Воспоминания Товарища Обер-Прокурора Св. Синода Князя Н.Д. Жевахова, т. 1, Мюнхен, 1923.

Н. Обручев: Подлинный Облик Царя-Мученика, как Человека, Христианина и Монарха, в сборнике под ред. С. Завалишина, Нью-Йорк, 1959.

В.Н. Воейков. С Царем и без Царя. Москва, 1994.

А.А. Вырубова. Страницы моей жизни. Берлин, 1923.

А.А Волков. Около Царской Семьи. Москва, 1993.

6. Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох. Москва, 1994.

В.Ф. Иванов. Император Николай II. Харбин, 1939.

Д. Ходнев. Император Николай II, Державный Вождь Роcсийской Армии, в сборнике под ред. С. Завалишина. Нью-Йорк, 1968.

Протопресвитер Михаил Польский. Новые Мученики Российские. Часть 1. Нью-Йорк, 1949.

С.С. Ольденбург. Царствование Императора Николая II, том II гл. 15, Мюнхен, 1949.

О. Платонов. Правда о Григории Распутине. Саратов, 1993.

Епископ Никодим Далматинский. Правила Православной Церкви. Т. 1, СПб, 1911.

П. Жильяр. Император Николай II и Его Семья. Вена, 1921.

Светлый Отрок. Сборник статей о Царевиче-Мученике Алексее и других Царственных Мучениках. Москва, 1990.

Духовник Царской Семьи. Москва, 1994, часть 1. Житие Святителя Феофана Полтавского.

Игумен Серафим. Православный Царь-Мученик. Пекин, 1920.

Ф.В. Винберг. Крестный путь. Москва, 1993.

Составил К.В.П.

(статья опубликована в альманахе “ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ” № 17. 1996. Стр. 10.)

«Надо сказать, что Распутин, несмотря на свою малограмотность, был далеко не заурядным человеком и отличался от природы острым умом, большой находчивостью, наблюдательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться, особенно давая характеристики отдельным лицам. Его внешняя грубость и простота обращения, напоминавшие порою юродивого, были, несомненно, искусственны; ими он старался подчеркнуть свое крестьянское происхождение и свою неинтеллигентность», - пишет Руднев, член Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. ( Олег Платонов. Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина. М. Энциклопедия русской цивилизации. 2001. [ниже – Платонов. Жизнь и смерть Григория Распутина.] Стр.447.)

Платонов О.А. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА[9]

О Григории Распутине написано немало, но впервые русский учёный и публицист Олег Платонов проанализировал эти «труды», оказавшиеся обыкновенными фальшивками. С документами в руках автор этой книги доказывает: [мифический] образ Распутина — всесильного временщика — создан в угоду силам, разрушавшим Россию и Царский Престол. Между придуманным Распутиным и реальным человеком нет ничего общего.

Слово к читателю[10]

Даже историку-специалисту бывает трудно выделить истину из того нагромождения лжи и клеветы, подлогов и озлобленных насмешек, которые в начале XX века принимались за правду современниками и как правда передавались потомкам. Чтобы вскрыть суть этого политического явления недостаточно знание одних только фактов и логических рассуждений, хотя они, безусловно, необходимы. Для полного понимания требуется вскрыть психологические причины того, почему в России в течение двух десятилетий нагнеталось подобие массового психоза. Главным стремлением антиправительственных кругов было желание сокрушить Самодержавие, свергнуть Православного Царя, ради чего и пускались в ход любые средства. Следуя евангельскому завету узнавать дерево по плодам, мы можем теперь наблюдать плоды деятельности того времени: развал страны, семьи, нравственных устоев — с одной стороны, с другой — святость и мудрость, уже неземная. Вот по — этим плодам, по этим итогам и надо судить, кто был прав в трагическом противостоянии предреволюционных лет.

В наше время многие люди вздыхают о России, «которую мы потеряли», и сокрушаются о том, что получили взамен. Конечно, в запоздалом прозрении не следует впадать в противоположную крайность и изображать прошлое исключительно в розовых тонах. Да, в России были недостатки, но это не мешало убеждению, что наши предки нормально жили, развивались, творили, а самое главное — хранили веру Православную, которая указывала им истинный путь. Почти все это мы утратили и очень об этом жалеем. В искреннем, непритворном покаянии мы делаем невероятные попытки восстановить истину, вновь стать достойными хранителями православных святынь.

Долгое время последний русский Царь носил ярлык «кровавого», хотя его обвинители не скрывали, что пролили крови гораздо больше — в том числе и кровь самого Императора, его супруги и ни в чем не повинных детей. Мы твердо уверены, что Царь наш был святой человек, и, хотя клевета в его адрес звучит и поныне, все тише становятся ее звуки и все меньше она находит сторонников. Ныне уже нет необходимости, как несколько лет назад, защищать честь того, чье достоинство проявилось и на вершинах власти и — еще ярче — после низвержения, в ссылке, перед лицом мучителей. Иное дело — личность Распутина, до сих пор опутанная нитями лжи, клеветы и сомнительной полуправды. Любое слово в защиту Г.Е. Распутина-Нового встречает насмешливый гвалт [даже среди тех, кто сам себя называет православным!].

«Вы что, ополоумели? — спросят вас, — Это же был хлыст, распутник, пьяница... Даже сама фамилия говорит о нем весьма красноречиво!» «Откуда вы это знаете?» — попытайтесь спросить у них и получите ответ: «Да это же общеизвестно!»

А между тем, об этом не всё известно. Создать облик исторической личности на основе сплетен и кривотолков довольно легко, но такой прием антинаучен и по-человечески непорядочен. Заурядный пьяница и распутник не оставил бы столь заметного следа в русской истории. Он не вызвал бы на себя бешеный огонь клеветы и ненависти со стороны врагов Самодержавия, поскольку им такой Распутин был бы выгоден.

В действительности Григорий Ефимович Распутин-Новый был необыкновенный человек, народный праведник. Возможно, кто-нибудь из читателей скептически улыбнется. Ну что ж, на это можно ответить: хорошо смеется последний! Тем, кто идет в первых рядах на пути к истине, всегда трудно. На них обрушивается шквал недоверия, даже презрения, к ним относятся как к ничтожным дилетантам, но их мужество надо приветствовать. Автор данной книги [историк, любящий истину и свою Родину и ревнующий своей жизнью выполнять волю Божью, Олег Анатольевич Платонов] привел много убедительных фактов, против которых невозможно возразить. Хотя, конечно, найдутся оппоненты с собственными мнимыми или ложно истолкованными фактами, которые вписываются в привычные стандарты. «Что написано пером — не вырубишь топором», — добавят они при этом. В ответ мы можем спросить: а каким пером? Если сатанинским, то написанному верить никак нельзя. И Олег Платонов этому не поверил. Он искренне и непредвзято шел к истине. Помоги ему Бог! Кто читал его книги о Распутине, знает, с каким увлечением они читаются, хотя порою могут закрадываться и сомнения: слишком непохожа концепция автора на то, что мы знали и слышали о Распутине прежде. Что ж, недаром мы живем в век скептицизма, следуя принципу: все подвергать сомнению. Он хорош для искренних искателей истины — ведь и Олег Анатольевич Платонов начал свои исследования с сомнений в истинности сложившегося стереотипа о Распутине. Отрицательно и бесперспективно лишь сомнение ради сомнения. Оно сродни гордыне и напоминает наш недавний массовый атеизм, когда насмехались над Богом, не признавая Его существования и этим противореча самим себе. В результате получалась глупость, безумие: невольное утверждение через отрицание. Всякий раз, когда у нас появляется сомнение, дух злобы пытается направить его в выгодную для себя сторону. Обычно люди сомневаются в лучшем, наиболее жизненно важном. Не сомневаются только во второстепенных вещах, что опутывают нас, мешая увидеть лес за деревьями. Но мы должны посмотреть вдаль. Вот тут нам на помощь придет наша вера.

Лжецы, разрушители, пассивные скептики редко бывают способны просто, по-детски верить. Верить тому, кто всей душой болел за Россию, страдал о ней, кто разделял горькую участь со своим народом, кто умел проявить сострадание и к Императору, и к самому последнему из его подданных. Не случайно Августейшее Семейство было так вежливо и благоговейно к Распутину. Сердце сердцу весть подает: своим чутким праведным сердцем они в Распутине чувствовали праведника и обращались к нему, как к праведнику. И он помогал им молитвою там, где были безсильны опытные врачи. Я имею в виду лечение Наследника. Теперь это пытаются объяснить другими причинами, благо появилось много мнимых целителей. Но уже известно немало случаев, когда их целительство, не подкрепленное христианской верою, приносило только вред.

Распутин стоял за Православие, был сам глубоко православным и к этому призывал всех. Меня особенно поразило то, как он, будучи расстрелянным [правильнее: ритуально убитым!][11] и брошенным в воду, держал пальцы сложенными в крестное знамение. Крест, как известно, означает победу над бесами. В лице Распутина я вижу весь русский народ — поверженный и расстрелянный [для соборности мертвый!], но сохранивший свою веру, даже погибая. И сим он побеждает!

Наши рекомендации