Игумен Вонифатий из Феофании
В благоустроенном обществе различные звания и сословия существуют для того, чтобы члены общества "носили тяготы других", то есть помогали друг другу в достижении благоденствия внешнего и внутреннего, чтобы высшие заботились о мире и безопасности низших, а сии в свою очередь служили высшим по мере сил своих, по роду своих занятий. Посему очевидно, не самолюбие, не своекорыстие должны руководить христианином в исполнении гражданских обязанностей, но желание блага ближнему, искренняя любовь к нему. Святой апостол Павел, научая христиан повиноваться гражданским властям и законам (Рим.13,1-8) и сообразно со степенью и значением начальств гражданского общества воздавать каждому из них должное, говорит: "Емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь": все сии и подобные им обязанности гражданские соединяет в одну великую обязанность христианина: "Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга: любяй бо друга закон исполни".
Не место спасает человека, но добронравие и сердечное произволение. Адам, живя и в раю, согрешил, а Лот и в Содоме спасся; Иов на гноище заслужил оправдание, а Саул и находясь в царских чертогах лишен царства настоящего и будущего. Спастися убо возможно на всяком месте и при всякой доле, по судьбам Всевышнего нам доставшейся.
Требуется наипаче терпение и постоянство. "Претерпевый до конца, той спасен будет", - сказал Господь. "Иже на добрей земли... плод сотворит в терпении" (Лк.8,15).
Мужчины и женщины, идя в церковь Божию, должны быть одеты просто, скромно и прилично, должны держать себя с некоторой важностью, только без всякой изысканности, должны наблюдать благоговейное молчание, возгревать в сердце истинную и пламенную любовь христианскую, должны быть чисты телом и сердцем, должны быть святы, сколько возможно для них, дабы могли возносить молитвы свои к Святому Святых.
И по выходе из храма христиане должны вести себя так же, как и в самом храме, то есть должны быть так же степенны и любвеобильны к другим.
Игумен Филарет Глинский
Понуждай себя считать меньшим и худшим всех в добродетелях и недостаточным в познании духовного делания.
Не показывай ума своего, особенно пред старшими.
Если против кого совесть обличает, иди со смирением и проси у него прощения без всякого оправдания, хотя бы и вины твоей, по-видимому, не находилось. От этого ты придешь в душевное преуспеяние.
Игумения Антония Кашинская
Любите друг друга не наружным выражением, или угощением, или ласкою, но любите друг друга желанием добра, предостережением от зла, делом, словом, даже помышлением добрым друг о друге. Когда же вы видите худое в человеке, то знайте, что это дело вражеское, ибо мы в себе только должны видеть худое.
Когда вы слышите о человеке худую молву, от справедливых ли людей или от клеветников, от кого бы то ни было, тотчас же обращайте внимание на свои грехи и слушайте эти речи в обвинение себя и своих грехов, сами же берегитесь, чтоб не впасть в осуждение. "Не судите, да не судими будете ".
Наставления неизвестного старца христианам, в мире живущим
1. В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа. Во имя Божие, вот как приказываю вам жить, когда вы бываете одни: хотя бы и скорбно вам было, хотя бы и не хотелось - всегда мысленно сердцем вашим призывайте Господа Иисуса Христа, живущего в душе вашей.
2. У послушников Христовых в предмете должна быть воля не своя, а Божия, которая и апостолам, и нам воспретила исследовать будущее, егоже Бог положил во власти Своей.
3. Если живете вы с другими, то служите им, как Самому Богу, и не требуйте за любовь любви, за смирение - похвалы, за службу - благодарности.
4. Чем можете соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, того отнюдь не делайте; а если они оскорбят вас, смотрите на это не как на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога орудие, которым, если захотите, можете истребить в себе всякую нечистоту сердечную.
5. Прежде нежели что скажете, рассудите, не оскорбит ли ваше слово или дело Бога или ближнего.
6. Не судите чужого раба, стоящего или падающего: у него есть Бог, сильный удержать его от падения и восставить по падении.
7. Вспоминайте, что та минута, которую отнимает у вас лень, есть, может быть, последняя в вашей жизни, а за ней - смерть и суд. Оставьте негу.
8. Не огорчайте никого и не платите бранью за брань, скорбью за скорбь - ив книге животней имя ваше будет написано с преподобными.
9. Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым можно угодить Богу, а таких средств множество, как-то: ласковое обращение с людьми, утешение печального, заступление обиженного, подаяние неимущему, отвращение очей от дурных предметов, противостояние дурным помыслам, понуждение себя на молитву; терпение, милосердие, справедливость и прочее тому подобное. Исполнение этих священных добродетелей привлечет к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.
10. Всячески противостойте вспыльчивости, и, при Божией помощи, она непременно ослабеет. "Аще случится ти когда раздражитися или разгневатися, тогда наипаче ничтоже глаголи, или отыди, или затвори уста своя, да не изскочит яростный пламень и опалит душу твою и сущим с тобою сотворит напрасный мятеж; но едва угаснет пламень и мирно будет сердце твое - тогда яже ко исправлению глаголи".
11. Всячески остерегайся на что-нибудь сердиться: всякая неприятность не сама по себе постигает нас, но допускается промыслом Божиим для тех же спасительных целей, для коих святого апостола Павла постигали "беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии", внеуду брани, внутрьуду - болезни (2Кор.11,26).
12. Зная это, не обращайте внимания на то, кто обидел вас и за что обидел, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь хотел допустить это, и поэтому благодарите лучше Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Писание Святое глаголет: "Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын егоже не наказует отец" (Евр.12,7).
13. Оставляйте суровость всегда и будьте пред Господом в обхождении с людьми как дети незлобивые.
14. В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите: Бог есть любовь, и, кто в любви пребывает, тот - в Боге и Бог - в нем. И в скорбной жизни сладко жить с Божиею любовию.
15. Не в многоглаголании есть спасение, а в совершенном внимании себе.
16. Отвыкайте от споров: они, возмущая сердце, лишают нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противопоставляйте молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.
17. Подозрительность - совсем не христианское свойство, и потому не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует от нас Сам Бог чрез Священное Писание: "Будите мудри, яко змия, и цели, яко голубие".
18. Всегда держитесь средины: крайности нигде и ни в чем не похвальны. Помните старческое слово: "Могущему понести, все возвести".
19. Всегда будьте преданы воле Божией, всецело для нас спасительной.
20. Обращайтесь с ближними весело и с любовию. Любите их, служите им - они дороги: за них пролита кровь Спасителя, они - члены Христовы. Не оскорбляйте их даже едва заметным знаком.
21. Спасайте себя благоугождением пред Господом Богом, благоугождая Ему всеми видами любви. О том только и заботьтесь, чтобы обогащаться любовию. В ком есть любовь, тот имеет в себе Бога.
22. Заметьте, что вы только тогда бываете вполне довольны всем, когда имеете терпение, смиренномудрие, покорность и ко всем любовь.
23. Не вспоминайте с упреком о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит и взыщет с вас то, что уже простил вам.
24. В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: "Господи, спаси мя - погибаю!"
25. Если кого просите о чем, то просите с терпением жены-хананеянки.
26. Поверять чужие пороки есть грех, потому избегайте такой греховной уверенности.
27. Если вы каким-нибудь образом огорчили слугу, то употребите такое средство, чтобы он забыл сделанное ему огорчение.
28. Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были успешны.
29. Злое побеждайте добром: худого худым исправить нельзя.
30. Без отречения своей воли нельзя положить и начала спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа самоотречения, чада мои: оно необходимо ко спасению.
31. Если вздумаете кого навестить из ближних, то при посещении его положите себе за непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, в котором вошли к нему, хотя бы и получили какое-либо оскорбление.
32. Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближними обратитесь прежде к себе: по строгом исследовании мы почти всегда находим, что сами были причиною неудовольствия.
33. В минуту вспыльчивости молчите и творите молитву Иисусову.
34. Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого, чем можете: не осуждайте никого, не платите злом за зло: всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами.
35. Себя считайте последними и грешнее всех.
36. Любите Господа Бога и молитесь Ему как Отцу, смиряйтесь пред всеми христианами - и возлюбит вас Господь Бог ваш, и возрадуется о вас ваш пастырь.
37. Переносите нетерпеливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев - все без прекословия.
38. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: "Спаси, Господи, раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами умири сердце мое". Принудьте себя оказывать нелюбимому человеку всякого рода внимание и услуги - и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь, но и его самого исполнит святою любовию.
39. Если не утешает вас молитва при исполнении ее, то знайте, что она готовит вам Божественное утешение и сладость вскоре по исполнении: "Терпя потерпех Господа, и внят ми".
40. Во всю свою жизнь пред каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли воле Божией, не губительно ли оно для души моей, не обидно ли оно для ближнего? Если по строгом исследовании совесть не зазирает вас, то намерение свое приводите в исполнение, а если зазирает - удержитесь от исполнения.
41. Не касайтесь языком своим чести ближнего, но свой язык употребляйте только на славословие Божие и на чью-либо пользу и назидание. А захотите злоречить, то вспомните грехи, соделанные вами от юности, и порицайте себя за то, что сделали их.
42. Не тяготитесь жизнью: она несносна только для злочестивых, а кто верует в Господа Иисуса Христа, уповает на Него, любит Его - для того она всегда сносна.
43. Жизнь нам дана только для того, чтобы мы славили Бога, благотворили ближнему и достигали Вечного Царства указанным в Евангелии тесным путем, а не для того, чтобы веселиться в ней: "Блажени плачущий ныне" - а не смеющиеся.
44. Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса и есть венец и красота всех добродетелей. Что засохшей земле - дождь, то человеческой душе - смирение.
45. Смирение есть такая добродетель, которою любуется Сам Бог. "На кого воззрю? - говорит Он. - Токмо на кроткаго и смиреннаго, и трепещущаго словес Моих".
46. Но в чем состоит смирение? По моему мнению, оно состоит в том, что человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным; мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это; со всеми обращается радушно, всякому с любовию готов служить, не видит своих добрых дел и не говорит о них без нужды. Подобного смирения испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же крестныя.
47. Любовь покрывает множество грехов. Если вы будете печальным - утешением, несчастным - облегчением, бедному - помощию, сироте - отцом и матерью, больному - упокоением, слуге - милостивым, заблудшему - руководителем ко спасению и всякому христианину - усердным по возможности служителем, то за такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Господа нашего Иисуса Христа не только изгладятся грехи ваши, но и узрите Господа лицом к лицу и возрадуетесь во веки.
48. Полагайте на уста хранение, упражняйте сердце в молитве Иисусовой, прилежите всякого рода воздержанию - и получите дар бесценный, дар любви Божией к вам.
49. Воздавайте кесарево кесареви, а Божие - Богови. Направляя внешние, относящиеся к общежитию дела, по сердцу непрестанно будьте жертвою Богу и так живите в этом Вавилоне - мире сем, чтобы беспрестанно памятовать о своем горнем Иерусалиме и о своем предназначении.
50. Променяйте благородство ваше на рабство Господу Иисусу Христу. Неге противьтесь, роскоши избегайте и не превозноситесь пред вашими рабами: в высшем они с вами равны, потому что Господь наш призывает и их к святой Своей трапезе теми же словами, как и вас: "Приидите, ядите, сие есть Тело Мое... пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за вы и за многия изливаемая".
51. Долины, лежащие внизу, почти всегда бывают тучны и плодоносны, а высокие горы большею частью сухи и неспособны к плодоношению. Равным образом колос, который держит голову вверх, всегда бывает пуст, а который стоит поникнувши голову, в том много зерен. Имейте сердце смиренное - и обогатитесь всем нужным ко спасению.
52. На долину плодоносную дождь льется и прямо с облаков, и с высоких гор - таково смирение. Под именем дождя я разумею благодать Божию, которая дается смиренным и непосредственно от Бога, и чрез людей, в сей жизни духовно вознесенных Господом, как вознесены горы. Если внутреннее ваше будет смиренно отдано в волю Божию и закрыто для входа врагам его, то приидет к вам Утешитель Дух Святый и вселится в вас.
53. О пространном пути забудьте: Господь, по милосердию Своему, ведет вас тесными вратами в Царство Небесное, а тот путь приведет в пагубу вечную.
54. И вам, и себе желаю в этой жизни только очищения от грехов и прошу Господа Бога, чтобы Он с нами сделал все то, чем угодно будет Ему очистить грехи наши и смыть беззакония, хотя бы для сего нужно было бесчестие и бесславие. И вам, и мне должно жить по заповедям Божиим, а не по толкам человеческим.
55. Для пользы своей души любите уединение и, покорившись совершенно велениям Отца Небесного, приучите свое сердце к непрестанной молитве Иисусовой. От внутреннего пребывания в вас Господа Бога вы соделаетесь во всем терпеливее, любвеобильнее и смиреннее.
56. Берегитесь, чтобы леность не расслабила ваших сил для подвигов духовных: она первый враг для живущих в удалении от Отца; но и не отчаивайтесь в спасении и не печальтесь чрезмерно, если иногда ослабеете в подвигах.
57. Не дела собственно спасут нас, а милость Божия, если мы творим дела только во имя Господа Иисуса Христа, Который да не лишит вас, другов моих, милости Своей во все дни живота вашего. Слабы ли вы, дурны ли - все прибегайте к милосердому Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко: эта надежда не посрамит вас во веки.
58. Не презирайте слов моих и не считайте их трудными к исполнению: для Господа и с Господом все трудное нетрудно и все скорбное нескорбно.
Иго бо Его благо и бремя Его легко есть.
Старец Алексий Зосимовский
В ответ на слова духовной дочери, что она живет совершенно не так, как ей хотелось бы, живет совершенно не жизнью духа, что жизнь заставляет ее все время лишь думать о куске насущного хлеба, батюшка всегда говорил: "Вот и скорби, скорби, только так и очистишься".- "Да как же я очищусь, батюшка, когда я все больше погрязаю?" - "Ну, ну, погрязнешь и вылезешь, а то, знаешь, бывает и наоборот: вылезает, а вдруг и погрязнет: не спеши вылезать, так-то вернее будет, а тебе нужно узнать всю изнанку жизни, хоть ты и нежный цветочек. Не бойся грязи, грязи, видимой в человеке, - значит, он спасен, когда вся грязь наружу, то есть когда духовная грязь в нем уже заметна, - этим он искупает вполне свое недостоинство; а вот надо бояться той грязи, до которой трудно докопаться, той грязи, которая гнездится в таких тайниках нашего сердца, где никакая человеческая помощь не сможет заставить ее обнаружиться во всей ее закоснелости, где может помочь лишь десница Божия".
Осуждаем, детынька, оттого, что за собою не смотрим и себя наперед не осуждаем. Не осуждай никого, не клевещи и не давай неправильных советов ближним, ну, а если тебе придется сделать это, то спеши исправить зло. Скажи, что ты неправильно сказала, предупреди, извинись письмом, наконец, если сама не можешь увидеть их, а то, знаешь, много неприятностей от этого бывает.
На вопрос духовной дочери, можно ли играть на рояле и танцевать, батюшка сказал: "Играть на рояле благословляю тебя только классические вещи, например Бетховена, Шопена и др. Есть и легкие вещички некоторые хорошие, но вообще легкая музыка служит только страстям человеческим, там, знаешь, и аккорды-то все страстные... Ну а танцы - это совсем дело бесовское, унижающее достоинство человека. Знаешь, я как-то, когда был еще в миру, смотрел раз из своего окна и увидел напротив в окне бал. Так мне со стороны смешно даже смотреть было - кривляются люди, прыгают, ну точь-точь как блохи".