Призвание Григория Праведным Симеоном Верхотурским. Духовное окормление у Старца Макария Октайского-Верхотурского
«В числе множества паломников, из ближних и дальних краев приходивших в священный град Верхотурье и посещавших его святыни, хаживал и Григорий, начинавший свой подвиг странничества с посохом и сумой.
В записках о Распутине [...] повествуется: «,..Во время молотьбы, когда над его святостию смеялись домашние, он воткнул лопату в ворох зерна и пошел по святым местам. Ходил целый год. Много видел, много слышал. Пришел домой... В хлеву у себя выкопал пещеру и молился там Богу две недели. Через некоторое время пошел опять странствовать. Повелел ему это Святой Симеон Верхотурский. Он явился ему во сне и сказал: «Григорий! Иди, странствуй и спасай людей». Он пошел. На пути в одном доме он повстречал чудотворную икону Абалакской Божией Матери, которую монахи носили по селениям. Григорий заночевал в той комнате, где была ико-
на. Ночью проснулся, смотрит, а икона плачет, и он слышит * такие слова: «Григорий! Я плачу о грехах людских: иди, странствуй, очищай людей от грехов их и снимай с них страсти».
Существуют сведения [...], что одно время Григорий оставался в Верхотурском Николаев -ском мужском монастыре в качестве послушника или трудника, проходя в течение двух лет монастырские послушания. Здесь он научился даже немного писать и читать; значит, те каракули, которые были автографом Распутина, это как раз то, чему он выучился в монастыре»1.
Отныне Григорий держал себя в постоянном бодрствовании.
Лицо его отображало все явственней свет небесный. Царица Небесная вверила первые зрелые духовные шаги Григория дивному подвижнику Макарию Октайскому. Мало сохранилось о нем письменных воспоминаний: «Маргарита Сабашни-кова в книге своих воспоминаний, напечатанных впервые в Германии после второй мировой войны, рассказывает о своей встрече в Париже с русским писателем Ремизовым в начале века. Писатель поведал ей, что на монастырской заимке [Свято-Николаевского Верхотурского монастыря] в лесу, проживает необычный отшельник, пастух Михаил [имя Макария до пострига]. Когда рано утром он молится с воздетыми руками, то все стадо коров замирает, внимая его молитве. Затем он осеняет его крестом, и животные самостоя -тельно отправляются на пастбище в лес. Целый
^ Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до-чери. М. 2000. С. 44.
Газета Верхотурская Старина (под редакцией игумена Тихона/Затекина/). Ст. иеромонаха Пантелеймона «Распутин в Верхотурье». 1999.
день они пасутся одни в лесу, а вечером возвращаются в скит все целы и невредимы. [--.] Услышав о таком чуде, Маргарита [...] по возвращении в Россию поехала на поезде в Екатеринбург и далее на Верхотурье. Оттуда по бездорожью на телеге на монастырскую заимку Октая. [...] Старец рассказал ей все о ее жизни, открыл нечто и о ее мятущейся душе и показал пути к ее утешению, и в конце открыл ей будущие преткновения. В то время к Старцу приходило множество паломников, приезжавших поклониться в монастырь Симеону Праведному; как большинство святых, он как был, так и остался бы тайным молитвенником, если бы не его дружба с Царственными Особами. Знакомый Старца [Макария] странник Григорий Распутин рассказал о дивном октайском Старце духовнику Царской Семьи [тогда архимандриту] Феофану Полтавскому. Позже Владыка приезжал несколько раз в Верхотурский монастырь, где познакомился с Макарием. Потом он с ним два раза ездил в Царское Село на прием к Высочайшим Особам. К сожалению, содержание бесед прозорливца Макария с [Государем] Николаем Вторым для нас так и осталось навеки тайной. [...]
К нашему времени весьма скудны страницы биографии Верхотурского Старца.
Михаил Васильевич Поликарпов, так звали его в миру, был родом из деревни Новая Починка Казанской губернии Чебоксарского уезда По-садско-Сотниковской волости. До 30 лет ему пришлось жить в родной деревне в заботах о младших членах семьи, ввиду ранней смерти отца. Михаил с детства питал интерес ко всему Божественному и рано начал странствовать по святым
местам. После того, как он выдал свою сестру (последнюю) замуж, то сразу отправился в полюбившийся ему Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, где стал послушником. Через 10 лет 20 марта 1900 года игуменом Ксенофонтом он был пострижен в рясофор, а вскоре после этого направлен в Октайский скит нести послушание в монастырском хозяйстве, где пребывал в течение 15 лет, почти до самой кончины. Здесь впервые тогда и открылись благодатные чудные дарования Старца: прозорливость, знание людских сердец и молитвенная помощь всем страждущим. Многих он утешал добрым словом, что было бальзамом исцеления для заблудших душ. И потекли к его обители со всех сторон России паломники, странники и богоискатели, которыми всегда славилась Святая Русская Земля, Говорил он по-всякому: с простым народом просто, с интеллигенцией притчами, часто перескакивая с темы на тему, что не было недостатком ума, а Божественной мудро-стию, наставлениями для безумцев века сего. Правда, далеко не все могли уразуметь, что же им сказал сегодня Макарий? В беседе с журналистом он как-то заметил: «Говорю и о Господе поучения, да не знаю, помогает ли, который и так уходит,.»» И только по прошествии времени, когда сбывалось предреченное Старцем, люди понимали, насколько прозорлив был Батюшка. Наверное, большая бы книга не вместила бы всех чудо-творений Октайского отшельника. До нашего времени дошли лишь крохи рассказов тех немногих счастливцев, которым удалось встретиться с ним. Матушка Елекинида поведала автору этих строк историю некоей Александры, из Сербишино, на которой исполнилось благословение Старца. В то
время, будучи замужем, она горевала, что не имела долго детей. Но вот по усердным молитвам и обетам, Господь послал ей утешение, и у нее родились две девочки, но только одна из них была хромая, а другая темная (слепая). Когда они подросли, то старшую мать привезла в скит под благословение, чтобы исполнить обет и отдать ее в монастырь. Увидев его [Старца Макария] знаменитый курятник [где он и принимал богомольцев], часто своим стройным хором приводивший в изумление гостей, она заметила: «Да у вас, Батюшка, много куриц», А он, улыбаясь, отвечал: «Только одна, остальные петухи». Погладив ее девочку по голове, он дал ей просфору, а родители, помня обет, говорят: «Благословите ее, отец, в монастырь». А он: «Что вы такую малютку в монастырь, какие глупые родные. Вот вырастет, выйдет замуж. Детей наплодит, а потом уж и в монастырь можно». Впоследствии все произошло так, как сказал отшельник. После замужества у дочери Александры родилось 7 мальчиков, а последней была девочка; муж у нее был строгий: зная о пророчестве Старца, говорит: «Попробуй, сбеги в монастырь, я тебя и под камнем найду». Но вскоре началась война, и он ушел на фронт, откуда больше не вернулся. С детьми у нее были одни скорби: тот босяк, другого убили, кто умер от болезней, и вот на старости лет осталась Александра одна, и тогда стала она принимать у себя в доме нищих, странных, убогих и вместе с ними молиться Богу. Вот и получился у нее свой монастырь. Сбылось все предсказанное Макарием много лет тому назад.
Часто Старец вел с посетителями иносказательные беседы: или уклонится от вопроса, или
скажет что-то вообще неясное и не к месту. Как-то пришли к нему мать с отроковицей и говорят: «Дома одни скорби, хотим в монастырь поступить, вот только мужа жалко». Макарий говорит: «Помолимся на вечерне, а там Бог даст и решим ваш вопрос». Но только после вечерни он ушел от них к реке Туре, а возвращается назад с мокрыми распущенными волосами: «Вот видите, какой я утопленник». Они, конечно, ничего не поняли. И так, разочарованные, уехали в Верхотурье в гостиницу. А ночью к ним принесли телеграмму: «Ваш муж и псаломщик при переправе на лодке утонули». Так что пришлось им остаться поневоле в женском монастыре.
Был случай, когда Макарий посрамил ученую гордыню и направил человека на духовный путь. В Верхотурье однажды приехала дама с сыном студентом, который в последнее время увлекся либеральными идеями века сего и перестал верить в Бога. В тот приезд мать пожелала навестить Старца в скиту, о чем сказала сыну. Но тот и слышать об этом не хотел; если столичные профессора-богословы не укрепили в нем веры, что может дать ему мужик — был его ответ. Но все же, вняв мольбам матери, он согласился на поездку. Когда они вошли в келлию Старца, тот молился, стоя на коленях, перед иконами, к ним спиной. Видя, что тот не оборачивается, студент заговорил: «А я, Батюшка, к вам приехал посоветоваться». Наконец Макарий обернулся и отвечает: «А зачем ко мне идти советоваться, я человек необразованный, ничего не знаю». Тогда студент раскаялся в своем превозношении и заговорил сердцем: «Я вот, Батюшка, отроком ходил в церковь и учил Закон Божий... а поступил в уни-
верситет, в церковь не хожу, не молюсь и веру потерял». Макарий улыбнулся: «Я вот имел икону в переднем углу и много молился на нее, отчего душа получала утешение, а потом снял икону, положил ее под лавку и стал складывать на нее разные вещи, пока не стало видно. Потом, если молюсь, душа более не получает утешения от молитвы. Чтобы молиться, нужно мусор с иконы убрать и поставить ее снова в передний угол, тогда получишь утешение в молитве».
Потом он рассказал отроку, какие чудеса творит вера и как человек впадает в неверие и по каким грехам. Тут Макарий указал на прошлые грехи студента, намекнул на никому неведомые его [тайные] грехи, словом, обнаружил его внутреннее состояние и указал, что далее ему делать. Результатом этой беседы было то, что студент исповедал свои грехи, причастился Святых Тайн и домой вернулся уже верующим человеком.
До сих пор мало что известно о пребывании Макария в Свято-Николаевском монастыре, [...] почти ничего неизвестно о предметах их бесед с Владыкой Феофаном Полтавским, Распутиным, Государем Николаем Вторым, а также и с другими государственными особами. [...]
Последнюю главу из его жизни я услышал от девяностошестилетней Елизаветы из поселка Баранчи под Кушвой. Она еще до революции ездила к Старцу Макарию с сестрой Верой, но в тот раз им не повезло, их встретил лишь послушник, а Старец был в отъезде. Ее сестра оказалась более удачливой и через некоторое время она повторила свой визит к Старцу. Тогда ей предстала удивительная картина: по приглашению хозяина на второй этаж курятника, где Старец и прини-
мал, поднималась красивая дама в белом атласном платье с оборочками и в шляпе в вуалью. При ее появлении, Старец стал что-то невразумительно лопотать, а затем повязал ей на правую руку белый бант, а на левую — красный, и стал бить ее своим посохом, что-то приговаривая. Дама даже не пыталась защищаться, смиренно принимая побои отшельника как милость свыше, «Это бы -ло, — заметила старушка, — в 1916-1917 году, накануне грозной бури в России». Может, этим Старец хотел сказать нам о надвигающейся революции и гражданской войне между красными и белыми, которая будет больно бить всех людей в России. [...]
Изучая материалы по Николаевскому монастырю, игумен Тихон (Затекин) нашел в архиве интересный документ, который приводим полностью:
«Председатель комитета общественной безопасности города Верхотурье
Поручаю своему товарищу Пигулев-скому немедленно арестовать в Верхо-турском ските Макария и заключить его под стражу, произведя самый тщательный обыск у него в келлии. Имею на сей счет прямые указания товарища Скарятина. Начальник милиции в данном случае имеет безпрекословно повиноваться гражданину Пигулевскому.
Председатель комитета Беляев 19 апреля 1917 года».
Из этого документа многое становится ясным и понятным, что пришлось испытать Старцу Ма-кариюпод стражей. Известно лишь стало еще то, что преставился он после этого через два месяца 19 июля 1917 года и погребен на монастырском кладбище Верхотурского Николаевского монастыря.
В областном архиве Екатеринбурга имеется много телеграмм от Царской Семьи Верхотурско-му Свято-Николаевскому монастырю, во многих из них упоминается имя Макария.
«Императорский телеграф в Верхотурье
Телеграмма № 75
28 слов
Настоятелю Верхотурского
Николаевского монастыря
Ксенофонту
Воистину Воскресе! Государыня Императрица и Я поздравляем с Великим Праздником
и благодарим вас с братией и монаха Макария
за усердные молитвы.
Николаи. 1909»
отворила и помолиться с отцом Мака-рием о ниспослании благословения.
Николай.»
Автор этой статьи высказывает смелую мысль, что знакомство Григория Распутина с Царской Семьей произошло по молитвам Старца Макария, который увидел душу этого человека [человека Божия Григория] и понял его предназначение в этом мире»*.
«Телеграмма № 32
45 слов
Настоятелю Ксенофонту
Завтра 30 июня 1910 года надеемся, что состоится освящение храма во имя Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца у нас в Беззаботном. Просим Вас отслужить молебен у раки Святого Праведного Симеона Верхотурского Чуд-
* Газета Верхотурская Старина (под редакцией игумена Тихона /Затекина/), Ст. Верхотурский Старец Ма-
карий. |
1999.
СЛИЯНИЕ ПОМАЗАННИКА БОЖИЯ
СО СВОИМ НАРОДОМ