Е Послание Апостола Павла к Тимофею гл. 2 ст.15.
«Старайся представить себя Богу достойным делателем неукоризненным, вернопреподающим Слово Истины».
Скорби чем забыть? В трудах, более в Природе и в Святых Тайнах, более одному, а по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь, и не поможет, и от скорбей умрешь, то получишь мученика, потому что все разно получают венцы.
Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают. Свои грехи забыты, а чужие — на глазах.
Скорби — рыцарь: опыт итти на войну каждый день, чем более проживёшь, тем более встретишь бесовского войска: старайся победить. Главное — опыт с миром в душе.
Потом очень осторожно! Бог даёт скорби: вынесешь — победа — небеса!
Попадёшь потом на искушение, — не давай значения, что он тебя искусит за добрые дела, — делай более.
И будит бес, — покажет, что нет тебя грешнее: врёт бес, — милосердие Божие более всего: делай добро, потом бес убоится.
Потом леностью и большой знатностью и более лицемерием на посте и блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах более на гордости. Гордость так тонка, она себя корёжит: и генералом и архиереем. Тут монахов бес ловит: вы светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа — это пусть у простячков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полюбит. Вот бес как выгодно ловит всех. Скорби весь этикет вышибут: бес остался ни с чем. Спасайся не для корысти всеми силами — скорби спасут.
Скорби — чертог Божий. И все знатные Божий без скорбей не живут. Они ведут к истиной любви. Поверим — загробную жизнь узнаем: ад — рай!
Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут. Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства.
Трудный час на земле — сладкая минута на небе. Утешь, Боже Своих! Дай Твоего примера. Укажи, Боже что такое небесное и земное. Мы увидим и возрадуемся всем злым языкам, то они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога Живаго! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью! Благословение Божие и Слава Его на нас.
* * *
Почему видим Православное кладбище и делается на душе скука? Потому что жизнь земная, суета, — не боролись с хотением, служили телу и заняты праздными удобствами и в злобе и в клевете.
А почему у рак Праведных чувствуешь приятно? Потому что жизнь его — страдание, как Христос страдал и после Его страданья была Пасха.
Так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованием на Господа, а мы чувствуем и радуемся его крепости праведника, и радость в нас неописуемая.
И так весело смотреть, как помирает духовный брат или сестра. Потому что жизнь нам его примером и смерть на утешение.
Почему? Потому, где мы с покойным говорили о загробной жизни и вот впопад: мой брат где нет печали покоится.
Великое дело говорить о смертном часе.
И вдруг видим брата своего новопреставленным. Где мы сидели, посмотрим то место, где была беседа о Храме и о Святых Тайнах и много о Божиих делах, и запечатлеется в сердце невысказанная радость и невольно помянешь брата: беспрестанная молитва, везде ходили и говорили всегда о святом и природе.
Какая отрада иметь братьев и говорить о духовных делах и жить единодушно. И видишь: брат уходит на вечную жизнь, и там будет молиться, а мы здесь о нём.
Какая радость! Видим проскомидия совершается и сливаются молитвы, как бы узнать великую тайну.
Помолись об усопшем и он во сне, то есть Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей.
Много случаев было, что рассказывали о своём месте: об аде и о рае. Когда помолишься и увидишь своего знакомого — приходит и заставляет молиться об его грехах.
Иногда не скажет, а велит молиться, — Бог разберёт грехи.
Добрыя дела Ангел-Хранитель записывает, эти же Ангелы известят в образе брата.
Будем беседовать о Страшном суде, — подавать проскомидию и молиться за усопших.
О! Горе, за клятвопреступление и за призвание имени Господня без нужды, напрасно, за лжесвидетельство, за неисполнение обетов, говорит о мытарствах Феодора, и достигла осуждения и клевет и разных падений, — вот и молитвами и миновали ужаса.
Добрыя дела вменились зашитой всех мытарств.
Великое дело быть при последнем часе больного. Увидишь смерть болящего и невольно помянешь мирскую суету, и получишь две награды: посетишь больного и в это время земное кажется обман, — просто сеть беса.
И явится страх, — и видишь друзи остаются, скажем себе: где и куда всё земное.
И помянем даже молодость и юность, потому что смерть не спрашивает ни старости, ни молодости. И ни мужества, и ни быстроты ног, и ни знатности, и никаких иереев, и епископов, и всех колен земных, и отпора нет, и златницы нипочём, и откуп не имеет цены.
Горе слёзное, что нет заслуги и роскошь сделалась безценною и кимвалы без зашиты.
Единение духовное
Духовное единение, — почему глас Господень? А потому что у духовных един дух.
И переносит скорби на утешение, а почему? А потому что у них, когда они беседуют, то земного как нет, то есть и ничто не существует.
У них всегда в сердцах их Библия и Новый Завет.
И находится мир и премудрость: и враги им без цены, потому в них живет дух святыни.
И у них материнский сердца: мать никогда не покажет детям озлобленного сердца и проявит ласку детскую.
И у духовных нет скрытого, потому у них и заключается единение.
Ложь не допустит Бог, Бог любит единодушие. И у них в очах их земная природа вся за рай, и все свято, потому что они наполнены благодатью.
Без благодати — природа за роскошь, тоже утешение, но земное, — утешение разных садовников, и все хотят развести прекрасные лилии.
Кому рай, — а другие при лилиях назовут музыку и забывают земные скорби.
И вот тут-то Господь сказал: обратится ваш смех в плач и ваша роскошь в печаль.
А у духовных, то есть кто ходит в храм и проводит остальное время в пении и беседует с Евангелием: у них ум — красота Божия и наполнены славы Бога Живаго, тем более Евангелие не берутся по своему рассуждать.
И духовные любят трудиться, помнят слова Апостола Павла: «кто не трудится, да не ешь». У них труд, — да людям непонятен, потому они с Богом, — у них успех удачный.
И труд — не суета и не работа вражья, — ими Бог руководит, а потому что благословясь. И у них в начале трудов про себя читают «Царю Небесный», а по окончании трудов «Достойно есть». И наполнены братолюбия, посреди них Бог — Помощник.
А почему у них всего более? Потому что подают милостыню, и дающая рука, да не оскудеет во век.
А почему они веселые? А потому их утешает Ангел и умудряет Бог, в них всегда книга жизни премудрости.
А почему в них премудрость? А потому что не говорят праздно, и вот у них ум в Боге — Бог — в них.
А почему не говорят праздно? А потому что боятся Бога. За всякое праздное слово Богу ответ отдашь. Кто говорит праздно, у тех разсеянность и разбросан ум.
И в храме стоять не могут, и Божие служение коротают.
А у Божиих людей храм за страх, и служба на утешение. Что такое утешение? Беседа со Святым и с мучеником, как страдали за Христа.
А почему так легко им беседовать и видеть страдания Святых? А потому что они все время заняты.
О Святом, — без храма, то есть всю седмицу в размышлении о Боге и о Его Святых, вот поэтому и храм за ковчег и служба за радость и пение церковное кажется за Ангельский звук.
А почему Ангельский звук представляют? А потому что люди духовные себя не ценят, чем святее, тем себя становят грешнее.
Чем более молятся, — кажутся себе грешнее, потому что все видать, от всех малостей является страх в душе, и все мало молитвы, — и невольно спасение получают.
Себя не унижают и хвалить забыли, — потому в молитве, — в привычке.
Они не судят, почему? А потому что заняты молитвой, — им некогда.
А почему им везде хорошо? А потому что они в размышлении с Богом.
Им некогда разбираться и они хотели бы, но на всяком месте Владычество Его. Поэтому и покой живёт в них, а не покой, суета сует, неблажен человек.
Хотя и молится, и Бога любит, и аскет, а не покойный... в нём есть черта непокорности и осуждения — глава греха, — прелесть своего рода.
Или дух власти, беснованье, — и не даёт покоя — монаху: пойти там в монастырь, настоятель хорош; а епископу: пойти в богатую епархию или в пустынь.
А Божий человек — ему и во хлеве рай.
И дело послушанья, — земное послушанье — небесный чертог, за него глава рая.
1910 г. Сентябрь 22. Покровское.
Дивные дела милостыни
Грешника учат небеса, то есть Престол Божий ясно представляет милостыню.
Милостыня, правда избавляет от напасти: не стану показывать на личности.
А кто подаёт, тот сам много испытал на себе, что дающая рука не оскудеет, и много получал.
Дивные явления чудес за милостыню. Видишь бедный едет на твоей лошадке, с отрадой и с сияющим светом. Что же есть дороже? Отрады и покоя — помочь ближнему.
Но бес своим искушением не оставляет и делает всякие наваждения, говорит: сам по миру пойдешь, не подавай, а то представит пьяницей или ленивым, нерадивым, а всего более говорит: оскудеешь сам.
И слова Евангелия из сердца вон, где говорится: подай тому, с кого нечего взять — это приятно Богу, всем известно, — и сам чувствуешь обновление. Вот какой бес и Евангелие закрывает.
Очень приходится бороться, потому что за добро платят злом, и зло царствует.
Добро всегда добром и останется, а человек только покажет себя, что он недостоин добра.
Но он хочет быть молитвенником за милостыню и вспоминает благое дело благим, но ему враг рода человеческого не дает покоя и все благое представляет нетрудовым, а каким то даровым, чтобы не молиться за милостыню и покажет благое за самое гадкое.
Великое дело милостыня, и с ней очень много борьбы, и тут зависть коварного говорит: то направо, то налево подавай.
Тебя похвалят и помогут и защитят в напастях. Несмотря на коварные мысли, но подавай без разбора. Бог Сам научит кому давать и пошлет человека Божия, который помолится, и Бог услышит молитву его.
Когда чувствуешь подать. — подай, не скрой златницы, а не хочешь да подай.
И поневоль себя и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милостыни. Слушай Евангелие, но посмотри, давно ли живёшь по Евангелию.
А то бывает, что видел похвалу за милостыню: крест или металл или чин потом роздал имение своё и креста не получил и чина не дали. То он приносит хулу на Бога, а потом за потерю именья покушается на жизнь.
Такая милостыня Богу не нужная, хотя и невольно думаешь. Проси Бога, чтобы научил понять о Царствии Божием, и о страдании Иова за потерю имения, и Иов помолится о тебе, его надо просить.
Тысячи примеров, кто просит угодников, — они учат подавать милостыню. Они сами угодники, боролись с собой и просили: кто Иоанна Милостивого и других, поэтому Бог слышит их молитвы, и станешь подавать с отрадой и терпением (трепетом).
Кто подаёт, тот все нужды поймёт человека, потому что входит в дела бедности. А кто бедности не понимает, тот и далёк от чужого горя...
Его никакие слова не убедят, и Евангелие чуждое от него, поэтому далёк от чужой напасти, почему это так? А потому что его родители насмехались над бедным.
А есть ли таковым людям Царствие Божие? Есть за потерю имения.
В Киевской Печерской Лавре Арефа, он имел тайное богатство, и так отличался скупостью, что никогда не подавал бедным. Однажды ночью воры разграбили его именье: и вот он начал клеветать на братьев за свою потерю, он ужасно заболел и при кончине сказал: «Господи, не хотяй смерти грешника: Господи, спаси и помилуй». Господь услышал и спас его даже от болезни греховной, и бесы исчезли, и доспелся здрав и стал примером для всей братии.
Коротко сказать: по человеческому размышлению невозможно, а у Бога все возможно.
Ах, милости и щедрот у Бога много, — несть конца. И всё это мы переживаем на себе — чудеса — не даём отчёта в них. Милостыня даже и в маловажном деле, — если подашь, и тут Бог явно поможет и дело выйдет: поедешь или пойдёшь и вот Бог увидит твою руку помогающую, и путь твой будет благий.
Да, крайняя досада и беспокойство: когда идёшь с близким человеком и говоришь о своих удобствах, а встречается бедняк и беспокоит тебя своей протянутой рукой, а мы скоро скажем: не безпокой нас, что шляешься? Не станем с ним говорить о его запутанных делах.
И вот за это Бог делает потерю и разные банкротства, и в день беды Господь не покроет и не помилует и не защитит от напасти.
Царствие Божие не даром даётся, и кресты разного рода, а милостыня выше всех добрых дел.
Написано в Покровском в сентябре 1910 г.