Посмертное явление Мученика Григория Владыке Гермогену (Долганову)
В 1904 году епископ Сергий (Страгородский), в то время ректор Духовной академии в Петер-^ бурге, знакомит Епископа Гермогена и архимандрита Феофана (Быстрова) с Григорием Ефимовичем Распутиным. Тесная дружба связывает Владыку Гермогена с Распутиным до тех пор, пока не появляется в их кругу небезызвестный монах-расстрига Илиодор, Сергей Труфанов1. Он, будучи близок к Владыке особенно в 1908-1910 годах, предоставляет ему огромное количество подложных документов о якобы недостойной жизни Старца (что впоследствии послужило основой для издания клеветнической книги о Распутине). Среди документов были не только разного рода письма, телеграммы, но и фотографии-фальсификации, наличие которых у доверчивых людей не вызывало сомнений в правдивости воздвигаемой лжи. Горячий по духу Владыка Гермоген резко разры-
' Зловещая личность, безбожник, хулитель святынь, имевший отношение к убийству Царской Семьи, агент ЧК и многое другое, что ставит его имя в ряду с врагами Церкви и Отечества,
вает отношения с Григорием Ефимовичем, После государственного переворота в феврале 1917 года, следователь А.Ф. Романов, назначенный в комиссию временного правительства по разбору пре-отуплений Распутина и Царственных Лиц против Государства, свидетельствовал, что книга бывшего монаха Илиодора о Распутине «была проверена документально и оказалась наполненной вымыслом, множество телеграмм, которые приводит в ней Илиодор, никогда в действительности посылаемы не были. Проверка производилась по номерам телеграмм, а кроме того, комиссия имела в своем распоряжении не только телеграфные ленты, но даже подлинники всех посланных телеграмм»1.
Епископ Гермоген поверил Илиодору и искусно изготовленным фальшивкам. В 1910 году Святейший Синод обращает внимание на деятельность монаха Илиодора, являвшегося заведующим архиерейским подворьем в Царицыне. Прокурор судебной палаты Поповский составляет подробную записку о деятельности последнего, порочащей Православную Церковь. Епископу Гермогену предлагается принять все меры, предотвращающие выпуск двух антицерковных книг, уже имевших в то время хождение по рукам в списках. Таковое предложение Синода воспринимается Владыкой как влияние «темных сил» Распутина. Выезд Епископа в епархию рассматривается, особенно в печати, как «ссылка» гонимого за правду Епископа.
8 марта 1917 года Синод в лице обер-прокурора Львова назначает «гонимого» Царем и Цар-
* Платонов О. Правда о Григории Распутине. Саратов. 1993, С. 46.
ским Синодом Епископа Гермогена на Тобольскую кафедру. Что здесь? Стремление временного правительства иметь в месте скорого заточения Царственных Узников единомышленного и послушного иерарха? Мы дерзаем думать, что это — пути Промысла Божия, непостижимые и таинственные... Ведь именно в Тобольске Гос -подь умудряет Владыку Гермогена, и он примиряется с Государем и испрашивает у Него прощения . Царица - Мученица Александра пересылает Владыке записки с просьбой молиться о Них и Их близких, а чаще всего просит молитв у раки Святителя Иоанна Тобольского о несчастной России. Владыка Гермоген передает Государю большую просфору от Святейшего Патриарха Тихона и его Патриаршее благословение. По свидетельству знавших Владыку лиц, он часто сожалел о имевших место недоразумениях в отношении с Государем1. Б.Н. Соловьев, зять Г.Е. Распутина, женатый на его дочери Матрене, встречался в 1918 году с Владыкой Гермогеном в Тобольске, где он бывал, имея целью освобождение Царственных Узников, а также для передачи писем и некоторых вещей для Них. Вот часть воспоминаний Соловьева, свидетельствующая о выше сказанном: «Епископа Гермогена я нашел в большом кабинете, склонившимся над письменным столом. Увидя меня, он торопливо пошел мне навстречу и после благословения ласково обнял меня и воскликнул:
1 Государыня Александра Феодоровна пишет в своем письме от 15.12.1917 из Тобольска А.А. Вырубовой: «Епископ Гермоген (Тобольский) страшно за «Папа» (Государя) и всех».
«Какими судьбами? Вот уж не ждал!» ...Я давно уже не видел Владыку и мне понадобилось много времени, чтобы рассказать ему о моей жизни за последнее время.
Когда я дошел до рассказа о своей женитьбе [на дочери Распутина Матрене], Владыка вскочил со своего места, словно ужаленный, а затем стал ходить по кабинету, что-то бормоча про себя, то вздыхая, то крестясь. Наконец он подошел ко мне, крепко меня поцеловал и сказал, что это я очень хорошо сделал.
«Я знаю, — говорил он, — что великий крест ты на себя взял, женившись на дочери Григория в такое время, но верю, что ты будешь для нее верной и крепкой защитой! Совершишь великий подвиг, и Господь тебя не оставит за твою любовь к гонимым и обездоленным! Слушай! Ты отлично знаешь историю моих отношений с покойным Григорием! Я его любил и верил в него, вернее, в его миссию внести что-то новое в жизнь России, что должно было укрепить ослабевшие связи между Царем и народом на пользу и благо последнего! Но его самовольное отступление от нашей программы, противоположный моему путь, по которому он пошел, его нападки на аристократию и на таких людей как Великий Князь Николай Николаевич, которых я всегда считал опорой Трона1, заставило вначале меня отвернуться от
1 «Дядя Государя Великий Князь Николай Николаевич, генерал-адъютанты Алексеев, Рузский, Эверт, Брусилов, генерал Сахаров, адмиралы Непенин и Колчак —— оказались теми восемью человеками, которые, изменив военной чести и долгу присяги, поставили Царя в необходимость отречься от Престола: решив примкнуть к активным работникам Государственной Думы, трудившимся над
ниспровержением существовавшего в нашем Отечестве строя, они своим предательством лишили Царя одного из главных устоев Всероссийского Трона». [Последний Дворцовый комендант Государя Воейков также вспоминает о дне отречения: «Когда Министр Двора вернулся от Государя к себе в купе, мы пошли к нему поделиться волновавшей нас мыслью о возможности предложения Его Величеству отречения от Престола, на что граф сказал: «Да, это уже сделано». Меня как громом поразило это известие, так как из разговора с Государем я совершенно не мог вынести заключения, что подобное решение созрело уже в помыслах Его Величества. Я побежал в вагон Государя, без доклада вошел в Его отделение и спросил: «Неужели верно то, что говорил граф — что Ваше Величество подписало отречение? И где оно?» На это Государь ответил мне, передавая лежавшую у Него на столе пачку телеграмм: «Что Мне оставалось делать, когда все Мне изменили? Первый Николаша... Читайте». (Я понял, что Государь был очень взволнован, раз Он в разговоре со мной так назвал Великого Князя Николая Николаевича». Воейков В.И. С Царем и без Царя. Воспоминания последнего Дворцового коменданта Государя Императора. М. 1994. С. 133, 137]. «Коленопреклоненно молить» Государя «сдаться на милость победителям» — Государственной Думы — В. К. Николая Николаевича благословил Миторополит Платон (Рождественский Пор-фирий, Митрополит всея Америки и Канады, 1866^:1934, скончался вне общения с Московской Патриархией. В 1923 г. Патриарх Тихон вызвал Митрополита Платона Североамериканского в Москву для канонического суда над ним). «Будучи в 1917 г. экзархом Грузии, он, вызванный В. К. Николаем Николаевичем, в конце февраля 1917 г., для совета, благословил его послать телеграмму Государю с просьбой отречься от Престола. Знаю об этом со слов Митрополита Анастасия (Грибановского). Ему же поведал об этом сам Митрополит Платон. Рассказывал мне Митрополит Анастасий и о том, что после февральской революции, Митрополиты Сергий (Страго-
него, а затем, видя его усилившееся влияние при Дворе и учитывая, что при этом его идеи будут еще вредоноснее, я начал энергичную кампанию против него. В азарте этой борьбы я многого не замечал. Я не видел, например, что моя борьба усиливает вредные элементы среди оппозиции Государственной Думы. Я не видел, что словно сатана, искушавший Христа, вокруг меня вертится, неустанно внушая мне ненависть, упорство и злобу, это подлинно презренное существо: Илиодор! Результаты ты помнишь? Громкий скандал: я побежден и отправлен в ссылку в Жировицкий монастырь, где, когда волнения души улеглись и я обрел возможность спокойно размышлять, я с ужасом увидел итог моего выступления: борясь за Трон, я своей борьбой только скомпрометировал его лишний раз! Сколько мук и терзаний пережил я потом! И вот, 1916 год, декабрь месяц, и Григорий убит!.. Тебе расскажу я, как я узнал эту новость. Я служил обедню в монастыре [Николо-Угрешском]. Богомольцев было мало и службу я окончил сравнительно рано. Благословив присутствовавших, я разоблачился, одел шубу и в сопровождении своего келейника пошел к себе в келлию. На пути, как обычно, меня встретил отец гостинник с отобранной для меня корреспонденцией, немногими письмами и газетами, которые я регулярно выписывал. Поблагодарив отца гостии-
родский) и Платон были ближайшими помощниками революционного обер-прокурора Синода, В.Н. Львова, незаконно увольнявшего многих иерархов, в числе которых был Митрополит Макарий (Невский), известный ранее по своей миссионерской деятельности «Апостол Алтая» (Тальберг Н. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Джорданвилль. 1966. С. 36),
ника, я прошел к себе, где келейник раздел меня, дал домашний подрясник и туфли. Так как время близилось к обеду, то я тут же благословил его идти в монастырскую кухню, что он и исполнил.
Я остался один. Одев туфли, вооружившись очками, я принялся за чтение газет. Первое, что мне бросилось в глаза, это было сообщение о смерти Григория Распутина... Я невольно подумал: «Вот он гнал меня и из-за него я нахожусь сейчас на положении ссыльного, но возмездие было близко, и кара Божия обрушилась на него и он убит!»
Вдруг, я никогда не забуду этого момента, я ясно услышал громкий голос Григория за спиной: «Чему радовался?.. Не радоваться надо, а плакать надо! Посмотри, что надвигается!-»
Я обомлел в первую минуту от ужаса... Уронив газету и очки, я боялся повернуться, да и не мог сделать этого... Словно остолбенел. Наконец, перекрестившись, я быстро встал, оглядел кел-лию — никого! В прихожей тоже никого!,. Опустившись в кресло, я не знал, что предпринять! В это время раздался стук в дверь и обычная молитва: «Господи Иисусе!»
«Аминь!» — с трудом ответил я; вошел с едой мой келейник. Не успел он преступить порога, как я засыпал его вопросами, не встречал ли он кого-нибудь по дороге, на что получил отрицательный ответ!..
Я не мог ничего есть, тщетно стараясь объяснить себе этот странный случай... Нако-неи,, я задал себе вопрос: «Чей голос слышал яР» — пришлось ответить: «Григория!..» Я не мог в этом ошибиться.
Не мне тебе рассказывать, ты это не хуже меня знаешь, что Григорий был особенным че-
ловеком, и много чудесного связано с его личностью. Одно скажу, я с трудом дождался вечерни, после которой я отслужил по нем панихиду, духовно примирившись с шш...»1
«В 1918 г., 18 января, Патриарх Тихон благословил, чтобы по всей России двинулись крестные ходы. Владыка Гермоген благословил на крестный ход и Тобольск. Накануне Владыке пришли приказать, чтобы никакого крестного хода не было или Владыку арестуют. На другой день, в Тобольском Кремле, Владыка служил обедню и молебен. Все знали, что крестный ход запрещен. Но загудели колокола, и Владыка с духовенством, под хоругвями и крестами, вышел из собора. Крестный ход совершился. Громадные толпы народа потекли вдоль стены, вокруг Тобольского Кремля, с пением: «Спаси, Господи, люди Твоя».
Тобольский Кремль возвышался над городом, дом Государя и Царской Семьи ниже Кремля. Со стены были хорошо видны окна Тобольского Дома и за окнами Узники: Государь, Государыня, Царевны, Цесаревич.
Владыка остановил крестный ход на том месте стены, откуда был виден Тобольский Дом. Потом Владыка один подошел к краю стены. Один стоял над Тобольском, с деревянным крестом. Он высоко поднял крест и благословил Царскую Семью»2.
На Страстной неделе Владыка был арестован и отправлен из Тобольска в Екатеринбург, куда была направлена делегация от Епархиального
* Марков С.М, Покинутая Царская Семья. Вена. 1927. С. 246-248.
2 Польский М., протопресвитер. Новые Мученики. М. Т. 2. С, 66-67.
съезда в составе члена Московского Собора при-сяженного поверенного Минятова, брата Владыки _ протоиерея Ефрема Долганова и священника Михаила Макарова. 16 июня 1918 года, красногвардейцы всех вместе «вывели на палубу и приказали немедленно снять верхнюю одежду и обувь. Кто раздевался недостаточно быстро, с того одежду срывали, а затем, раздетых, под градом насмешек и прибауток, предварительно связав руки, бросали с палубы в реку Туру.
Епископ Гермоген молился за своих мучителей и благословлял их. С циничной, непередаваемой руганью, сопровождаемой зуботычинами, сорвали со Святителя рясу и подрясник, скрутили назад руки. Так как Епископ Гермоген не переставал громко молиться, то [...] комиссар ударил кулаком по лицу и заставил Старца умолкнуть. Затем привязали к скрученным рукам двухпудовый камень и — раскачав — бросили в Туру против села Покровское»1.
Запись из
Матрены Распутиной
23-25 июля 1918 года
«Приехала комиссия искать тело убитого Гер-могена, нашли в воде его, обмотанного веревками, и руки связаны назад, мучили, говорят, его бедного страшно, ах, какие мерзавцы большевики, не лучше бы им и не хуже, Господи, накажи их. Завтра ждут Епископа Еринарха из Тобольска и тогда повезут Епископа Гермогена хоронить в
Тобольск. [...] Как жутко проходить мимо церк-ви, в особенности вечером, идешь — темно-темно и ни одного человека нет на улице, вся деревня спит. Видишь, в церковной ограде горит свеча, дьякон читает всю ночь Евангелие у Епископа Гермогена на могилке. Стараюсь реже ходить в верхний край, чтобы не видеть жуткой картины. Сегодня приехал Епископ Еринарх за телом убиенного, служили панихиду. Я сильно плакала, вспомнила сейчас же папу, как его отпевали: стоять было немыслимо, хотелось зарыдать»1.
Крестьяне села, где жил Распутин, погребли тело Владыки возле церкви, построенной на средства, собранные Григорием Ефимовичем Распутиным, и за благословением на строительство которой он отправился в С.-Петербург, где и познакомился с Владыкой Гермогеном.., Позднее тело Владыки Гермогена было с почестями перенесено в Тобольск и упокоено в пещере, где ранее находились мощи Святого Иоанна Тобольского и канонизации которого, о коей так заботился Старец Григорий, противился Владыка Гермоген, считая ее «вмешательством Распутина в дела церкви».
Прозрениебудущего по молитвам Старца Григория
Благодатный Старец смежил очи свои, но по отшествии от мира сего тленного в Небесные Селения к Царю Славы Христу, он не оставил своего попечения о пасомых и не почил от дел своих.
1 Польский М., протопресвитер. Новые Мученики М. Т. 2. С. 68.
1 Расследование Цареубийства. Секретные документы. М. 1993. С. 61-62.
Если при жизни Старец часто упреждал о грядущих на Россию бедах и страшных страданиях, то и по кончине он напоминал о сказанном при жизни и уготовлял всех для несения невиданных доселе скорбей. На следующую ночь по мученической кончине, с 17 на 18 декабря 1916 года, одна из ближайших его духовных чад — Юлия Александровна Ден — имела видение-откровение. Вот как она описывает события той ночи, бывшие ей в доме Анны Вырубовой, где она переночевала по просьбе Императрицы: «К моему удивлению, [дом] был занят агентами тайной полиции.
Уютная столовая была битком набита полицейскими, которые встретили меня чрезвычайно учтиво, объяснив свое появление тем, что недавно раскрыт заговор с щелью убить Государыню и Анну Вырубову. Новость была не очень-то утешительная, но я решила не нервничать и, пожелав полицейским офицерам покойной ночи, отправилась в спальню Анны Александровны.
Знакомая комната показалась мне какой-то чужой. В темных углах ее мерещилось что-то жуткое, казалось, сам воздух пропитан запахом смерти. По своей натуре я не суеверна, но, признаюсь, мне стало не по себе, когда с грохотом упала икона, сбив при падении портрет Распутина. Я поспешно разделась и легла в кровать, но уснуть не могла. Я лежала с открытыми глазами несколько часов и, лишь под утро задремав, внезапно была разбужена страшным шумом. Откуда-то издалека до меня донесся топот безчис-ленного множества ног. Огромная толпа двигалась к Царскому Селу. В голове у меня мелькнула кошмарная мысль: должно быть, в Петрограде произошел мятеж. Я выпрыгнула из постели, на-
кинула на плечи плед и кинулась в столовую. Но там было тихо: полицейские офицеры спали прямо на полу. Мое появление разбудило их.
«Что случилось, мадам?» — спросили они.
«А разве вы сами не слышите? — нетерпеливо ответила я. — Шум... толпа... Я уверена, что в Петрограде произошло что-то ужасное».
«Мы ничего не слышали».
«Уверяю вас, я не могла ошибиться».
Полицейские открыли ставни, затем окна. Все было тихо. Стояла глубокая тишина, какая бывает лишь зимой. Ничего не сказав, офицеры закрыли окна. «Вам, видно, что-то приснилось, мадам, — произнес один из них сочувственно. — Расшатались нервы, и есть с чего».
Но я была иного мнения. Разумеется, я много пережила в тот день, однако то, что я слышала, не было кошмарным сном или обманом слуха. Когда я снова вошла в мрачную спальню, где [упала] икона и портрет Стари,а, я содрогнулась. Я не все еще поняла до конца, но для меня приподнялась завеса, и я слышала быстро приближающиеся шаги мятежа и убийств»1.
Зов к покаянию
Княгиня Ирина Александровна Юсупова, супруга главного убийцы Старца, посвященная в убийство и соучастница его, рассказала, «что в ночь на 17 декабря она проснулась, и ей было видение: Распутин по пояс, гигантского роста, в голубой рубашке с вышивкой. Миг — и призрак исчез»2.
1 Ден Лили. Подлинная Царица. М. 1998. С. 75-77.
2 Кн. Феликс Юсупов. Мемуары. М. 2000. С. 225.