Преподобный Серафим принимает в свои селения Мученика Григория Нового
Место последнего упокоения Мученика Григория было определено Промыслом Божиим в Александровском парке Царского Села в строящейся Часовне в память Преподобного Серафима Саровского Чудотворца* Не преставая прекло -няться и благоговеть пред дивными путями, которыми ведет Отец Небесный Своих святых, упомянем, что прославление Батюшки Серафима было ускорено благодаря решительному Государеву
1 Григорий Распутин. Сборник исторических материа лов. М. 1997. Т. С. 236-240.
Указу, на коем Августейшей рукой начертано: «Немедленно прославить!» Таким образом, исполнилось реченное некогда Святым Старцем Серафимом: «Того Царя, который меня прославит, — я прославлю».
Сам Господь невидимо укреплял Царственных Страдальцев во время Их земного пути и помогал Им нести тяжелый крест испытаний, посылая утешителей. При жизни Святых Мучеников не оставлял человек Божий Григорий, а с Небесных Высот Их охраняли Небожители: Преподобный Серафим непрестанно оберегал Царственное Семейство и несшего при Них старческий крест послушания Мученика Григория, коего и упокоил по кончине земного странствия под сенью своей обители — Царскосельской Серафимовой Часовни. Праведный Григорий получил воздаяние на Небесах и душа его уже более не испытывала страданий, его же дорогие Царственные Мученики еще не испили Чаши Страданий до конца.
В дни глубокой скорби о Царственных Страдальцах некий старец-архимандрит Саровской пустыни, когда он молился о Них со слезами, имел в мае 1917 года видение:
«Видит он, что находится в Царском Селе, где над Александровским Дворцом стоит светлый лучезарный столб, простирающийся до неба. Затем Старец подходит к Дворцу, где видит чудное видение: за письменным столом сидит Государь, занимаясь письменной работой; у другого небольшого стола сидит Цесаревич Алексей Николаевич за чтением книги; тут же вблизи Императрица с Дочерьми сидит за рукодельем, а среди Них находится светообразный Старец Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец, говоря свои ду-
ховные наставления и утешения. Когда Старец Серафим увидал архимандрита, подошел к нему и сказал: «Сильно не скорби, отец, и не унывай, Бог Своих избранных и любимых чад не оставит. Он силен все сделать, чтобы вырвать Их от злодеев, но желает Им счастья не земного, а небесного. Для Господа легче, чем нам слово сказать, послать легионы Ангелов уничтожить всех врагов Их, но Он только отнимет от врагов Их разум, дабы они погубили сами себя. Господь послал меня пока до времени утешать, ободрять и охранять Царственных Страдальцев, ибо дух бодр, а плоть немощна, нуждается в нашей небесной помощи в трудные минуты скорбей. Видишь лучезарный сеет, исходящий от лиц Царственных Страдальцев, это знак того, что Они находятся под особым попечением Божиим, как праведники. Как от начала мира всех праведников поносили, обижали, оклеветывали беззаконные люди, последователи первого лжеца и обманщика диаво-ла, так и этих праведных Царственных Страдальцев поносят, унижают, оклеветывают, обижают злые люди, наученные тем же мировым злодеем, который наущал против всех праведников и против Самого Творца и Бога нашего Христа Жиз-нодавца. Посмотри на лицо Царицы и увидишь исходящий свет от него ярче других, это знак того, что Она больше всех несет клевет и напраслин от последователей мирового клеветника». Это видение произвело весьма сильное впечатление на старца архимандрита, так что при рассказе его, он не мог удержаться от слез»1.
1 Игумен Серафим (Кузнсиов). Православный Царк Мученик. Сост. Сергей Фомин. М. 1997. С. 236.
Поругание мощейМученика Григория Нового как предзнаменование грядущих осквернений мощей угодников Божиих по всей Руси
«Кажется, надо бы оставить в покое Государя и Его Семью после всего того, что уже причинили Им. Но нет, злоба людей, потерявших чувство сострадания, безпощадна. Она изобретает все новые и новые способы уязвлять свои жертвы, пока ихне добьет окончательно.
Изобретается новый способ разбережения ран Страдальцев. Натравливается толпа вынуть из могилы гроб с телом убитого 17 декабря 1916 года Григория Распутина. После всевозможных надругательств над покойником, гроб его, по настоянию полковника Кобылинского, погружается в товарный вагон и отвозится на несколько верст во избежание дальнейшего святотатственного над-ругания, ибо по духовному закону над покойником никакие издевательства не допускаются. Но здесь, вопреки воле Кобылинского, было сделано иное, с известной злобной целью, дабы этим делом вбить лишний гвоздь в многострадальные сердца Царственных Узников. Совершается еще небывалое святотатственное дело по попустительству или, быть может, по сознательному указанию высшего революционного начальства: гроб с покойным не предается земле, а на автомобиле везется к Петрограду, на пути встречает его натравленная дикая толпа и новое надругательство, после которого гроб с покойником сжигается при помощи имеющегося в автомобиле бензина, а прах развеивается по ветру. Привезенный бензин
не толпой, а людьми, ехавшими на автомобиле, свидетельствует о том, что это сделано по распоряжению того, кто послал автомобиль, т.е. людьми, стоящими у власти. Но и на этом злоба людей не остановилась. Об этом печатается во всех газетах с прибавлением непристойных иллюстраций и клеветнических выпадов по адресу Царской Семьи, игазеты эти, подчеркнутые красным карандашом, были преподнесены Государю»1.
При сожжении мощей Святого Мученика Григория Нового, варварски извлеченных с места земного покоища — Часовни Преподобного Серафима, — где они пребывали в течение трех месяцев, было Господом явлено их нетление с ш> точением сильного благоухания, что заставило свершителей злодеяния оправдываться и как-то объяснять чудесное явление сохранности и благоухания тела. В простом дубовом гробе, осененном на крышке Крестом, не имевшем внутри никакого футляра, — останки покоились сухими и не подверженными никакому тлению. Поэтому стали утверждать, что «церковники», при погребении, набальзамировали тело сильными ароматами с целью создания святых мощей.
Распоряжение о прекращении дела об убийстве Григория Ефимовича Распутина, одновременно с распоряжением о прекращении дела о покушении на убийство Распутина Г.Е. Хионией Гусевой, вновь назначенный министр юстиции Керенский отдал 4 марта. Этого же дня гроб Григория был извлечен из Часовни и вывезен из Царского Села в Петроград, сокрытый, по свидетельству очевид-
1 Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. Сост. Сергей Фомин. М. 1997. С. 236-237.
цев» в футляре для фортепиано. Пять дней находились честные останки православного христианина, раба Божия Григория, приступавшего в течение всей жизни ко Святым Тайнам и приобщавшегося Тела и Крови Владычней, преданного по уставу Православной Церкви земле и долженствующего покоиться в ней до славного Второго Пришествия Спасителя, в руках неизвестных людей и над ними совершали кощунственное надругательство. Это было первым поруганием мощей в России после свержения с Престола Царя и просто православных захоронений, которое затем было облечено безбожными правителями в «законную» форму «актов вскрытия и извлечения мощей».
Первый Новомученик Российский Григорий первым претерпел и поругание в честных мощах.
Воистину, пророческими явились его предсказания.
Петроградского викария Епископа Исидора (Колоколова), отпевавшего раба Божия Григория, «революционный Синод» отправил на покой и насильно выслал из Петрограда. Владыка был гоним и преследуем. (В 1937 году Владыка Исидор был зверски умучен под Ростовом: его посадили на кол и святой страдалец в течение нескольких дней претерпевал страшные муки.)
Государыня Императрица сочла благоразумным, до прибытия в Царское Село представителей новой временной власти, в ночь с 1 на 2 марта сжечь все документы и свидетельства медицинской экспертизы о вскрытии тела Григория Ефимовича Распутина, провести которое был приглашен по повелению Государя профессор кафедры судебно-медицинской экспертизы Петро-
градской Медицинской Академии Д.Н. Косоро-тов, производивший расследование по делу Мена-хиля Менделя Тевьеля Бейлиса, обвинявшегося в ритуальном убийстве христианского отрока Андрея Ющинского (19114913).
Тем не менее, часть материалов об убийстве Г.Е. Распутина, хранившихся в министерстве юстиции, видимо, сохранилась и где-то существует: «В хранилище петербургского Музея политической истории, — рассказывает директор Музея Марта Потифорова в своем интервью корреспонденту немецкого журнала «Штерн», — среди выцветших красных знамен, ржавого оружия, папок и прочего хлама лежит пропыленный альбом, его когда-то зеленые страницы почти что совсем пожелтели. Исследования жизни Распутина и Царской Семьи при коммунистах не поощрялись, Тайна альбома — 14 фотографий, запечатлевших труп Распутина, и 27 снимков, показывающих место его гибели»1.
В Дневнике французского посла Мориса Па-леолога, тенью скользившего за происходящими вокруг Царской Семьи событиями, уточняется: «Вчера вечером [9/22 марта 1917] гроб Распутина был тайно перенесен из Царскосельской Часовни [Преподобного Серафима] в Парголовский лес, в пятнадцати верстах от Петрограда. Там на прогалине несколько солдат под командой саперного офицера соорудили большой костер из сосновых ветвей. Отбив крышку гроба, они палками вытащили труп, [...] и не без труда втащили его на костер. Затем все полили керосином и зажгли.
1 Францев О.Н. Григорий Распутин. Минск. 1998. С. 6.
Сожжение продолжалось более шести часов, вплоть до зари. Несмотря на ледяной ветер, на томительную длительность операции, несмотря на клубы дыма, исходившего от костра, несколько сот мужиков всю ночь толпами стояли вокруг костра, боязливые, неподвижные, в оцепененной растерянности наблюдая святотатственное пламя, медленно пожиравшее Мученика-Старца, Друга Царя и Царицы, Божьего человека. Когда пламя сделало свое дело, солдаты собрали пепел...»1.
Убийство русского крестьянина-христианина Григория было духовно воспринято уже тогда всей верующей Православной Россией как насильственное, бесчинное, греховное по сути посягательство на отстранение от Царского Трона русского стомиллионного крестьянства, как диавольское восстание против духовного единения Царя и Русского Народа.
«Вернувшись из Ставки, 20 декабря 1916 года Государь сказал: «Мне стыдно перед Россией, что руки Моих родственников обагрены кровью мужика». А вот строки из письма 1917 года, адресованного Ф.Ф. Юсупову: «... Крестьяне и теперь уже стремятся выяснить виновность крестьянина Григория Распутина, убитого в вашем доме вопреки всем обычаям гостеприимства. Многие вожди крестьянства высказываются в том смысле, что в лии,е Распутина символически выброшено все русское крестьянство под мост, посему находят желательным всестороннее освещение этого дела, по сию пору для многих загадочного. И буде явится возможность установить невиновность Распутина в чем-либо, то крестьяне
1 Палсолог Морис. Распутин. М. 1923. С, 120.
имеют в виду требовать суда над убийцами и сообщниками»1.
Государыня Императрица в беседе с гофмейст-риной Е.А. Нарышкиной предсказывала грядущие события; «Вы увидите, что эта смерть [Григория Распутина] падет на головы убийц. В народе будут говорить, что крестьянина убили во Дворце». Это верно. Такая идея может быть использована революционерами»2.
Небывалое для Святой Руси кощунственное надругательство над прахом усопшего человека Божия Григория привело в содрогание многих и явилось тревожным знамением грядущего всепожирающего разрушительного пламени, которое охватит все уголки родной земли... Плакали еще не окаменевшие сердца:
Как не погнулись — о, горе/ — Как не покинули мест Крест на Казанском Соборе. И на Исакии Крест.
Над потрясенной столицей Выстрелы, крики, набат; Город ощерился лъвии,ей, Обороняющей львят.
«Что ж, православные, жгите, Труп мой на темном мосту, Пепел по ветру пустите,.. Кто защитит сироту?
В диком краю и убогом Много таких мужиков, Слышен по вашим дорогам Радостный гул шагов .
«Не может без Народа Царь, не может без Царя Народ»2
Царь-Мученик Николай уже не мог «защитить сироту» — странника Божия Григория, который при жизни величал Царя — Папой, а Царицу — Мамой.
Осиротел весь Русский Народ...
Царь не мог оградить от надругательств честные останки Мученика Григория, не мог остановить разрушение Царскосельской Часовни Пре -подобного Серафима, произошедшее 9 марта 1917 года... В этот день Государь Император вернулся В Царское Село Узником отрекшихся от Него подданных...
Подвиг Царя-Мученика Николая исключителен Своим подражанием Христу, — произнес в своем Слове о Царе-Мученике Владыка Нафана-ил (Львов). —- Он жил воистину как овча на за-коление ведомое, как обреченная жертва. «Он до конца пронес Крест Своего Царственного служения, до тех пор, пока все кругом не восстало против Него в подлом изменническом бунте и дальнейшее Его Царское Крестоношение потеряло
* Игумен Серафим (Кузнецов). Православный Царь-Мученик. Сост. Сергей Фомин. М. 1997. С. 523.
^ Дневник Гофмейстрины Е.А. Нарышкиной, С Царской Семьей под арестом. Последние Новости. Париж. 1936, № 5533. С. 2, 3/16 января 1917.
* Гумилев Н.С. «Мужик». 1918. Сборник «Костер». Кн. Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. СПб. 1988.С. 259-260.
^ Акафист Святой Великомученице Благоверной Царице Александре Новой. М. 1999. С. 18. Икос 8.
смысл, ибо, если можно губить и против воли губимого, то нельзя спасать против воли спасаемого...»*. Государь, как Христос, остался один, оставленный русским народом, всеми слоями общества...
Накануне возвращения Государя в Царское, Царица была необычайно «спокойна, очень кротка. У Нее необыкновенное, непостижимое величие души, — вспоминает бывшая при Ее Величестве гофмейстрина Е.А. Нарышкина. — Мне кажется, Она вполне отдает Себе отчет в непоправимости совершившегося. Ждет Государя. Просила отслужить напутственный молебен. — Ей отказали. Плакала, когда сообщили, что в Церквах больше не поминают Благочестивейшего Царя. Сейчас и это прошло. Она мне сказала: «Бог сильнее людей. Христа евреи мучали, первосвященники Его проклинали, чернь над Ним глумилась. — Ему плевали в Лицо и били по Ланитам, потом Его распяли. Но Христос воскрес, возсиял, смертию победил смерть и нам показал путь жизни. Меня не страшат испытания, Я не боюсь мук, ни клеветы, ни глумления. Господь все видит. Он — Мой Помощник и Покровитель»2.
Царская Семья переносила все испытания со стойкостию и кротостию святых. Сколько горького, страшного, невообразимого было в Их жизни! — Они все принимали с ангельским терпением.
* Архиепископ Нафанаил. Беседы о Священном Писании и вере. Издание Комитета Русской Православной Молодежи Заграницей. 1992. Т. 3. С. 75.
^ Дневник Гофмейстрины Е.А. Нарышкиной. С Царской Семьей под арестом. Последние Новости. Париж. 1936. № 5547. 7/20 марта 1917,
Они отреклись от мира!
Святой Антоний Великий определяет духовно меру этого подвига: «Пусть никто из отрекшихся от мира не думает о себе, что он оставил нечто великое, потому что, по сравнению с Небесными Благами, вся земля ничтожна и мала. Если же весь мир в совокупности не стоит Небесных Обителей, то пусть каждый подумает и поймет, что, отрекшись от нескольких виноградников, или нив, или домов, или от ничтожного количества золота, он не может — ни говорить, что оставил великое, ни скорбеть, что награду получил незначительную. Подобно тому, кто отказывается от малой медной монеты для приобретения ста золотых монет, — отрекшийся от мира, если бы он весь был в его власти, все же в Небесном Царстве получил бы во сто крат большую награду»1.
Ослепительнее всего, превыше всего, достой -нее всего в Царственных Мучениках было отречение Их от Своей воли и полная покорность Воле Божией. Афонский старец, игумен Антоний Ново-Афонский говорил: «Своя воля и благая не богоугодна».
Из этого следует, что Государь пред Очами Божиими высок, так как отрекся от Своей воли, а не от Престола.
Согласно Божиим Заповедям и Святоотече-скому учению, Царь-Мученик ушел от зла: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как. при идет Сын Человеческий» (Мф. 10, 23). В момент отрече-
' Се. Димитрий Ростовский. Жития Святых. Январь Т. 2. С. 54.
ния Царь-Мученик произнес: «Такова воля Бо-жия и следствие Моего решения».
Государь почитал Святителя Григория Богослова, также гонимого миром и не принимавшего его святительских попечений о нем. В житии Святителя Григория обретаем дивные строки: «Знайте же, что я не ищу ни богатства, ни высокого положения и почестей; я не желаю носить звание Константинопольского Патриарха и без огорчения оставляю епископство; вы же совещайтесь между собою и делайте, что вам угодно. Мне издавна приятна пустыня, и лишающие нас Престола, не могут лишить нас Бога... Если же я — виновник разногласия и разъединения между вами, то я нисколько не достойнее Пророка Ионы, Выбросьте меня за борт корабля, — и тогда прекратится для вас волнение. Хотя я и не виновен в этой буре, но я предпочитаю пострадать, если вы этого хотите. Только примиритесь между собою н будьте единомысленны. Свергните меня с Престола, изгоните из города: только истину и мир, говорю с Пророком Захариею (Кн. пр. Зах. 8, 19) — возлюбите! Желаю вам здравствовать, священные пастыри! Не забывайте и моих трудов».
«Угодник Божий, видя в сане своем причину раздоров между пастырями духовными, мгновенно приемлет намерение решительное: представ посреди Собора, он говорит им: «Пастыри святого стада Христова! Стыдно вам других учить миру и любви, а между собою воздвизать брань; ибо увещания к согласию и единодушию не только не действительны, но и обратятся в посмеяние, когда происходят из сердца, обуреваемого раздорами. Молю вас Пресвятою Единосущной Троицею:
имейте между собою мир и любовь, и устройте дела Церкви согласно. Если я один причиною вашего разногласия и ссор, я не лучше Пророка Ионы, ввергните меня в море и утолится между вами буря междуусобия; корабль духовный войдет в пристанище мира. Хотя я не виновен, но я готов претерпеть все, что вам угодно; только примиритесь и будьте единодушными»... Вот поступок примечательный! Всякое звание требует единодушия сочленов. Если увидишь, что присутствие твое неприятно сословию — удались и тем возврати ему мир. Оставь твой сан, твое достоин-
ство»
Итак, Святой Отец Церкви, величаемый Григорий Богослов, подобно Апостолу Иоанну Богослову и Святому Симеону Богослову, — зри: — «Богословом» Святая Церковь именует лишь троих! — отказывается от патриаршества, чтобы даровать мир Церкви...
Святой Петр Архиепископ Александрийский предает сам себя на смерть чтобы упредить бунт... Святой Царь-Мученик Николай оставляет ради просимого миром «мира» — Престол, не Царского Помазания отрекаясь, а повинуясь воле Божией: «Я имею непоколебимую веру в то, — говорил Царственный Страдалец, — что судьба России, Моя собственная судьба и судьба Моей Семьи в руках Господа, Который Меня поставил на то место, где Я нахожусь. Что бы ни случилось, Я склоняюсь пред Его волей; в убеждении, что никогда не имел иной мысли, как служить той стране, которую Он Мне вручил»...
1 Училище Благочестия. СПб. 1891. С. 14-15. О Григории Богослове.
Не Царь отрекся, а Его отреклись...
Сбылись пророческие слова Мученика Григория, что после его убиения от Царя откажутся все, и Он останется один. «Буду я, — говорил Григорий, — будет и Царь, и Россия; а как меня не будет, не станет тогда ни Царя, ни России»1.
«И начаша вкупе отрицатися вси»: имей ны отреченны
«Онже рече ему: человек, некий, сотвори вечерю велию и зва многи: и посла раба своего в год вечери рсщи званным: грядите, яко уже уготова суть вся. И начаша вкупе отрицатися вси. Первый рече ему: село купих и имам нужду изы-ти и видети с: молютися, имей мя отречена. И другий рече: супруг волов купих пять и гряду искусити их: молю тя, имей мя отречена. И другий рече: жену поях и сего ради не могу прийти. И при-шед раб той поведа господину своему сия. Тогда разгневався дому владыка, рече рабу своему: изыди скоро на распутия и стогны града, и нищия и бедныя и слепых и хромыя введи семо. И рече раб: господи, бысть якоже повелел есц, и сшс место есть. И рече господин к рабу: изыди на пути и халуги, и убеди внити, да наполнится дом мой: Глаголю бо вам. яко ни един мужей тех званных вкусит
моея вечери: мнози бо суть звани, мало же избранных» (Ак. 14, 16-24).
«Имей ны отреченны», — так ответели Царю Николаю — «Дому Владыки», Хозяину всея Руси, — Его подданные всех сословий, целовавшие Крест и Евангелие во время присяги на верность служения. Так отреклись все, измышляя оправ -дывавшие их причины... Как по-Евангелию: каждый имел заботу только о себе... И Царь-Господин, Помазанник Божий, «Удерживающий», был отъят Господом, и — в наказание — «Дом Владыки», Дом Царя Русского, наполнился «нищими, увечными, хромыми и слепыми»... Чтобы мы поняли и осознали, что произошло и чего мы лишились.
Покаяние и прозрение, милостию Божией и за молитвы Царственных Мучеников и Всех Святых, отверзло духовные очи народа.
Ныне, когда настало время, и у Подножия Царского Креста преклонила колена Православная Россия, «малое стадо» Христово, молитвой стали слова Царя-Мученика:
«Господи, может быть, нужна
искупительная жертва, чтобы спасти
Россию, — Я буду этой жертвой.
Да свершится воля Господня!».
Белый Царь Руси являл в Себе духовные основы Русского Царства: «да приидет Царствие Твое, Господи!» Государь поступил так во благо России: «во имя блага, спокойствия и спасения России»1.
1 Григорий Распутин. Сборник Исторических Доку ментов. М. 1997. С. 532.
1 Отречение Николая II. М, 1998. С. 272.
С христианским смирением, благородством и верностию Заветам Божиим встречает Святой Царь-Мученик «братьев зла» — приехавших к Нему темной ночию «с мечами и кольями» за отречением (Гучкова, Шульгина), — в купе вагона поезда во Пскове...
Когда депутаты подходили к дверям, закончив свое черное дело, на Гучкова с ужасом смотрел, «стоявший у дверей молодой офицер лейб-гвардии Московского полка [только что прибывший к Государю с письмом от Царицы]. — Он схватился за шашку, готовый обнажить ее, но Государь, заметив движение руки, быстро сказал: «Соловьев, успокойся, выйди в соседнее помещение. Я не хочу ничьей крови»1...
Христоподражательная искупительная жертвенность Царя-Мученика!
«Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников... вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас, подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свои и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч
тпвой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26, 45-54).
«Государь сказал; «Я решился. Я отказываюсь от Престола», — и перекрестился. Перекрестились и генералы.
Обратись к Рузскому, Государь сказал: «Благодарю вас за доблестную и верную службу» — и поцеловал его»1.
«Царь Величайшей в мире Державы [•••]» низвергнутый с высоты величия в глубину унижения, лишенный не только свободы, но и всех прав человека, угнетаемый страданиями Семьи, ясно сознающий, как с каждым днем все теснее и теснее смыкается вокруг Него кольцо свирепой злобы и зверских страстей — с каким христианским смирением, с какой верностию заветам чести, с какой непоколебимою верою в Россию и любовию к Своему заблудшему народу ждет Он страшной минуты конца, прощая Своим гонителям, молясь за них... И, если Ему не довелось, по примеру Благочестивых Московских Царей, принять перед кончиною схиму, то мученический венец Он приял. В эти последние месяцы, недели и дни, и Государь, и вся Его Семья уже при жизни Своей воистину стали святыми, и, когда проснется совесть народная, не будет в сознании ее более высокого образа, чем образ Великомученика Царя
1 Яоздкышев С.Д. Распни его. Париж. 1952. С. 336.
Отречение Николая II. М. 1998. С. 196.
Николая, искупившего страданиями Своими грехи всей России»1.
Марта 1917 года Царь в узах
В день, когда предали обряду сожжения честные останки Мученика Григория, был назначен и увоз Императора из Царского Села и, при необходимости, если будет оказано сопротивление, «ликвидация».
Приезд Государя в Царское Село описывает камердинер Волков А.А.: «Около 10 часов утра собрались во дворе и нестройно встали в вестибюле какие-то офицеры. Дежурный по караулу офицер вышел наружу. Через некоторое время от железнодорожного павильона отъехал автомобиль Государя. Ворота были закрыты, и дежурный офицер крикнул: «Открыть ворота бывшему Царю». Ворота открылись, автомобиль подъехал ко Дворцу. Из автомобиля вышли Государь и князь Долгоруков (генерал-адъютант Свиты). Когда Государь проходил мимо собравшихся в вестибюле офицеров, никто Его не приветствовал. Первый сделал это Государь. Только тогда все отдали Ему привет. Государь прошел к Императрице. Свидание не было печальным. Как у Государя, так и у Императрицы на лице была радостная улыбка. Они поцеловались и тотчас же пошли наверх к Детям»2.
В день приезда во Дворец Николай II записал в Дневнике: «Скоро и благополучно прибыл в
Царское Село — в 11 1/2. Но, Боже, какая разница, на улице и кругом Дворца внутри парка часовые, а внутри подъезда какие-то прапорщики! Пошел наверх и там увидел душку Алике и дорогих Детей»1.
В этот памятный день А.А. Вырубова вспоминала: «Наше беэпокойство о Государе окончилось утром 9-го марта. Я лежала еще больная, доктор Боткин (расстрелян большевиками в Екатеринбурге вместе с Царской Семьей) только что посетил меня, как дверь быстро отворилась, и в комнату влетела госпожа Ден, вся раскрасневшаяся от волнения. «Он вернулся!» — воскликнула она, и запыхавшись, начала мне описывать приезд Государя, без обычной охраны, но в сопровождении вооруженных солдат. Государыня находилась в это время у Алексея Николаевича. Когда мотор подъехал ко Дворцу, Она, по словам госпожи Ден, радостная выбежала навстречу Царю; как пятнадцатилетняя девочка, Она быстро спустилась с лестницы и бежала по длинным коридорам. В эту первую минуту радостного свидания, казалось, было позабыто все пережитое и неизвестное будущее. Но потом, как я впоследствии узнала, когда Их Величества остались одни, Государь, всеми оставленный и со всех сторон окруженный изменой, не мог не дать воли Своему горю и Своему волнению, — и, как ребенок, рыдал перед Своей женой.
Только в 4 часа дня пришла Государыня, и я тотчас поняла по Ее бледному лицу и сдержанному выражению все, что Она в эти часы вынесла. Гордо и спокойно Она рассказала мне обо всем,
1 Русская Летопись, VII Париж. 1925. С, VII.
2 Волков АЛ. Около Царской Семьи. М. 1993. С. 70.
Дневники Императора Николая II, М. 1991. С. 626.
что было. Я была глубоко потрясена ее рассказом, так как за все 12 лет моего пребывания при Дворце я только три раза видела слезы в глазах Государя. «Он теперь успокоился, — сказала Она, — и гуляет в саду; посмотри в окно!» Она подвела меня к окну. Я никогда не забуду того, что увидела, когда мы обе, прижавшись друг к другу, в горе и смущении выглянули в окно. Мы были готовы сгореть от стыда за нашу бедную Родину. В саду, около самого Дворца, стоял Царь всея Руси и с Ним преданный друг Его, Князь Долгоруков. Их окружало 6 солдат, вернее 6 вооруженных хулиганов, которые все время толкали Государя то кулаками, то прикладами, как будто Он был какой-то преступник, прикрикивая: «Туда нельзя ходить, господин полковник, вернитесь, когда Вам говорят!» Государь совершенно спокойно на них посмотрел и вернулся во Дворец»1.
Прибыл в этот день посланник от бунтовщиков, — Масловский (Мстиславский). Ужасен был и вид этого посланника: «небритый, в тулупе, с приставшей к нему соломой, в папахе, из-под которой выбиваются, слежавшиеся всклоченные волосы... И эта рукоять браунинга, вынутого из кобуры, так назойливо торчащая из бокового кармана». (С которой верный Государю даже до смерти мученик Кн. Долгоруков не сводил во все время разговора с посланцем встревоженных глаз.)
На заседании временного правительства, официально, 9 марта решалась судьба Царской Се-
1 Танеева (Вырубова) А.Л. Страницы из моей жизни-Берлин. 1923. С. 100.
мьи... (Судя по многочисленным источникам, вопрос был решен раньше.) Было вынесено решение: отсечь самую возможность реставрации Монархии. И вот уже не полковнику Генерального Штаба, как он себя величественно титулует все же, несмотря на ненависть к Царю и Самодержавию, в воспоминаниях, а комиссару исполкома Масловскому поручается «особо государственный акт», «особо важное поручение»: — то, что сам посланник не может не назвать откровенно — «арест», а «смотря по ситуации» — убийство Царя... Но воля Божия еще не свершилась во всей полноте над главами Царственных Страстотерпцев... «Семеновцы»-бунтовщики едут к Царю, вооруженные приказанием временного правительства: «Любой ценой, — я повторяю, подчеркивая, — любой. и,енои обезопасить революцию от возможной реставрации. Смотря по обстоятельствам — или вывезете арестованных в Петербург, или ликвидируйте вопрос здесь же в Царском. Но так или иначе, чтобы это было накрепко». В Царском Селе на требование предъявить команде семеновцев Царя, караульный сказал Мстиславскому: «Ваше поручение... страшно средактировано; страшно, иного слова не подберу; в нем есть мандат на цареубийство». «В нем есть худшее, если хотите». — Таков был ответ Мстиславского.
А новые представители на Руси открыто провозглашают свои мистические цели в отношении Царской власти и Царя: «Я понял, что акт унижения — да, унижения — необходим; что даже не в аресте, а именно в нем существо моего сегодняшнего посланничества, — так размышлял эсер Масловский (Мстиславский) С .Д., прибывший
9 марта 1917 года в Царское Село, где уже под арестом находился Государь, с чрезвычайным мандатом на цареубийство от имени совета рабочих и солдатских депутатов. — Ни арест, ни даже эшафот — не могут убить, никогда не убивали — Самодержавия: сколько раз, в истории, проходили Монархи под лезвием таких испытаний, — и каждый раз, как феникс из пепла погребальным казавшимся костра, вновь воскресала, обновленная в силе, в блеске, Монархия, (Как эта фраза созвучна с произнесенной В.К. Николаем Михайловичем после убийства Старца Григория: «Сколько раз уже нам сообщали о смерти Распутина и каждый раз он воскресал более могущественный, чем когда-либо»,)
Нет, надо иное. Тем и чудесен был давний наш террор, что он обменял на физиологию — былую мистику «помазанничества»... И теперь — пусть действительно Он пройдет передо мной, — простым эмиссаром революционных рабочих и солдат, — Он, Император «всея Вели-кия и Малыя и Белыя России Самодержец»... как арестант при проверке в его былых тюрьмах... Это Ему не забудут никогда; ни живому, ни мертвому»^.
ПРОРОЧЕСТВО МУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ:
«УБЬЮТ МЕНЯ, УБЬЮТ...
А МЕСЯЦА ЧЕРЕЗ ТРИ РУХНЕТ
ЦАРСКИЙ ТРОН»1
«Итак, свершилось.... Заклевали серые птицы Белого Орла. Клевали и выговаривали ему: «Ты высоко летал, Ты высоко сидел, Ты не хотел поделиться местом с нами». Клевали и уговаривали: «примирись с Твоим падением; это делается для счастья России, которую Ты беззаветно любишь, больше всех Твоих подданных. Принеси Себя в жертву; это надо, чтобы спасти Отечество от унижения и позора, от разгрома ее вековым врагом. Пойми, что русское общество не желает больше Самодержавия, не желает клетки даже золотой, висящей в зеленом роскошном саду. Прислушайся к народным кликам. Мы опоздали на сотни лет. Лозунг революционной Франции: «Ьа КЬеЛё ои 1а топ;» мы кричим только теперь, хотя он воодушевлял нас на протяжении столетия». [...].
«Интернационал распорядился, чтобы европейская революция началась в России, и начнется, ибо нет у нас для нее надежного отпора ни в
1 Масловский. (Мстиславский) С.Д. Пять дней. На чало и конецфевральской революции. Берлин^Петербург Москва. 1922. С. 98, 103.
* Григорий Распутин, Сборник исторических материалов. М. 1997. С, 532.
управлении, ни в обществе. Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать в казармы, в стойла, зальют кровью и потом сами испугаются.,.» (Достоевский).
Он пал потому, что военные и гражданские власти растерялись, струсили и сдались на волю победителя. Ни одной серьезной попытки подавить бунт не было сделано. Кругом была «измена, трусость и обман,,.». Он пал потому, что «временное правительство грозило в случае отказа Николая II отречься от престола, — приостановить снабжение Армии.,. Возражали Царю во имя победы; теперь готовы отказаться от победы, чтобы добиться отречения», — записал в своих воспоминаниях изменивший Брусилов».1
«...Предал цвет русского общества, о котором французский журналист Густав Эрвэ высказал следующее строгое, но справедливое суждение: «Мы всем сердцем жалеем русскую аристократию и буржуазию, которые перенесли с 1917 года известные всем страшные испытания; но приходится признать, что, подобно и нашей аристократии старого режима, они проявили в критический час легкомыслие, безрассудность и отсутствие политической устойчивости, поистине изумительные. Просто невероятно, что, зная историю бывших революций, часть русской элиты, своим разлагающим и мелко фрондирующим настроением, своим сочувствием самым разрушительным идеям, своими интригами во время войны — могла подготовить ужасную катастрофу».
1 Яозднышев С.Д. Распни Его. Париж. 1952. С. 336-
337.
Да, невероятно... и в том вся трагедия России. В России не было почвы для революции, русский народ не бунтовал, а работал и сражался на фронте, но государство разлагалось благодаря разложению правящего класса. Императору Николаю II пришлось нести бремя правления в годы, когда верхние слои населения из творческих обратились в разрушительные элементы. Перед революцией Россия представляла трагическую картину: Царь и Народ, — здоровые начала государства, разъединенные прогнившей общественной прослойкой — правящим классом.
Позволено, однако, задаться вопросом о том, являлась ли деятельность русских либералов и революционеров свободной от постороннего влияния? Не было ли у русского государства врага, неизмеримо более опасного, чем разношерстный отечественный революционный сброд?
Еще очень недавно говорить о масонстве считалось как-то неприлично, признаком крайней политической отсталости; обвинения в «масонстве» у людей культурных вызывали такую же улыбку, какую вызывало бы обвинение в колдовстве. [...]
В дальнейшем изложении буд<