Батюшка Иоанн Кронштадтский предрекает мученическую кончину Григория Нового
Здесь считаем уместным упомянуть об отношении Святого Угодника Божия Иоанна Кронштадтского к Праведному Григорию. Много толкований существует о том, что предсказал Батюшка Иоанн страннику Григорию при их первой встрече. Церковное предание сохраняет изустно одну из фраз, произнесенных отцом Иоанном Григорию Распутину: «Будет тебе по имени твоему». Толкователи предпочитают сразу же говорить о некоем «распутстве», якобы корне фами-
лии«Распутин». Поверхностное восприятие свойственно каждому человеку, наипаче когда им движет явнаяпредубежденность, но духовное восприятие видит иначе: во-первых, корень фамилии «Распутин» — «пут» от слова «путь»; «распу-тие» же в словаре русского языка Даля обозначает — раздорожие, развилие пути, где сходятся дороги, перекресток, где ставили Крест или Часовенку, чтобы молиться! Соответственно, рас-путие обозначает Крест, которого сподобил Господь Россию, Царственных Мучеников и Их молитвенника — Мученика Григория. Даже если «по фамилии Распутин» — то это Крест, кре~ стоношение Григория и предсказание хулы и клеветы на него... Во-вторых; Батюшка Иоанн сказал: «будет тебе по имени твоему», а имя «Григорий», в переводе с греческого, означает «бодрствующий».
Священное Писание, Святые Отцы Церкви объясняют, что есть духовное бодрствование.
В Откровении Иоанна Богослова, когда Шестой Ангел Господень изливает чашу гнева Божия на землю, на брань с «бесовскими духами, творящими знамения», вызываются бодрствующий: «блаженны бодрствующий и хранящие одежду свою» — Благодать Святого Духа (От. 16, 14-15).
Бодрствующим доверяется от Господа наблюдать за тем, что происходит на земле (Дан. 4, 10).
Бодрствовать, значит всегда пребывать в памятований о пришествии Спасителя: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13).
Бодрствовать, это — непрестанно молиться: «бодрствуйте и молитеся, чтобы не
впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41).
Господь заповедует всем: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мр. 14, 37).
Апостол Петр взывает: «Будьте благоразумный бодрствуйте в молитвах» (I Пет. 4, 7).
Итак, бодрствование в духовном понимании означает благословение на непрестанную молитву, призывание Имени Божия для борьбы с духами злобы поднебесной: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотити» (I Пет.
5,8).
Таким образом, слова Батюшки Иоанна, носителя пророческого дара, подвижника, которому Господь открывал прошлое и будущее людей, видевшего состояние души блаженного Григория, означали для него: бодрствовать, стоять в вере, быть мужественным и твердым!
«Будет тебе по имени твоему!» значило «будешь бодрствующим!»
«Будет тебе по фамилии твоей!» знаменовало «возлагается на тебя сугубый Крест!»
Во всех описаниях первой встречи двух подвижников единодушно отмечается, что Батюшка Иоанн, молившийся в алтаре, вдруг стремительно вышел и спросил: «Кто здесь так пламенно молится? Я чувствую силу молитвы». Дочь Григория, Матрена, передает это так: «Отец простоял на коленях всю службу. Молился, вручая свою судьбу .Господу. Люди, обладающие духовным зрением, узнают друг друга. Батюшка Иоанн вышел из алтаря, остановился перед отцом, взял его за руку и заставил встать. Сказал, что почувство-
вал присутствие отца в храме. «В тебе горит искра Божия!» Отец попросил благословения у Батюшки Иоанна. «Господь тебя благословит, сын мой», — отвечал Батюшка.
В тот день отец принял Причастие из рук Батюшки Иоанна Кронштадтского, что было большой чесгикх После Батюшка пригласил отца к себе.
Отец рассказал Батюшке Иоанну о себе все. «Как на духу». Впрочем, он воспринимал происходящее как продолжение исповеди, начатой в храме во время службы.
Разумеется, рассказал и о явлении Казанской Божией Матери, о смутных догадках, наполнивших его после этого. Рассказал о том, что пришел в Петербург как бы не по своей воле: «Вело меня сюда»...
Батюшка Иоанн слушал отца не перебивая. Когда отец закончил говорить, спокойно сказал: «Бог привел, значит так. тому и быть!» У отца вырвался вопрос: «Чему быть?» Батюшка Иоанн также серьезно ответил: «А что Бог даст» тому и быть. Его слушай, Он вразулшт». [..-] «Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моей правою рукой, делай дело, которое и я, недостойный, делаю»...
Батюшка Иоанн, пересказывая другим встречу с отцом, называл его «истинным старцем»1.
1 Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания до чери. М. 2000. С. 80-81.
«скоро я умру в ужасных
СТРАДАНИЯХ... БОГ ДАЛ МНЕ ЧУДНОЕ ПРИЗВАНИЕ
ПОГИБНУТЬ ЗА СПАСЕНИЕ
ОБОЖАЕМЫХ НАШИХ МОНАРХОВ
И СВЯТОЙ РУСИ»1
Григорий пришел в Петербург не по своей воле.,* «Вело меня сюда», — молвил он Батюшке Иоанну Кронштадтскому, бывшему при конце своего земного странствия. Провидец Божий Иоанн, созерцая путь, пройденный Григорием, спокойно сказал: «Бог привел»...
Послушный воле Господней странник Григорий ведал сердцем, что здесь, в этом душном и страшном городе, ему предлежит исполнить предреченное о нем на Небесах.,, «Что там— на Небесах — решено, здесь — на земле не отменить»... Господь открыл праведному Иоанну за-
Якобий. И.П. Император Николай II и революция. Берлин.1938. С. 18,
В воспоминаниях дочери Матрены эта фраза записана так: «Знаешь ли, что я вскоре умру в ужасных страданиях. Но что же делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих Государей и Святой Руси». — Распутина Матрена. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 21.
весу будущего, показывая ужасы грядущего: «приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить не можете... Если не будет покаяния, Господь отнимет у России Царя, и попустит ей столь жестоких правителей, которые всю Землю Русскую зальют кровию... Хранитель России после Бога есть Царь, кто верен Богу, тот верен Царю. А враги наши без Него постараются уничтожить и самое имя России»1.
Отец Иоанн произнес; «Бог привел, значит так тому и быть!»
Быть при Царе, верным Ему, являть своей жизнию и дыханием любовь к Богу и Царю, служить во благо Русской Земли, хранить ее. Ведь Русь есть подножие Престола Господня, и русский человек должен благодарить Бога за то, что он русский...
Григорий, пребывавший в духе молитвы с Батюшкой Иоанном, прозрел на миг, ослепительный миг, и свой Крест при Царе: невольно вырвалось у него, как в порыве у маленького дитя, взывающего о помощи к любящему отцу: «Чему быть, отче?!»... Взирая на молитвенный лик Угодника Божия, и он слезно воззвал к Отцу Небесному: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).
Как благословение, сходящее свыше, от Господа, он услышал реченное Батюшкой Иоанном: «А что Бог даст, тому и быть. Его слушай, Он вразумит»... Бодрствуй и молись! Это было благословением на мученическую кончину.
Дар предвидения смерти
С детства Григорий был наделен даром предвидеть смерть человека, коею уготовано ему от Господа умереть. Дочь Матрена сочувственно замечает: «Обладал отец и даром, без которого был бы гораздо счастливее, способностию предсказывать смерть. Его никто не тянул за язык, а он не лез в душу, но иногда слова сами вылетали. Помню, что дедушка истово крестился, когда рассказывал о том, какой плач стоял в деревне»1. Маленькому Григорию думалось, что в таком видении нет ничего особенного и так видят все люди. Только много позже он понял, что это знание тайн Божиих о человеке небезопасно и являет собой тяжелую ношу. Немногим дано ее понести. Ты видишь перед собой человека, говоришь с ним, он полон надежды и жизни, попечений о завтрашнем дне, — и вдруг ты видишь, как он, на твоих же глазах, переплывает на лодке по быстрой реке, лодка переворачивается, он — в воде, минуты — и человека нет... Григорий сначала всем говорил, что кого ожидает*.. Потому и плач стоял в деревне. Лишь после внушений отца и матери он стал осторожнее, молчал, не всякому открывал увиденное. Но совсем замолчать Григорий не мог, потому что дар этот был не его, а Божий: «Это все не мое, а Божие», — говорил часто Старец.
Надобно понимать, что Григорию бывали открыты обе смерти: и смерть души, и смерть тела.
Симеон Новый Богослов пишет, что после преступления Адамом заповеди Божией, он пре-
* Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб. 2000. С. 944.
1 Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания дочери, М. 2000. С. 19.
дуготовал себе смерть, по написанному: «Яко се, удаляющий себе от Тебе (Бога) погибнут» (Пс. 72, 27). Итак, не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее на себя лукавым и безрассудным произволением, «Надобно знать, что как человек имеет тело и душу, то смертей у него две: одна смерть души, другая — смерть тела; равно и как два безсмертия — душевное и телесное, хотя то и другое в одном человеке, ибо душа и тело один человек. Так душою Адам умер тотчас, как только вкусил запрещенного плода, а после, спустя 930 лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отделение от нее Святого Духа... По этой потом причине и весь род человеческий сделался таким, каким стал чрез падение праотец Адам, смертным человеком по душе и телу»1. Но с пришествием Христа все изменилось. Через исполнение заповедей и приобщение таинствам церковным душа человека снова оживает, делается нетленной Благодатию Святого Духа еще в настоящей жизни. Но тело все-таки умирает, по приговору: «земля еси, и в землю отыде-ши» (Быт.3,19). В общее же воскресение, после Страшного Суда, и тело будет нетленным»2,
Смерть души, соответственно, врачуется по -каянием, смерть же тела — пути Промысла Небесного. Григорий тяготился даром предвидеть как и когда душа разлучится с телом. Он молил Бога, чтобы Он лишил его этого ведения, а лишь
1 Симеон Новый Богослов. Слова. Вып.1. М. 1892.
С. 22-23.
2 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 3, Нижний Новгород. 1998. С. 257.
оставил знание своих грехов, сподобил принести в них истинное покаяние, открыл страсти и даровал исцеление от них.
Высочайшая добродетель смирения открыла ему это духовное видение: «очевидно, что зрение христианина, обновленного Святым Духом, достигшего высокой степени совершенства, простирается далеко за пределы зрения человеческого в его обыкновенном состоянии, подобно обновленному зрению действует и слух обновленный»1. (Вспомним особое слышание Григорием Слова Божия, обращенного непосредственно «во ушия» его).
Памятование о смерти способствовало углублению действия Благодати Божией в Григории: в сердце его с детства была мысль об исходе из этой временной жизни, что помогало святому возыметь презрение к миру и его страстям: он отрешился житейских забот и погружался в безмолвие: углубившись в себя и погрузившись в непрестанную молитву, сподоблялся глубокого видения. Ниспосланный Господом дар видения — памято-вания смерти — по прошествии времени и испытании в несении его — приукрасил душу святого благоуханным цветом совершенной любви к Богу и человеку. «Как хлеб нужнее всякой пищи, — говорит святой Иоанн Аествичник, — так размышление о смерти нужнее всех деланий. [...]• Памятование о смерти рождает [...] непрестанное приобучение себя к исполению Евангельских заповедей, особливо же к перенесению безчестий со сладостию, а в безмолвниках — отложение попечений, постоянную молитву и хранение ума. [...].
* Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смер-та. Т. Ъ. С. 131.
Как по учению отцов, совершенная любовь не падает: так я утверждаю, что истинное предощущение смерти не страшится падений... Уверимся, что памятование смерти, как и всякое благо, есть дар Божий»1.
Предощущение своей смерти
Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что истинное предощущение смерти не страшится падений... Эти слова святого, как и все житие праведного Григория, смиренно предстоят пред судом людей, которые с необычайной легкостию произносят: «Распутин был истинным человеком Божи-им, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал»...
Истинный человек Божий — павший, среди «высшего общества»?..
Потому что оно не могло понять его?.. В этом выводе все непонятно... Точно так, как непонятна фраза Великого Князя Александра Михайловича о Царе-Мученике: «Он пал жертвой Своих добродетелей. Он благоговел пред памятию Отца, верил в незыблемость данной Им присяги, прилагал все усилия, чтобы остаться честным, обходительным и доступным. Рок превратил Его хорошие качества в смертельные оружия разрушения»2.
* Святитель Игнатий Бряняанинов. Слово о смер-та. Т. 3. С. 176.
2 Позднышев С.Д. Распни Его. Париж, 1952. С. 336-337.
Но Бог, любящий истинных рабов Своих, исполняющих Его заповеди, знал и принимал человека Божия Григория, потому как он был Божий, и наперед предрек ему кончину его; «чтобы с одной стороны — избавить от страха неизвестности; с другой — обрадовать скорым избавлением от трудов, скорбен, лишений, гонений и мучений». Святые, в свою очередь, предсказывали о времени своей кончины близким людям, иногда с точным обозначением имеющих сопровождать ее обстоятельств. Думается, что это предузнание и назначение святыми наперед точного дня и часа своей смерти, которых, всякий должен сознаться, никто не знает и случайно даже не может описать верными чертами, является одним из лучших доказательств в пользу существования Бога, Всемогущего и Всеведущего и уделяющего частицу Своего всеведения праведникам, [как это явлено на Григории Новом] и распоряжающемуся жиз-нию и смертию по Своему усмотрению.
Святой, за несколько месяцев или дней сообщающий о своей кончине в словах, иногда противоречащих всему окружающему, собирающий в час смерти вокруг себя духовных чад, и с порога потустороннего мира благословляющий их, и предсказывающий им в точности их будущую судьбу, что может быть удивительнее и достославнее, и что могут в противовес этому дать подобное из своей жизни нечестивии и неверующие»1.
В возрасте восьми лет душа и тело Григория претерпели опытное познание смерти. Это случи-
* Епископ Варнава (Беляев) Искусство святости. Т. 3. Нижний Новгород. 1998. С. 259-260.
лось во время купания в пруду, куда они отправились со старшим братом. Михаил, вошедший в воду первым, внезапно стал тонуть, быстро опускаясь на дно. Григорий ту же бросился в воду, судорожно нащупывая руку брата под водой; тот схватился за нее и так и не разжал, до тех пор, пока их обоих, будто бы сплетенных воедино, не вытащили на берег.
«Когда Григория затягивала черная стоячая вода пруда и гнилая жижа, поднимавшаяся со дна, заливала нос, рот и уши, проникая, казалось, в самый мозг, он детским сознанием прозрел свой конец.
Черная обжигающая невская вода, веревки, обвившие его — и никакой надежды на спасение... Со страшным знанием о своей смерти он и жил»1.
Тяжелым Крестом знания своей смерти отметил с самого раннего детства Господь и Царя-Мученика Николая. Этот Царственный Младенец имел душу, подобную тихой свече, которая теплится в келлии монаха, и смотрел на жизнь очами пустынножителя, странного этому миру. Спокойными, скорбными и провидящими. Как юному Григорию Небесами был предуготован мученический путь, и он ведал об этом по откровению, данному ему свыше; так и Царственный Страдалец знал, по предсказаниям, грядущее с малых лет. «Шла молва, что в день крестин маленького Великого Князя Николая Александровича, в то время, когда шествие направлялось из храма под радостный перезвон колоколов, Андре-
евская звезда, жалуемая каждому члену Императорской Фамилии при рождении, вдруг сорвалась с подушки, которую нес церемониймейстер, и с грохотом упала на пол. «Тревожное предзнаменование» — говорили суеверные люди* И та же мысль возвращалась, когда, впоследствии, приходили вести о крушении Царского поезда в Бор-ках, о покушении на Царевича Николая Александровича в Японии»1... Однажды у Государя состоялся разговор со Столыпиным, во время которого Государь спросил его: «А знаете ли вы, когда день Моего рождения?» — «Как я мог бы не знать этого, Ваше Величество? Ваше рождение празднуется шестого мая». — «А какого святого поминают в этот день?» — «Извините, Ваше Величество, я не помню». — «Я вам скажу: святого праведного Иова Многострадального». Столыпин, однако, нашелся: «Слава Богу, значит царствование Вашего Величества закончится в славе, так как святой Иов, претерпев смиренно самые тяжкие испытания, был вознагражден счастием и Божиим благословением». — После минутного раздумия Государь сказал с глубокой грустию: «Нет, поверьте Мне, у Меня более, чем предчувствие, что Я обречен на страшные испытания и что Я не буду за них вознагражден на этом свете. Сколько раз Я применял к Себе слова святого Иова: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне».
А в другой раз Государь промолвил следующие слова: «Быть может, для спасения России
1 Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 21.
* Якобии ИЛ. Император Николай II и революция. Берлин. 1938. С. 1.
нужна будет искупительная жертва. Я буду такой жертвой. Да будет воля Божия!»1
Пророческие слова Царя Николая восполняли пред Престолом Всевышнего добровольную жертвенность царского пророка Григория, произнесшего: «Бог дал мне чудное призвание погибнуть за спасение обожаемых наших Монархов и Святой Руси».
«Смерти не боюсь. Напротив, буду рад? что Господь Бог прекратит мои земные страдания»2
Незадолго до первого покушения в 1914 году, встревоженные слухами о готовящемся убийстве Старца, духовные чада Григория уговаривали его иметь при себе пистолет. Старец простил их за такое предложение и ответил: «Я не городовой и носить оружие смерти не мое дело. Оружие мира, а не смерти должен носить я. Смерти не боюсь. Напротив, буду рад, что Господь Бог прекратит мои земные страдания, [...] Чувствую, что вскоре придется пережить опасную болезнь, но я не боюсь. Господь страдал больше за наши грехи, так почему же и мне не пострадать за свои».
В жизни христианина нет случайностей, и мы не расцениваем как случайность следующие два события:
1. Покушение на убийство Г.Е. Распутина в селе Покров-асов 29.6/12.7 1914 года
«Г.Е. Распутин вышел за ворота своего дома. В этот момент к нему подошла мещанка Хиония Кузьминична Гусева и низко поклонилась. Григорий Ефимович со словами «не надо кланяться» хотелбыло подать ей милостыню. Гусева, воспользовавшись этим моментом, выхватила из-под платка остро отточенный, обоюдоострый кинжал и ударила Григория Ефимовича в живот»1. Кинжал застрял на глубине около трех с половиной вершков.
3 июля 1915 года Гусева объявляется психически больной и от уголовной ответственности освобождается... Ее помещают в хорошую лечебницу, отличную от той, куда помещают настоящих психических больных. Сразу по отречении Царя, по личному распоряжению министра юстиции Керенского 27 марта 1917 года, ее отпускают из лечебницы, где ей выдали расписку, что она «психически здорова».
«Поразительно, что в день покушения на Распутина в с. Покровском в Сараево сербским масоном Г. Принципом был убит другой противник войны, который также, как и первый, мог реально воспрепятствовать ее началу, — австрийский эрцгерцог Франц-Фердинанд. «Как показали исследования Колина Уилсона, покушение на Распутина было совершено не только в тот же день, когда был убит Франц-Фердинанд, но, пожалуй, даже в тот же час (в пересчете поясного времени)2».
1 Якобий И.П, Император Николай II и революция. Берлин. 1938. С. 2.
^ Биржевые Ведомости. 1914. 3 июля. Слова Григория Распутина.
* Платонов О.А. Правда о Григории Распутине. Са-ратов. 1993. С. 54-62.
^ Бауер В., Дюмои, И., Головин С. Энциклопедия символов. М. 1995. С. 481. — В кн. Игумен Серафим
2. Покушение на Патриарха Тихона в Москве 29.6/12.7 1919 года
«Патриарх служил обедню в Храме Христа Спасителя. По окончании службы к Патриарху, по пути его с келейником, — к коляске подбежала женщина и ударила в бок ножом. На Патриархе оказались одетыми 2 рясы и подрясник. Нож запутался в рясах и выпал. При медицинском осмотре оказалось: на 2 сантиметра ниже 12 ребра с правой стороны под лопаткой имеется косая рана длиной около 2 сантиметров»1. Женщина оказалась Хионией Кузъминичной Гусевой.
Признав Гусеву психически ненормальной, суд выносит решение о прекращении дела с последующим помещением в психиатрическую лечебницу, из которой ее вскоре выпускают, как мать, воспитавшую «сыновей-красноармейцев».
Характерно, что в обоих случаях, кинжал Гусевой направлялся одной уверенной рукой, исполнитель один и тот же...
Находясь почти при исходе из тела, Григорий дал Господу обет: если он останется жить, то совершит поклонение к мощам Святого Угодника Божия Патриарха Гермогена, почивающим в Москве, в Кремле.
Так святые укрепляют в страданиях: Святитель Гермоген при жизни весьма чтил икону Божией Матери Казанскую; молился Ей с усердием и Григорий. По сугубому небесному заступниче-
(Кузнецов). Православный Царь-Мученик. Сост. Сергей Фомин. М. 1997. С. 522.
* Губонин М. Е. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб. 1994. С. 183-189.
ству Патриарха Гермогена Матерь Божия подняла, не в первый раз, со смертного одра Григория,
«Раз не удалось, а другой раз как [Господь] велит»1
Почему покушение на убийство состоялось в Покровском в преддверии первой мировой войны, вступив в которую, Россия вступила на путь страданий и слез?
Старец Григорий не желал для России этой войны. Он считал ее нарушением Евангельских заветов: «Воевать вообще не стоит: лишать жизни друг Друга, отнимать блага жизни, нарушать завет Христа и преждевременно убивать собственную душу. Пусть забирают друг друга немцы и турки — это их несчастие и ослепление, а мы любовно и тихо, смотря в самих себя, выше всех станем»2.
Григорий верил, что «Царство Божие существует во всех людях, поэтому войны считал насмешкой над Божией волей, безумием, попыткой обратить Господа против Самого Себя»3.
Во многих газетах за рубежом его называли «Апостолом мира*», пророчествующим, что пред лицеи антихриста православные славяне должны объединится под скипетром Русского Царя.
Инородцы и иноверцы, — им нужна была кровавая бойня, — боялись духовного совета
Телеграмма Григория после покушения в Царское от 6 июля 1914 года.
2 Утро России. 1914. 3 июля.
^ Платонов О.А, Жизнь за Царя. Из Духовного Наследия Г.Е, Распутина. М. 1999. С. 203.
Старца Григория Царю Николаю. Они знали, что в 1912 году, когда Россия готова была вмешаться в Балканский конфликт, духоносный отец встал пред Русским Царем на колени и умолил Его не вступать в военные действия. Граф Витте свидетельствует: «Пришел Распутин, в пламенной речи, лишенной, конечно, красот присяжных ораторов, но проникнутой глубокой и пламенной ис-кренностию, он доказал все гибельные результаты европейского пожара — и стрелки истории повернулись по-другому. Война была предотвращена»1.
Больше всего враг боится, когда возносится ко Господу «во умилении сердец» коленопреклоненная молитва. Она преклоняет Небеса! Поэтому и поражают немощной телесный сосуд пророка, дабы замкнуть ему уста навсегда,
Хионня Гусева нанесла удар ножом именно тогда, когда Григорий направлялся на телеграф, чтобы сообщиться со Святым Царственным Семейством по поводу невступления России в войну. Убийца вонзила Старцу нож в живот, пропоров его снизу до самой груди. Теряя сознание, он успел перекреститься и обхватить пораненное место руками, чтобы внутренности не вывалились в дорожную пыль. (Следует заметить, что именно в эти дни у Наследника, находящегося на отдыхе в Шхерах на «Штандарте», также открывается сильнейшее кровотечение. Какой Небесный знак посылал Господь: кровоточит Старец Григо -рий — кровоточит будущее России в Лице ее Отрока — Страдальца Алексия. Поражая пророка Григория — поражали Наследника!) Кровь лилась сквозь пальцы, когда отца Григория на
Биржевые Ведомости. 1914. 11 июля.
руках внесли в дом. Рана оказалась почти смертельной, многие кишки были перерезаны, он потерял большое количество крови. Когда прибыл доктор и приступил к первой операции, Старец, страдавший от невыносимой боли, отказался от обезболивания эфиром, но попросил тихим голосом вложить ему в персты крест, благословение Владыки Феофана (Быстрова). Владыки, который так любил и понимал его и который соблазнился о нем, как и многие другие. Злобный удар был нанесен Григорию от лица людей, мнение которых о Старце в то время Владыка Феофан разделял. В этом смиренном несении креста от гонителей — вершина любви и кротости Мученика Григория.
Это совершенная любовь, которая никогда не падает,
Именно в эти дни в келлии Григория, пока он находился в лазарете, заплакала Матерь Божия Казанская. Пребывая долгое время между небом и землей, Старец не думал о себе: он писал Царственным Друзьям во утешение: «Не ужасайтесь случившемуся, полагают не умертвят, сумейте долг отдать Самому Всевышнему. Утром следователь меряет рану сколько глубины» (3 июля 1914 года)... «не бойтесь, я не очень испугался, раз не удалось, а другой раз как [Господь] велит» (6 июля 1914 года)...
Готовый уже оставить сей бренный мир и тем прекратить невыносимую телесную и духовную муку, Старец Григорий тщится еще пострадать, дабы быть полезным Царю и Отечеству. Он вновь молитвенно ободряет своего Царственного Друга, вразумляя Его склониться пред Промыслом Божиим:
«Верю, надеюсь на мирный покой, большое злодеяние затевают, не мы участники, знаю все ваши страдания, очень трудно друг друга не видеть, окружающие в сердце тайно воспользовались, могли ли помочь» (19 июля 1914 года)...
«О милый дорогой, мы к ним с любовию относились, а они готовили мечи и злодействовали на нас годами, я твердо убежден, все испытал на себе, всякое зло и коварство, получит злоумышленник сторицей, сильна Благодать Господня, под ее покровом останемся в величии» (20 июля 1914 года)...
Прежде кровавой войны, Старец отдает свою кровь и принимает страдания за Россию: «За родину — благословение Божие...» (23 июля 1914 года)1.
«Первый звонок революции подан»2
С наступлением войны, силы Русской Земли были направлены на борьбу с внешним врагом. В тылу «враг окружил изнутри»: наступили дни хаоса, смятения, трусости и безволия. «Апокалипсис нашего времени» — так это называл В.В. Розанов. Клич иноверцев, брошенный в 1905 году — «Добейте гадину!» и «Граждане! Жертвуйте на гроб Николая Второго!» — не мог быть осуществлен, пока рядом с Царской Семьей был Старец Григорий, и Россия бодрствовала. Но
развязалась война..* Молва к 1916 году уже сделала свое дело: клинья между Святым Царственным Семейством и обществом были вбиты: травля закончилась — зверь вышел из бездны.
Давно этот зверь грозил Старцу: «Я тебя выгоню! »
«Вы ничего не можете добиться у Госуда -ря, — кричали бесы, — если этого Распутин не захочет. Вы можете иногда сделать кое-что помимо его, без его ведома, но, если успеют принять меры вовремя, вы безсильны.
Государь до такой степени верит в Распутина, [...] что если бы произошло народное восстание, народ шел бы на Царское Село, посланные против него войска разбежались бы или перешли на сторону восставших и все бы требовали отставки того или иного министра, а с Государем остался бы один Распутин и говорил Ему: «не бойся», то Он бы не отступил. У вас есть только два выбора: вы или должны приобрести Распутина, иметь его на своей стороне, или же его устранить, то есть, убить. Иного выхода нет»1.
Григорий готов был перенести всевозможные преследования, нежели войти в общение со злодеями, совершающими одно преступление за другим. Они это знали.
Врагам оставалось извечное средство — убить! Им нужна была именно его кровь — кровь Пророка Божия, молитвенную силу которого они не могли не ощущать: «и бесы веруют
1 Тексты телеграмм по: Платонов О А. Жизнь за Царя. М. 1999. С. 531-534.
^ Реакция на убийство Григория Распутина кадета Милюкова П.Н.
* Слова убийцы Распутина Ш. Юсупова, произнесенные В,А, Маклакову, соучастнику и руководитею. Российский Архив. Т. 8. Соколов НА. Предварительное следствие. 1919-1920. М. 1998. С. 250.
и трепещут» (Иак. 2, 19). Один из убийц, Ф.Ф. Юсупов, откровенничал: «я занимаюсь оккультизмом давно и могу вас уверить, что такие люди, как Распутин, с такой магнетической1 силой, являются раз в несколько столетий, [,..] никто Распутина не может заменить; поэтому устранение Распутина будет иметь для революции хорошие результаты»2.
Вот взгляд одного из историков на произошедшее убийство: «произошло событие, хотя и совершенно неожиданное для общественного мнения, но входящее также в план заговорщиков. В ночь на 17 декабря в Юсуповском дворце был убит Распутин, [..,] за всю историю России едва ли было совершено более подлое и трусливое преступление. Убийцы, мнящие себя мстителями, могли открыто поразить своего врага пулей и смело понести за это ответственность; они могли охотиться за ним, как террористы охотились за министрами и губернаторами; они могли объявить ему войну, как революция Царскому режиму. Но они этого не сделали. Распутин был заманен во дворец князя Юсупова и ему было поднесено отравленное угощение. Когда яд не подействовал, то заговорщики стреляли в беззащитного своего гостя, в исступлении били его кастетом и живого бросили в прорубь реки. Совершив свое черное дело, они не только не имели мужества в нем признаться, но дали своему Монарху честное слово, что в пре~
1 Молитва Старца Григория, облагодатствованная Господом, не могла быть рассеяна никакими оккулътно-магнетическими силами.
^ Российский Архив. Т. 8. Соколов Н.А, Предварительное следствие. 1919-1922. М. 1998. С. 251.
ступлении этом они не повинны. Честное слово убийц!..
Но за этими преступниками стояла другая воля; кто именно являлся вдохновителем убийц, вероятно, никогда точно не будет известно. Главными исполнителями были князь Ф.Ш. Юсупов, депутат В. М. Пуришкевич и доктор санитарного отряда Пуришкевича Лазоверт, а другой депутат В.А. Маклаков снабдил убийц цианистым калием и кастетом и в день убийства уехал в Москву, чтобы обезпечить себе аНЫ. В числе участников был и Великий Князь Дмитрий Павлович [Романов].
Удар был хорошо рассчитан; послать рядового террориста для убийства Распутина было, конечно, делом не трудным, но и мало эффективным, но толкнуть на преступление «народного представителя» и родственника Царской Семьи являлось поистине мастерским ходом: учитывая безнаказанность убийц, заговорщики устроили всенародную демонстрацию открытого бунта высших классов и безпомощности Правительства.
Если речь Милюкова была первым ударом в набатный колокол революции, то выстрел кн. Юсупова был вторым ударом в этот колокол. Третий и последний удар должен был прозвучать во Пскове, как сигнал черным силам на растерзание несчастной, кровью истекающей России.
В течение того же месяца Императрица с Дочерьми посетила Новгород. После обхода раненых в лазаретах Государыня поехала помолиться в Десятинный монастырь. В одной из келлий, покрытая веригами, лежала почитаемая старица Мария Михайловна. Когда Императрица вошла в
келлию, старица, простирая к Ней иссохшие руки, воскликнула слабым голосом: «Вот идет Мученица Царица Александра», и благословила Ее. «А ты, красавица, не страшись тяжелого креста», — повторила она несколько раз. Через несколько дней после этого старицы не стало.
Этот 1916 год заходил, казалось, в каком-то кровавом зареве. Кровь в окопах, кровь в Юсу-повском дворце, болезнь Цесаревича. Тревожные предчувствия, зловещие предзнаменования ползут, как черные тучи по этому огненному небу. Измена против Царя, против России, против победы, против союзников, назревающая революция, а там, в отдалении, тень большевизма»1.
Родная Сестра Государя Великая Княгиня Ольга Александровна Романова
Наиболее близкая из всех Романовых к Царской Семье, искренно любящая своего Брата, Ольга Александровна была потрясена именно тем, что в заговоре участвовал член Императорского Дома — Великий Князь Дмитрий Павлович, единственный сын Великого Князя Павла, сына Императора Александра II; и Феликс Юсупов, женатый на Княгине Ирине, дочери Великого Князя Александра Михайловича и Великой Княгини Ксении Александровны: «В убийстве Распутина не было ничего героического. Вспомните, что сказал о нем Троцкий: «Око было совершено по сценарию, предназначенному для
* Якобий И.П, Император Николай II и революция. Берлин, 1938. С. 101-103.
людей с дурным вкусом». А ведь вряд ли можно назвать Троцкого защитником Монархии. Полагаю, на этот раз коммунисты были недостаточно суровы в своих суждениях. Это было заранее обдуманным и донельзя подлым убийством. Вспомните два имени, какие и по сей день связывают с этим злодеянием. Один был Великий Князь, внук Царя-Освободителя, второй — потомок знаменитого рода, жена которого приходилась дочерью другому Великому Князю. Это ли не свидетельство того, как низко мы пали!
Не скрывая своего отвращения, Ольга Александровна добавила: «Чего они надеялись добиться? Неужели они действительно полагали, что убийство Распутина улучшит наше положение на фронте, положит конец безобразной работе транспорта и, как результат, нехватки снабжения? Не поверю этому ни на секунду. Убийство было обставлено таким образом, чтобы превратить Распутина в исчадие ада, а его убийц — в героев из волшебной сказки. Мерзкое это убийство было величайшим преступлением по отношению к тому единственному человеку, которому они присягали верно служить, — я имею в виду Ники [Царя Николая]. Участие в злодеянии двух членов нашего семейства лишь свидетельствовало об ужасающем падении нравов в высших кругах общества, [того самого «высшего общества», которое не поняло человека Бо-жия Григория]. Более того. Оно вызывало возмущение среди крестьян. Распутин был их собратом. Они испытывали гордость, слыша, что он друг Царицы. Узнав о том, что его убили, они начали говорить: «ну вот, стоит кому-то одному из нас приблизиться к Царю и Царице,
как тут же князья да графья убивают его из зависти. Вот кто вечно стоит между Царем и нами, мужиками»1.
«Все эти Пуришкевичи беса тешат, бесу служат»...2
Григорий, истинная набожность которого со делала его проводником воли Божией, ясно и определенно говорил, что и кто движет этими представителями «высшего общества», под влиянием которых он, якобы, «пал»...
Мученик Григорий действительно пал от рук убийц «высшего общества», и это явилось, на самом деле, для России «великой духовной катастрофой». Старец говорил: «Вся политика вредна, вредна политика... Все эти Пуришкевичи, Дубровины беса тешат, бесу служат... Служи народу... А прочее — от лукавого, понимаешь, от лукавого»5.
У Григория было много врагов. «Его часто бранили в газетах, — вспоминает дочь Матрена. — Мы [близкие] иногда говорили ему, почему он при его влиянии не заставит их замолчать. Он всегда отвечал: «Я знаю