Очистительное действие страданий
Святые Отцы научают, что основой всех добродетелей и даров, ниспосылаемых желающему совершенствоваться самому в духовной жизни и призывающему к этому и своих ближних, является наличие благодати. Если ее нет, то подвиг напрасен. Внешнее делание приобретает силу и привлекает благодать Святого Духа, когда соединяется с покаянным состоянием души и смирением, безропотным перенесением скорбей, видением своего окаянства, непревозношением, умалением и всепрощением, непамятозлобием и прощением грехов обидчикам. Все это стяжал, милостью Бо-жией, Григорий. Он добровольно, ради Христа и Царя, предал себя в этой временной жизни на безропотное перенесение хулы, безчестий, клевет, поруганий и гонений. Никто из наиболее близких нам святых не подвергался от врага такому оклеветанию и лжи, как Мученик Григорий. Ложь была такова, что свидетельствовала о том, что сам «отеи, лжи и диавол искони» гнал и хулил святого. Сначала» пока враг не распознал истинную причину пребывания праведника в Петербурге, Григорий подвизался незаметно во спасение других и даже был в духовной славе и признании. К нему стекались со всего города со своими бедами и просьбами помолиться. Иногда бывало до семисот человек в день. С раннего утра приходили страждущие ко дверям его дома. Он выходил к ним, «низко кланялся, оглядывал толпу и говорил; «Вы пришли ко мне просить помощи. Я всем помогу». Почти никогда Григорий не отказывал. [,,.] Он не задумывался, стоит ли
проситель его помощи. [...] Квартиру его заполняли хромые, увечные и нуждающиеся. [...] Он никогда не умел отказать нуждающимся и трудился самым старательным и добросовестным образом. Некоторое время он пытался принять всех. Молился за здоровье больных. Многие из них чудесным образом исцелялись, и очередь становилась тем длиннее, чем шире распространялись слухи о его способностях врачевания,.. Он никогда не брал на себя смелости осуждать мотивы приходящих к нему людей. «Только Бог, — говорил он, — имеет право судить»... Он не судил. Зато его судили»1. Диавол не хотел допустить, чтобы светильник сей не угасал и разгонял сгущающуюся вокруг Царского Трона тьму.
Для Григория настало время вступления в мученический подвиг по произволению: вначале, прежде действительной мученической кончины с пролитием крови, он предает себя на безкровное мученичество принятия страданий от мира.
«Ветхозаветные пророки не раз испытывали припадки этого смертельного страдания при виде израильтян, глухих к их наставлениям, погрязших в преступлениях. Илия, пораженный ими, воскликнул с тоской: «Боже, приими дух мой, я отдам Тебе его!». А другой пророк прибавлял: «Приими его, ибо лучше умереть, нежели жить так!»2,
В этой тяжелой духовной брани святой Григорий молил Господа о помощи и взывал к Нему:
Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 144-146.
2 Крестный Путь Иоанна Златоуста. М. 1996. С. 218-219.
«В гонениях Твой. путь.
Ты нам показал Крест Твой за радость.
Господи, Крест Твой тяжел, и минутная жизнь
прссветлый рай — нет конца!
Моя жизнь в дальнейший путь во Христе — рай.
О как весел, да Крест тяжел.
Радостный день в гонении, да не всяк вместит.
Тяжелы скорби без привычки.
Пойми грехи свои, и Крест будет всласть.
Без креста Бог далек!
И сам не ищи Креста, а Бог даст,
понесешь, сколько сможешь.
Бог знает, что тебе нужно, только будь
осторожен...
Только победа — смирение и крестное знамение. А смирение дают скорби и разные гонения» .
Григорий очищал свою душу от страстей несением скорбей и не озлоблялся; он соделался сосудом, приявшим Благодать Божию: «Чистота взирает на Бога, — пишет Исаак Сирии, — воссияет и цветет в душе не вследствие прошения, но вследствие неведения злобы какого бы то ни было человека. Если же желательно тебе, чтобы сердце твое сделалось вместилищем тайн нового мира, то обогатись сперва делами телесными, постом, бдением, службою, подвижничеством, терпением, низложением помыслов и прочим. Связывай ум свой чтением Писаний и углублением в них, напиши пред очами у себя заповеди и отдай долг страстей, когда бываешь побежден и побеждаешь. И непрестанным молитвенным собеседова-
1 Платонов ОЛ. Жизнь за Царя. Из Духовного Наследия Г.Е. Распутина. М. 1999. С. 492-493.
нием [...] приучай ум твой углубляться в тайны Спасителева домостроительства»*.
«Господи, — молил праведник. — Как умножились враги мои! Мои — мнози и восстают на меня! Многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге. В душе скажу, не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Крепко люблю слово Твое, Господи! Не отчаивайся! Покаяние — радость Богу и Ангелам! Наследник у Бога будешь! И я надеюсь на милосердие Божие, и оно велико! И все близкие убоялись зла и оставили на посмешище меня!»2. Мир поносил его, а он терпел, не оправдываясь, получая от Господа то, к чему стремились все святые — святое смирение и любовь] Через стяжание этих высоких добродетелей — смирения и совершенной любви — сей страдалец Григорий восходил в Небесный Иерусалим. Гонимый от падшего мира, святой удостоился при жизни от Господа сугубой Благодати, а лишенные благодати слу~ жители мира сего корили того, на ком она почивала.
Даже если бы Господь не сподобил Григория страстотерпческой кончины, вся его жизнь — мученичество и страдания. «Невозможно, — пишет Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу, — отказать в именовании мучеников людям, которые не только устояли перед обидами, оскорблениями, клеветой, что само по себе имеет цену, но которые прямо смотрят в лицо ужасным угрозам, и даже пыткам, [...] тем, которые готовы перенести
* Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 4. Нижний Новгород. 1998. С. 247.
2 Платонов О.А. Жизнь за Царя. Из Духовного Наследия Г.Е. Распутина. М. 1999. С. 489.
всевозможные преследования, нежели войти в общение со злодеями, совершающими одно преступление за другим. Кто откажет в наименовании мучеников людям, которые своими мучениями запечатлевают учение Церкви, утешают эту Святую Мать, плачущую от прегрешения слабых, отрекающихся от нее, при всех их многочисленности? Один человек, исполняющий волю Божию, стоит более десяти тысяч ее нарушающих»^.
Тысячи восстали на одного...
Враг стремился запятнать Григория худой славой, злобно гнал святого, как некогда преследовал Святителя Иоанна Златоустого.
Учитель Вселенский, Столп Церкви Христовой предал Господу душу свою в изгнании, имя его хулилось в церквах в течение тридцати лет как еретика и раскольника; требовалось обязательное произнесение проклятия Златоусту от почитателей его, если они хотели войти в храм. Возглавлял гонителей Александрийский Патриарх Феофил. После блаженного упокоения Святителя Иоанна, Феофил занял ту же позицию. Происки, обман, подкупы, которыми он владел искусно, продолжались.
«Опираясь на эти происки, угрозы и подкупы, Феофил издал против личности Златоуста гнусный пасквиль, посредством которого имел намерение оправдать себя, пятная жертву. Случай, который не назовем счастливым, сохранил нам отрывок этого пасквиля в сочинении одного епископа VI века, предназначенном Императору Юстиниану. Невольно теперь краснеешь, читая то, что без стыда писал священнослужитель и один из значительнейших восточных патриархов о Святителе,
* Крестный Путь Иоанна Златоуста. М. 1996. С.249.
73
им погубленном. Автор пользуется своими богословскими познаниями для того, чтобы изобрести безумные обвинения Иоанна Златоуста в колдовстве; пользуется Священным Писанием, черпая оттуда страшные формулы проклятия и оскорбления.
По этому сочинению Святитель Иоанн был диавол, слова которого текли грязным потоком в души слушателей, предатель наряду с Иудой, и, что, подобно тому, как сатана принимает вид светлого ангела, Иоанн не был в действительности тем, кем казался; что он преследовал своих ближних с той адской злобой, которой был одержим Саул, и доводил до смерти служителей Бога и Его святых. Златоуст еще здесь назывался «скверным развратником, нечестивым в церкви перворожденных, преданным ярости властолюбия и величающимся своим безумием; он же отдал душу свою диаволу, предавшись постыдному прелюбодеянию; его священнослужение было гнусно, его жертвы были осквернены; он был враг человеческого рода и превосходил дерзостью разбойников»1.
«Пока существует Распутин, мы победить не можем»2
(иноверцы)
Все, в чем обвиняли Святого Иоанна Златоуста, Святителя Вселенской Церкви, вменяли в ви-
ну и Григорию Новому. Поразительно почти буквальное сходство обвинений: обоих святых именовали диаволами; о Распутине «вторым Феофи-лом» Сергием Труфановым был составлен гнусный пасквиль под названием «Святой черт»; его называли сектантом-хлыстом, устраивали церковное дознание (так и не подтвердившее обвинение)... На голову «священного козла отпущения» Григория Распутина возлагались все мерзости и вины... Сроки, назначенные инородцами, приближались... Невинная кровь должна была пролиться... Они жаждали Царской Крови.., Но пока за Царскую Семью молился пророк Григорий, Господь Их хранил... «Пока я жив, — говорил Григрий, — все будет хорошо [будет жив и Царь]»1. Не будет меня, «в полгода потеряете и Престол, и мальчонку»2.
Григорий часто повторял: «мужики никогда не убьют Царя, а убьет его интеллигент»3, противящийся Богу, иноверец.
Царь-Мученик Николай был самым сильным и мудрым Государем. Его отличала необыкновенная простота в отношениях. Он имел природный дар — великолепную память на лица, имена и события. Сердечность манер и сдержанность украшали Его Царское величие. Даже самое серьезное и обоснованное неудовольствие Он проявлял в вежливой форме, не оскорбительной для другого человека. Монарх, имевший два высших образования — юридическое и высшее военное. Ему
1996.
1 Крестный Путь Иоанна Златоуста. М, С. 268-269.
2 Фраза из выступления в Думе предателя России и Царя Пуришкевича В,И. Российский Архив. Т.8, Соколов Н~А. Предварительное следствие. 1919-1921. С. 252.
1 Ден Лили. Подлинная Царица. М. 1998. С, 68
2 Кн. Ф. Юсупов. Мемуары. М. 2000. С. 176. * Российский Архив. Т.8. Соколов НА.. Предварительное следствие. 1919-1921. С. 183.
была чужда любая поза и неискренность, Император всегда пренебрегал личным ради других. Полное самоотвержение и безграничная любовь к Отечеству. «Скромный в своих вкусах, в личной Своей жизни, даже в одеянии, донашивал иногда платие до штопки, Он, вместе с тем, становится самым широко гостеприимным хозяином, когда Он у Себя принимает гостей. Он тратит без счета, из Своих личных средств, нередко с щедро-стию, всегда остающейся неведомой, чтобы помочь в несчастиях людям»1. «Пушкин, который в своем «Борисе Годунове» дал глубочайшее прозрение сущности Монархии, говорит:
Не должен Царский, голос
На воздухе теряться по-пустому.
Как звон святой
Он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
Это истинное понимание Царского достоинства, чувство монархического такта, было в высшей степени присуще Государю»2.
«Воспитанный для царства, Он видел с ранних лет перед Собой огромность ожидающей Его задачи. Власть как долг: власть, возлагающая великую ответственность — вот основная черта Его политического мировоззрения. Не честолюбие — его у Государя почти не было — не «вкус к власти», ни, конечно же, какие-либо материальные
* Якобий И.П, Император Николай II и революция. Берлин. 1938. С. 7.
^ Олъденбург С. С. Слово ПамятиГосударя. В кн.: Государь Император Николай Александрович. Берлин. 1922. С. 9.
соображения — Он жил [... ] скромнее многих Своих министров, [...] но понимание власти как права и обязанности одновременно лежало в основе всех действий Императора Николая Второго. Он считал, что ответственность [.,.] за судьбы вверенной Ему Богом страны лежит на Нем, и что от нее никакой земной суд не может Его разрешить. [...] Ответственность за Свои решения Он нес один перед Богом и историей, [...] не перелагал бремя ответственности ни на кого. [...] Высокое сознание ответственности, отношение к власти как к долгу, заставляло Государя в течение многих лет относиться отрицательно к попыткам ограничения Его власти. Отвечать перед Богом должен Он; а как отвечать, если не имеет свободы распоряжаться?.. Если бы Он искренно убедился, что для блага страны пригоднее иной порядок и что в России есть силы, которым можно доверить часть Священных прав — обязанностей, конечно, Он сделал бы это с радостию: ни личного властолюбия, ни потребности вмешиваться во все дела государства Он никогда не имел. Бремя власти Он нес как тяжелый долг.
Но когда Он сделал шаг в этом направлении, как Он был встречен? Что же, разве те силы, которые так громко требовали прав, проявили тогда понимание обязанностей? Когда был издан Манифест 17 Октября, разве не закрутилась по всей России какая-то дикая бесовская пляска? «Добейте гадину», — писали газеты. «Граждане! Жертвуйте на гроб Николая II», — остроумничали революционеры на улицах. Что, Московское восстание было до или после Манифеста? — А когда собралась I Государственная Дума, которую Император все-таки встретил благожелательными
словами, что Он видел от нее? Требования, требования, резкие и властные по тону, отклонение поправки об осуждении террора, слова о крови под горностаевой мантией, поминутное бряцание мечом «революционного народа» ...
Так ли уж был не прав Государь, когда после колебания не счел возможным доверить этим силам правление взбаламученной страной?!»1
Да, «Один человек, исполняющий волю Божию, стоит более десяти тысяч ее нарушающих»,..
Больше всего отвращало смутьянов следующая убежденность Царя Николая, в коей Его укреплял и поддерживал Григорий. Царь считал, «что всем управляет Бог, Помазанником Коего является Царь, Который поэтому не должен ни с кем сговариваться, а следовать исключительно Божественному внушению. Если Царские веления современникам не нравятся, то это не имеет значения. Результаты действий, касающиеся народной жизни, обнаружатся лишь в отдаленном будущем и лишь тогда получают сами эти действия правильную оценку. Согласно сему Государь никого больше не слушается. [...] Царствование Николая II превращалось таким путем в то самое, что утверждал еще в 1765 году фельдмаршал Миних: «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется Самим Богом, Иначе невозможно понять, как оно существует»... Возвести это положение в догму суждено было Николаю Второму. Не на основании какой-либо системы или вперед начер-
танного плана и не в путях преследования твердо определенных целей стремился Он править Великой Империей, а как Ему Бог в каждом отдельном случае на душу положит»1.
От Царя требовали самоупразднения, опираясь, якобы, на народные настроения. Когда «высшее общество» в лице Верховного Главнокомандующего В.К. Николая Николаевича довело Русскую Армию почти до поражения и Царь Николай «выдержал огромный натиск, выслушал множество верноподданнических любезных просьб, остался тверд и спасение Родины взял в Свои руки, вместо нравственной поддержки, в грозную минуту, Он встретил дружный отпор, кликушеские предсказания гибели, завуалированную вражду и то отношение, которое на практическом языке можно было бы выразить словами: «мы Тебя, Царь-Батюшка, в грош не ценим»... «Все попытки отговорить Царя указанием на опасность и риск занятия этой должности не помогли, — записал в своей книжечке профессор Павел Милюков. — Распутин убедил Императрицу, а Та Императора, что принятие командования, есть религиозный долг Самодержца. Мистический взгляд на Свое призвание, поддерживаемый сплотившимся придворным кружком, окончательно парализовал все другие влияния. Отныне все попытки извне указать Царю на возрастающую опасность народного недовольства будут наталкиваться на пассивное сопротивление человека, подчинившегося чужой воле и потерявшего способность и желание прислушиваться к новым доводам. [*••]
' Ольденбург С.С. Слово Памяти Государя. В кн.: Государь Император Николай Александрович. Берлин. 1922. С. 12-13.
1 Гурко В.И. Царь и Царица. Париж. 1927. С. 32. Из Дневника статс-секретаря Половцева А.А.
Милюков негодовал и бичевал. По русской пословице о красном словце, он не щадил никого. Увлекаясь сладкозвучием, говорил и писал мысли несдержанные, невыношенные, по существу, спорные, хотя и хлесткие. Душа у него была не русская, чужая, интернациональная, — душа безродного космополита. Ему были чужды отеческие традиции, потому и осуждала так презрительно религиозную мистику Царя. А как ценна был а эта мистика в русской жизни; как был дорог народу совестливый Царь, постоянно обращающий Свой взор к Правде Божией\
Можно ли было осуждать Царя за то, что в тяжкие, страшные дни крушения военного фронта Он взял в Свои руки непосредственное руководство борьбой с вторгшимся в пределы России врагом? Можно ли было на основании этого выставить Его как безвольного, безхарактерного человека, подчинившегося стороннему влиянию, с пассивным упрямством и умственной апатией? Не достоин ли был самого сурового осуждения тот, кто с такой завуалированной легкостью возвел вину на неповинного, обвинив Царя в [апатии], что было отвратительной неправдой? Из каких источников Милюкову были известны народные настроения и почему он связывал рост народного недовольства со вступлением Царя в командование армиями? «Я не могу сказать о настроениях моего села. А у них, видите ли, чувства всего народа, как на ладони. Кто его спрашивал? Грех на душу берут эти люди. Неправду говорят; говорят отсебятину», — сказал в одном из разговоров Распутин.
Вступив в командование, Государь написал 25 августа Свое первое письмо Царице из Ставки:
«Благодарен Богу, все прошло, и вот я опять с этой новой ответственностью на Моих плечах. Но да исполнится воля Божия. Я испытываю такое спокойствие, как после Святого Причастия. Все утро этого памятного дня 23 августа, прибывши сюда, Я много молился... Начинается новая чистая страница, и что на ней будет написано, один Бог Всемогущий ведает. Я подписал Мой первый приказ и прибавил несколько слов довольно-таки дрожащей рукой»...
С той поры как Небесное Провидение прислало в укрепление Государю Императору Старца Григория прошло двенадцать лет... Мучительных и болезненных, за которые истинные и верные сыны Отечества, уповая на помощь Божию, пытались исправить состояние умов.
Царь-Мученик Николай и Его присные сеяли добрые семена...
А крамольники их вытаптывали...
И насадили плевелы...