Священное Писание. Его Богодухновенность.
Церковь действием Духа Святого определила канон Священного Писания. Писание имеет богочеловеческий характер. Божественное и человеческое находятся в нем в "халкидонском" единстве.
Безусловно истинно в Писании только Божественное Откровение. Все прочее в нем: исторические, научные, философские и т.д. сведения, — хотя и сообщается "по тщательном исследовании" (Лук. 1;3), тем не менее имеет уровень лишь человеческой достоверности. Но и человеческое в Писании в силу халкидонского единства с Божественным Откровением промыслительно (богодухновенно) служит также делу спасения людей. Например, т.н. противоречия (разночтения) в Евангелиях являются одним из ярких доказательств исторической достоверности описываемых в них событий.
Неверные взгляды на богодухновенность Священного Писания:
монофизитский (вербальный, механический) — Священное Писание было "продиктовано" Самим Богом, так что писатель был лишь "тростью книжника-скорописца"(Духа Святого);
пелагианский (рационалистический) — Священное Писание является плодом человеческого религиозного вдохновения без какого-либо особого действия на писателя Духа Божия.
Священное Предание и предания.
Под Священным Преданием понимается то непрерывное действие Духа Пятидесятницы в Церкви, которое передается из поколения в поколение через носителей этого Духа и выражает себя в вероучительных истинах, нравственных нормах, принципах духовной жизни, канонических и литургических установлениях, дисциплинарных требованиях, обрядах и т.д. в качестве необходимых средств спасения и духовного совершенствования человека.
Священное Предание включает в себя Священное Писание, решения Вселенских и Поместных соборов, творения и жизнь святых отцов и учителей Церкви, ее литургическое наследие, иконо- и гимнографию, различные церковные установления, предания.
Критериями истинности, то есть принадлежности Священному Преданию любого предания в Церкви являются:
отсутствие противоречий Священному Писанию;
согласие святых отцов и учителей Церкви в данном вопросе (consensus patrum);
полезность в духовной жизни человека и общины, т. е. способствование молитве, покаянию, любви ко всем людям, исполнению заповедей.
Напротив, все то в церквах, что служит мирской помпезности, зрелищности, развлечению ума и чувств, фанатизму, нетерпимости, фарисейству, тщеславию, эстетизму и т.п. — прямо свидетельствует об отступлении от Священного Предания.
Предания в Церкви: особенности богослужебных чинопоследований, напевов, церковной дисциплины, обрядов и обычаев, обусловленных временем, народом, культурой, местом и прочее. Предания всегда вторичны по отношению к Священному Преданию, они могут быть и полезными (напр., исповедь перед Причащением), и вредными (напр., "концерты" во время Запричастного).
Церковь и другие религии.
Существуют три взгляда на этот вопрос.
Теософский: спасение одинаково возможно во всех религиях, поскольку все они, хотя и разные, но, по существу, равноценные пути к одному Богу. Рамакришна: "Тот, кто есть Кришна, в то же время — и Шива, и Божественная мать, и Христос, и Аллах" (Провозвестие Рамакришны. СПб. 1914. С.20). — Этим взглядом упраздняетя необходимость пришествия Христова, обессмысливается Его Жертва.
Формально-канонический: для спасения безусловно необходимо быть членом видимой Церкви, принадлежность к которой осуществляется через принятие ее веры, таинств и правил (канонов) жизни. Все неправославные погибнут. — Эта точка зрения противоречит факту спасения Жертвою Христовою как тех святых мучеников, которые не смогли принять ни Крещения, ни Евхаристии, так и всех ветхозаветных праведников. Но ветхозаветная эпоха продолжается для всех тех людей и народов, которые не услышали проповеди Евангелия (напр., Русь в первом тысячелетии; Америка до Колумба; множество современных людей).
Сотериологический: “Всякий грех и хула, простятся человекам; а хула на Духа не простится меловекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем” (Мф. 12,31-32). Христос есть “Спаситель всех человеков, а наиболее верных”(1Тим.4;10). “Христос... находящимся б темнице... сойдя, проповедал, некогда непокорныv ожидавшему их Божию долготерпению”(1Петр.3; 18-20). Сошествие Христа в ад — это акт вневременной, потому Христос стал доступен для всех, сходящих туда. Отсюда, всем тем, которые по объективным причинам не приняли Православия, но не похулили Духа Святого и сделались способными увидеть и восчувствовать свою несамобытность, греховность, неспособность стать нормальным человеком без помощи свыше, сохраняется возможность вхождения в Церковь путем ветхозаветного человечества.
Лит.:
Арсеньев Н.С. В исканиях Абсолютного Бога (из истории религиозной мысли античного мира). М.1910.
Афанасий Вел., св. Слово на язычников. Слово о Воплощении Бога Слова. //Твор. Т. 1.
Св.-Троице Сергиева Лавра. 1902.
Булгаков С. Тихие думы. М.1918.
Введенский А.И. Религиозное сознание язычества. М. 1902.
Глаголев С.С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви.
Харьков. 1900.
Григорий Богослов, свят. Творения.Т.II-III. М. 1889.
Зелинский Ф.Ф., проф. Характер античной религии в сравнении с христианством.//Русская мысль.
1908, февраль.
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. Т.1-2. М.1993.
Иоанн Златоуст, св. Творения.Т.1.Кн.2. СПб. 1895.
Ириней Лионский, св. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн.1У. СПб. 1900.
Иустин, св. Философ и Мученик. Сочинения. М. 1892; М. 1995.
Климент Александрийский. Строматы. Ярославль. 1892.
Кудрявцев П. К вопросу об отношении христианства к язычеству. ТКДА.1903.№5.
Рождественский Н.П.,проф. прот. Критико-сравнительный обзор естественныхрелигий и определение
их отношения к христианству. //Христианская апологетика.Т.2.СП6.1893.
Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М. 1996.
Феофан (Говоров), св. Толкование первых восьми глав Послания св. ап. Павла к Римлянам. М.1890.