Слава Царя-Мученика Николая, сподобившегося иметь Пророка
Богобоязненный и благочестивый странник Божий Григорий был ниспослан Господом для молитвенного и духовного укрепления Царской Семьи, а в Их Священных Особах — и для спасения России. Видевший его и общавшийся с ним Жерар Шелли пишет: «В Распутине было так много от Ветхозаветного Пророка, что его можно было бы сравнить с одним из тех странных, суровых провидцев, игравших такую большую роль при Царях Израильских, Он обладал приятной многообразностию речи, почерпнутой, большей частою, из природы и богатых преданий Восточ-
* Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 211-212. Также см. Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о Царской Семье. М. 1993. С. 41-42.
ной Церкви»1. Он испытывал глубокую и искреннюю преданность к Царственным Страдальцам и Престолу. Как возвышены, одухотворены и глубоки его размышления о природе Царской власти, о смысле и священном долге служения на верность Царю и Отечеству, о душевных качествах, которыми должны обладать люди, предстоящие у Трона!
Мысли из Дневника;
«Человек неискренний, с двуличными мыслями, — не слуга Царев...»
«Без духовного разума не могут служить Царю и быть во Дворце. Там требуется ум святыни и разум, как ясное солнце...»
«Сердцем Царевым правит Бог...»
«Чувство верности на Руси и у русских очень просто, и все русские не фамилией сильны, а в душе...»
«У нашего Батюшки-Царя философский разум и чувство разума охватывает в один миг всю жизнь России; доброта в очах и все готовы, слезно готовы свою жизнь отдать...»
«Кругом его [Царя] простота, а в простоте почивает Бог»2.
В «Слове», написанном богодухновенным Григорием от избытка сердца, по случаю великих торжеств в Киеве — приезда Царской Семьи, он определяет мистически-сакральную неразделимую связь Самодержавного Царя и Народа: «Батюш-
ка-Царь — Отец Родины [...] Святое Семейство Их Величеств [...] Святая Семья [...] Семейство Великих сего мира [...] Великое Семей-ство[...]. О, какие были проводы! Миру стояло на много верст, и ничем их не оценить, — не люди, а какая-то в них светила радость. Смотришь на них, что их тут нет, где-то в седьмом небе, а тело на земле. Вот что может дать Самодержавная Семья: у кого слезы как ручьи, у кого трепещут ноги, кто мысленно высказывает свои нужды, кто делится радостию, кто печалию; и все открывают более чем батюшке (священнику) свои недостатки: все скорби, и грехи — все Батюшке-Царю и Святому Семейству великого мира»1.
Приведем из Духовного Наследия Святого Григория Нового Слово к Царю-Мученику Николаю на День Рождения. — 6/19 мая 1909 года, дышащее чистой любовию к отцу Отечества и преисполненное многих откровений о Нем и о грядущих событиях: пророк просит беречь и хранить Царя, не начинать смуту; помнить, что настали времена, когда Господь терпит и не наказывает до конца Россию только за сугубое благочестие и христианское совершенство и высоту Царствующего Государя Императора Николая Второго.
«6-го мая 1909 года Вот дождались мы той радости веселого дня, были и раньше появления радости о рождении свыше — весть была о рождении Спасителя, т.е. было торжество, и
* Бэте Фома. Пшеница и плевелы. М. 1997. С. 20. 2 Родина. 1993. № 10. РГИА. Ф. 1101. Оп. 2. Д. 644. Л. 2-12.
1 Платонов О.А. Жизнь за Царя. М. 1999. С. 114-
122,
теперь напоминается тем же словом: родился у нас на Руси Самодержец и Помазанник Христов и прошел звук из конца в концы земли и торжествует Православная Церковь. Уже видели мы Помазанника Божия, что он совершенствуется, т.е. десятки восшел на Престол. Вот слышим и видим в настоящее время за наши великие прегрешения идут беды и мы прогневили Господа своим беззаконием. Он кротко и смиренно переносит за наши прегрешения все невзгоды. Совсем сбылось евангельское слово, где поднялись брат на брата, сын на отца, вообще неисчислимые беды. Вот за Его-то кроткие и смиренные взгляды еще не прогневался на нас Господь, не истребил нас и это громадное нам значение. Да это и не диво! Сам же Господь сказал, что «Я тысячу лет могу обратить в день, а день в тысячу лет». Вот за Его-то благочестивую жизнь и продлил нам Господь веку. Отсюда-то можно заключить, что на Нем были неоднократно чудеса на Батюшке нашем Помазаннике Царе — первое — крушение на машине, через Него Господь спас все семейство. Не чудо ли это Бо-жие? Второе — пули свистели и не коснулись светлости Его, мечом усекли и при большой ране Господь сохранил и на морях Господь подавал руку помощи, охранял, благословлял и миловал Их. Нигде не охранила охрана, а только охранили Его сами Ангелы, которые посланы от Бога пасти Его. Экие мы невежды, что
Господь нам дал такого Помазанника — все явления и чудо за чудом на Нем. Будем помнить Его чудеса и явления на Нем, и проснемся как от сна. Помилуй нас, Боже, и введи нас в радость вечную и возольется тогда на нашей Матушке России духовный аромат и придем к свету. И познаем свет — тогда действительно при заре всем будет весело»1.
Все дошедшие до нас творения Григория Нового просты, но в них — Высокое Богомыслие. Симеон Новый Богослов обозначает духовную основу, заложенную в этих творениях: «Как народы распознаются по одеждам их, особенно по голосу и языку, так и святые познаются по тому, как благочестно и благообразно они себя держат, и по другим внешним признакам, но особенно решительный и верный признак их есть слово, исходящее из уст их. Ибо чего нет в сердце > того не могут изнести уста...» Ясно и четко он излагает основу Самодержавной власти в Российском Государстве, в котором Царь есть представитель воли Божией, а не народной. Воля Царя священна для русских как воля Помазанника Божия. Мы любим Царя потому, что мы любим Господа, — это раскрывают мысли Григория. Славу и благоденствие дарует нам Царь-Батюшка, а мы принимаем это от Него как Милость Божию. Постигает ли нас безславие и бедствие — принимаем с кротостию и смирением, как наказание Божие за наши беззакония. Пока мы преданы
1 Платонов О А. Жизнь за Царя. М. 1999. С. 559-
560,
Богу, — мы преданы Царю! Как только мы оставляем Царя, — мы оставляем Бога!
«Вот за Его-то благочестивую жизнь и продлил нам Господь веку»
Святой Мученик Григорий, имевший от Господа дар прозревать состояние души человека, видел духовными очами самое главное, что украшало и венчало жизненный путь Царя-Мученика Николая: кротость и смирение. Он видел в Нем великого святого, с умом, облагодатство-ванным Свыше, прозрачной чистотой Его души, Его пламенной верой и Его горячей любовью к Народу и России. «Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги Которого заслонялись лишь Его высоким званием Монарха.[...] Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел перед Собою только Небо, к которому неудержимо стремилась Его святая душа, тяготившаяся этой славой, желавшая сбросить с себя корону и царскую порфиру и уйти из мира, чтобы всецело отдаться служению Одному только Богу»1.
Высокое сознание Своей ответственности Самодержца, которому Господь вручил править «право Истины» в Государстве Российском, Царь Николай не перекладывал ни на кого. Ответственность за Свои решения Он нес один перед Богом. Бремя власти Он воспринимал как тяжелый долг, великий Крест. Вскоре после мученической кончины Григория Императрица Алек-
сандра писала Ему в Ставку 22 февраля 1917 года: «Мой драгоценный, [...] с тоской и тревогой я отпустила Тебя одного. [...] Какое ужасное время мы теперь переживаем!.. Ты выглядишь таким усталым, измученным. Бог послал Тебе воистину страшно тяжелый Крест. Мне так [...] хотелось бы помочь Тебе нести это бремя! Ты мужественен и терпелив — я всей душой чувствую и страдаю с Тобой, гораздо больше, чем могу выразить словами. Что я могу сделать? Только молиться и молиться! Наш дорогой Друг [Григорий] в ином мире тоже молится за Тебя — так Он еще ближе к нам. Но все же так хочется услышать Его утешающий и ободряющий голос. Бог поможет, Я верю, и ниспошлет великую награду за все, что Ты терпишь»1,
Опытный Странник Григорий у подножия Царского Креста
Самыми близкими и дорогими для Государя были Его Семья и — в течение двенадцати лет, до мученической кончины своей, — Старец Григорий, Именно он, духоносный муж, видевший чувственными очами «Ангелов, которые посланы от Бога пасти Государя», был Его земным Ангелом-Хранителем.
Дух же злобы готовил свое губительное разорение Православной и Самодержавной России, ангелы сатанины вырывались наружу и всевали безумные учения в головы людей. Царю Николаю суждено было Промыслом Божиим царствовать в
* Назанский В.И. Крушение Великой России и Дома Романовых. Париж. 1930. С. 239-240.
Платонов Олег. Николай II в секретной переписке. М. 1996. С. 649.
апокалиптические времена. Первый натиск богоборческих сил произошел во время отступнических событий в 1905 году. Именно когда крамола, называемая революцией, поднялась во весь рост, Пророк и Молитвенник Григорий, водимый духом Божиим, приходит в мятежный Петербург... Странник Григорий, обошедший с молитвой всю Россию, все ее святые обители и места, поклонившийся и Святой Иерусалимской земле, освященной Стопами Спасителя, поставляется Небесным водительством в столице Державы Русской — Петербурге — уже имеющем черты Нового Содома... Прежде принятия столь высокого и тяжелого подвига Григорий прошел долгий искус и, пройдя его царским, умеренным путем, стяжал дары опытного1 подвижника: непрестанной молитвы, чудотворения, прозорливости, рассуждения, способности изгонять молитвой нечистых духов. Он сподобился истинно пророческих озарений и видений: Святой Григорий зрел чувственными очами Матерь Божию Казанскую, благословившую его на подвиг.
Помощь святых Григорию
«Святые Ангелы и святые Божий человеки — лучшие и добрейшие, верные наши братья и дру-
1 Этот путь духовного возрастания описан самим I ри-горием в 1907 году в его удивительном творении: «Житие Опытного Странника», которое было написано им в период молитвенного углубления и которое можно прочесть в кн.: Платонов О Л. Жизнь за Царя. М. 1998 и в отдельной брошюре: Григорий Ефимович Распутин-Новый. Духовное Наследие. Избранные статьи» беседы, мысли и изречения. 1994. Без м.и.; и в настоящем издании.
зья, столь часто помогающие нам в разных обстоятельствах, в которых никто из людей помочь не может»*, — пишет Батюшка Иоанн Кронштадтский. С самого раннего детства Григорий ощущал видимо на себе их благодеяния. Необычайно рано начавший ходить, как вспоминает дочь Матрена, уже с шести (!) месяцев, он обладал хрупким здоровьем и часто болел. Однажды, во время тяжелой горячки, он увидел подле своей постели Высокую Красивую Жену в темном монашеском облачении, тихо успокаивавшую его и обещавшую скорое исцеление: ребенок внезапно стал здоровым. Все домашние, впоследствии, не сомневались, что Матерь Божия исцелила его — так велика была молитвенная любовь Григория к Царице Небесной, Которую он всегда призывал. Любил святой подолгу созерцать небо; глаза его чистые, ясные и голубые, обладали особой глубиной и проникали в самое сокровенное души. В этом они походили на взгляд иного святого — Мученика-Царя Николая; все святые — сродники, и роднила Царя и Григория Богом охраняемая чистота души и сердца, которая и сияла в их глазах. Святые любили Небо, поскольку там их жизнь. «Вера — это небо на земле, тут и спасайся», — говорил Григорий. Вместе с тем, выражение взгляда обоих святых говорило об их душах — безконечно скорбных и страждущих, терпеливых, мудро знающих, что их ожидает крестный путь на Голгофу. (Они были почти одногодками: Государь Император родился в 1868 году, а Григорий Распутин — в 1869 году.) Отличи-
' Митрополит Вениамин (Федчснков). Отец Иоанн Кронштадтский. СПб. 2000. С. 744.
тельной чертой их характеров в детстве было нежелание и неумение «драться». Воспитатели и наставники Царя Николая отмечали, что если у маленького Наследника вырывали из рук игрушку или вообще обижали Его, Он никогда не спорил с обидчиком. Тихо отойдя в сторону, Он думал о своем, а если обида бывала очень сильной, убегал к иконам, вставал перед ними на колени и молился. «Бывало, во время крупной ссоры с братьями или товарищами детских игр, — рассказывает Его воспитатель Хис, — Николай Александрович, чтобы удержаться от резкого слова или движения, молча уходил в другую комнату, брался за книгу и, только успокоившись, возвращался к обидчикам и снова принимался за игру, как будто ничего не было»1. Маленький Григорий, также как и его Царственный Друг, более любил уединение и молитву: «Отец рассказывал нам, — вспоминает дочь Матрена, — о том, как бабушка, напуганная его замкнутостию, даже отрешенностию, пыталась подтолкнуть сына к сверстникам. Она называла это «развеяться». Совершенно напрасно. Отец ни за что на свете не хотел бы «развеяться», перестать быть «странным». К ужасу родителей он твердил: «Не надо мне никаких друзей. У меня есть Бог»... «К четырнадцати годам отец выровнялся, не выглядел уже хилым и слабым, но драться по-прежнему не хотел. «Нельзя поганить образ», — говорил он»2.
Григорий рос особенным ребенком: на нем явно почивала искра Благодати Божией. Странник
1 Мордвинов А. Отрывки из воспоминаний. Русская Летопись. Кн. V. С. 155-156.
* Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания до-чери. М. 2000. С. 25.
Григорий с детства был «странным» этому миру, лежавшему во зле; чтобы людям было легче побеждать это зло, сеемое врагом, Господь посылает в мир Своих молитвенников и делателей. Таковым был и Святой Григорий. Дары, излитые на него, проявились с детства.
Маленький Григорий прозревал мысли людей
В его присутствии, пишет дочь Матрена, «зряшним делом было врать». Украденные вещи односельчане находили с его помощью, конокрадам тяжело приходилось в селе Покровском — по молитвам и словам Григория лошадей сразу находили. (Враг отомстил святому и за этот дар и труд открытия правды: именно его, Григория, из книги в книгу, из справочника в справочник называют «конокрад»! Месть беса святому.)
Он предвидел события
«Григорий мог сидеть около печки и вдруг заявить: «Идет незнакомый человек». И действительно, незнакомец стучал в дверь в поисках работы или куска хлеба. Гостя сажали за стол рядом с собой. Отец мне рассказывал, что почти каждый ужин в их доме делили с чужими»1.
«Блажен, кто и скоты милует»
Особенная любовь Григория ко всему творению Божию проявлялась в любви и заботе о жи-
1 Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 19^20.
вотных. Он не мог переносить, когда рядом жи-вотное страдает. Однажды у них захромала лошадь, растянула сухожилие под коленом. Григорий, в силу своего малолетства, понятия не имел, где находится сухожилие и что это такое. Но лошадка страдала! Он пошел вслед за отцом на конюшню, «постоял возле лошади в сосредоточении, потом подошел к задней ноге и положил ладонь прямо на подколенное сухожилие, хотя прежде никогда даже не слышал этого слова. Он стоял, слегка откинув голову назад, потом, словно решив, что исцеление совершилось, отступил на шаг, погладил лошадь и сказал: «Теперь тебе лучше»1. Уже позже, в Петербурге, он исцелил любимую собаку В. К. Николая Николаевича (впо-следствии «отблагодарившего» Старца клеветой).
Созерцание Славы Христовой
Григорий с четырнадцати лет начал глубоко постигать Священное Писание. Плохо умея читать, он запоминал наизусть слышанное в храме Слово Божие* Вот как вспоминает об этом его дочь: «Отец рассказывал мне, что первыми поразившими его словами из Писания были: «Не при-идет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот. там. Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20). Слова священника так поразили отца, что он бросился в лес, опасаясь, как бы окружающие не увидели, что с ним происходит нечто невообразимое.
Он рассказывал мне, что именно тогда почувствовал Бога.
Он рассуждал: «Если Царство Божие, а, стало быть, и Сам Бог, находится внутри каждого существа, то и звери не лишены его? И если Царство Божие есть рай, то этот рай — внутри нас? Почему же отец Павел говорит о рае, словно тот где-то на небе?»
Слова эти означали — и не могли означать ничего иного — Бог — в нем — в Григории. И чтобы найти Его, следует обратиться внутрь себя...
Отец рассказывал, что как только он понял это, покой снизошел на него. Он увидел свет.Кто-то написал бы в этом месте: «Ему показалось, что он увидел свет». Но только не я. Я твердо знаю, что свет был. По словам отца, он молился в эту минуту с таким пылом, как никогда в жизни...
Отец рассказывал, что когда он возвращался домой из леса, его не оставляло чувство светлой печали, но не тягостной тоски. Ему представлялось, что он чуть было не увидел Бога...
Отцу надо было поделиться с кем -то. Его мать пришла в ужас — это же святотатство, только святым дано видеть Бога. Она наказала сыну никому ничего не говорить и повела есть.
Я слышу бабушкин голос: «Иди поешь, как рукой снимет!»
Бедная бабушка, она всегда считала, будто хорошая еда может избавить от всех недугов — и душевных, и физических»1.
* Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 19-20.
1 Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 23-24.
Душа отрока Григория сподобилась узреть невещественный духовный Свет, а сердце возгорелось Божественным огнем. Огнь сей претворился в пламя великое, до небес... У святого Симеона Нового Богослова мы находим описание такого состояния души, которая взывает ко Господу: «Ты в первый раз блеснул в слабые очи мои пречистым сиянием Божественного Лица Своего, — и я тотчас потерял и тот малый свет, который, как мне думалось, имел я, не могши узнать Тебя. И как было возможно увидеть мне Тебя и узнать, кто Ты был, когда я самого сияния Лица Твоего не мог видеть и разуметь!» Что же делать мне, Господи, на что надеяться?! — «Слушай, чего надеяться тебе. Как когда видишь солнце в воде, самого солнца не видишь, потому что тогда смотришь вниз: так разумей и то, что быват в тебе; затвори себя самого, и старайся всегда видеть Меня чисто и ясно внутрь себя, как солнце в чистой воде. Поступая так, ты удостоишься потом по смерти увидеть Меня: как Я предсказал тебе»1.
Отрок Григорий исполнил Божественное повеление и затворился молитвенно внутрь себя. Прошло время, и он почувствовал необычайное движение Благодати Божией в себе. Малый свет стал разрастаться, он стал осознавать в себе явное присутствие Божие: «Однажды отец пахал на поле и вдруг почувствовал, что всегда присутствующий в нем свет разрастается. Он упал на колени. Перед ним было видение: Образ Казанской Божией Матери...
Только когда видение исчезло, отца пронзила боль. Оказалось, колени его упираются в острые камни, и кровь от порезов текла прямо на землю. [,..]
Отцу начали сниться странные сны. То ли сны, то ли видения — Казанская Божия Матерь. Образы мелькали слишком быстро, и отец не мог понять их смысла и значения. [.-.] Как-то раз, возвращаясь с мельницы, куда возил зерно, отец подвез молодого человека. Разговорившись с ним, узнал, что попутчик — сту-дент^богослов Милетий Заборовский. Спросил у него совета, что делать, рассказал о видениях. Тот просто ответил: «Тебя Господь позвал»... Господь позвал — ослушаться грех... «Как же семья?» — спросил отец... «Решай», — ответил Милетий... Доехали до деревни. Дома жена, родители, трое детей маленьких. Что делать? Мука мученическая, да и только!.. И тогда, говорил отец, он явственно услышал слова из Евангелия от святого Луки: «Еще другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 10, 61-62). Решение оставить дом далось отцу нелегко. Но ослушаться — еще тяжелее. Простояв всю ночь на коленях пред иконой Казанской Божией Матери, отец сказал себе: «Иду!».*. Мать разделяла стремления отца и сказала ему: «Поторопись»1.
* Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. М. 1993. С. 495, 501.
Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до-чери. М. 2000. С. 38-40.