Последний день земной жизни Григория 16 декабря, пятница Память Пророка Даниила
В этот Богом назначенный день Григорий с самого утра ушел из дома. Он, как вспоминает его дочь Матрена, омылся целиком в воде, затем прошел по городу, навестив близких, своих духовных, вечером отстоял службу — и затем вернулся домой. Около семи часов вечера к ним на Гороховую, 64 прибыл министр внутренних дел Протопопов с просьбой к Григорию никуда не выходить в ближайшие дни, так как открыт заго -вор — готовилось покушение на него, на Императрицу и на Анну Вырубову. Протопопов просил отменить все встречи, но Григорий не мог обещать выполнить просьбу. Когда Протопопов ушел, Старец молвил, «ни к кому не обращаясь: «Я умру, когда Господу будет угодно»,..
Потом около часа мы сидели в столовой. По просьбе отца я читала Евангелие от Иоанна:
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно вначале было у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли»
(Ин. 1, 1-11)...
Григорий толковал: «И Слово было плотию и обитало с нами».,.
Часы в прихожей пробили десять. Отец поцеловал Варю, потом меня, пожелал доброй ночи, потом отослал нас спать...
Я не могла уснуть. Меня заполнял страх. Когда часы пробили одиннадцать, дом погрузился в тишину, нарушаемую тиканием часов, отсчитывающих последний час жизни моего отца в доме номер 64 по Гороховой улице. В назначенный час отец вышел из дома. Его ждал присланный Юсуповым автомобиль»1.
* Распутина Матрена. Распутин, Воспоминания до-чери. М. 2000. С. 293.
Старец оставил своих близких и ушел к себе. В небольшой келлии, где стояли письменный стол, кровать и несколько стульев, тихо мерцала перед образами лампада. Кромешная тьма зияла в огромном пролете окна. Он взял свечу и затеплил ее. Старец постоянно осенял себя крестным знамением, при всяком движении, одевании и обувании, при ложе, при зажигании свечи. Знамение креста было его постоянным деланием. Григорий крестился по обычаю предков — истово и твердо: полагая на себя крестное знамение, он достигал известной молитвенной самособранности, которой его преобучил блаженной памяти Старец Мака-рий, отец духовный. Персты Старца всегда были соединены во образ Святой Троицы1... Он наставлял своих Царственных Друзей всегда истово осенять себя крестом, ибо Крест есть печать Христова. «Крестом, как печатью, — говорит Иоанн Златоуст, — всякие Божий заветы, какие получаем, как некою царскою печатню и перстнем печатаем, и ничто лукавое не может приступить к нам». Посему мы и не стыдимся исповедать Распятого.
Старец переоблачился. Он надел сияющую небесной белизной шелковую рубаху, расшитую небесно-голубыми васильками и золотистыми колосьями — молитвенный труд Царицы Александры Феодоровны. Белый цвет на Руси издревле являл особое предназначение Царского служения, в великокняжеском обиходе белое платие было в «великом почтении», потому-то Русь часто называли Белою, а Русского Государя именовали 5е-
* На всех фотографиях, дошедших до нас, Святой Угодник держит персты крестообразно сложенными.
Царь. Васильки, украшавшие чистое сияние белого платил Григория, знаменовали царские кресты: васильками принято было в день Воздвижения Креста украшать его Честное Древо и из васильков делали василок — кропило для святой воды. Золотистый цвет колосьев, украшавших васильки-кресты, высвечивал Небесную Славу Креста. Малиновым, цвета крови, шнуром Старец препоясал себя сам, прежде чем встретить «братьев зла», летящих уже из страшной тьмы по улицам Петрограда.
Он подошел к столу и написал своим присным письмо — последние слова духовного отца, отца по крови и духу. Его уже не было на этой бренной земле: небесное воинство мучеников ожидало исхода души Григория, с трепетом и благоговением предстоя окрест и взирая на благословенную руку, бережно предающую листу бумаги грядущее:
«Мои дорогие!
Нам грозит катастрофа. Приближаются великие несчастия. Лик Богоматери стал темен, и дух возмущен в тишине ночи. Эта тишина долго не продлится. Ужасен будет гнев. И куда нам бежать? В Писании сказано: «О дне же том и часе никто не знает». Для нашей страны этот день настал. Будут литься слезы и кровь. Во мраке страданий я ничего не могу различить. Мой час скоро пробьет. Я не страшусь, но знаю, что расставание будет горьким. Одному Богу известны пути вашего страдания. Погибнет безчисленное множество людей. Многие станут мучениками. Земля со-
дрогнется. Голод и болезни будут косить людей. Явлены им будут знамения. Молитесь о своем спасении. Милостию Господа нашего и милостию заступников наших утешитесь.
Григорий»^.
Закончив и осенив крестом написанное, он положил в конверт и отнес в комнату дочери Матрены, самой близкой и дорогой его сердцу из всей семьи. Поверх конверта надписал, чтобы прочла после его смерти, затем тихо вернулся к себе в келлинх
Старец опустился на колени пред образами, благодаря Господа за все ниспосланное в этой привременной, недолгой жизни (ему должно было исполниться в январе сорок девять лет). Последние двадцать он провел странствуя по земле и исполняя волю Божию, реченную Царицей Небесной и Праведным Симеоном Верхотурским: «Григорий, иди странствуй и спасай людей»... Он не мог ослушаться. Когда Господь благословил Российскую Державу рождением Наследника Алексия, Он же привел его в 1904 году в Царские Чертоги, где томились душой, изнемогая от непонимания, Царственные Страдальцы, в ожидании человека Божия, который бы утешил Их и взял в свое водительство и старческое окормле-ние.
Осенив себя крестным знамением, он заплакал, взирая сквозь завесу времени в душную июльскую ночь восемнадцатого года...
1 Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до чери. М. 2000. С. 301.
^^ I
В ночи ее сиял белокаменный Вознесенский храм; свет Небесный, изливаемый от белого узорчатого одеяния храма тихо проникал в комнаты неподалеку стоящего Дома Ипатьева, в котором томились Царственные Узники. Они пока спокойно спали, но свет от Вознесенских куполов уже пробуждал Их.
После полуночи к Ним резко вошел страшный человек, «брат зла», и грубо стал будить Их, прикрикивая, что Белая Армия приближается к городу Екатеринбургу, и он получил приказ увезти Их. Кротко и смиренно, родные сердцу Старца Узники стали одеваться, приуготовляясь к последнему пути...
I
Минула полуночь. Мотор, везущий «братьев зла», остановился у дома Старца.
Григорий, коленопреклоненный, взирал на Лик Спасителя...
Мученики не просят Христа избавить их от терзаний и мучений, и подвижники не ищут освобождения от трудов подвижнических, они лишь молят Господа даровать им терпение и силы понести возложенный Крест, дабы в будущей жизни приять награду за земные страдания. Сколько раз гнали его от Царской Семьи, не гнушались угрозами: «если на самом деле вы любите Государя и Государыню, то вам следовало бы отстраниться от Них и уехать подобру-поздорову к себе в Сибирь, а то не ровен час, прихлопнуть вас могут....... Старец смиренно терпел, отвечая всякий раз: «Господь благословил. Раз его воля была к Ним приблизить, значит, так надо»...
Приехавшие «братья зла», как и все братья зла, были в образе человеческом представители области тьмы, которая обладает немалыми знаниями, но не имеет ни одной искры Божией и луча Святой Любви.
Они знали, что пока молитвенник Григорий рядом с Царской Семьей, вблизи от Нее, с Наследником Алексием ничего плохого не случится. Сколько раз, с отъездом Григория, Наследник заболевал... и ему приходилось с дороги возвращаться. Удивительно, как только он вернется, Цесаревич сразу же поправляется. Старец говорил: «Если меня убьют, то и Наследнику не быть живому — непременно умрет». Когда он был почти смертельно ранен в Покровском в четырнадцатом году, Наследник также перенес тяжелейшее кровотечение, из которого Он смог выйти лишь после того, как Григорий, придя в сознание после ранения, стал молиться за исцеление...
«Брат» Юсупов боялся увидеть лицо праведного Григория. Ему, палачу, приходилось пересиливать себя и дрожать от страха: «шел, как на казнь»... «Сердце забилось»... «Тьма кромешная»... «Брату» показалось, что из соседней комнаты кто-то пристально смотрит... Он поднял воротник и надвинул шляпу на глаза. Он не мог вынести чистый небесный взгляд Старца, взирающий на него кротко и спокойно. «С ужасом посмотрел я на жертву, — не сможет не признаться потом убийца. — Старец был доверчив и спокоен»...
*
Они вышли на темную лестницу и стали спускаться по ней в кромешной тьме. Григорий, молитвенно пребывавший в духе, вдруг вновь уви-
дел в далекой июльской ночи Ипатьевского Дома своих Дорогих Страдальцев. Они следовали за «братом» Юровским в нижний этаж к наружной двери, выходящей на Вознесенский переулок. Он держал в руке лампу, чтобы освещать темную узкую лестницу. За ним следовал Государь, несший на руках Наследника Алешеньку. Нога у Него была перевязана толстым бинтом, и при каждом шаге Он тихо стонал. За Государем шли Государыня и Великие Княжны. Некоторые из Них несли по подушке, а Ана-стасиюшка держала в руках Свою любимую собачку; далее следовали лейб-медик Боткин, горничная девушка Демидова, камердинер Трупп и повар Харитонов.
Старец глубоко вздохнул, казалось, ему не хватает воздуха..,
Они с Юсуповым спустились вниз и сели на мотор, который привез их к серому, мрачному дому на Мойке. Подвал, в который привезли на заклание святого Григория, был заранее уготован; все в нем было сделано по строгим распоряжениям. В подвальную залу с низкими сводчатыми потолками в два маленьких оконца на уровне тротуара едва проникал свет. Этот тусклый свет не мог изменить зловещий вид склепа, полутемного, мрачного, с серым гранитным полом и стенами, облицованными серым унылым камнем. Склеп находился почти под землей и являл собой настоящее подземелье. В камине трещали поленья, на гранитной облицовке отражались кровавые вспышки огня. «Казалось, что бы ни случилось здесь, все будет утаено от человеческих глаз,
скроется навсегда в молчании этих каменных стен, которые навеки схоронят тайну»...
Старец Григорий вдруг явственно услышал леденящий душу голос убийцы Царственных Мучеников «брата» Войкова, кричащий в его сердце: «Мир никогда не узнает, что мы с Ними сделали!».*. Царственные Мученики, в сиянии Небесной Славы, уже спустились в подземелье Ипатьевского Дома, где Их ждал мрачный подвал-склеп...
1-
Все вокруг пламенело красными тканями. Красный гранит камина должен был своим адским зевом устрашить Мученика Григория и привести душу его в содрогание. Склеп был специально уготован для пыток и мучений и наполнен изощренными предметами с диавольской символикой: костяные кубки, особой предназначенности шкаф-поставец из эбена, с серебряной инкрустацией, являвшийся символом чего-то весьма могущественного в темном мире: «ящик Пандоры». Возле него, в углу, была брошена белым пятном огромная шкура белого медведя, недавно приобретенного хозяином этого мрака в поездке по Индии и безжалостно им убитого. В сатанинских ритуалах шкура медведя являет собой знак сатаны. На ней Григорий должен был быть умертвлен. Безумцы подготовили западню, как им мыслилось, для святого Григория, но это была западня для их несчастных гибнущих душ. Праведнику подвал послужил основанием лестницы, ведущей в Царство Небесное, а мучителям стоил большой цены — гибели в вечности. На черном эбеновом
щкафу стояло Распятие. Григорий возликовал душой и взглядом устремился ввысь Креста и земно поклонился его подножию, зная, что чрез смерть на Кресте Христос возвел нас на Небо. Лицо его сияло, очи увлажнялись слезами от предчувствия, что он скоро предстанет пред Спасителем. «Братья зла» приступили к намеченному: они вновь потребовали от Григория покинуть Царскую Семью и уехать из Петербурга. Святой молился у Распятия, не оборачиваясь к мучителям: он взирал на Крест Христов... Крест — Церкви похвала, Крест — бесам язва...
Духом он вновь перенесся в мучительный июль Ипатьевского подвала... Его милые, родные Царственные Страдальцы, спустившись вниз по лестнице за «братом» Юровским и пройдя через весь нижний этаж до угловой комнаты, прошли в следующую полуподвальную комнату, с мрачным сводчатым потолком. Справа от двери виднелось небольшое, с толстой железной решеткой оконце на уровне земли, выходящее на Вознесенский переулок. Дверь в противоположной от входа восточной стене была заперта. Они стояли посередине пустой, оголенной комнаты, в ожидании. Царь-Мученик покоил на руках Цесаревича, крепко прижав к Своей груди. Светозарные, Царственные, Благочестивейшие Страдальцы тихо молились, никто не разомкнул уста... Все, время от времени, благоговейно осеняли себя крестным знамением.,.
г
Из молитвенного созерцания Григория вывел резкий голос: «Твой отказ оставить Царскую Се-
мью рещил твою судьбу. Живым тебе отсюда не выйти». Старец оградил себя крестом и молвил: «Судит Бог»... Он не отрекся от Царя Земного и Царя Небесного!..
Григорий стоял пред ними худой и изможденный, с тихим и светлым лицом. Глаза его, необыкновенно чистые и проницательные, уже отражали Небесную Славу и поразительно напоминали глаза Батюшки Иоанна Кронштадтского. В сердце звучал боговдохновенный голос Батюшки: «Бог привел, значит так тому и быть»... Святой Григорий уже не вопрошал Святого Иоанна, чему быть... То, что Бог дал, Григорий принял смиренно и безропотно пронес на своих плечах,.. Странником пребывая на земле, он имел нужду в утешении и получал его от молитвы и от близких по духу людей... Сейчас он был один пред лицем врага, но с Неба на него взирали Святые и Ангелы. Все искупительные тайны мучеников неведомы духам тьмы и их земным служителям. Пред ними стоял воин Христов, вооруженный смирением и преданностию воле Божией. Царство света, осиявающее Мученика Григория, своею внутреннею силою брало верх над их царством тьмы.
Мучители приступили к Григорию с разными видами пыток, но не могли умертвить его: ни яд, которым они его напоили, ни злобные и жестоко выйные биения, ни заушения, ни выстрелы из огненных стволов не причиняли святому вреда. В неистовстве «братия зла» метались по ими же созданному лабиринту. Григорий был жив. - -«Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать
змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18). Он молился и взирал на них с благоухающих высот, тихо повторяя одному из палачей: «Феликс... Феликс.. * Феликс значит счастие. А счастие — это со-участие в Царстве Небесном... Что ты делаешь?!»..* Феликс стонал как раненый вепрь, он руками закрывал уши, дергал их со всей силы, стараясь извлечь изнутри тихий, кроткий голос жертвы: «Феликс*..» В безумном порыве они включили на полную громкость граммофон, пытаясь заглушить ад, клокотавший в их утробах, гимном американских «братьев-заказчиков» «янки-дудль»...
В душной июльской ночи, возле Ипатьевского подвала, послышался шум автомобильного мотора четырехтонного грузовика фиат, приготовленного для перевозки тел. Шум работающего мотора должен был скрыть, заглушить происходящее в подвале жестоковыйное, неслыханное от века, кровавое приношение в жертву Царствующей Семьи Русской Державы, совершаемое по приказу тех же темных сил...
Раб Божий Григорий, встав с колен, поклонился Распятию и обернулся. В глазах его была кротость и покорность воле Божией. Он подошел к «брату» Феликсу вплотную и посмотрел ему в глаза — служитель тьмы не вынес взгляда Мученика — и выстрелил, внезапно достав руку из-за спины. Он попал в сердце...
«Пуля, убившая Распутина, попала в самое сердце Царствующей Династии»
Святой медленно опустился на белую шкуру медведя, специально уготованную для этого диа-вольского ритуала. Присутствующий «брат» Лазо-верт, осуществлявший роль «врача», подтвердил «смерть»... Но у христиан нет смерти, есть воскресение из мертвых и вечная жизнь во Христе...
Убийцы готовились к продолжению ритуала, как вдруг глаза святого приоткрылись, и он обвел своим небесным взглядом каждого из них, по -смотрев прямо в душу... Но там царила тьма... Григорий медленно высвободил правую руку и стал поднимать ее, чтобы перекреститься. Взвыв как шакал, «брат» Феликс кинулся к этой благословенной руке, чтобы остановить, не дать Старцу сотворить знамение креста. Он не мог помешать, Григорий успел перекреститься. «Брат зла» нагнулся над телом Мученика и пристально вглядывался в его лицо. Неожиданно святой вновь поднял руку и непонятным образом, легко, снял с него правый погон с кителя: «брат» застыл в ужасе... Старец крепко держал в руке погон с царскими вензелями: «Феликс»... Мученик поднес к губам погон и приложился к буквенным начертаниям священного имени Русского Царя. Затем он благословил рукой, все еще бережно державшей царский погон, грядущую ночь страшного июля восемнадцатого года...
т
Тайные жрецы-мучители все продумали до мелочей: русский крестьянин-пророк, молитвенник из недр народа, был истязуем в склепе-подвале с умышленно-изощренной обстановкой, напоминав-
щей о величии и богатстве высшей аристократии И знати. Окружающие Мученика предметы должны были говорить ему о его недостоинстве и низком происхождении. Такая обстановка подобает только царям...
Святая Царская Семья была умучена в голом подвале-склепе, где не было ни одного предмета. «Обустроенное» таким образом подвальное помещение должно было унизить и напомнить о том, что Они всего лишены...
т
В тесном склепе-подвале Ипатьевского узилища объявляли приговор Царствующему Дому Романовых — благоухающая ветвь коего — Царственный Наследник Светозарный Отрок Алексии — кротко взирал на мучителей, бережно хранимый на руках Царя-Мученика Николая. «Все братья зла» вошли в специально уготованный для веками ожидаемого тьмой свершения ритуала подвал, и объявили свой приговор словами, которые они оставят написанными на стенах комнаты этого склепа. Государь изумленно спросил: «Что? Что?» — и началась кровавая расправа над Святыми Царственными Страстотерпцами... Их долго и жестоко истязали в тесном пространстве тьмы... Самые страшные мучения уготованы были Цесаревичу Алексею, над которым более всех глумились, заставляя тем самым страдать невыносимо Отца-Царя и Мать-Царицу: «нет у вас и у Правосланой России Наследия» — издевались изверги... И вот все свершилось... «Государь упал первым, близко от Государыни. Рядом лежал на спине Наследник. Великие Княжны были вместе, как будто Они держали друг друга за ру-
ки. Между Ними распластался труп маленькой собачки Джимми, которую Великая Княжна Анастасия Николаевна прижимала к Себе до последнего момента. Доктор Боткин сделал шаг вперед, прежде чем упасть ничком с поднятой правой рукой. Анна Демидова и Алексей Трупп упали около задней стены. У ног Великих Княжен на -взничь лежал Иван Харитонов. Все убиенные имели по несколько ран, и поэтому крови было особенно много. В крови были Их лица и одежда, она стояла лужами на полу, брызгами и пятнами покрывала стены. Казалось, что вся комната залита кровию и представляет собой бойню (ветхозаветный жертвенник)»1.
Они претерпели все виды мучений, князья тьмы терзали Царей Света и глумились над Ними... Тела Их были в жестоковыйных руках, дух же Их Царственный парил горе ввысь, недосягаемый, чистый, непобедимый...
«Мученики и Ангелы различаются только именами, а делами соединены, Ангелы обитают на Небе, и мученики также. [.,,] [Пред нами] два ополчения: одно — мучеников, а другое — мучителей; но мучители вооружены, а мученики сражаются с обнаженным телом, и победа остается за обнаженными, а не вооруженными. Кто не изумится, что бичуемый побеждает бичующего, связанный — несвязанного, сожигаемый — со-жигающего, умирающий — умервщляющего. [...] Здешние жестокие и невыразимые страдания мученики терпят в течение краткого времени, а по отшествии отсюда они восходят на Небеса, при-
1 Письма Святых Царственных Мучеников из заточе ния. СПб. 1996. С. 349.
чем Ангелы предшествуют им и Архангелы сопровождают их, потому что не стыдятся подобных себе рабов и решились все сделать для них, как и те решились потерпеть все для Христа, своего Владыки. [...] Когда восходят на Небеса подвижники благочестия, Ангелы сретают и все вышние силы стекаются отовсюду — видеть их раны. [...] Потом ведут их с великим торжеством к Царю Небесному, к тому Престолу, исполненному великой славы, где Херувимы и Серафимы. Прибыв туда и поклонившись Седящему на Престоле, мученики удостаиваются [,..] особого благоволения. [...] Он принимает их не как рабов Своих, [...] но как друзей Своих...»1.
Души Царственных Страдальцев принимал в Свои Пречистые Длани Сам Спаситель мира Христос...
Претерпев мучения за Христа и Царя, Старец Григорий лежал простертый на серых гранитных плитах с сомкнутыми очами и молился. «Несмотря на многочисленные раны и огромную рваную рану в левом боку, сделанную ножом или шпорой»2... Григорий был еще жив... Вкруг него сочилась источенная мучителями кровь.
«Видя эту кровь Ангелы радовались, а бесы ужасались и трепетали: то была не просто видимая кровь, но кровь спасительная, кровь святая, кровь достойная Небес, кровь постоянно напояю-
1 Се. Иоанн Златоуст.Творения. Т. 2. Кн. 2. М. 1994. С.753-757.
Фрейлина Ее Величества Анна Вырубова. Дневник и воспоминания. М. 1990. С. 173-174.
щая добрые растения Церкви. Видел эту кровь и ужасался диавол, потому что вспоминал о другой крови — Владычней; ради Той текла и эта кровь, потому что с тех пор, как прободено ребро Владыки, ты видишь тысячи прободенных ребер»1 христиан, имеющих в себе Духа Святого и по силе Святого Духа перенесших невыносимые истязания.
Страдалец был при исходе... Вновь движимый самим сатаной «брат» Феликс рванулся к Григорию, держа в руках переданную накануне другим, старшим «братом» Маклаковым, резиновую палку, как тот упредил, мерзко оскалясь, «на всякий случай»... Эта резиновая тяжелая дубина символизировала собой трость, которой избивали в узилище Самого Спасителя мира Иисуса Христа. Злодей бил Мученика этой тростию до тех пор, пока не превратил его честное тело в кровавое месиво. Обезобра -женный мучитель пришел в полное неистовство и потерял после этого рассудок — казалось, он стал вместилищем самого сатаны. С трудом сообщники оттащили его от Страдальца. Время уходило. Приближалось утро, когда тьма должна прятать свои злодеяния в глубинах уходящей ночи.
Честное тело Святого Мученика злодеи плотно обернули с ног до головы в специально уготованное холстяное полотно. Сочившаяся из многочисленных ран кровь медленно впитывалась в ткань... Тело было плотно запеленато... Когда его выносили, во дворе, близ входной двери в подвал, была застрелена собака, ее труп уложили
1 Се. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Кн. 2. М-1994. С. 756.
поверх огромных пятен крови Святого Мученика Григория, обагрившей белый декабрьский снег.
Так силы адской тьмы хотели еще раз надругаться над Христианами: мертвая собака означает в сатанинском ритуале уничиженного и Распятого Христа...
Тело погрузили в закрытый автомобиль Великого Князя Дмитрия Павловича. По словам убийц: «Это было особенно удобно: великокняжеский стяг, прикрепленный к передней части автомашины, избавлял от всяких подозрений и задержек в пути»... Злодеи тем самым также хотели надругаться над тем, чему Святой Мученик и Пророк Григории служил: Священной, Великокняже-ской, Богом Помазанной Царской власти... Шофером был сам «брат» Дмитрий Павлович; на мученическое тело Григория воссел некий другой «брат», слуга Феликса. Злодеи залили кровию Старца даже ковер, устилавший автомобиль, ковер они позже сожгли, вместе с одной галошей Мученика...
С трех часов утра до шести они прятали следы своих злодеяний...
Тело Страдальца, еще дышавшего, сбросили в прорубь у моста...
Дабы ледяная вода докончила начатое по ритуалу темных сил зла,,.
Д&евник Анны Вырубовой 19 декабря 1916 года
«Утром Протопопов дал знать, что тело Распутина найдено. Полиция в доме Юсуповых, на следующее утро после убийства, напала на широкий кровяной след у входа и на лестнице и на признаки того, что здесь происходило что-то не-
обычайное. На дворе они на самом деле нашли убитую собаку, но рана на голове не могла дать такого количества крови... Вся полиция в Петрограде была поднята на ноги. Сперва у проруби на Крестовском острове нашли галошу Распутина, а потом водолазы наткнулись на его тело: руки и ноги были запутаны веревкой, правую руку он освободил, когда его кидали в воду, пальбы были сложены крестом. Тело перевезли в Чесменскую богадельню. Несмотря на многочисленные огнестрельные раны и огромную рваную рану в левом боку» сделанную ножом или шпорой, Григорий Ефимович был еще жив, когда его кинули в прорубь, так как легкие были полны водой»1.
Святой Мученик Григорий запечатлел перстами во время кончины исповедание Христа, подобно многим Святым Угодникам Божиим: Святой Спиридон Просфорник и Чудотворец Печерский имел руку троеперстно сложенною во время кончины; точно так же и Иосиф Многоболезный Печерский, у которого три перста соединены; упомянем и десницу Святого Иоанна Златоуста, почивающую в мощах своих в знамении креста.
Угодник Христов Григорий и по преставлении своем свидетельствовал о победе Креста над смертию. Смерть? — Где твое жало? Ад? — Где твоя победа?
г
Радуйся, Мучениче Григорие, Крестом смирения
Христова Руси в Небесный Иерусалим
восхождение!
«К этому времени в «Дом Особого Назначения» прибыли Шая Голощекин, Белобородов, Мебиус и Войков. Юровский с Войковым занялись тщательным осмотром убитых. Они переворачивали всех на спину, чтобы удостовериться, не осталось ли еще признаков жизни. При этом снимали со своих жертв драгоценности: кольца, браслеты, золотые часы. Затем тела были завернуты в заранее приготовленное шинельное сукно и перенесены на носилках, сделанных из двух оглоблей и простыней, на грузовой автомобиль, стоявший у подъезда. За рулем сидел злоказовский рабочий Люханов. С ним вместе сели Юровский, Ермаков и Ваганов.
Под покровом ночи грузовик отъехал от Дома Ипатьева, спустился по Вознесенскому проспекту в сторону Главного проспекта и выехал из города через предместье в Верх-Исетск. Здесь он свернул на единственную дорогу, ведущую в деревню Коптяки, раскинувшуюся на берегу Исетского озера. Дорога туда идет лесом, пересекая Пермскую и Тагильскую железнодорожные линии. Уже рассветало, когда в верстах в пятнадцати от Екатеринбурга и не доезжая четырех верст до Коптяков, в глухом лесу в урочище «Четырех Братьев» грузовик свернул налево и достиг небольшой лесной поляны близ ряда заброшенных рудниковых шахт, называемой «Ганина Яма»1,
«Беззаконники ведали, что творили. Примечательны их проговоры. Один из цареубийц М.А. Медведев (Кудрин) описывал в декабре 1963 го-
1 Фрейлина Ее Величества. Анна Вырубова. Дневник и воспоминания. М. 1990. С. 173-174.
1 Письма Святых Царственных Мучеников из заточения. СПб. 1996. С. 349-350.
да ночь на 17 июля: «...Спустились на первый этаж. Вот та комната, «очень маленькая». «Юровский с Никулиным принесли три стула — последние троны приговоренной Династии». Юровский вслух заявляет: «...на нас возложена миссия покончить с Домом Романовых!».
А вот момент сразу же после расправы: «Около грузовика встречаю • Филиппа Голощекина: «Ты где был?» — спрашиваю его. — «Гулял по площади. Слушал выстрелы. Было слышно. — Нагнулся над Царем». — «Конец, говоришь, Династии Романовых?! Да...»
Красноармеец принес на штыке комнатную собачонку Анастасии — когда мы шли мимо двери (на лестницу во второй этаж), из-за створок раздался протяжный жалобный вой — последний салют Императору Всероссийскому. Труп песика бросили рядом с царским. «Собакам — собачья смерть!» — презрительно сказал Голощекин»1.
После того как изуверы первоначально сбросили тела Царственных Мучеников в шахту, они решили извлечь их оттуда, чтобы предать их огню. «С 17 на 18 июля, — вспоминал П.З. Ермаков, — я снова прибыл в лес. Принес веревку. Меня опустили в шахту. Я стал каждого по отдельности привязывать, а двое ребят вытаскивали. Все трупы были достаты из шахты для того, чтобы покончить с Романовыми и чтобы ихние друзья не думали создать Святых Мощей»2.
Уже упоминавшийся нами М.А. Медведев свидетельствовал: «Перед нами лежали готовые «Чудотворные Мощи»: ледяная вода шахты не только начисто смыла кровь, но и заморозила тела настолько, что они выглядели слоено живые — на лицах Царя, девушек и женщин даже проступил румянец»1.
Один из участников уничтожения Царских тел, чекист Г.И. Сухорукое вспоминал 03.04.1928: «Для того, что если бы белые даже нашли эти трупы и не догадались по количеству, что это Царская Семья, мы решили штуки две сжечь на костре, что мы и сделали, на наш. жертвенник попал первый Наследник и вторым младшая дочь Анастасия...»2.
Участник цареубийства МА. Медведев (Куд-рин) [декабрь 1963]: «При глубокой религиозности народа в провинции нельзя было допускать оставления врагу даже останков Царской Династии, из которых немедленно были бы сфабрикованы духовенством «Святые Чудотворные Мощи»^.
Также считал и другой чекист Г.П. Никулин в своей беседе на радио 12 мая 1964 г.: «...Если бы даже был обнаружен труп, то, очевидно, из него были бы созданы какие-то Мощи, понимаете, вокруг которых группировалась бы какая-то контрреволюция... »4.
То же на следующий день подтверждал и его товарищ И.И. Родзинский: «...Дело-то ведь бы-
1 Алексеев В.В. Гибель Царской Семьи: мифы и реальность. Екатеринбург. 1993. С. 124, 125, 127.
2 Зайцев Г.Б. Романовы в Екатеринбурге. 78 дней. Документальное повествование. Екатеринбург. 1998-С. 187.
1 Алексеев В.В. Гибель Царской Семьи; мифы и реальность. Екатеринбург. 1993. С. 129.
2 Там же. С. 118.
3 Там же. С. 121.
4 Там же С. 133.
ло очень серьезное. [..*]• Если бы белогвардейцы обнаружили бы эти останки, знаете, что бы они устроили? Мощи. Крестные ходы, использовали бы и темноту деревенскую. Поэтому вопрос о сокрытии следов был важнее даже самого выполнения. [-.-]• Решили так, что часть сожжем, а часть спустим в шахту, либо всех сожжем. И что всех изуродуем все равно, потом иди различи»1.
Мученические тела Святых Царственных Страстотерпцев расчленили, облили бензином и, бросив на два огромных костра, — сожгли всех, предварительно изуродовав кислотой.
Почему мир гонит Святых?
Апостол любви Иоанн Богослов отвечает: оттого, что «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19); люди «возлюбили злобу паче благостыни» (Пс. 51, 5). А это отчего? «Оттого, — отвечает Батюшка Иоанн Кронштадтский, — что «князь мира'сего», диавол, действующий в сынах противления, ненавидит правду адскою ненавистию и гонит ее, так как она, правда, служит обличением неправде, колет ей глаза, стесняет ее».
Злой Каин умертвил Авеля, гнали Пророков Божиих, распяли Самого Господа нашего Иисуса Христа. «А после Иисуса Христа начались новые гонения на христиан. По воскресении и вознесении Его на Небо вера Христова встретила ужасные гонения в мире от иудеев и идолопоклонников; христиане были забиваемы в колоды и бросаемы в темницы, распинаемы на крестах, отда-
ваемы на растерзание зверям; их посекали, топили в реках, терзали железными когтями, колесовали, отсекали у них руки и постепенно все члены тела Прободали копьями, обливали кипящим оловом или маслом или опускали в кипящие котлы, сжигали на горячих сковородах или в раскаленных медных волах, не говоря уже о ругательствах, насмешках, побоях, пощечинах, которым подвергались исповедники имени Христова. Вот такие гонения были воздвигнуты на христиан! Последователи Христа Распятого должны были бороться не с людьми только — с их невежеством, нечестием и злобою, — но — с целым адом, сатаною и его споспешною силою. Ибо исчисленные гонения воздвиг на Церковь Христову сам сатана, имея своим орудием нечестивых людей. Ублажая мучеников, Церковь поет: «Вами врата адова, на Церковь отверзшаяся, заключишася»Ц
Благодатная сила святых мощей
Святой Иоанн Златоуст пишет, что останки святых почитаются Церковью как исполненные Божественной Благодати и обладающие даром чу-дотворения святыни, в которых продолжают пребывать по блаженной кончине сами святые. Сохранение мощей мучеников являет собою победу над смертию и утверждает веру в воскресение по плоти. «Бог разделяет с нами мучеников, — поучает Святитель Иоанн. — Сам взяв душу их, тела Он как бы дал нам, чтобы святые кости их были у нас постоянным напоминанием об их доб-
^ Алексеев В.В.ГибельЦарской Семьи: мифы и ре альность. Екатеринбург. 1993. С. 135, 136.
* Митрополит Вениамин (Федненков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб, 2000. С. 418.
родетели. [...] Взирая на самое тело святого, удостоившееся быть окровавленным за исповедание Христово, хотя бы мы были боязливее всех, можем ли не возыметь великой ревности, когда это зрелище, как бы какой огонь, проникает в нашу душу и призывает нас на такой же подвиг? Для того Бог и оставил нам тела святых, до времени воскресения, чтобы мы имели в них урок величайшего любомудрия. [*..] На раны тел мученика люди верные смотрят, но бесы не смеют прямо смотреть на них, не имея силы вынести исходящего оттуда блеска... Возьми кого-нибудь беснующегося, одержимого бесом, приведи его к святому гробу, где останки мученика, и ты увидишь, что он непременно отскочит и убежит. Как будто ему предстоит идти по горячим угольям, так он выскакивает тотчас из самого преддверия, не осмеливаясь взглянуть даже на самую раку. Если же теперь, спустя столь долгое время, когда мученик стал прахом и пеплом, бесы не смеют взглянуть на обнаженные кости святого, то явно, что и тогда, когда они его видели обагренным кровию со всех сторон, блиставшим ранами более, нежели солнце лучами, они были поражаемы и с пораженными взорами убегали»*.
Основным смыслом почитания мощей является учение Священного Писания об участии христианских тел, как храмов Духа Святого, вместе с душами в безсмертии. По учению Церкви, мощи почитаются так же, как и святые иконы; Литургия должна совершаться на мощах мучеников. Пятый Карфагенский Собор (Правило 10) опре-
делил, что ни один храм не может строиться иначе, как на мощах мучеников; в наше время каждый православный храм имеет частицу мощей какого-нибудь святого, зашитую в Антиминс, на котором и совершается приношение Безкровной Жертвы. Седьмым Вселенским Собором было воспрещено строить церкви без полагания мощей.
Присутствие мощей в храме являет собой особую благодатную духовную связь со Святыми Угодниками. Святитель Григорий Нисский пишет, что те, кто держат мощи, заключают в объятие живое тело святого, исполненное силы, они ощущают его присутствие всеми чувствами и, проливая слезы почтения и любви, обращают к нему молитвы о заступничестве так, словно бы он был перед ними (РС, 46, 74ОВ). «Поэтому обретение мощей святого — обретение небесного заступника, данного Господом <