Александры Феодоровны с высказываниями
Григория Распутина
(1907-1916)
Дарственная надпись: «Г. Распутин 1911 г. 3,2.>> Здесь мой покой славы источник во свете свет подарок моей сердечной Маме.
Григорий, февраля 3, 1911.
Трудная моя минута, дни мои скорби!
Более скорби нет, когда своя своих не по-знаша.
Терпеть очень больно! Именно бес очень опытен, прожил веки и всегда отнимает у человека то, что любит.
Многие не выносят, убивают себя, эти люди не подружились с Богом. Дружба с Богом — тяжелые гонения и потеря, что любишь.
Но скорби — с Богом дружба! Рай — за правду и гоненья —в них есть красота рая. Не могу, а увижу Святых Отцов и мучеников. Сколько пришлось им потерпеть — почитаешь их жития! Боже! Дай силы!
Ведь и меня враг всячески искушает.
Пошлют злых людей, а злой язык — хуже беса, — не боится ни храма Божия и ни Святого причащения и все святое нипочем.
Господи! Как умножились враги мои! Мои — мнози возстают на меня!
Многие говорят душе моей: нет ему спасенья в Боге,
В душе скажу, не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Крепко люблю слово Твое, Господи! Не отчаявайся! Покаяние — радость Богу и Ангелам! Наследник у Бога будешь!
И я надеюсь на милосердие (Божие) Бога, — и оно велико! И все близкие убоялись зла и оставили на посмешище меня! Я скажу в душе моей, Господи, Заступник мой, никого не убоюсь. Послушание и покорность — на милость Твою! Всегда готов с рассуждением.
Возстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих: сокрушаешь зубы нечестивых.
Все пишут гадкую сторону по наученыо беса и от зависти на день суда Божия! Я им не противился, а старался сделать добро: помогать устраивать церковные дела.
В чем обвиняют — невиновен, увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и все колена земная.
Ловко и клеветать, — человек не оправдывается, а готовит на день суда Божия и этим желает узрить Бога.
Друзи мои, помолимся вместе, и успокоит нас Господь! И храм — наш ковчег, Святыя Тайны — радость неизмеренная.
Итак подражайте Бога, как чада возлюблен-ныя. Посмотрим на лицо писателей, сколько неправды есть! И не убоимся зла, как нас учит Святая церковь.
И будем проводить истинную беседу, и пущай нас учит Бог и утешает в беседе. Не раз видели славу Его, Ею мы питались.
Правда всегда и на мучениках и на праведниках, то есть перенесут на своей спине и получат венец.
Оратор у людей прав, а у Бога не видно, потому что он получает похвалу здесь, от мира сего.
Скажу тихо о соперниках Господу, величественно спасающий Царя и творящий милость Помазаннику Своему Давиду и потомству Его во веки.
Невежды! Кто виновен тому? Правитель Престола и свое воспитанье.
Мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражиих.
Давно мне заявлял бес, что я тя выгоню и должен выйти из Питера.
Я говорил своим последователям: он пользы не получил.
Я дома ему покоя не дам скорбями и воспоминаньями о своих дорогах. Воспоминанья более ценные и рай приобретающие.
Псалом 25
Разсуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, уповая на Господа, не колеблюсь.
В гоненьях путь Твой! Ты нам показал крест Твой за радость. Изгнанья Твои тяжелыя! И минутная жизнь — пресветлый рай, — нет конца!
Ах, несчастный бес восстановил всю Россию, как на разбойника! Бес и все готовят блаженство вечное! Вот всегда бес остается ни с чем. Боже! Храни своих!
Послание Апостола Иакова (2, 8)
Если вы исполняете закон Царский по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» — хорошо делаете, но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.
Много потоптали и убили в нас святого своим непонятием. Мы не злое ловили — уповали на волю Бога.
Хотя и скажем не на укор Богу, а на оправдание святыни потоптали своим умом и убили праведника, — он не оправдывался.
Друзи, Боже, братья мои, будем помнить Фаворский день! Пускай запечатлеется в сердцах наших, что нам здесь во век так! Кто может оценить, что мы вместе? Кто может так радоваться, только с нами невидимая сила!
Никто ее не купил, а по заслугам, и утешила нас. А какие заслуги, Богу весть! Язык сказать не может.
Воспоминанья! На том месте побудьте и оцените в душе своей! Для вас это очень важно.
Боже! Дай сил, чтобы не потоптать много жемчуга и не доспеться участниками, которые кричали «Осанна в вышних» и постилали одежды. И кивали всячески. А потом наши иереи и книжники не признают. И епископы, — и нам негоже! Друзи мои, где вы? А друзи мои кричат; наши епископы не признают Тебя! Плети готовят! О, Боже наш! Тяжелы воспоминания об отпоре утешения! В крайнюю минуту многие убоялись!!! Что им за это? Сердце духовное поймет, как было терпеть Господу? А которые из зависти, тем легче, они не хлебнули духовной сладости и не знают ее, потому им земной шар дороже небесного. А кто вкусил, да отперся: не знаю человека. Пойми духовно: горе ему! Познал да не вкусил, то есть не порадовался: ему тоже легче, А познал и вкусил: «осанна» сказал и порадовался потом не знаю человека. Подумайте и поймите, как ни слезно и ни больно разстаться с благодатью, которая вселила любовь в нас. И сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали как один, и очи наши понимающия друг друга, и не умолкнуть хвалить Бога. И хотят все убить семя духовное. И убили друзи наши и развели глазами. А воспоминанья — это в нас будут вме-
сто утешенья, И Царство небес в нас есть. Этого злые люди не отнимут.
Эти мысли записаны Григорием Ефимовичем в июне 1910 года, в По-кровском.
В гоненьях Твой путь. Ты нам показал крест Твой за радость. Господи, крест Твой тяжел, и минутная жизнь — лресветлый рай — нет конца!
Моя жизнь в дальнейший путь во Христе — рай! О, как весел, да крест тяжел. Радостный день в гоненьи, да не всяк вместит. Тяжелы скорби без привычки. Пойми грехи свои, и крест будет всласть. Без креста Бог далек! И сам не ищи креста, а Бог даст, понесешь, сколько сможешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь осторожен.
Осторожность надо у Бога просить, а без Бога осторожность будет хитрость. Боже! Храни во мне мир, в мире премудрость. И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь. И будет для них храм-ковчег, а Святые Тайны — обновление души и радость неописуемая.
Золото известно, а бриллианты, хотя и ценны, но не всем понятны. Так и духовная жизнь не всем вместима и радость — насколько порадуешься, настолько и восплачешь. Насколько примут, настолько и погонят.
Правду написал Царь Давид: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых», потому что занятие празднословием, и бес не любит еди-
номышленников. Бес очень опытен, прожил много и научил ко злу, и зависть — это его вкус. Да не зли беса, то он поедет на тебе, потому что люди тут не готовы, заняты гуляньями. Очень беседуй осторожно, а то это будет твоя беседа у тебя на спине Утешителя: за то, что разсыпал жемчуг перед свиньями. Ах, везде бес, как он опытен! Только победа — смиренье и крестное знаменье. А смирение дают скорби и разные гоненья. Кто не спасался, тот и не родился, а если родился, так живи в назиданье себе и людям. А себя не надо очень понуждать, а просить у Бога силы ит-ти на войну каждый день. В борьбе не отчаявай-ся, не в силе, а в немощи совершается благодать.
Июль. 1910 год. Покровское
В Евангелии от Иоанна (гл. 16): «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились: изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу». Кого же нам ждать? Ко всему надо быть готовым. Царство Божие за гоненье.
Попущение ко исполнению славы Божией. Неосторожность от беса — наука духовной жизни: когда сорвешься, на другой раз — побережешься.
Не взирай на угрозы беса, на злые языки: молись и делай добрые дела — это врагу укор и злым языкам — победа. Злой язык не любит добра: он трепещет. Злой язык хуже беса: бес крестного знамения боится и смирения трепещет, а злой язык тихо да клевещет. Злой с Богом не подружился.
Душа моя, радуйся гонениям и не спи ночи во зле, не дремли и днем в суете, рай построен для изгнанников правды. Не оправдывайся: хочешь с Богом дружить, хвали в душе скорби. Боже, дай сил, буду соработник Твой.
1 Послание Апостола Иоанна (3, 1)
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
Скорби — лютый мороз. После скорбей — светлый май, — забылся о морозе. Правда в душе — май позывает. Аромат, теплота Божия за то, что знобили враги.
Да, близок Бог! А тяжело в скорбях! Более всех испытаний — топтание святыни.
2 Послание Апостола Павла к Тимофею (2, 15)
«Старайся представить себя Богу достойным делателем неукоризненным, вернопреподающим Слово Истины».
Скорби чем забыть? В трудах, более в Природе и в Святых Тайнах, более одному, а по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь, и не поможет, и от скорбей умрешь, то получишь мученика, потому что все разно получают венцы.
Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают. Свои грехи забыты, а чужие — на глазах.
Скорби — рыцарь: опыт итти на войну каждый день, чем более проживешь, тем более встретишь бесовского войска: старайся победить. Главное — опыт с миром в душе.
Потом очень осторожно! Бог дает скорби, вынесешь — победа — небеса!
Попадешь потом на искушение, — не давай значения, что он тебя искусит за добрые дела, — делай более.
И будит бес, — покажет, что нет тебя грешнее: врет бес, — милосердие Божие более всего: делай добро, потом бес убоится.
Потом леностью и большой знатностью и более лицемерием на посте и блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах более на гордости. Гордость так тонка, она себя корежит и генералом и архиереем. Тут монахов бес ловит: вы светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа — это пусть у простячков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полюбит. Вот бес как выгодно ловит всех. Скорби весь этикет вышибут: бес остался ни с чем. Спасайся не для корысти всеми силами — скорби спасут.
Скорби — чертог Божий. И все знатные Божий без скорбей не живут. Они ведут к истиной любви. Поверим — загробную жизнь узнаем: ад... рай!
Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства.
Трудный час на земле — сладкая минута на небе. Утешь, Боже Своих! Дай Твоего примера. Укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы
увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога Живаго! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью! Благословение Божие и Слава Его на нас.
Почему видим Православное кладбище и делается на душе скука? Потому что жизнь земная, суета, — не боролись с хотением, служили телу и заняты праздными удобствами и в злобе и в клевете.
А почему у рак Праведных чувствуешь приятно? Потому что жизнь его — страдание, как Христос страдал и после Его страданья была Пасха.
Так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованием на Господа, а мы чувствуем и радуемся его крепости праведника, и радость в нас неописуемая.
И так весело смотреть, как помирает духовный брат или сестра. Потому что жизнь нам его примером и смерть на утешение.
Почему? Потому, где мы с покойным говорили о загробной жизни и вот впопад: мой брат где нет печали покоится.
Великое дело говорить о смертном часе.
И вдруг видим брата своего новопреставленным. Где мы сидели, посмотрим то место, где была беседа о Храме и о Святых Тайнах и много о Божьих делах, и запечатлеется в сердце невысказанная радость и невольно помянешь брата: без-престанная молитва, везде ходили и говорили всегда о святом и природе.
Какая отрада иметь братьев и говорить о духовных делах и жить единодушно. И видишь:
брат уходит на вечную жизнь, и там будет молиться, а мы здесь о нем.
Какая радость! Видим: проскомидия совершается и сливаются молитвы, как бы узнать великую тайну.
Помолись об усопшем — и он во сне, то есть Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей.
Много случаев было, что рассказывали о своем месте: об аде и о рае. Когда помолишься и увидишь своего знакомого — приходит и заставляет молиться об его грехах.
Иногда не скажет, а велит молиться, — Бог разберет грехи.
Добрые дела Ангел-Хранитель записывает, эти же Ангелы известят в образе брата.
Будем беседовать о Страшном суде — подавать проскомидию и молиться за усопших.
О! Горе, за клятвопреступление и за призвание имени Господня без нужды, напрасно, за лжесвидетельство, за неисполнение обетов, говорит о мытарствах Феодора, и достигла осуждения и клевет и разных падений, — вот и молитвами и миновали ужаса.
Добрые дела вменились защитой всех мытарств.
Великое дело быть при последнем часе больного. Увидишь смерть болящего и невольно помянешь мирскую суету, и получишь две награды: посетишь больного и в это время земное кажется обман, — просто сеть беса.
И явится страх, — и видишь друзи остаются, скажем себе: где и куда все земное.
И помянем даже молодость и юность, потому что смерть не спрашивает ни старости, ни моло-
дости. И ни мужества, и ни быстроты ног, и ни знатности, и никаких иереев, и епископов, и всех колен земных, и отпора нет, и златницы нипочем, и откуп не имеет цены.
Горе слезное, что нет заслуги и роскошь сделалась безценною и кимвалы без защиты.
Единение духовное
Духовное единение, — почему глас Господень? А потому что у духовных един дух.
И переносит скорби на утешение, а почему? А потому что у них, когда они беседуют, то земного как нет, то есть и ничто не существует.
У них всегда в сердцах их Библия и Новый Завет.
И находится мир и премудрость: и враги им без цены, потому в них живет дух святыни.
И у них материнские сердца: мать никогда не покажет детям озлобленного сердца и проявит ласку детскую.
И у духовных нет скрытого, потому у них и заключается единение.
Ложь не допустит Бог, Бог любит единодушие. И у них в очах их земная природа вся за рай, и все свято, потому что они наполнены благодатью.
Без благодати — природа за роскошь, тоже утешение, но земное, — утешение разных садовников, и все хотят развести прекрасные лилии.
Кому рай, — а другие при лилиях назовут музыку и забывают земные скорби.
И вот тут-то Господь сказал: обратится ваш смех в плач и ваша роскошь в печаль.
А у духовных, то есть кто ходит в храм и проводит остальное время в пении и беседует с Евангелием: у них ум — красота Божия и наполнены славы Бога Живаго, тем более Евангелие не берутся по своему рассуждать.
И духовные любят трудиться, помнят слова Апостола Павла: «кто не трудится, да не ешь». У них труд, — да людям непонятен, потому они с Богом, — у них успех удачный.
И труд — не суета и не работа вражья, — ими Бог руководит, а потому что благословясь. И у них в начале трудов про себя читают «Царю Небесный», а по окончании трудов «Достойно есть». И наполнены братолюбия, посреди них Бог — Помощник.
А почему у них всего более? Потому что подают милостыню, и дающая рука, да не оскудеет вовек.
А почему они веселые? А потому их утешает Ангел и умудряет Бог, в них всегда книга жизни премудрости.
А почему в них премудрость? А потому что не говорят праздно, и вот у них ум в Боге — Бог — в них.
А почему не говорят праздно? А потому что боятся Бога. За всякое праздное слово Богу ответ от дашь. Кто говорит праздно, у тех разсеян-ность и разбросан ум.
И в храме стоять не могут, и Божие служение коротают.
А у Божиих людей храм за страх, и служба на утешение. Что такое утешение? Беседа со Святым и с мучеником, как страдали за Христа.
А почему так легко им беседовать и видеть страдания Святых? А потому что они все время заняты.
О Святом, — без храма, то есть всю седмицу в размышлении о Боге и о Его Святых, вот поэтому и храм за ковчег и служба за радость и пение церковное кажется за Ангельский звук.
А почему Ангельский звук представляют? А потому что люди духовные себя не ценят, чем святее — тем себя становят грешнее.
Чем более молятся, — кажутся себе грешнее, потому что все видать, от всех малостей является страх в душе, и все мало молитвы, — и невольно спасение получают.
Себя не унижают и хвалить забыли; —потому в молитве, — в привычке.
Они не судят, почему? А потому что заняты молитвой, — им некогда.
А почему им везде хорошо? А потому что они в размышлении с Богом.
Им некогда разбираться и они хотели бы, но на всяком месте Владычество Его. Поэтому и покой живет в них, а не покой, суета сует, неблажен человек.
Хотя и молится, и Бога любит, и аскет, а непокойный... в нем есть черта непокорности и осуждения — глава греха, — прелесть своего рода.
Или дух власти, беснованье, — и не дает покоя, монаху пойти там в монастырь, настоятель хорош; а епископу: пойти в богатую епархию или в пустынь.
А Божий человек — ему и во хлеве рай. И дело послушанья, — земное послушанье — небесный чертог, за него глава рая.
22 сентября 1910 года, Покровское
Дивные дела милостыни
Грешника учат небеса, то есть Престол Божий ясно представляет милостыню.
Милостыня правда избавляет от напасти- не стану показывать на личности.
А кто подает, тот сам много испытал на себе, что дающая рука не оскудеет, и много получал.
Дивные явления чудес за милостыню. Видишь, бедный едет на твоей лошадке, с отрадой и с сияющим светом. Что же есть дороже отрады и покоя — помочь ближнему.
Но бес своим искушением не оставляет и делает всякие наваждения, говорит: сам по миру пойдешь, не подавай, а то представит пьяницей или ленивым, нерадивым, а всего более говорит: оскудеешь сам.
И слова Евангелия из сердца вон, где говорится: подай тому, с кого нечего взять — это приятно Богу, всем известно, — и сам чувствуешь обновление. Вот какой бес — и Евангелие закрывает.
Очень приходится бороться, потому что за добро платят злом, и зло царствует.
Добро всегда добром и останется, а человек только покажет себя, что он недостоин добра.
Но он хочет быть молитвенником за милостыню и вспоминает благое дело благим, но ему враг рода человеческого не дает покоя и все благое представляет нетрудовым, а каким-то даровым, чтобы не молиться за милостыню и покажет благое за самое гадкое.
Великое дело милостыня, и с ней очень много борьбы, и тут зависть коварного говорит: то направо, то налево подавай.
Тебя похвалят и помогут и защитят в напастях. Несмотря на коварные мысли, но подавай без разбора. Бог Сам научит кому давать и пошлет человека Божия, который помолится, и Бог услышит молитву его.
Когда чувствуешь подать, — подай, не скрой златницы, а не хочешь да подай.
И поневоль себя и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милостыни. Слушай Евангелие, но посмотри, давно ли живешь по Евангелию.
А то бывает, что видел похвалу за милостыню; крест или металл или чин потом роздал имение свое и креста не получил и чина не дали. То он приносит хулу на Бога, а потом за потерю именья покушается на жизнь.
Такая милостыня Богу не нужная, хотя и невольно думаешь. Проси Бога, чтобы научил понять о Царствии Божием, и о страдании Иова за потерю имения, и Иов помолится о тебе, его надо просить.
Тысячи примеров, кто просит угодников, — они учат подавать милостыню. Они сами угодники, боролись с собой и просили: кто Иоанна Милостивого и других, поэтому Бог слышит их молитвы, и станешь подавать с отрадой и терпением (трепетом).
Кто подает, тот все нужды поймет человека, потому что входит в дела бедности. А кто бедности не понимает, тот и далек от чужого горя...
Его никакие слова не убедят, и Евангелие чуждое от него, поэтому далек от чужой напасти, почему это так? А потому что его родители насмехались над бедным.
А есть ли таковым людям Царствие Божие? Есть за потерю имения.
В Киевской Печерской Лавре Арефа, он имел тайное богатство, и так отличался скупостью, что никогда не подавал бедным. Однажды ночью воры разграбили его именье: и вот он начал клеветать на братьев за свою потерю, он ужасно заболел и при кончине сказал: «Господи, не хотяй смерти грешника: Господи, спаси и помилуй». Господь услышал и спас его даже от болезни греховной, и бесы исчезли, и доспелся здрав и стал примером для всей братии.
Коротко сказать: по человеческому размышлению невозможно, а у Бога все возможно.
Ах, милости и щедрот у Бога много, — несть конца. И все это мы переживаем на себе — чудеса — не даем отчета в них. Милостыня даже и в маловажном деле, — если подашь, и тут Бог явно поможет и дело выйдет: поедешь или пойдешь и вот Бог увидит твою руку помогающую, и путь твой будет благий,
Да, крайняя досада и беспокойство, когда идешь с близким человеком и говоришь о своих удобствах, а встречается бедняк и безпокоит тебя своей протянутой рукой, а мы скоро скажем: не безпокой нас, что шляешься? Не станем с ним говорить о его запутанных делах.
И вот за это Бог делает потерю и разные банкротства, и в день беды Господь не покроет и не помилует и не защитит от напасти.
Царствие Божие не даром дается, и кресты разного рода, а милостыня выше всех добрых дел.
Сентябрь. 1910 год. Покровское
Моя жизнь в страхе со Христом
На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь в век. Буду хвалить Тебя, враги мои не дают покоя. День и ночь ищут изловить меня, куда я иду, и там слова мои перетолкуют на свой лад и не дают покоя, озверели сердца человеков и благодать далека от нас. Скажу в душе моей, Боже, будь мне Творец и Покровитель, а враги следят и ставят облаву и пускают стрелы в душу и проникают сквозь своим хитрым взглядом и хотят отнять истину, но это не ими дано, не они и возьмут, а только навредят моим юношам. Но всем больны гоненья. Пока злые языки клевещут, даже много умерло от скорби: но это венец мученика.
И Христос страдал и при кресте тяжела была минута. И крест Его остался на любящих Его и повседнесь пребывает, кто терпит за Христа. И враги посейчас есть и ловят и распинают истинных Христиан. Господи, тысячами ополчились на меня (Псалом 93, 3): доколе, нечестивые торжествовать будут, покажи птенцов Божиих. Скоро запутаешь, а духовно не отнять. Помните, юноши, как нас учит храм: слуха зла не убоимся, избавь меня, Господи, от человека злого, сохрани меня от притеснителя! О, как ополчились враги мои и ставят везде шпионов. Шпионы радуются победе своего мужества, возьмем простячка и посыплем на голову пепла вместо елея.
Псалом (88, 51)
Господи, поруганье рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов. Как
поносят враги Твои, Господи, как бесславят слезы Помазанника Твоего. О, горе! Скажите нам, мы убили праведника: он не злословил нас, пойдем — покаемся, — солнце померкло, и света уж нет! Поздно!
А праведник от гонения цветет, и Бог его учит и славит красотой премудрости. Не скучай, душа, что поносят, крепись! Враги безценные и близкие не познают тебя и будут слезно плакать о тебе и жалеть тебя, потеряют из глаз, что ты не с ними, не делился, потому что заняты мирским, — а делись, чтобы их злоба не разбирала. Хранить надо благодать и за ними тоже не нужно потягаться. Им ничего не сказать и слез их не отереть и крест свой не обнаружить, то есть хранить его. Бог видит страдания твои, эти страдания от своих всех более касаются сердца, и многие умирают, — это венец мученика. Теперь копьями не мучат, а словами — больнее стрелы. И все стрелы слов больнее меча.
Боже! Храни Своих!
4 декабря 1910 года. С.-Петербург
г
Духовная сила и Светлый ум
Светлый ум — потому уметь Бога любить. Любовь Его целомудренная и ровная, — как весы! О! Часто изменяются весы — назвать прелесть. Прелесть така тонка, что о ней и слов не найдешь, — более чем паденье, искушение сейчас на виду всем, и сам увидишь и раскаешься. Но прелесть не увидишь, как в сору — мак, так и прелесть. Прелесть —покушал две ложки, а третья прелесть, то есть чувствует человек сыт, и
довольно, а мы — еще, — вот и прелесть в малой форме. Прелесть: помыслил — гульнул. Прелесть — не поговорил с братом, — прелесть в большой форме.
Прелесть, когда охота молиться, а не помолишься, и когда не охота не приневолишь себя — прелесть. Когда не получил просимого, — это прелесть своего рода. Прелесть — людей считать грешными. В лице читать грехи — большой формы прелесть. Душа скрыта от грешных, а читают подвижники, и то за это впадают в грех, потому что не всегда в любви. А знание умолкнет и пророчество укротится, но истинная любовь никогда. Как от любви, (то и тока прелесть), то лицо прочтет. Да и то судить будет Бог. А вся прелесть от осужденья: как осудил и попал, — его же грех повторил со сладостью — это в большой форме прелесть, и зайдет в обманчивость, не будешь помнить, что делаешь. Прелесть всегда кажется новой, что и бывает. Прелесть — непослушанье, — это прелесть в большой форме. Всякий недостаток назвать прелестью. Прелесть — и пост через меру, — в большой форме прелесть, и подвиг без наставника — попадешь в безсилие и будешь в прелести, мука — прелесть. Первым мыслям давать значение — прелесть в большой форме, потому что бес всегда старается уловить на первых мыслях необдуманно. Обдумать нужно, но мудрить нельзя — прелесть в большой форме. Бойся разного предчувствия, потому более от лукавого, бойся всего — вот прелесть.
Предчувствия Божий не такие ясные, но благодатные, и голос мал, но долго звучит. Спроси себя от Бога ли звук и помолись, потом по-
верь, — сходи в храм, помолись, — продолжай тихому голосу верить. А от беса голос звучный и радостный, но беспокойный, и Бога будто слышишь, ясно, но мучительно, — это знай, бес. Они всегда веселят рыцаря и будто правда, а покоя нет, — это прелесть, не получишь ни того, ни другого, и сделается скука и тревога и потеря мира и почвы под ногами, является неверье, и все это кажется обманом, и свет не мил, но за то грамота велика, — будешь осторожен.
Все спасение в том, чтобы быть осторожным и простым, и любви иметь без конца — тихой и покойной. А покоя нет, — это прелесть, — хуже пьяницы, — пьяница на виду, а прелесть увидит только человек опытный и угодный Богу.
Декабрь. 1910 год. С.-Петербург
Молитва, жизнь христианская
Горе на земле, — радость на небе. За что радость на небе? За скорби и за молитвы. За какие? За те: в скорбях ходили в храм и причащались Святых Тайн.
В скуке молись, увидишь, радость восторжествует в тебе. Очень трудно, — молись, потеря, — молись. Бог обратит Своими судьбами потерю. Молись за разные нападки, молись. И злоба разбирает, — помолись, — забудешь врагов, молись! Очень не хочется молиться, молись, это более услышит Бог. Заставишь себя, это послушанье небес, — всему послушанье, — высота доброты. И за болезнь — молись, — Бог пока-
жет истину, и увидишь сам, страданье, с Богом беседа. Молись, враги поклонятся (пред тобою) не перед тобой, а перед Господом и потому что Господь бывает в человеке, кто молится, молись странно, молись, душой помочь, и это доброе дело, молись в трудах, молись, труд — добрых дел молитва. Храм будет для тебя обновлением. Молись, когда враги ищут посрамить тебя, молись. И когда радость, — молись и когда обманывают, — молись, потому что делают опыт, молись, — опыт очень высоко стоит, молись, без опыта человек не может доброго дела, молись. Опыт глава жизни и златницы идеал. Ошибка — наука, молись, — научишься, молись более всего ошибка научит быть христианином. Молись — ошибка пропадет. Гордость, — молись, поправишься. Молись и для тебя Святые Тайны обновлением души и тела.
18 декабря 1910 года. С,-Петербург
Бывает такое счастье, что два человека соберутся и у них одинаковые таланты, хотя искусства разные, но таланты — одни.
Эти люди друг на друга смотрят и научаются, хотя мало говорят, но в то время их книга — библия живота. Не только они пока сидят беседуют, но годами останется впечатление друг о друге. Все одно, что при потоке кедра Ливанская дает плод, так и эти люди друг о друге мыслят и таланты их развивают в сердце своем. Да счастливцы люди, имеющие таланты. А не имеющие таланта тоже видятся и разговаривают, сидят часами и днями и годами, а ото-
шли друг от друга и забыли, что говорили. Почему это так, что забыли? Потому что занимались болтовней, а болтовня, как лето без дождя, себя утомили и окружающих, а талантливые люди себя успокоили идеей жизни, а окружающие увидели таланты их и любовались и вспоминали минуты, как им было приятно от этих двух сил. Боже, научи нас хоть часть взять от этих людей примера!
Март. 1915 год, Петроград
Размышление о жадном купце
Милый, несчастный, алчущий купец! Горе и тяжело ему даже на свет Божий смотреть. Почему ему так уж тяжело на свет Божий смотреть? Да потому что он бедного обидел. Разум у него ушел в копейку — он бедного в тяжелую минуту не нашел, и природа его не утешает: затемнилось его сердце и кушать не может. Кажется ему блюдо очень дорогим по его счету. Неужели это не несчастье? Какая великая скупость весь разум затемнила и талант свой закопал. И вообще скупость и скупой человек — еще до суда Божиего осудил себя в жизни на беспокойство и в погибель. Как же не погибель? Свет не мил, солнце его не греет и природа не ласкает.
Весь в счетах, душа занята скупостью.
Великий талант быть простым и отбояриться от скупости. То счастье, что родители дали его — умолили у Бога. С ним, с простым, не скупым природа беседует и он в природе видит Бога. Почему он Бога видит? Да потому, что он сделал добро — сотворил чудо.
Что такое чудо? Бедным помочь и увидел у бедного лицо сияющим. Это ли не чудо, что увидел из скорбного лица улыбку радости. Вот в настоящее время чудеса, всякий, дающий щедрою рукою творит чудеса.
Талант его — талант благочестивого купца.
Даже вещи мудрость ему дают и товары его назовем святыней. Да почему товары его святыня? Потому что он творит ими добрые дела. И Бог его хранит. Правая рука дает, а левая не знает. Почему левая не знает? Да потому что много добрых дел сотворил, без его желания Сам Бог закрывает Своей милостью, чтобы не был фарисеем.
Радуемся за простоту.
Простота — сила и одежда — не гордится, ничто иное его не возвышает — ни злато, ни серебро. Великий философ простоты! Что бы ни было в свете идеального и невозможного только сделает простота.
Дадим ей имя — богатырь и рыцарь.
Март. 1915 год. Петроград
Все ищем счастья, а сами давно кузнецы. Еще как скуем себе счастье или несчастье. Сами талантливы или обеспечить себя до небес, или в бездну свести.
Бывает случай, и от Бога пожар разорит-это все не душевное и все наживается. Или несчастная година войны возьмет мужа или друга. Вот тут то и беда, что муж в армии и друг в окопах. Муж — от Бога, а друг — от увлечения, а увлечения все от сатаны - вот и разбирайтесь, кователи счастья, мучители себя без конца. Вот
все и горе этих увлечений, что свет Божий нипочем, материальное крушение — болезнь души и тела, а увлеченья — потеря сознания и самочувствия и всего дорогого на свете.
Почему это так?
Потому что сами несовершенны, а хотим пожалеть. Даже Апостол сказал: «не будьте многие учителями»: проще сказать, кто не может себя научить, как же может быть учителем. Знай, что большему осуждению подвергнешься. Почему это так?
Да потому, что сам несовершенный — и выйдет два мучителя: сам замучаешься и друга замучаешь. Больше всего несчастья от самих себя — затемненный разум не по мере сил берется жалеть. Вот это потеря потеря разсудка — большая часть кователей счастья. Есть и большая часть от интриги страдают, некоторые от власть имущих, а все-таки сами неосторожны. У тех Бог всегда услышит и поправит на старые стези. Сказано — Бог милостив, щедротами не оставит всех — надо просить и верить.
Март. 1915 год. Петроград
Всякая вера от Господа, критиковать никакую веру нельзя.
Избирайте себе друга по духу.
Все в любовь, любовь и пуля не возьмет.
Пути Божий неисповедимы, кажется дурно, а выходит свято.
Узнаешь себя, когда умрешь, а кто при жизни себя хочет узнать, тот глуп. Когда умрем, тогда дела наши нас покажут. Никто сам себя не узна-
ет, — всего себя никогда не узнаешь. Когда бы мы себя знали — мы были бы боги, — а Свят Господь Бог наш. Не будем философствовать, только устанем. Святыня есть только одна радость. Проще себя держать, когда все узнаешь, понемножку. В простоте — явления всего. Не молился, не грешил — как камень. Не станешь учиться — никого не научишь. Аминь! Как станешь у всех учиться, настоящим станешь учителем. Никто не учи, только сам учись.
Март, 1915 год, Петроград
Имущий талант, а не имеет смирения, делается лукавым, и талант закапывает в землю и Бог скажет: отойди от меня, не сохранил, чего дал тебе Бог, в огонь вечный.
1915 год
Мысли Отца
Любовь — большое страдание, оно не может кушать, не может спать.
Она смешана с грехом пополам.
Все-таки лучше любить.
В любви человек ошибается, но зато страдает, и страданием искупает свои ошибки.
Если бы человек мог, любя, все время чувствовать Бога! — была бы радость и сияние. А выходит не радость, а мука без конца.
А все-таки любовь!
Сам грех не такой гнусный, не смертный, но родит смерть. Если б мог человек скрыть любовь
свою, силой одолеть ее, это был бы грех безвредный. Если б Бог научил любить светло и ясно, чтобы мог человек послать любимому за тысячу верст всякого благополучия, а это есть!
Если любишь сильно — любимые счастливы!
Им сама природа и Бог дают счастье.
Надо Бога просить, чтобы Бог научил любить светлее, яснее, чтобы не мученье была любовь, а радость, хотя в начале и было замешательство, но конец, исход должен быть дружба и святыня.
Любовь чистая, ясная любовь — яснее солнца! Солнце греет, а любовь ласкает. Боже, истины Творец, от любви Твоей, единым духом, все от Тебя создано и я — Твоя! Научи меня любить, тогда мне и раны в любви ни по чем, и страдания будут приятны. Не оставь меня постылой, а дай мне ярко и ясно любить. Знаю, в любви есть страданье и мученье (сам страдал) и я от любви рожденная и от любящих своих — дух мой отдаю в руци Твои. Не отними от меня любви — страданье любви научит любить близких и я страдаю и люблю, хотя и ошибаюсь, но по слову Апостола: «Любовь покрывает множество грехов».
Боже! я — Твой, а Ты— мой, не отними от меня любви Твоей!
Апрель, 1915год. Петроград
г
Какое счастье — воспитание души аристократов.
Очень есть сторона благочестивая: то нельзя и другого невозможно и все с благонамерением. Большая половина сего воспитания приводит в
истуканство, отнимает простоту явления. А почему? Потому, во-первых, не велят с простым человеком разговаривать. А что такое простой человек? Потому что он не умеет заграничные фразы говорить, а говорит просто и сам с природой живет и она его кормит и его дух воспитывает в мудрость. А почему так аристократ лжет и себя обманывает: неохота — смеется, он все врет.
После этого делается мучителем. Почему мучителем? Потому что не так себя вел, как Бог велел. Невидимо себя обманывал и тайно в душе врал. Вот потому и называется: чем важнее — тем глупее. Почему глупее? А потому что в простоте является премудрость.
А гордость и надме