не было лести, чтобы не было лжи, не было человекоугодничества, была одна голая правда.
Если встанет вопрос и не сможешь ответить - чтобы не солгать и не обмануть, не схитрить, не слукавить, говори просто: я не знаю, не могу на это ответить, другого спросите, опытного или умного.
Вот тогда на самом деле будет жизнь пред лицом Божиим, и всегда будет радостно и весело, и эта мирность никогда не покинет.
Никогда не показывать свое настроение. Гордый человек, себялюб, заботится только о себе, не замечает окружающих, любви в нем нет. Тот никогда не будет соделывать свое спасение. Это эгоистическое состояние, то есть языческое.
Нудить себя, всегда быть внешне мирным, чтобы людей не огорчать. Боязнь огорчить человека - это и есть христианство.
А обидеть человека - даже и в мысли не должно быть. Это первейшая забота христианства, мерка христианства.
Самогрызение - это покаяние бесовское, от своего гордого "Я". Человек упрекает себя, зачем, почему пошел, тогда бы не встретил там искушения. Никого не винить, ни демона, ни человека, и не корить себя. Нам дано только право через способность протестовать и оберегать себя от греха не поддаваться искушению при помощи Божией, оберегая себя молитвенным строем, через смирение.
Ежедневно помните, что счастье в дружбе, в постоянном доверии друг другу, любуясь друг другом и уступая друг другу (как правило), да не будет кто командующим из вас. Сладость кротости да будет с вами. Если кто от усталости или расстройства душевного гневлив, раздражителен, немирен, то только кротость может успокоить расстроенного. Помните везде присутствие Божие. А посему молиться утром, днем и на сон непременно-обязательно. Лень оскорбляет и оскорбит Бога. А соблюдение поста в среду и пятницу непременно, чтобы не оскорбить Вездесущего.